Когда люди выполняют какую-то совместную задачу, им приходится взаимодействовать, постоянно передавая и получая информацию. Способы передачи информации зависят от расстояния передачи и цивилизационных возможностей. Например, в бою можно использовать акустические и зрительные сигналы: громкую речь, сигналы свистком или горном, барабанный бой, флаги, ракеты, фонари. Когда прямой обмен невозможен по причине удалённости «абонентов», посылают связных с донесениями — пешком или с использованием транспортных средств, от лошади до самолёта.

Оптическая сигнализация на больших расстояниях имела неоспоримые преимущества по скорости передачи. Она ограничивалась возможностями человеческого зрения и горизонтом, но эти препятствия можно было обойти, применив оптические приборы и приподняв передатчик с приёмником над поверхностью, используя естественные и искусственные возвышенности. Электричество вывело связь на другой качественный уровень, у которого, впрочем, имеются и свои недостатки.

Когда в конце XVIII века начали осваивать воздушное пространство, то практически сразу летательные аппараты стали использовать в военных целях: сначала для разведки сил противника у переднего края, затем дальней разведки, бомбардировки и т.д. И сразу же «человек летающий» столкнулся с проблемой общения с землей, обмена информацией. Эта проблема решалась параллельно с развитием наземных средств передачи информации, и более того, летательные аппараты стали частью многих систем связи.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения сопроводительного текста к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это временно затемнит подложку подписи.

​Лётчик немецкого гидросамолёта «Фридрихсхафен» FF.33 обменивается донесениями с экипажем подводной лодки. Первая мировая война - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Лётчик немецкого гидросамолёта «Фридрихсхафен» FF.33 обменивается донесениями с экипажем подводной лодки. Первая мировая война
​Доставка голубей от голубятни до подразделений на передовой могла осуществляться мотоциклистами — как на этом фото с британскими делегатами связи - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Доставка голубей от голубятни до подразделений на передовой могла осуществляться мотоциклистами — как на этом фото с британскими делегатами связи
​Там, где человеку было трудно подобраться, выручали четвероногие. На фото симбиоз человека, собаки и птицы, которая притаилась в пенале на шее у пса - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Там, где человеку было трудно подобраться, выручали четвероногие. На фото симбиоз человека, собаки и птицы, которая притаилась в пенале на шее у пса
​Во время Великой войны в отсутствие на самолётах радиостанций на разведку летали с пернатыми почтальонами, как экипаж этого немецкого разведчика - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Во время Великой войны в отсутствие на самолётах радиостанций на разведку летали с пернатыми почтальонами, как экипаж этого немецкого разведчика
​В 50-60-е годы прошлого века американцы в рамках операции «Моби Дик» запускали с территории ФРГ высотные свободноплавающие шары с разведывательной аппаратурой. Они переносились воздушными потоками над территорией СССР до самого Тихого океана, где их в воздухе подхватывал самолёт, оборудованный выпускным крюком - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
В 50-60-е годы прошлого века американцы в рамках операции «Моби Дик» запускали с территории ФРГ высотные свободноплавающие шары с разведывательной аппаратурой. Они переносились воздушными потоками над территорией СССР до самого Тихого океана, где их в воздухе подхватывал самолёт, оборудованный выпускным крюком
​Голубей применяла и патрульная морская авиация. Заметив надувную лодку с терпящими бедствие, с самолёта выпускали голубя с посланием, который был приучен садиться на лодку - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Голубей применяла и патрульная морская авиация. Заметив надувную лодку с терпящими бедствие, с самолёта выпускали голубя с посланием, который был приучен садиться на лодку
​Воздушная агитация в тылах противника в Первую и Вторую мировые войны осуществлялась с помощью свободнолетящих шаров и авиации. Самолёты сбрасывали агитационные бомбы, снаряжённые листовками, или разбрасывали их вручную. На фото — погрузка газет на немецком языке в советский биплан По-2 - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Воздушная агитация в тылах противника в Первую и Вторую мировые войны осуществлялась с помощью свободнолетящих шаров и авиации. Самолёты сбрасывали агитационные бомбы, снаряжённые листовками, или разбрасывали их вручную. На фото — погрузка газет на немецком языке в советский биплан По-2
​Клаксон в траншеях оповещал англичан о применении газа своими войсками или противником. Схожие клаксоны, пневматические и электрические, использовали британские самолёты непосредственной поддержки. Звуком клаксона экипаж предупреждал о своём появлении и просил свою пехоту обозначить себя - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Клаксон в траншеях оповещал англичан о применении газа своими войсками или противником. Схожие клаксоны, пневматические и электрические, использовали британские самолёты непосредственной поддержки. Звуком клаксона экипаж предупреждал о своём появлении и просил свою пехоту обозначить себя
​Электрический телеграф в военном деле впервые применили британцы во время Крымской войны, а в небо в корзине аэростата он поднялся в Гражданскую войну в США. В Великую войну телефонные и телеграфные провода окутали фронт от неба до подземелья. На фото британский наблюдатель с привязного аэростата проверяет телефон - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Электрический телеграф в военном деле впервые применили британцы во время Крымской войны, а в небо в корзине аэростата он поднялся в Гражданскую войну в США. В Великую войну телефонные и телеграфные провода окутали фронт от неба до подземелья. На фото британский наблюдатель с привязного аэростата проверяет телефон
​Так как дальность радиосвязи зависит от высоты антенны, их поднимали с помощью небольших аэростатов и воздушных змеев - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Так как дальность радиосвязи зависит от высоты антенны, их поднимали с помощью небольших аэростатов и воздушных змеев
​Вплоть до 30-х годов XX века флажковому семафору обучали связистов и на флоте, и в сухопутных войсках. Сообщения передавались манипуляциями двух флажков, а считывались с помощью оптики - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вплоть до 30-х годов XX века флажковому семафору обучали связистов и на флоте, и в сухопутных войсках. Сообщения передавались манипуляциями двух флажков, а считывались с помощью оптики
​В Первую мировую экипажи небольших британских патрульных дирижаблей переговаривались с кораблями с помощью флажкового семафора - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
В Первую мировую экипажи небольших британских патрульных дирижаблей переговаривались с кораблями с помощью флажкового семафора
​Способ передачи информации экипажам самолётов при помощи жестов используют в палубной авиации. Сигнальщик, держа в руках флажки или ракетки, подсказывает пилотам садящихся самолётов об их положении относительно палубы. Дополнительно определённый порядок вносит разноцветная униформа палубных специалистов, а также надписи и значки на ней - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Способ передачи информации экипажам самолётов при помощи жестов используют в палубной авиации. Сигнальщик, держа в руках флажки или ракетки, подсказывает пилотам садящихся самолётов об их положении относительно палубы. Дополнительно определённый порядок вносит разноцветная униформа палубных специалистов, а также надписи и значки на ней
​На суше гирлянду из сигнальных флажков вместо корабельных мачт поднимали повыше с помощью воздушного шара — как это делает американский солдат на фото, сделанном в ходе американо-испанской войны в 1898 году - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
На суше гирлянду из сигнальных флажков вместо корабельных мачт поднимали повыше с помощью воздушного шара — как это делает американский солдат на фото, сделанном в ходе американо-испанской войны в 1898 году
​В конце XVIII века француз Клод Шаппе создал «оптический телеграф». Промежуточные станции оборудовались вышкой с подвижными консолями, которые приводились в движение с помощью верёвочных тяг. Можно было составить 196 комбинаций взаимоположений подвижных частей. С 1874 года оптический телеграф, сходный с системой Шаппе, стали применять на боевых кораблях. Дольше всего он задержался на железной дороге - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
В конце XVIII века француз Клод Шаппе создал «оптический телеграф». Промежуточные станции оборудовались вышкой с подвижными консолями, которые приводились в движение с помощью верёвочных тяг. Можно было составить 196 комбинаций взаимоположений подвижных частей. С 1874 года оптический телеграф, сходный с системой Шаппе, стали применять на боевых кораблях. Дольше всего он задержался на железной дороге
​Дальний потомок телеграфа Шаппе — «железный» посадочный сигнальщик. Британцы пытались применять его на своих авианосцах во Второй мировой войне — как на этом фото с садящимся «Альбакором» - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Дальний потомок телеграфа Шаппе — «железный» посадочный сигнальщик. Британцы пытались применять его на своих авианосцах во Второй мировой войне — как на этом фото с садящимся «Альбакором»
​Окопная тканевая «панель связи». Принцип передачи кодированных сообщений основывался на контрасте белой подложки в виде круга и тёмных клапанов, которые сигнальщик сворачивал, потянув за стропу - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Окопная тканевая «панель связи». Принцип передачи кодированных сообщений основывался на контрасте белой подложки в виде круга и тёмных клапанов, которые сигнальщик сворачивал, потянув за стропу
​Горизонтальная окопная панель для связи с самолётами. Принцип применения — как у аэродромных сигнальных полотнищ. В данном случае (на фото американская панель связи) белое тканевое полотнище закрывалось рядами небольших тёмных «полотенец», убирая которые, можно было составить согласно таблице определённую фигуру, заметную с самолёта - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Горизонтальная окопная панель для связи с самолётами. Принцип применения — как у аэродромных сигнальных полотнищ. В данном случае (на фото американская панель связи) белое тканевое полотнище закрывалось рядами небольших тёмных «полотенец», убирая которые, можно было составить согласно таблице определённую фигуру, заметную с самолёта
​Электрические сигнальные лампы входили в комплект фронтовых связистов по обе стороны фронта. Сигналы — обычно буквенно-цифровой код — передавались азбукой Морзе, для чего в электроцепи имелся ключ, или перед стеклом стояла мембрана с подвижными жалюзи, которые открывались нажатием на рычаг - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Электрические сигнальные лампы входили в комплект фронтовых связистов по обе стороны фронта. Сигналы — обычно буквенно-цифровой код — передавались азбукой Морзе, для чего в электроцепи имелся ключ, или перед стеклом стояла мембрана с подвижными жалюзи, которые открывались нажатием на рычаг
​Во Вторую мировую электрические лампы «Алдис» служили для оптической связи между самолётами и диверсионно-разведывательными группами в тылу врага, для целеуказания, в качестве «строевых» огней при ночных полётах самолётов. Для точного наведения и считывания обратного послания лампы имели монокуляры. У ручных ламп были пистолетные рукоятки с курками, выполнявшими функции ключа Морзе - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Во Вторую мировую электрические лампы «Алдис» служили для оптической связи между самолётами и диверсионно-разведывательными группами в тылу врага, для целеуказания, в качестве «строевых» огней при ночных полётах самолётов. Для точного наведения и считывания обратного послания лампы имели монокуляры. У ручных ламп были пистолетные рукоятки с курками, выполнявшими функции ключа Морзе
​Сигнальные ракеты использовались для подачи условных сигналов ещё с Первой мировой, а в арсеналах бомбардировочной авиации имеются бомбы вспомогательного назначения, в том числе и сигнальные, применяющиеся для целеуказания с помощью дыма, огня или цветного пятна на воде - Диалог земли и неба | Военно-исторический портал Warspot.ru
Сигнальные ракеты использовались для подачи условных сигналов ещё с Первой мировой, а в арсеналах бомбардировочной авиации имеются бомбы вспомогательного назначения, в том числе и сигнальные, применяющиеся для целеуказания с помощью дыма, огня или цветного пятна на воде