Когда речь идёт о событиях Второй мировой, внимание любителей истории неизбежно привлекают великие державы того времени. Впрочем, и судьбы небольших стран, оказавшихся в эпицентре военного тайфуна, могут быть по-своему любопытными. Яркий пример тому — Ирландия, буквально зажатая между двумя враждующими коалициями, но сумевшая остаться нейтральной. Не последнюю роль в этом сыграли её вооружённые силы.
Политическая ситуация в Ирландии накануне Второй мировой войны
Ирландское Свободное Государство получило независимость от Великобритании на правах доминиона в 1922 году. Как известно, Северная Ирландия (Ольстер) с массовым преобладанием протестантского населения осталась в составе Соединённого Королевства. Компромиссный характер англо-ирландских договоренностей 1921 года вызвал массовое возмущение радикальных националистов и привёл к гражданской войне 1922-1923 годов. Братоубийственный конфликт оказался боевым крещением армии Свободного Государства, которая смогла нанести поражение военной организации ИРА и установила в стране мир.
Силы обороны Ирландии, официально созданные в 1924 году, теоретически должны были строиться во взаимодействии с Великобританией. На практике же ирландская политическая элита отнюдь не демонстрировала лояльность своей формальной метрополии. На выборах 1932 года к власти в Свободном Государстве пришла националистическая партия Фианна Фойл, лидер которой Имон де Валера стал премьер-министром. Взяв своеобразный политический реванш за поражение в гражданской войне, националисты начали перестройку отношений с Великобританией, подразумевающую отказ от ряда договорённостей 1921 года.
В 1937 году в Свободном Государстве была принята новая Конституция. Название страны изменилось на Ирландия (Эйре), тем самым провозглашались претензии на владение всем островом, включая Ольстер. Государство фактически отказывалось от признания британской монархии и статуса доминиона (формально это произошло только в 1948 году), институт британского генерал-губернатора ликвидировался, вместо него вводилась церемониальная должность Президента Ирландии. Великобритания лишилась военно-морских баз в Ирландии и права на контроль прибрежных вод. Первым премьер-министром полностью независимой республики стал Имон де Валера, занимавший должность до 1948 года.
Правительство Великобритании по понятным причинам негативно отнеслось к новой ирландской конституции, но формально согласилось с её принятием и не пыталось активно оспорить статус республики. Весной 1938 года Соединённое Королевство и Ирландия заключили договор о взаимопонимании, зафиксировавший статус-кво. Таким образом, в сентябре 1939 года Ирландия (в отличие от Канады, Австралии и других доминионов) имела все формальные основания не вступать в войну с Германией вслед за своей бывшей метрополией.
2 сентября 1939 года Имон де Валера объявил, что Ирландия придерживается нейтралитета в войне. В тот же день парламент республики принял Акт о чрезвычайном положении, действовавший до 1946 года. Соответственно, годы Второй мировой войны в Ирландии широко известны под образным собирательным названием «Чрезвычайное положение» (The Emergency). Это был период военной угрозы, политических и шпионских интриг, противостояния властей радикальному националистическому подполью, лавирования между интересами великих держав. Рассказать обо всех событиях того бурного времени в одной статье невозможно, поэтому мы сконцентрируемся на роли вооружённых сил Ирландии в защите национальных интересов страны.
Сухопутная армия Ирландии
Ирландская регулярная армия мирного времени насчитывала около 7600 военнослужащих, но росла довольно быстро. К моменту объявления чрезвычайного положения численность сухопутных войск выросла до 19 000 человек за счёт призыва волонтёров и резервистов. К лету 1940 года, когда война приблизилась к ирландским берегам, в армии служили уже около 25 000 человек, осенью того же года — около 30 000. В ирландской истории эти силы известны под названием «Армия чрезвычайного положения».
При этом в вооружённых силах республики изначально отсутствовали необходимые структуры для управления таким количеством людей. Пришлось импровизировать и прибегнуть к опыту ИРА времён войны с англичанами. Чтобы противостоять возможному вторжению, из наиболее подготовленных солдат и офицеров сформировали 11 «мобильных колонн» численностью около пехотной роты каждая. Четыре пехотных батальона являлись резервом. Вдоль всей береговой линии создали 83 наблюдательных поста, обслуживаемых гражданскими волонтёрами из местных жителей. Также для нужд армии был срочно сформирован из гражданских добровольцев Строительный корпус численностью в пять рабочих батальонов.
В июне 1940 года началось формирование добровольного народного ополчения, которое из-за массового наплыва волонтёров в октябре разделили на две группы. «Локальные оборонительные силы» состояли из мужчин, полностью пригодных к активной воинской службе, находились под контролем армии и готовились к войне. «Локальные силы безопасности» состояли из непригодных к военной службе по возрасту или физическому состоянию, подчинялись полиции и предназначались для охраны правопорядка. Всего в ополчение вступило около 100 000 человек, которые объединялись в территориальные воинские части вплоть до батальонов. Помимо пехоты, вооружённой поставленными из США винтовками M1917 Enfield, в рядах боеспособных «Локальных оборонительных сил» имелись инженерные, транспортные, связные, медицинские подразделения, а также несколько артиллерийских батарей и моторизованных частей.
Формирование регулярной армии военного времени шло довольно тяжело из-за нехватки кадров, опыта, средств и ресурсов. Великобритания и США относились к нейтралитету республики негативно и отказывали в доступе к современным вооружениям. И всё же, вместо импровизированных «колонн» относительно оперативно удалось сформировать восемь полноценных пехотных бригад и ряд отдельных частей общей численностью около 40 000 человек. Три батальона и две бригады (5-я и 8-я) несли гарнизонную службу, но бо́льшая часть регулярной армии с лета 1941 года и до конца войны входила в состав двух дивизий:
- 1-я дивизия состояла из 1-й, 3-й и 7-й пехотных бригад (всего 9 пехотных батальонов). Штаб находился в городе Корк, дивизия предназначалась для обороны южного побережья в случае гипотетического вторжения Германии. Бессменным командиром соединения являлся генерал-майор Майкл Джозеф Костелло, известный ветеран ИРА времён Войны за независимость;
- 2-я дивизия состояла из 2-й, 4-й и 6-й пехотных бригад (всего 9 пехотных батальонов). Штаб находился сначала в Дублине, затем в городе Мейнут. Дивизия прикрывала восточное побережье и границу с Ольстером. Любопытно, что её бессменный командир генерал-майор Хьюго Макнейл имел репутацию англофоба, искренне допускавшего возможность войны с Великобританией.
Главнокомандующим ирландской армией на протяжении всей войны являлся начальник Генерального штаба генерал-лейтенант Даниэль Маккенна. Он командовал самыми крупными за всю историю национального государства регулярными вооружёнными силами, которые сразу же после окончания Второй мировой войны уменьшились до 12 000 человек (дивизионные командования расформировали). Для сравнения можно сказать, что в настоящее время в регулярной ирландской армии служат около 7000 человек, объединённых в две бригады.
Главной слабостью «Армии чрезвычайного положения» изначально выступала нехватка в ней артиллерии и бронетехники, что объяснялось как состоянием экономики страны, так и позицией Великобритании и США. Например, остро не хватало противотанковых орудий, а основным противотанковым средством являлись британские ПТР Boys — в начале войны их имелось 41, затем закупили ещё 100. При фактическом отсутствии танков Ирландия вооружилась целой «коллекцией» бронеавтомобилей. Ещё до войны группу старых машин Rolls-Royce (13 единиц) дополнили современные пушечные бронеавтомобили Landsverk L-180 (8 единиц закуплены в Швеции) и Leyland (4 единицы построены в Ирландии). В военные годы Ирландия самостоятельно произвела около 60 оказавшихся довольно удачными лёгких бронеавтомобилей Morris Mk IV, Ford Mk IV, V и VI. Также в начале войны имелось 26 британских БТР Universal, до 1945 года закупили ещё 200 таких машин (их распределили по пехотным батальонам).
Насколько эффективное сопротивление могла бы оказать ирландская армия в случае нарушения нейтралитета страны? К счастью для ирландцев, этот вопрос остался теоретическим. В целом, наиболее реальной выглядела угроза немецкого вторжения, к отражению которого готовились наиболее планомерно. И действительно, известно, что в 1940-1942 годах немецкое высшее командование изучало возможность высадки морского или воздушного десанта в Ирландии (операция «Grün»). Довольно высокой была разведывательная активность на территории республики, в том числе поддержание контактов с радикальным националистическим подпольем для вторжения на территорию республики либо Ольстера.
Война разведок в Ирландии и роль в ней ирландской военной разведки G2 под руководством полковника Дэна Брайана — интересная тема, заслуживающая отдельного рассказа. Можно лишь отметить, что уже в мае 1940 года после ареста одного из членов националистического подполья в руки ирландских контрразведчиков попали документы, говорившие о возможной подготовке Германией нападения на их страну. Вскоре после этого состоялись неофициальные переговоры представителей ирландских и британских вооружённых сил, на которых удалось договориться о возможности приглашения на территорию республики британских войск в случае нападения Германии (операция «W»). К счастью, необходимость в проведении этой операции так и не возникла.
Некоторая угроза несанкционированного британского вторжения в Ирландию существовала, особенно в 1940 году, но такой ход событий рассматривался большинством военных и политических руководителей республики как маловероятный. Среди тех, кто воспринимал эту угрозу всерьёз, был генерал Макнейл. В любом случае, ирландское военное руководство трезво оценивало свои возможности и готовилось к действиям, адекватным потенциальной угрозе. После войны генерал Костелло писал:
«Если бы вторжение с любой стороны имело место, то в действие была бы запущена целая серия заранее подготовленных хорошо продуманных и документированных мер. Они включали в себя отступление в «центры сопротивления» в отдельных городах и населённых пунктах. Было рассчитано, что захватчиков планируется удерживать два месяца до того, как понадобится принять крайние меры и, следовательно, партизанская тактика сделает существование сил вторжения неудобным и невыгодным».
Военно-морские силы Ирландии
Согласно англо-ирландскому договору 1921 года Великобритания получила право контролировать ряд ключевых портов на территории Свободного Государства, содержать там свои гарнизоны и базировать боевые корабли. Наличие так называемых «договорных портов», ключевым из которых являлась гавань Корк, блокировало развитие ирландского флота. В распоряжении ирландцев имелся лишь один невооружённый сторожевой корабль Muirchú (1908 год постройки, водоизмещение 320 т), находившийся в ведении Департамента сельского хозяйства и рыболовства. Только в 1936 году Великобритания разрешила вооружить его 76-мм морской пушкой.
В 1938 году «договорные порты» передали властям Ирландии, а британские контингенты ушли оттуда. Республика получила контроль над прибрежными водами, однако финансы не позволяли содержать ей сильный флот. Первым шагом стала покупка у Великобритании траулера Fort Rannoch (1936 год постройки, водоизмещение 258 т), который превратили в сторожевой корабль охраны рыболовства, вооружённый 76-м орудием. В мае 1939 года Ирландия заказала два торпедных катера (M.1 и M.2) у британской компании Thornycroft. По некоторым данным, катера строились для Латвии и Эстонии, но их перекупили ирландцы. Первый катер передали заказчику в январе 1940 года, второй — в июне.
В сентябре 1939 года была создана Морская и береговая наблюдательная служба Ирландии — национальные ВМС, объединявшие имевшиеся в наличии корабли, береговые укрепления и систему постов береговых наблюдателей. Главной базой флота стала гавань Корк, имевшая всю необходимую инфраструктуру и защищённая береговой артиллерией. У Thornycroft заказали ещё четыре торпедных катера (M.3-M.6). По данным официальной истории, к 1941 году Морская и береговая наблюдательная служба Ирландии имела два сторожевых корабля, 6 торпедных катеров и два вспомогательных судна (общая численность личного состава — 300 человек). Командовал этим малочисленным прибрежным флотом, состав которого не менялся до конца войны, коммандер Шеймус О`Мурис.
В 1942 году ирландские ВМС разделили на собственно Морскую службу и Береговую наблюдательную службу, поскольку (с учётом слабости флота) система береговых наблюдателей действовала в интересах сухопутной армии. Для моряков же главной задачей являлась оборона стратегически важной гавани Корк, интерес к которой могли проявлять как немцы, так и англичане. Теоретически, сочетание минных полей, торпедных катеров и береговой артиллерии давало защитникам шанс на успех. Впрочем, единственной боевой операцией ирландского флота в годы Второй мировой стало участие торпедного катера М.2 в эвакуации британских войск из Дюнкерка. Известно, что в ходе этой неофициальной операции катер совершил два похода, причём на его борту находилась смешанная англо-ирландская команда.
Военно-воздушные силы Ирландии
Ирландский воздушный корпус, формально подчинявшийся командованию армии, возник в 1924 году, но только в 1937-1939 годах для него удалось относительно массово закупить современную авиатехнику. Ирландия приобрела у Великобритании 10 учебных самолётов Miles Magister, 9 многоцелевых самолётов Avro Anson, 6 лёгких бомбардировщиков Westland Lysander, 4 истребителя Gloster Gladiator (один из них сразу после покупки разбился) и 3 самолёта-амфибии Supermarine Walrus. Ещё 12 «Гладиаторов» и 7 «Энсонов» не удалось поставить заказчику из-за начала Второй мировой войны.
Штаб Воздушного корпуса находился на авиабазе в городе Балдоннел к югу от Дублина. В годы Второй мировой войны ирландскими ВВС командовали полковник Патрик Мулкахи, которого в 1943 году сменил полковник Вильям Деламер. К сентябрю 1939 года имевшиеся боевые самолёты делились на три эскадрильи: Разведывательная и бомбардировочная эскадрилья (Avro Anson), Истребительная эскадрилья (Gloster Gladiator и Westland Lysander), Эскадрилья берегового патруля (Supermarine Walrus). Принципиально такая организация сохранялась в ходе всей Второй мировой войны.
Важнейшей задачей для Воздушного корпуса в годы Второй мировой войны являлось патрулирование прибрежных вод. Для этого использовалась авиабаза Ринеанна в графстве Клэр на атлантическом побережье страны, где после войны возник известный международный аэропорт Шаннон. Задачи по патрулированию выполняли Avro Anson и Supermarine Walrus, из-за большой нагрузки на эти самолёты наблюдался их сильный износ. Так, весной-летом 1940 года, когда Ирландии всерьёз угрожало немецкое или британское вторжение, в строю находились лишь три «Энсона» и два «Валруса».
Великобритания крайне неохотно поставляла республике запчасти для авиатехники и передавала новые самолёты. Летом 1940 года Ирландия получила шесть устаревших лёгких штурмовиков Hawker Hind и 5 учебных самолётов Miles Magister, в мае 1941-январе 1942 года — 13 устаревших лёгких штурмовиков Hawker Hector. Одним из источников пополнения ВВС стало интернирование британских самолётов, по разным причинам севших в Ирландии. Таким образом, в 1940-1941 годах ирландцы получили три «Харрикейна», лёгкий бомбардировщик Fairy Battle и двухмоторный Lockheed Hudson.
Ключевой проблемой для Воздушного корпуса являлась острейшая нехватка истребителей при общей слабости ПВО страны. Во время «Битвы за Британию» люфтваффе несколько раз по ошибке бомбили ирландскую территорию, кульминацией чего стал налёт на Дублин в ночь с 30 на 31 мая 1941 года, приведший к гибели 28 человек и разрушению 300 домов. После этого всерьёз поднимался вопрос о размещении на территории республики британской авиабазы, однако до практической реализации проекта дело не дошло. В конечном счёте единственной боевой задачей ирландской истребительной эскадрильи стало уничтожение британских аэростатов воздушного заграждения, регулярно залетавших на территорию страны.
После долгих переговоров, проводившихся в различных форматах с 1940 года, Великобритания, наконец, согласилась предоставить Ирландии истребители. С июля 1943 по март 1944 года Воздушный корпус получил 11 морально устаревших и изношенных «Харрикейнов» ранней модели Mk. I, которыми полностью перевооружили Истребительную эскадрилью. В марте 1945 года были переданы 6 Hurricane Mk. II с пушечным вооружением. Участвовать в воздушных боях «Харрикейнам» не довелось, но они стали самыми многочисленными истребителями, когда-либо находившимися на вооружении ирландских ВВС.
К счастью для Ирландии, ей не довелось вести боевые действия на своей территории, однако это небогатое государство принимало весьма энергичные меры для того, чтобы сделать свои вооружённые силы способными противостоять возможной агрессии. Трудно отрицать, что в то опасное время ирландские военные сделали важный вклад в защиту суверенитета своей страны.
Источники и литература:
- http://www.curragh.info/
- http://www.irishnavalassociation.ie/ (сайт Морской ассоциации Ирландии)
- https://www.military.ie (официальный сайт Сил обороны Ирландии)
- http://www.militaryarchives.ie/ (виртуальный архив Сил обороны Ирландии)
- London, Peter «Small, but fierce» — Flypast, 2016, №8
- McCarron, Donal «The Irish Defence Forces since 1922» — Oxford, Osprey Publishing, 2004
Комментарии к данной статье отключены.