Сегодня на карте мира от некогда обширнейшей Британской колониальной империи осталось 14 небольших заморских территорий. Её распад начался в середине ХХ века, ознаменовавшейся ростом антиколониального движения в подконтрольных Великобритании землях. Одно за другим независимость получали владения могущественной империи в разных уголках планеты, от Индии до Барбадоса и от Малайзии до Нигерии. 30 ноября 1967 года появилось новое государство — Народная Республика Южного Йемена. А за четыре года до этого, осенью 1963 года, здесь началась последняя колониальная война Британской империи.
Аден в колониальной политике Британии
История британских владений на юге Аравийского полуострова началась в первые годы правления королевы Виктории. В 1839 году, для обеспечения безопасности морских путей в Индию, британцы захватили Аден (город на юге современного Йемена) — известное гнездо местных пиратов. После открытия Суэцкого канала в 1869 году воспетый Киплингом «горбучий Аден» стал важнейшим транзитным пунктом на пути в Индию и далее на Восток. Вплоть до 1937 года город подчинялся администрации Британской Индии.
Чтобы обезопасить важный порт, вокруг него постепенно создавался кордон из десятков шейхств, эмиратов, султанатов, принявших протекторат Империи. Все они были объединены в две структуры — Западно-Аденские и Восточно-Аденские протектораты. Тем не менее, степень контроля британцев над внутренними областями Южной Аравии никогда не была высокой. Активное применение в 1930–50-е годы «проскрипционных бомбардировок» позволяло только более или менее держать в узде непокорные племена и сдерживать притязания йеменского короля на данные территории.
Обретение Индией независимости в 1947 году превратило Аден в «порт на пути в никуда». Британцы запустили процесс деколонизации. После нескольких лет трудных переговоров в апреле 1962 года Западно-Аденские протектораты сформировали новое государство — Федерацию Южной Аравии (ФЮА). В январе 1963 года к ней присоединилась Коронная колония Аден. Британский губернатор стал верховным комиссаром, феодальные правители составили Верховный совет и поделили министерские посты. Появились армия и полиция ФЮА.
Но создаваемое государство не пользовалось поддержкой больших групп населения. В оппозиции оказались жители Адена — переселенцы из Северного Йемена и Сомали, не получившие гражданства ФЮА, многие племенные вожди, а также аденская интеллигенция, проникнутая панарабскими и республиканскими идеями в духе Насера.
Начало войны
Свержение монархии на севере Йемена в сентябре 1962 года, а также прибытие на помощь республиканцам египетских войск резко изменили ситуацию и на юге. Египетский лидер Насер на митинге в столице Йемена Сане провозгласил: «Мы верим, что Аллах поможет нам вышвырнуть британцев со всех частей Аравийского полуострова».
В мае 1963 года в городе Таизз (Северный Йемен) группа политэмигрантов во главе с Кахтаном аш-Шааби создала «Национальный фронт освобождения оккупированного юга Йемена» (НФО). В районе Таизза появились тренировочные лагеря, в которых офицеры египетской военной разведки во главе с полковником Махмудом Атыйей готовили бойцов НФО.
«Племенные готовились сражаться в освободительной войне в горах и пограничье, а юноши из городов, вроде меня, учились сражаться как фидаины, взрывая и атакуя врага в городах»,
— вспоминал один из будущих руководителей НФО Саид Наср.
14 октября 1963 года отряд из двух сотен бойцов племени кутейби атаковал пост Федеральной регулярной армии (ФРА) на дороге Аден — Дхала. «Освободительная революция на Юге» началась. На первых порах британские власти в Адене сочли, что это очередное племенное восстание. Но утром 10 декабря в аденском аэропорту Хормаксар член НФО бросил гранату в вылетавшего в Лондон верховного комиссара Британии в ФЮА Кеннеди Треваскиса. Тот чудом не пострадал. Два человека погибли, 45 получили ранения. После полудня верховный комиссар Треваскис объявил в стране чрезвычайное положение. Началась последняя колониальная война Великобритании.
Крепость Радфан и «Щелкунчик»
Наибольшее беспокойство у властей в Адене вызывало положение в Радфане.
Джебель Радфан — горная страна площадью более тысячи квадратных километров. Она расположена восточнее дороги, ведущей из Адена на север, в городок Дхала на йеменской границе. Высокие вершины, зубчатые скалы, глубокие ущелья-вади, где испокон веков люди жили в обстановке непрекращающейся столетиями кровавой мести. Командир ФРА бригадир Джеймс Лант так описывал местных жителей: «Они выращивали на своих убогих полях только кат (местное растение, традиционный лёгкий наркотик йеменцев), имея традицию добывать всё остальное грабежом».
В большинстве мест Радфана не ступала нога европейца, а единственная карта региона была составлена в 1901 году. Британцы часто сравнивали Радфан с самой знаменитой границей Империи — «зоной племён» в северо-западной пограничной провинции Британской Индии.
Базируясь в Радфане, отряды НФО под командованием Дхема Абдуллы аль-Мджали и Али Антара минировали дорогу Аден — Дхала, обстреливали посты ФРА. Именно ФРА и её командиру Ланту верховный комиссар Треваскис и поручил «зачистку» Радфана, чтобы продемонстрировать силу создаваемого государства — ФЮА.
Операция, получившая название «Щелкунчик», стартовала 4 января 1964 года. Базой для её проведения стала расположенная на высоте 600 метров деревушка Хабилайн (британцами обычно именуемая Тюмьером) на дороге Аден — Дхала. Эта дорога вела от Вади Рабва вглубь Радфана, в наиболее плодородные и населённые его земли — Вади Таюм и котловину Данаба.
В операции участвовали 2-й, 3-й, 4-й батальоны и эскадрон броневиков ФРА — всего около 2 тысяч арабских военных во главе с офицерами-британцами. Воздушную поддержку оказывали истребители «Хантер» 206-й эскадрильи Королевских военно-воздушных сил (КВВС) с главной базы в Хормаксаре. С Тюмьера операцию поддерживали вертолёты: два «Бельведера» 26-й эскадрильи и четыре «Уэссекса» 815-й морской авиационной эскадрильи британского флота с авианосца «Центавр».
Не встречая серьёзного сопротивления, в течение двух недель федеральные силы заняли Вади Рабва, Вади Таюм и котловину Данаба. После этого британские инженеры приступили к строительству дороги из Тюмьера в Вади Таюм. К работам привлекли и местных жителей: днём радфанцы строили дорогу, а ночью обстреливали солдат ФРА.
К середине февраля 1964 года обстановка стала спокойнее: бо́льшая часть повстанцев ушла горными тропами из Радфана в Йемен. В конце февраля последний батальон ФРА и артиллеристы вернулись в Тюмьер, оставив Радфан. Бригадир Лант, откровенно называя операцию пустой тратой денег, не видел причин и далее оставлять здесь подчинённые ему части.
После ухода войск ФРА партизаны незамедлительно вернулись в Радфан из Йемена — с пополнением и новым оружием. Диверсии на дороге Аден — Дхала возобновились с ещё бо́льшим размахом. 11 апреля из-за действий партизан властям пришлось закрыть дорогу. После этого началась подготовка к крупной военной операции в Радфане. Войска должны были изолировать и уничтожить повстанцев, не дав им уйти в Йемен. Операция, получившая название «Кокарда», проводилась уже преимущественно силами британцев.
Неудачный дебют
В состав группировки «Радфорс», сформированной для проведения операции в Радфане под командованием бригадира Луиса Харгровса, вошли:
- две роты 3-го батальона Королевского парашютного полка;
- 45-е коммандо Королевских морпехов;
- рота 1-го батальона Восточно-Английского полка;
- два эскадрона 4-го/7-го Королевского танкового полка с бронемашинами «Феррет» и «Саладин»;
- батарея 3-го полка Королевской конной артиллерии, получившая шесть новеньких 105-миллиметровых орудий Л-5;
- взвод 12-го полевого эскадрона Королевских инженеров, а также части ФРА — 1-й и 2-й батальоны и два взвода эскадрона броневиков.
К авиационной поддержке операции были привлечены все силы КВВС на базе Хормаксар:
- 8-я и 43-я эскадрильи с истребителями-бомбардировщиками «Хантер»;
- 37-я и 42-я эскадрильи с морскими патрульными самолётами «Шеклтон» (они использовались в качестве бомбардировщиков);
- 21-я и 78-я эскадрильи с транспортными самолётами «Твин Пионер»;
- 37-я полевая эскадрилья с лёгкими вертолётами «Скаут».
В самом Тюмьере были размещены шесть вертолётов «Бельведер» и 13-е поисковое авиакрыло армейской авиации с лёгкими самолётами «Бивер» и лёгкими вертолётами «Скаут».
Так как в ходе «Щелкунчика» выявилась неточность карты образца 1901 года, пришлось организовать срочную аэрофотосъёмку Радфана. Подготовка и сосредоточение сил в Тюмьере заняли две недели. В самый последний момент по личной инициативе министра колоний Данкана Сэндса к операции была привлечена эскадрилья Альфа 22-го полка САС (специальной воздушной службы Вооружённых сил Великобритании) под командованием 29-летнего майора Питера де ла Бильера по прозвищу ДЛБ (от первых букв его фамилии).
Операция должна была начаться с высадки парашютного десанта и захвата господствующей над Вади Таюмом и впадиной Данаба высоты Кокарда (1 120 метров). Патруль САС должен был маркировать зону высадки и выводить на цель десантные самолёты «Беверли».
На закате 29 апреля 1964 года вертолёты «Скаут» высадили отряд из девяти человек под командованием капитана Роберта Эдвардса в глубине повстанческой территории. Отряд должен был тайно выйти к Кокарде, чтобы обеспечить десантирование парашютистов следующей ночью. Каждый патрульный нёс 28-килограмовый рюкзак. Вооружены они были штурмовыми винтовками Л1М1 и М16А1, на каждого приходилось по 120 патронов. Также у патруля был лёгкий пулемёт «Брен» и снайперская винтовка.
Однако 30 апреля днёвку САСовцев обнаружили местные пастухи. Спецназовцы были вынуждены вступить в бой с большим количеством повстанцев. При поддержке авиации и артиллерии бойцы САС с наступлением темноты смогли отступить и выйти наутро к Тюмьеру. При этом погибли командир патруля капитан Роберт Эдвардс и радист Ник Уорбёртон, ещё двое спецназовцев были ранены.
3 мая отрезанные головы погибших бойцов САС члены НФО выставили на центральной площади города Таиз, что не могло не привлечь внимание иностранных журналистов и дипломатов. Лишь через месяц британцам удалось выкупить головы обратно. Итоги участия САС в Радфанской операции подвёл заместитель командира полка майор Майк Уингэйт-Гэйт, проворчав, что здесь нет «сердец и умов», которые надо завоёвывать, а со всем остальным лучше справятся парашютисты.
Завоевание гор
В ту же ночь, с 30 апреля на 1 мая, морпехи успешно захватили высоты на Вади Боран — северном пути вглубь Радфана. Тем не менее после провала САС парашютный десант пришлось отменить. Командование отложило операцию и изменило план её проведения. Неудача разведки была очевидной: боевиков было вовсе не 200 человек и вооружены они были явно не только дедовскими винтовками «Ли-Энфилд».
4 мая 1964 года с наступлением темноты морпехи и парашютисты пешком направились вглубь Радфана с целью занять Кокарду. Продвигались они без проблем: выяснилось, что повстанцы на ночь оставляли свои позиции и уходили в деревни на ночлег. Рота Х морпехов под командованием опытного альпиниста, майора Майка Бэнкса, с первыми лучами солнца 5 мая достигла вершины с юго-запада, так и не встретив неприятеля.
С юго-востока должны были подниматься парашютисты роты В во главе с командиром батальона подполковником Энтони Фаррар-Хокли. В ходе ночного перехода из-за неточностей карты рота разделилась, и бойцам пришлось поплутать, прежде чем они нашли дорогу. Первые подразделения парашютистов подошли к началу подъёма уже при свете дня. Здесь они сразу же попали под интенсивный пулемётно-автоматный обстрел из деревни Эль-Накиль на склоне горы и окружавших её каменных укреплений.
Парашютисты начали подъём вверх. При этом, как отмечал Фаррар-Хокли в официальном рапорте, «координация действий находилась на крайне низком уровне». Небольшие группы повстанцев внезапно появлялись в тылу британских подразделений, вели огонь из укрытий. Бой продолжался до 3 часов дня, пока вертолёты не доставили на вершину горы роту Z. Она начала спускаться вниз, навстречу парашютистам. После этого повстанцы отступили, оставив тела четырёх своих убитых. Погибли два парашютиста, ещё двое были тяжело ранены. За следующие 36 часов морпехи, парашютисты и Восточно-Английский полк при поддержке батальона ФРА установили контроль над Вади Таюм, котловиной Данаба и Вади Рабва, восстановив движение по дороге из Тюмьера. Но главные силы повстанцев отступили на юг, в Вади Дубсан, где хорошей защитой им служил гребень Бакри.
17 мая по личному распоряжению министра колоний Сэндса возобновились «проскрипционные бомбардировки» селений в южной части Радфана. Активно работали и артиллеристы, получившие пару 5,5-дюймовых полевых орудий БЛ: они обладали вдвое бо́льшим радиусом действия, чем штатные Л-5, а их 100-фунтовые снаряды позволяли эффективно крушить пещеры, в которых укрывались боевики. Хотя эффективность действий авиации и артиллерии вызывала вопросы. В итоговом отчёте о Радфанской кампании был сделан вывод, что лётчики и артиллеристы, сбросив 3,5 тысячи бомб и выпустив более 30 тысяч снарядов, добились только «большого расхода боеприпасов».
Погодные условия были тяжёлыми: начался жаркий сезон. Техника часто отказывала, британцы жаловались на большие проблемы с пулемётами «Виккерс». Были трудности и со снабжением частей в Радфане. От использования дороги пришлось отказаться: повстанцы постоянно минировали её и сооружали каменные баррикады. Всё необходимое войскам в Радфане — вплоть до воды из расчёта 12 пинт в день на человека (1 пинта равна 0,57 л) — доставлялось вертолётами. Для снабжения каждой роты требовалось три вертолётных рейса в день. В середине мая британские инженеры оборудовали в Данабе и Вади Таюм аэродромы, способные принимать легкомоторные самолёты «Бивер» и «Твин Пионер».
Одновременно наращивались и силы «Радфорс». Сюда были переброшены ещё одна рота парашютистов и два дополнительных батальона пехоты — 1-й батальон Королевских шотландцев и 1-й батальон Собственных Его Величества шотландских пограничников. С прибытием в Аден вертолётоносца «Центавр», 20 находившихся на его борту вертолётов «Уэссекс» 815-й эскадрильи Королевского флота были направлены в Радфан.
Война без конца
Вторая фаза операции началась в ночь с 18 на 19 мая 1964 года, когда две роты парашютистов поднялись на гребень Бакри. При поддержке артиллерии и авиации у них ушла почти неделя на то, чтобы выкурить повстанцев из целой системы пещер и подземных ходов.
26 мая парашютисты и переброшенная им на помощь рота Х морпехов спустились в Вади Дубсан, став первыми европейцами, попавшими на эту землю. После 4-часового боя повстанцы отступили. Их последним оплотом оставались склоны высочайшей вершины Радфана — Джебель Хурии. 31 мая британские части начали продвижение к ней по ущелью Вади Мисра. В ночь с 10 на 11 июня 1-й батальон Восточно-Английского полка поднялся на Джебель Хурию при свете сбрасываемых «Шеклтонами» осветительных бомб. В половине пятого утра с её вершины солдаты увидели огни Адена в 80 км южнее.
Завершающим аккордом кампании стал захват вершины Джебель Видина на восточном краю Радфана. В ночь на 27 июня ею овладела рота А 1-го батальона Восточно-Английского полка под командованием капитана Эббота. Впервые в истории британской армии такую операцию провёл ночной вертолётный десант.
К августу 1964 года умиротворение Радфана было завершено, а повстанцы разгромлены: часть из них была уничтожена (более 100 убитых боевиков), часть ушла в Йемен. Британцы потеряли 13 человек убитыми и 116 ранеными. Также погибло 15 военнослужащих армии ФЮА.
Но спокойствие оказалось недолгим. Уже в конце того же года британцы столкнулись с новой активизацией боевиков в Радфане. На постах в Вади Таюме, Данабе и Вади Рабва пришлось постоянно держать роту пехотного батальона и роту 45-го коммандо морпехов. Они сменялись каждые 6–8 недель. Патрули, засады, снайперские и миномётные обстрелы, минирование троп стали рутиной жизни британцев в Радфане. Как и регулярные потери. Например, 20 апреля 1967 года патруль 1-го батальона Ирландской гвардии угодил в засаду около Тюмьера. Четверо солдат погибли. Также отряды НФО активно действовали в Яфе, Дафине, Авдали, Дхали и Лахедже. Но основной фронт борьбы смещался в Аден.
Литература:
- Nick van der Bijl. British Military Operations in Aden and Radfan: 100 Years of British Colonial Rule. — Pen and Sword, 2015.
- Noel Brehony. Yemen Divided: The Story of a Failed State in South Arabia. — I.B.Tauris, 2013.
- Aaron Edwards. Mad Mitch's Tribal Law: Aden and the End of Empire. — Mainstream Publishing, 2014.
- Fred Halliday. Revolution and Foreign Policy: The Case of South Yemen, 1967–1987. — Cambridge University Press, 2002.
- Peter Hinchcliffe, John T. Ducker, Maria Holt. Without Glory in Arabia: The British Retreat from Aden. — I.B.Tauris, 2012.
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации