В 1943 году призрак грядущего поражения начал все более отчетливо вырисовываться перед высшим руководством Третьего Рейха. Оно все больше надеялось на чудо – чудо-победу, чудо-дипломатическую удачу, чудо-оружие… Одним из таких чудес должен был стать самый тяжелый танк за всю историю танкостроения PzKpfw VIII «Маус» – детище конструктора Фердинанда Порше, всей немецкой промышленности, и не только (чешская корпорация «Skoda» тоже поучаствовала в создании этого бронированного монстра). К идее его создания военные бюрократы сначала относились несколько скептически, а потому не торопились начинать разработку. Этому поспособствовал и конфликт между конструкторами, разгоревшийся вокруг права на создание этого танка. Потом драгоценное время отобрала обычная конструкторская рутина, связанная с необычностью поставленных задач, а позже свои коррективы внесли бомбардировки предприятий Германии союзной авиацией и стремительное наступление Красной Армии.

В результате было изготовлено всего лишь два прототипа танка-гиганта. Советские инженеры, получившие в свое распоряжение эти две полуразрушенные машины, собрали из двух танков один, который и по сей день экспонируется в Музее истории бронетанковых войск в Кубинке (Подмосковье). Так что все, что осталось от дорогой амбициозной программы фюрера, – это известный всеми миру 188-тонный танк, захваченный его врагами, и множество фотографий, описывающих его короткую историю.

В 1943 году перед руководством Третьего Рейха встал призрак грядущего поражения. Одним из чудес, которое позволило бы его избежать, должен был стать сверхтяжелый танк PzKpfw VIII «Маус» – детище конструктора Порше. На фото – Фердинанд Порше с внуками
Источник – autoreview.ru
А начиналось все довольно мирно. 1935 год – Порше представляет высшему руководству Рейха модель
народного автомобиля Фольксваген «Жук»
Источник – documentalium.foroactivo.com
Время шло. Гитлер развязал Вторую мировую войну, и ему понадобились уже не модельки машин, а модели танков. Порше готов услужить. Танка «Маус» пока еще нет, но уже существует проект и радиоуправляемая модель танка «Мышонок»
Источник – ww2incolor.com
Когда 1 мая 1943 года Гитлеру показали полноразмерную деревянную модель будущего танка, он понял,
что насчет «Мышонка» конструкторы погорячились. Проект получил название «Маус» (нем. – «мышь»)
Источник – odkrywca.pl
Привод каждой гусеницы осуществлялся отдельным электродвигателем, ток для которого давал
генератор, вращаемый двигателем внутреннего сгорания. На данном фото он изображен в профиль
Источник – panzerw.narod.ru
Общий вид отделения управления (виден люк механика-водителя) и следующего за ним моторного
отделения (правый и левый топливные баки, двигатель). Башня и часть агрегатов сняты
Источник – popgun.ru
Производство танков задерживали бомбежки заводов Круппа в Эссене, но, несмотря ни на что,
сборка продолжалась
Источник – super-arsenal.ru
Так выглядел корпус башни без орудия, боезапаса, экипажа и внутреннего оборудования
Источник – topwar.ru
Наконец, был собран первый прототип 205/1. Так выглядело отделение управления танка. Слева – место
механика-водителя, справа – радиста. Над каждым из них в корпусе танка был сделан персональный люк
Источник – super-arsenal.ru
Машину готовят к отправке
Источник – rushnglory.com
Так как проект находился под личным контролем Гитлера, на заводе ему придавалось огромное значение
Источник – panzernet.net
Танк отправили из Берлина в Штутгарт для проведения заводских испытаний на полигоне при
танковой школе в Беблингене, которые начались после 14 января 1944 года
Источник – flickr.com
Погрузка столь тяжелой машины была сложной операцией
Источник – flickr.com
На полигоне при танковой школе в Беблигене прототип начали активно испытывать
Источник – rushnglory.com
Фердинанд Порше лично присутствовал на испытаниях
Источник – flickr.com
Весной 1944 года механик-водитель ошибся во время испытаний, и танк застрял на участке
полигона, непроходимом для любой техники
Источник – mdrussia.ru
Пришлось извлекать его оттуда…
Источник – mdrussia.ru
… на «раскопки» ушло много времени, но, в конце концов, терпение и труд победили грязь
Источник – topwar.ru
В сентябре 1944 года к прототипу 205/1 присоединился прототип 205/2.
На фото - танки "Маус" на полигоне в Куммерсдорфе, апрель 1945 года
Источник – topwar.ru
Начались испытания прототипа 205/2
Источник – topwar.ru
В конце 1944 года работы над созданием «Мауса» остановились – у Третьего Рейха уже не хватало средств
Источник – topwar.ru
Масса цельного и составного трака гусеницы с пальцем составляла 127,7 кг,
а общая масса гусениц «Мауса» – 14 302 кг
Источник – strangevehicles.greyfalcon.us
В начале апреля 1945 года советские танки подошли к Куммерсдорфу. На фото – взорванный «Объект 205/2»
Источник – functionalfitnessllc.org
Первоначально был приказ взорвать оба танка. На фото - взорванный «Объект 205/2»
Источник – panzer35.ru
В результате «Объект 205/2» был то ли поврежден во время боя, то ли подорван экипажем
Источник – odkrywca.pl
«Объект 205/1», по-видимому, тоже принимал участие в боях (возможно, как пулеметный танк) и был
поврежден. На фото видно, как его готовят к эвакуации советские танкисты.
На танке видны следы свежих пробоин
Источник – palba.cz
Муляж башни «Объекта 205/1» демонтировали
Источник – panzerfrontbis.narod.ru
Башню с орудием от «Объекта 205/2» советские инженеры решили установить на почти неповрежденные
шасси «Объекта 205/1». Под башню подготовили амортизирующую подушку из деревянных брусьев
Источник – palba.cz
Башню решили сдернуть с разбитых шасси с помощью тягача
Источник – raus-aus-dem-bastelkeller.over-blog.de
Понадобилась целая «упряжка» из шести трофейных полугусеничных тягачей Sd Kfz 7,
чтобы осуществить эту операцию
Источник – odkrywca.plv
«Пошла! Пошла, родимая!»
Источник – topwar.ru
Наконец, башня лежит на амортизирующей подушке погоном вверх, а подразделение,
осуществившее эту операцию, фотографируется на фоне тягача…
Источник – bbs.tiexue.net
…потом на башне прототипа 205/2…
Источник – armyman.info
…и на корпусе прототипа 205/1
Источник – bbs.tiexue.net
Механики разобрали и собрали планетарный редуктор танка и другие механизмы,
установили башню на шасси…
Источник – milday.ru
… и трофейный «Маус» погрузили на железнодорожную платформу для отправки в СССР
Источник – m.mirtesen.ru
Союзникам (англичанам) удалось захватить на эссенских заводах Круппа лишь четыре пустых
бронекорпуса «Мауса» и пять корпусов башен
Источник – lavieillegardefrancaise.xoo.it
Англичане – тоже люди. Им тоже хочется сфотографироваться на фоне корпуса бронированного монстра
Источник – lavieillegardefrancaise.xoo.it
Советские инженеры, получившие две полуразрушенные машины, собрали из двух танков один, который и по сей день экспонируется в Музее истории бронетанковых войск в Кубинке.
Есть шанс, что благодаря компании Wargaming он наконец-то будет на ходу
Источник – russoturista.ru