В популярной отечественной историографии давно сложилась точка зрения, что военное руководство Третьего рейха, рассчитывая покончить с Советским Союзом до наступления русских холодов, не было готово к ведению боевых действий зимой. Примерно на тех же позициях стоят и некоторые западные историки, утверждая, что зимняя кампания 1941–1942 годов на востоке стала неудачной для вермахта прежде всего из-за морозов. Так ли это?

Изучение массы доступных источников показывает: да, в целом немцы были готовы к морозной зиме несколько хуже, чем Красная армия, которая вдобавок получила суровый опыт недавней войны с финнами. Однако назвать подготовку вермахта к зиме провальной нельзя. Немцы, скорее, запоздали с подвозом зимнего снаряжения, имевшегося на складах, хотя, к примеру, войска СС, егеря или люфтваффе позаботились о своих солдатах вовремя. Не изменила немцам и привычка использовать любое подходящее трофейное имущество: русские валенки, полушубки, шапки и рукавицы с удовольствием натягивал на себя любой немецкий солдат. К следующей военной зиме немцы будут готовы лучше.

Кадры пропагандисткой хроники, снятые по ту сторону фронта показывают оптимистичную для немцев картину. Да, русская зима была для них суровой, и учреждённая для награждения участников зимней кампании 1941–1942 годов медаль не зря была названа окопными острословами «Мороженым мясом». Но в поражениях немцев под Москвой и Ростовом виновна прежде всего стойкость красноармейцев, а не суровые морозы.