Главным требованием к конструкции подвижной пулемётной установки всегда являлось обеспечение как можно большей простреливаемой площади, и отрицательным влиянием системы «установка + стрелок» на аэродинамику самолёта долгое время пренебрегали. В Первую мировую лишь на германских и австро-венгерских аппаратах пытались «облагородить» турели и закрыть огневые точки обтекателями.

В конце 20-х годов пассажирская авиация, отказавшись от демилитаризованного «наследства» прошедшей войны, начала бороться за пассажиров путём увеличения скорости и комфортности полёта. Военная авиация, особенно бомбардировочная, по скоростным показателям стала резко отставать. При этом каждая «прибавка» к скорости самолёта ухудшала работу воздушных стрелков: в воздушном потоке они мёрзли, мокли под дождем, с трудом ворочали свои турели. Простейшим решением стало уменьшение количества пулемётных точек на многомоторных самолётах, уменьшение секторов обстрела за счёт «заглубления» установок внутрь планера самолёта и прикрытие турелей и стрелков ветровыми щитками и обтекаемыми экранами.

Экран мог устанавливаться на фюзеляж, прикрывая вырез в обшивке под подвижную установку и вписываясь в обводы фюзеляжа. Такая установка не снижала скорость полёта, и стрелок находился в относительно комфортном положении. При необходимости открыть огонь экран сдвигался и… повторялась ситуация Первой мировой.

Поэтому в ход пошли различные ухищрения. Экран могли установить на подвижный элемент конструкции установки, чтобы он вращался вместе с турелью, сделать его объёмным и прозрачным, чтобы стрелок имел обзор «как раньше». Правда, такая установка всё равно выступала за обводы фюзеляжа. Экран могли «вписать» в обводы, «сжав» установку до размеров шарнира с двумя степенями свободы, могли поставить два экрана: отдельно подвижный — на стрелковую установку, отдельно неподвижный — на голову стрелка. Был и ещё способ — сделать экран частью силовой конструкции установки, служившей креплением того же универсального шарнира.

​У британского самолёта непосредственной поддержки «Армстронг-Уитворт Атлас» спину стрелка-радиста в полёте прикрывали ветровой козырёк и фонарь кабины пилота. На стоянке створка фонаря откидывалась вправо - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
У британского самолёта непосредственной поддержки «Армстронг-Уитворт Атлас» спину стрелка-радиста в полёте прикрывали ветровой козырёк и фонарь кабины пилота. На стоянке створка фонаря откидывалась вправо
​Кабина стрелка другого британского аэроплана межвоенной постройки «Вестланд Уоллес» закрывалась секторным фонарём типа «рачий хвост», который при стрельбе складывался назад - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
Кабина стрелка другого британского аэроплана межвоенной постройки «Вестланд Уоллес» закрывалась секторным фонарём типа «рачий хвост», который при стрельбе складывался назад
​Стрелок-радист итальянского разведчика-биплана IMAM Ro.37 имел небольшое прикрытие, но стрелять «выходил наружу» - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
Стрелок-радист итальянского разведчика-биплана IMAM Ro.37 имел небольшое прикрытие, но стрелять «выходил наружу»
​Кабины экипажа британского многоцелевого «Лайсендера» фирмы «Вестланд» закрывались общим фонарём. Перед стрельбой из турельного пулемёта подвижная створка сдвигалась назад, открывая всю кабину стрелка - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
Кабины экипажа британского многоцелевого «Лайсендера» фирмы «Вестланд» закрывались общим фонарём. Перед стрельбой из турельного пулемёта подвижная створка сдвигалась назад, открывая всю кабину стрелка
​Турель на опытном многоцелевом «Бристоле» тип 120 закрывалась вращающимся сферическим экраном - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
Турель на опытном многоцелевом «Бристоле» тип 120 закрывалась вращающимся сферическим экраном
​У лёгкого британского бомбардировщика «Фейри Бэттл» был длинный общий фонарь. Подвижная створка над местом стрелка откидывалась назад, образуя своеобразный ветровой козырёк - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
У лёгкого британского бомбардировщика «Фейри Бэттл» был длинный общий фонарь. Подвижная створка над местом стрелка откидывалась назад, образуя своеобразный ветровой козырёк
​Турель немецкой летающей лодки «Дорнье» Do 18 спереди защищалась ветровым козырьком. Для стрельбы по направлению полёта он прижимался к фюзеляжу по направляющим - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
Турель немецкой летающей лодки «Дорнье» Do 18 спереди защищалась ветровым козырьком. Для стрельбы по направлению полёта он прижимался к фюзеляжу по направляющим
​Экран верхней установки бомбардировщика «Хендли-Пейдж Хэмпден» в полёте плотно закрывал вырез кабины стрелка-радиста. Для стрельбы экран поворачивался и убирался в гаргрот - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
Экран верхней установки бомбардировщика «Хендли-Пейдж Хэмпден» в полёте плотно закрывал вырез кабины стрелка-радиста. Для стрельбы экран поворачивался и убирался в гаргрот
​На многих бомбардировщиках верхняя турель закрывалась сферическим экраном, закреплённым на подвижном кольце турели. Для вертикальной наводки предусматривался вырез, в полёте сильно задувало - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
На многих бомбардировщиках верхняя турель закрывалась сферическим экраном, закреплённым на подвижном кольце турели. Для вертикальной наводки предусматривался вырез, в полёте сильно задувало
​Задний конусный обтекатель гондолы легендарного немецкого разведчика-корректировщика «Фокке-Вульф» Fw 189 служил и экраном кормового пулемёта. Для ведения огня одна из секторных рам не была застеклена. Прозрачный конус можно было проворачивать вокруг продольной оси по торцевой обечайке, направляя вырез в сторону цели - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
Задний конусный обтекатель гондолы легендарного немецкого разведчика-корректировщика «Фокке-Вульф» Fw 189 служил и экраном кормового пулемёта. Для ведения огня одна из секторных рам не была застеклена. Прозрачный конус можно было проворачивать вокруг продольной оси по торцевой обечайке, направляя вырез в сторону цели
​На первых вариантах американской летающей лодки «Каталина» для пулемётов за крылом имелось два прямоугольных люка. Стрелки сдвигали крышку назад и приподнимали её на кронштейне в качестве ветрового щитка. Из такой установки неудобно было стрелять, забирать с воды спасённых, производить погрузку. Новые большие каплевидные вырезы, закрываемые поворотными блистерами, разом облегчили все задачи - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
На первых вариантах американской летающей лодки «Каталина» для пулемётов за крылом имелось два прямоугольных люка. Стрелки сдвигали крышку назад и приподнимали её на кронштейне в качестве ветрового щитка. Из такой установки неудобно было стрелять, забирать с воды спасённых, производить погрузку. Новые большие каплевидные вырезы, закрываемые поворотными блистерами, разом облегчили все задачи
​Кормовая пулемётная установка бомбардировщика «Норт-Американ» В-25 «Митчелл» постоянно совершенствовалась. На последних вариантах экраном защитили стрелка, а пулемёты прикрыли кожаным «фартуком» - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
Кормовая пулемётная установка бомбардировщика «Норт-Американ» В-25 «Митчелл» постоянно совершенствовалась. На последних вариантах экраном защитили стрелка, а пулемёты прикрыли кожаным «фартуком»
​Раздельное экранирование пулемётов и стрелка улучшало условия его работы, но увеличивало размеры кормовой установки. Два подхода к пулемётному экрану-обтекателю: прозрачные «щёки» на «Мартин» В-26 «Мародёр» давали дополнительный обзор стрелку, кормовой стрелок четырёхмоторного «Боинг» В-17G «Летающая Крепость» такими возможностями не обладал - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
Раздельное экранирование пулемётов и стрелка улучшало условия его работы, но увеличивало размеры кормовой установки. Два подхода к пулемётному экрану-обтекателю: прозрачные «щёки» на «Мартин» В-26 «Мародёр» давали дополнительный обзор стрелку, кормовой стрелок четырёхмоторного «Боинг» В-17G «Летающая Крепость» такими возможностями не обладал
​«Ванна» нижнего стрелка немецкого «Кондора» Fw 200 напоминала гондолу Fw 189, только верхняя линзовая установка «перекочевала» в нос «ванны», а задний конус своим вырезом в походном положении примыкал к фюзеляжу - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
«Ванна» нижнего стрелка немецкого «Кондора» Fw 200 напоминала гондолу Fw 189, только верхняя линзовая установка «перекочевала» в нос «ванны», а задний конус своим вырезом в походном положении примыкал к фюзеляжу
​Перед войной на некоторых многомоторных американских бомбардировщиках монтировались затейливые купольные установки. На фото «Дуглас»» В-18 «Боло» - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
Перед войной на некоторых многомоторных американских бомбардировщиках монтировались затейливые купольные установки. На фото «Дуглас»» В-18 «Боло»
​Яблоковые шарниры позволяли ставить дополнительные пулемёты в любом месте, где имелось остекление – как слева на американском В-25 или справа на японском «Мицубиси» G4M «Бетти» - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
Яблоковые шарниры позволяли ставить дополнительные пулемёты в любом месте, где имелось остекление – как слева на американском В-25 или справа на японском «Мицубиси» G4M «Бетти»
​Кормовая установка на В-26 ранних серий с «яблоком» в переплёте остекления кабины - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
Кормовая установка на В-26 ранних серий с «яблоком» в переплёте остекления кабины
​На немецких самолётах фирмы «Хейнкель» Не 111 и Не 115 в носу стояли купольные установки «Икария» 170. Асимметричный прозрачный купол мог вращаться в поперечной плоскости самолёта вручную или с помощью электромотора (грубая наводка), перебрасывая пулемёт в яблоковом шарнире в сторону цели - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
На немецких самолётах фирмы «Хейнкель» Не 111 и Не 115 в носу стояли купольные установки «Икария» 170. Асимметричный прозрачный купол мог вращаться в поперечной плоскости самолёта вручную или с помощью электромотора (грубая наводка), перебрасывая пулемёт в яблоковом шарнире в сторону цели
​Линзовая установка была очень популярна на немецких бомбардировщиках. Принцип напоминал купольную, но яблоковый шарнир устанавливался на поворотном кольце - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
Линзовая установка была очень популярна на немецких бомбардировщиках. Принцип напоминал купольную, но яблоковый шарнир устанавливался на поворотном кольце
​Американцы отделили стрелка от установки. В этом случае отдельно экранировался стрелок и отдельно установка – как на этом ночном истребителе «Нортроп» P-61 «Блэк Уидоу» - Прозрачная защита, или по ту сторону экрана | Военно-исторический портал Warspot.ru
Американцы отделили стрелка от установки. В этом случае отдельно экранировался стрелок и отдельно установка – как на этом ночном истребителе «Нортроп» P-61 «Блэк Уидоу»