К началу 40-х годов идея создания безоткатного орудия уже не была новой – первые разработки в этой области осуществляли американцы Клеланд Дэвис и Чарльз Кук ещё во времена Первой мировой войны. Главной задачей, которую пытались решить эти конструкторы, являлось создание мощного и в то же время лёгкого оружия для боевых самолётов. В межвоенный период наиболее широко работы над безоткатками велись в СССР, где под руководством Леонида Курчевского была создана целая линейка таких орудий, а несколько образцов даже приняли на вооружение и запустили в серийное производство. Безоткатные орудия проектировали и конструкторы чехословацкой «Шкоды», а также австрийской фирмы «Бёлер». В Германии разработкой безоткаток занялись конструкторские бюро фирм «Фридрих Крупп» в Эссене и «Рейнметалл-Борзиг» в Дюссельдорфе.
Первоначально немцы рассматривали безоткатные орудия как средство вооружения самолётов. Авиационные безоткатки так и не вышли из стадии экспериментов, однако опыт их создания оказался востребованным в другом роде войск – воздушно-десантных войсках, которым требовались лёгкие и компактные орудия, приспособленные для переброски по воздуху. Летом 1938 года в составе 7-й парашютно-десантной дивизии сформировали артиллерийскую батарею. Первоначально её вооружили тем, что было под рукой – 75-мм горными пушками GebK 15, помнившими ещё Первую мировую войну. Естественно, такой «антиквариат» десантников не устраивал – они пытались экспериментировать с более современными горными орудиями GebG 36, а также разборным вариантом лёгкого пехотного орудия leIG 18/F, но без особого успеха. С другой стороны, весьма заманчивой представлялась идея вооружить десантников безоткатными орудиями, гораздо более лёгкими, чем традиционные артсистемы.
Разработка и производство
Ещё в 1937 году рейхсминистерство авиации заказало фирмам «Крупп» и «Ренйметалл» опытные образцы безоткатных орудий для десанта. В целях унификации было предписано применять снаряды, уже принятые на вооружение – осколочно-фугасный от орудия GebG 36 и бронебойный от полевой пушки FK 16nA. Для них следовало разработать новые гильзы и метательные заряды. Обе фирмы использовали схему ствола с соосным соплом Лаваля – это обусловило особую конструкцию гильзы: её дно диаметром 85 мм изготавливалось из пластмассы. При выстреле дно разрушалось, а осколки вместе с пороховыми газами вылетали через сопло назад. Сам корпус гильзы первоначально изготавливался из латуни, позже – из мягкой стали.
Прототип крупповской безоткатки отличался лёгким трубчатым лафетом и мотоциклетными спицованным колесами. Прототипы «Рейнметалла» имели более массивный лафет, а также колёса малого диаметра (самолётного типа). В начале 1940 года предсерийные партии орудий обеих фирм прошли полигонные испытания, по итогам которых предпочтение отдали образцу «Рейнметалла». Его и приняли на вооружение под обозначением 7,5 cm Leichtgeschütze 40 (7,5 cm LG 40). До конца 1940 года фирма-разработчик изготовила 170 орудий. Затем их выпуск передали на завод фирмы «Дюркопп» в Билефельде, где до начала 1944 года небольшими партиями изготовили ещё 280 экземпляров 7,5 cm LG 40. По другим данным, общий объём производства составил 653 единицы: 184 – в 1940 году; 9 – в 1941; 91 – в 1942; 132 – в 1943; 237 – в 1944.
Орудие 7,5 cm LG 40 отличалось низкой трудоёмкостью производства – трудозатраты на выпуск одного изделия составляли 600 человеко-часов. Стоило орудие 6600 рейхсмарок – на 200 рейхсмарок меньше, чем 75-мм пехотное орудие leIG 18.
Конструкция
Компоновочно 7,5 cm LG 40 весьма походило на более поздние образцы безоткатных орудий – оно имело треножный станок, с которого и велась стрельба. Отделяемый колёсный ход с металлическими обрезиненными колёсами малого диаметра служил лишь для транспортировки. Тренога обеспечивала круговой обстрел, но лишь до угла возвышения 20º. При большем угле возвышения угол горизонтальной наводки составлял 60º. Диапазон углов вертикальной наводки первоначально составлял от −15º до +42º, но впоследствии угол возвышения увеличили до 65°. В этом отношении 7,5 cm LG 40 представляло собой типичное пехотное орудие с возможностью ведения навесной стрельбы. Однако возможность стрельбы на больших углах возвышения была, скорее, теоретической: в таком случае поток раскаленных газов отражался от грунта, создавая серьёзную опасность для расчёта.
В соответствии с основным предназначением орудие могло сбрасываться с парашютом. Первоначально предусматривалась разборка на четыре части, которые упаковывались в стандартные грузовые контейнеры. Позже схему десантирования усовершенствовали: орудие разбиралось всего на две части (ствол и лафет), помещаемые в специальные плетёные корзины. Штатный тягач – мотоцикл BMW R75 с коляской – также мог десантироваться, для чего требовалась связка из пяти парашютов.
Ствол орудия имел горизонтальный клиновой затвор с центральным расположением ударно-спускового механизма. Такая компоновка существенно упрощала конструкцию снарядов, но отрицательно сказывалась на сроке службы ударно-спускового механизма – ведь он находился непосредственно в струе горячих пороховых газов. Длина ствола составляла всего 10 калибров, он имел 28 правосторонних нарезов постоянной крутизны глубиной 1 мм. Посередине ствола имелась обойма с кронштейном, к которому в транспортном положении крепилась одна из опор треноги. Выхлопное сопло, прозванное артиллеристами Tütte (бумажный кулёк-рожок) соединялось с затвором посредством резьбового соединения. При открытии затвора весь блок, включая ударно-спусковой механизм и сопло, смещался вправо. Спусковой рычаг снабжался крыльчатым предохранителем.
Посредством двух цапф ствол устанавливался на верхний станок. Этот узел был выполнен как единая отливка из алюминиево-магниевого сплава, внутри которой монтировались подъёмный и поворотный механизмы. Такое решение существенно облегчало конструкцию, но, как показал опыт боевого применения, отрицательно сказывалось на живучести орудия. Хотя откат практически отсутствовал, никуда не делся вращательный момент, вызванный прохождением снаряда через ствол. Это вело к быстрому износу гнёзд, в которые устанавливались цапфы ствола. В ходе серийного производства легкосплавный верхний станок был заменен стальным – более тяжёлым, но и гораздо более прочным. Такой вариант орудия обозначался как LG 40/2. При ремонте получили стальные верхние станки взамен поврёжденных и некоторые орудия ранних выпусков. Живучесть самого ствола 7,5 cm LG 40 была довольно высокой – 10 000 выстрелов.
Нижний станок, также изготовленный из алюминиево-магниевого сплава, представлял собой складную треногу. К нему посредством торсионов крепились два небольших металлических колеса с резиновыми бандажами. В зимних условиях орудие на треноге могло устанавливаться на специальные полозья.
Ввиду небольшой длины ствола, а также выхода части пороховых газов через сопло в казённой части, начальная скорость снаряда была весьма низкой. Поэтому входивший в боекомплект бронебойный снаряд 7,5 cm PzGr (rot) массой 6,8 кг обеспечивал поражение лишь легкобронированных целей – бронепробиваемость не превышала 25 мм. Но хороших противотанковых качеств от пушки и не требовалось – сбрасывать парашютные десанты на танковые колонны было бы чистым безумием. Основным в боекомплекте был осколочно-фугасный снаряд 7,5 cm PzGr 34 массой 5,74 кг, предназначенный для поражения огневых точек и живой силы, находящейся вне укрытий. Реалии боевого применения, когда парашютистов всё чаще использовали в качестве обычной пехоты, вынудили на рубеже 1941–1942 годов ввести в боекомплект 7,5 cm LG 40 кумулятивно-осколочный снаряд 7,5 cm Gr 38 HL/B массой 4,57 кг, имевший бронепрбиваемость по нормали до 90 мм. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла 6500 м, кумулятивным – 1500 м.
За небольшую массу и высокую мобильность орудия пришлось заплатить свою цену. Выстрел сопровождался резким увеличением давления, что неблагоприятно сказывалось на слухе расчёта и бойцов, находящихся рядом с орудием. Поэтому солдатам предписывалось применять беруши, а при их отсутствии – закладывать уши ватой или даже глиной. На расстоянии 50 м за срезом сопла образовывалась опасная зона, создаваемая ударной волной и осколками дна гильзы. Пороховые газы поднимали клубы пыли перед орудием и за ним, а мелкие камешки могли разлетаться на 100 м! Это практически исключало возможность маскировки орудия, и после нескольких выстрелов расчёту приходилось менять огневую позицию.
Боевое применение
В марте 1941 года 2-я батарея 7-го артдивизиона (командир – обер-лейтенант Рейнхардт Торбекке) стала первым подразделением, получившим орудия 7,5 cm LG 40 в качестве штатного вооружения. К концу апреля личный состав освоил орудия, и батарея стала боеготовой. Боевым дебютом безоткаток стала операция «Меркурий» (высадка на Крите). 2-я батарея десантировалась вечером 20 мая в окрестностях Ретимно, а точнее – у деревни Перивола, расположенной между этим городом и аэродромом. Артиллеристы, десантировавшиеся в числе последних, потерь не понесли. Не успели они собраться после высадки, как действовавший здесь отряд гауптмана Оскара Видемана (неполный 3-й батальон 2-го парашютного полка – две стрелковые роты и часть пулемётной) попытался атаковать Ретимно. Оборонявшиеся здесь греческие части отразили атаку, и парашютистам пришлось занять круговую оборону в Периволе.
Часть личного состава батареи сражалась как пехотинцы, остальные же изредка постреливали, экономя снаряды, которых было очень мало. Именно артиллерийский огонь стал главной причиной срыва всех попыток противника уничтожить десантников. Им даже удалось повредить две «Матильды» – единственные танки, которыми располагали англичане в этом районе. До подхода 29 мая горных егерей, разблокировавших десантников, 2-я батарея потеряла 35 человек личного состава, в том числе, трёх офицеров (включая командира) из четырёх. В ходе этих боёв был накоплен бесценный опыт применения нового оружия.
С июня по сентябрь 1941 года 7-я парашютно-десантная дивизия восстанавливалась после тяжёлых потерь, понесённых на Крите. В ходе восстановления орудиями 7,5 cm LG 40 укомплектовали роты тяжёлого оружия парашютных полков, а также полностью перевооружили 7-й артдивизион, заменив в нём горные пушки GebG 36. На рубеже 1941–1942 годов его развернули в двухдивизионный 1-й парашютный артиллерийский полк, наряду с 75-мм орудиями в его составе появились и 105-мм безоткатки.
Осенью 1941 года артиллеристы вместе со всей дивизией сражались на Восточном фронте (на Волхове), где дивизия понесла тяжёлые потери. В декабре она была отведена в Германию для отдыха и переформирования. 2-й дивизион вошёл в состав парашютной бригады генерала Бернгарда Рамке и был переброшен в Северную Африку, где принял участие в битве при Эль-Аламейне (в районе впадины Каттара). В январе 1943 года остатки этого дивизиона участвовали в боях на «Линии Марет» в Тунисе. Во всех этих сражениях, равно как и в последующих, парашютисты действовали как обычная пехота, и десантирование орудий не производилось. Один из немногочисленных эпизодов, когда 7,5 cm LG 40 применялись по прямому назначению, имел место в ходе боёв на Сицилии. 12 июля 1943 года здесь парашютным способом десантировали 75-мм безоткатки из роты тяжёлого оружия 3-го парашютного полка.
В 1943 году парашютно-десантные войска Германии прошли реорганизацию и расширение: 7-я дивизия стала 1-й, а в дополнение к ней сформировали 2-ю, 3-ю и 4-ю парашютные дивизии. Артполки этих соединений теперь комплектовались 105-мм безоткатками, а орудия 7,5 cm LG 40 были переданы на батальонный уровень – по две единицы в ротах тяжёлого оружия парашютных батальонов.
Сформированный в сентябре 1943 года 500-й парашютный батальон войск СС в составе своей роты тяжёлого оружия имел четырёхорудийный взвод 7,5 cm LG 40. Наиболее известным эпизодом в истории 500-го батальона стала операция «Россельшпрунг» («Ход конём») – попытка уничтожить штаб главнокомандующего югославских партизан Иосипа Броз Тито и его самого в районе города Дрвар. Безоткатные орудия десантировались 25 мая 1944 года планерами DFS 230.
Два орудия 7,5 cm LG 40 действовали в составе боевой группы «Пантер», задачей которой являлось непосредственное уничтожение штаба Тито. Около 10:00 они начали обстрел горного хребта к западу от города, по которому двигались части 3-й ликской партизанской бригады. Затем огонь был перенесен на вход в пещеру, где располагался штаб. Под его прикрытием около 10:30 парашютисты бросились в атаку, которая была отбита батальоном охраны. После полудня орудия поддерживали атаку на линию между Грахово и Дрвар-Село, где развернулись в боевые порядки два батальона вышеупомянутой 3-й ликской бригады. Со второй волной десанта прибыли дополнительные боеприпасы для безоткаток, и в 15:00 парашютисты вновь пошли на штурм пещеры. К концу дня положение десанта резко ухудшилась, и парашютисты заняли круговую оборону на кладбище. Здесь использование безоткаток исключалось – струи пороховых газов неминуемо поражали бы самих немцев. Несмотря на общий провал операции «Ход конем», опыт использования безоткатных орудий в её ходе следует признать успешным: по крайней мере, в трёх боевых эпизодах их огонь позволял парашютистам перейти в атаку. Осенью 1944 года 500-й батальон в состав 3-й армии сражался на территории Литвы (между Вильнюсом и Клайпедой), где к октябрю потерял все свои безоткатки.
Помимо парашютных частей, безоткатки 7,5 cm LG 40/2 использовались горными стрелками. В 1942 году было решено заменить такими артсистемами 75-мм горные орудия в одном из дивизионов артполка горнострелковой дивизии. Однако это решение воплотили в жизнь лишь частично – безоткатки получили только дивизии, входившие в состав 20-й горной армии, которая сражалась на Крайнем Севере.
Оценка 7,5 cm LG 40 не была однозначной. С одной стороны, орудие оказалось достаточно удачной конструкцией, подходившей для непосредственной поддержки парашютистов, а введение в боекомплект кумулятивного снаряда позволило решить проблему борьбы с танками. С другой – безоткатку было практически невозможно замаскировать, а при выстреле она представляла серьёзную опасность для собственного расчёта. Кроме того, поражающая мощь 75-мм осколочно-фугасного снаряда считалась недостаточной, а для метательного заряда требовалось втрое больше бездымного пороха, чем для зарядов обычных 75-мм орудий. Поэтому уже в конце лета 1944 года выпуск зарядов для 7,5 cm LG 40 прекратили. По состоянию на 1 марта 1945 года в вермахте насчитывалось 112 таких орудий и 64 900 снарядов к ним.
Длина ствола с соплом, мм |
1150 |
---|---|
Длина ствола, мм/клб |
746/10 |
Длина нарезной части ствола, мм |
458 |
Угол вертикальной наводки |
-15°, +65° |
Угол горизонтальной наводки |
360°* |
Скорострельность, выстр./мин |
6 |
Масса в боевом положении, кг |
207** |
Масса в походном положении, кг |
212 |
Максимальная начальная скорость снаряда, м/с |
345 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
6500 |
* при угле возвышения более 20º – 60º.
** для орудия 7,5 cm LG 40 с легкосплавным лафетом – 145 кг
Литература:
- Bryja M. Artyleria niemiecka 1933–1945. – Militaria, 1996
- Gander T., Chamberlain P. Enzyklopädie deutscher Waffen 1939–1945. – Motorbuch Verlag. German 75-mm Recoilless Gun, LG 40 // Тactical and Technical Trends. – 1943. – №26
- Nowakowski T. Niemieckie dział bezodrzutowe 1937–1945 // Poligon. – 2017. – №1
- Харук А. Артиллерия Вермахта. – М.: ЭКСМО, 2010
Комментарии к данной статье отключены.