Из всех использовавшихся в бомбардировочном вооружении видов бомбодержателей самым массовым, самым грузоподъёмным и универсальным оказался балочный держатель. Как ясно из названия, он выполняется в виде горизонтальной силовой балки и используется для горизонтальной подвески груза. Балка крепится к силовым элементам летательного аппарата, обычно параллельно его продольной оси (редко, но встречается перпендикулярная установка). Смысл использования балки – перераспределение сосредоточенной нагрузки от подвешиваемого груза минимум на два узла крепления, предусмотренных для этого в силовой схеме летательного аппарата.

Балочные держатели впервые появились в британской авиации. Новые бомбардировщики с мощными двигателями могли брать на внешнюю подвеску тяжёлые бомбы. Королевская лаборатория по вооружению создала 100-фунтовую фугасную бомбу типа НЕ с грушевидным корпусом и развитым пластинчатым стабилизатором. От вертикальной подвески по немецкому типу британцы отказались сразу, и тогда появился держатель в виде трубчатой балки, на которой был установлен замок и две струбцины, с помощью которых фиксировались и сама бомба, и ветрянки предохранителей взрывателей. Струбцины закреплялись на балке на хомутах и при необходимости скользили по балке под размер используемой бомбы.

Кроме грушевидных бомб, к такому типу балочных держателей вешались и другие – например, цилиндрические бомбы типа RFC, менялись только кронштейны-фиксаторы. К носителю балка крепилась за два подвеса. Однако самолёты были разной конструкции, и найти нужное место для установки стандартизированной балки было проблематично. Поэтому в дополнение к балочным держателям придумали адаптеры – переходные балки с четырьмя креплениями: двумя неподвижными на балочный держатель и двумя с переменной базой под узлы крепления на самолёте. Балочный держатель имел ещё одно важное свойство: если усилить или удлинить балку, то можно было установить на ней несколько замков – получался многозамковый балочный держатель.

Предлагаем фотоподборку различных балочных бомбодержателей, используемых со времён Первой мировой войны и до наших дней.

На балке, кроме замка для подвески бомбы, можно установить приспособления для стабилизации груза по направлению полёта и против поперечных колебаний (ухваты, упоры), приспособления для фиксации ветрянок взрывателей, электроразводку и штепсельные разъёмы для «электрифицированных» грузов, топливные патрубки. После Второй мировой войны появляются балочные держатели, оформленные в виде обтекаемого пилона – так называемые пилон-держатели. В реактивную эру балочный держатель становится основным типом. Кроме авиабомб, на них вешают подвесные топливные баки, торпеды, ящичные бомбодержатели, пусковые устройства ракет и сами ракеты.

Во всех странах, имеющих боевую авиацию, для тренировок по бомбометанию применяют практические авиабомбы, обычно небольшого калибра. Вешать их на стандартные балочные держатели невыгодно и не всегда безопасно: из-за небольших размеров практические бомбы не зафиксировать штатными ухватами. Для таких бомб создаются специальные промежуточные держатели соответствующих размеров, которые уже можно подвесить на обычные балочные держатели.

​Британские 100-фунтовые фугасные бомбы и их подвеска на борту гондолы морского дирижабля. Балочные держатели закреплены через систему переходных балок. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
Британские 100-фунтовые фугасные бомбы и их подвеска на борту гондолы морского дирижабля. Балочные держатели закреплены через систему переходных балок.
​Балочные держатели для британских фугасок установлены под фюзеляж гидросамолёта через переходные балки. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
Балочные держатели для британских фугасок установлены под фюзеляж гидросамолёта через переходные балки.
​Балочные держатели аналогичного типа применялись и в американской авиации. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
Балочные держатели аналогичного типа применялись и в американской авиации.
​Подвеска 100-фунтовых бомб под «Фарман» MF.27 с помощью адаптера. Бомбы на переднем плане подвешены на нестандартной ферменной балке. В переднем торце балки имеется специальный направляющий жёлоб, в который при подвеске входит головка взрывателя с ветрянкой. Жёлоб не даёт ветрянке вращаться, а бомбе – раскачиваться по сторонам. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
Подвеска 100-фунтовых бомб под «Фарман» MF.27 с помощью адаптера. Бомбы на переднем плане подвешены на нестандартной ферменной балке. В переднем торце балки имеется специальный направляющий жёлоб, в который при подвеске входит головка взрывателя с ветрянкой. Жёлоб не даёт ветрянке вращаться, а бомбе – раскачиваться по сторонам.
​В Первую мировую войну самым прочным и надёжным местом для подвески бомб на самолёте был фюзеляж. На этом бомбардировщике-торпедоносце «Шорт-184» четыре балочных держателя с бомбами установлены на общую переходную балку (мост). - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
В Первую мировую войну самым прочным и надёжным местом для подвески бомб на самолёте был фюзеляж. На этом бомбардировщике-торпедоносце «Шорт-184» четыре балочных держателя с бомбами установлены на общую переходную балку (мост).
​Один из первых британских балочных держателей фирмы «Виккерс» предназначался в первую очередь для бомб с цилиндрическим корпусом типа RFC, но на него могли вешаться и бомбы других типов. В торцах имелись ухваты с сегментами – своеобразными упорами, которые подбирались в зависимости от размеров бомбы. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
Один из первых британских балочных держателей фирмы «Виккерс» предназначался в первую очередь для бомб с цилиндрическим корпусом типа RFC, но на него могли вешаться и бомбы других типов. В торцах имелись ухваты с сегментами – своеобразными упорами, которые подбирались в зависимости от размеров бомбы.
​Межвоенный британский универсальный балочный держатель с незамысловатым индексом No.1 для бомб калибра 50–500 фунтов. Мог устанавливаться как в бомбоотсеке, так и под крылом. Имел трёхточечное крепление: балка крепилась за два кронштейна, которые можно было сдвигать вдоль балки, а также отдельный кронштейн имел замок (который крепился и к балке). Ухваты коленчатые, позволявшие фиксировать каплевидные бомбы. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
Межвоенный британский универсальный балочный держатель с незамысловатым индексом No.1 для бомб калибра 50–500 фунтов. Мог устанавливаться как в бомбоотсеке, так и под крылом. Имел трёхточечное крепление: балка крепилась за два кронштейна, которые можно было сдвигать вдоль балки, а также отдельный кронштейн имел замок (который крепился и к балке). Ухваты коленчатые, позволявшие фиксировать каплевидные бомбы.
​Конструкция американского палубного истребителя-бомбардировщика «Корсар» F4U не позволяла установить замок под фюзеляж. Для подвески планирующей бомбы «Пеликан» пришлось изготовить искривлённую трубчатую балку. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
Конструкция американского палубного истребителя-бомбардировщика «Корсар» F4U не позволяла установить замок под фюзеляж. Для подвески планирующей бомбы «Пеликан» пришлось изготовить искривлённую трубчатую балку.
​Советские балочные держатели классифицировались по месту установки на крыльевые («К»), подфюзеляжные («Ф»), внутрифюзеляжные. На снимке «суховский» держатель БД3–57Ф, предназначенный, в том числе для ПТБ. БД3–57Ф крепились на шпангоуты фюзеляжа с помощью четырёх кронштейнов. Для фиксации грузов большой длины за держателем ставятся планки со штоком-ползуном. На конце штоков – вилка, куда входит перо стабилизатора груза. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
Советские балочные держатели классифицировались по месту установки на крыльевые («К»), подфюзеляжные («Ф»), внутрифюзеляжные. На снимке «суховский» держатель БД3–57Ф, предназначенный, в том числе для ПТБ. БД3–57Ф крепились на шпангоуты фюзеляжа с помощью четырёх кронштейнов. Для фиксации грузов большой длины за держателем ставятся планки со штоком-ползуном. На конце штоков – вилка, куда входит перо стабилизатора груза.
​«Миговский» балочный держатель БД3–60. В задней части держателя имеется щель, в которую при необходимости заходит перо стабилизатора бомбы. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
«Миговский» балочный держатель БД3–60. В задней части держателя имеется щель, в которую при необходимости заходит перо стабилизатора бомбы.
​Для подвески атомных бомб под «МиГи» предназначался специализированный балочный держатель БД3–66. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
Для подвески атомных бомб под «МиГи» предназначался специализированный балочный держатель БД3–66.
​На пилон-держатель американского истребителя-бомбардировщика F-16 подвешен трехзамковый балочный держатель. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
На пилон-держатель американского истребителя-бомбардировщика F-16 подвешен трехзамковый балочный держатель.
​Чтобы больше подвесить под небольшое крыло своего «Миража», французы разработали подвесной топливный бак, комбинированный с бомбодержателями. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
Чтобы больше подвесить под небольшое крыло своего «Миража», французы разработали подвесной топливный бак, комбинированный с бомбодержателями.
​На советских балочных держателях передний упор для несбрасываемых грузов выглядит в виде трубки, разрезанной вдоль. На подвешиваемом грузе на соответствующем расстоянии от ушка укреплён стальной цилиндр, который при подвеске входит в упор держателя. Задний упор представляет собой колодку таврового профиля полкой вниз. На грузе ему соответствует широкая скоба. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
На советских балочных держателях передний упор для несбрасываемых грузов выглядит в виде трубки, разрезанной вдоль. На подвешиваемом грузе на соответствующем расстоянии от ушка укреплён стальной цилиндр, который при подвеске входит в упор держателя. Задний упор представляет собой колодку таврового профиля полкой вниз. На грузе ему соответствует широкая скоба.
​Американский четырехзамковый балочный держатель для практических (учебных) бомб. Два швеллера с разной шириной полки скреплены вместе; в образовавшиеся между стенками «щели» вставлены и зафиксированы четыре замка. Ухваты вырублены из листового металла и чуть изогнуты, сверху привинчена пара ушек. Всё на болтах – никакой сварки. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
Американский четырехзамковый балочный держатель для практических (учебных) бомб. Два швеллера с разной шириной полки скреплены вместе; в образовавшиеся между стенками «щели» вставлены и зафиксированы четыре замка. Ухваты вырублены из листового металла и чуть изогнуты, сверху привинчена пара ушек. Всё на болтах – никакой сварки.
​На подвижных консолях крыла бомбардировщика Су-24 установлены поворотные пилоны, ориентирующиеся по потоку, к ушкам которых привинчиваются бомбодержатели. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
На подвижных консолях крыла бомбардировщика Су-24 установлены поворотные пилоны, ориентирующиеся по потоку, к ушкам которых привинчиваются бомбодержатели.
​Тяжёлые крылатые ракеты подвешивались под крылом или в полуутопленном положении под фюзеляж на балочные держатели. Ракеты «воздух-земля» КСР-5 подвешивались под крылом ракетоносцев Ту-16 на держатели БД-487. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
Тяжёлые крылатые ракеты подвешивались под крылом или в полуутопленном положении под фюзеляж на балочные держатели. Ракеты «воздух-земля» КСР-5 подвешивались под крылом ракетоносцев Ту-16 на держатели БД-487.
​Британские авиабомбы под американские самолёты, поставлявшиеся по ленд-лизу, подвешивались вместе со своим балочным держателем. В данном случае «родной» американский балочный держатель под «Уайлдкэтом» служит в качестве адаптера. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
Британские авиабомбы под американские самолёты, поставлявшиеся по ленд-лизу, подвешивались вместе со своим балочным держателем. В данном случае «родной» американский балочный держатель под «Уайлдкэтом» служит в качестве адаптера.
​На российских перехватчиках Су-27 катапультные и пусковые устройства ракет отводятся от поверхности планера с помощью пары пилонов. Для установки вместо них балочных держателей необходима промежуточная балка, у которой верхние узлы крепления имеют базу, как у пускового устройства, а нижние – как у балочного держателя. - По британскому примеру | Военно-исторический портал Warspot.ru
На российских перехватчиках Су-27 катапультные и пусковые устройства ракет отводятся от поверхности планера с помощью пары пилонов. Для установки вместо них балочных держателей необходима промежуточная балка, у которой верхние узлы крепления имеют базу, как у пускового устройства, а нижние – как у балочного держателя.