Предвоенная Великобритания в рамках перевооружения своих ВВС запустила в серийное производство сразу несколько типов бомбардировщиков. Одним из них стал «Хэмпден», сконструированный фирмой «Хендли-Пейдж», строившей тяжёлые самолеты еще в Первую мировую. Впервые машина поднялась в воздух 21 июня 1936 года, а почти ровно через два года самолет пошёл в серию и обрёл имя.

24 июня 1938 года на авиабазе Радлетт в графстве Хартфордшир леди Мэри Монтегю Дуглас Скотт, виконтесса Хэмпденская, на торжественной церемонии дала новому бомбардировщику имя своего предка, Джона Хэмпдена, — известного политика времен Гражданской войны в Англии. Церемония попала в кинохронику.

Судьба «Хэмпдена» оказалась не самой счастливой: как и многие самолёты второй половины 30-х, он быстро устарел. Эскадрильи Королевских ВВС, вооружённые «Хэмпденами», несли большие потери, а потому вскоре самолёт оказался на вторых ролях. Сначала «Хэмпдены» перевели на ночную работу, а к осени 1942 года они вовсе перестали летать на боевые задания.

Той же осенью 1942 года 32 «Хэмпдена» оказались в Советском Союзе — в составе 144-й и 455-й эскадрилий Королевских ВВС они участвовали в проводке полярного конвоя PQ-18, а потом 17 уцелевших бомбардировщиков оставили союзнику. Испытывавшие дефицит отечественных Ил-4, ВВС Северного флота использовали «Хэмпдены» примерно год в качестве торпедоносцев в составе 24-го минно-торпедного авиаполка. Больших успехов «Балалайка» — как окрестили самолёт за характерное широкое треугольное крыло, тонкую хвостовую балку и разнесённое двухкилевое оперение — не достигла, но службу свою несла честно. Последние машины списали в конце 1943 года из-за крайней изношенности и отсутствия запчастей.

Из 1430 построенных «Хэмпденов» до наших дней уцелел один самолёт в одном из канадских музеев, еще две машины находятся в процессе реставрации — обе они принадлежали упомянутой 144-й эскадрилье Королевских ВВС и были потеряны при перелете в СССР.