В годы Великой Отечественной войны Красная армия широко использовала в качестве артиллерийских тягачей гусеничные сельскохозяйственные трактора, однако производились и специализированные машины этого класса. Самым распространённым из них стал быстроходный артиллерийский тягач СТЗ-5, использовавшийся для буксировки дивизионных орудий — к примеру, 122-мм гаубиц М-30 или 152-мм гаубиц М-10. Кроме своих «прямых обязанностей» в дальнейшем СТЗ-5 использовался в качестве шасси для установок реактивной артиллерии БМ-13 — знаменитых «Катюш».

Тягач СТЗ-5 производился в 1937-1942 гг. на Сталинградском тракторном заводе, успевшем до начала боёв в городе выпустить чуть менее 10 000 экземпляров, в том числе порядка 4000 — до войны.

Конструктивно тягач СТЗ-5 был аналогичен массово выпускавшемуся трактору СХТЗ-НАТИ, закрытую кабину которого перенесли вперёд, и теперь механик-водитель и командир расчёта буксируемого орудия сидели по бокам от двигателя. Позади кабины был установлен топливный бак ёмкостью 148 литров и оборудован открытый кузов с откидными бортами и легкосъёмным брезентовым тентом для размещения восьми человек расчёта и грузов.

Четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель 1МА мощностью 52 л.с. обеспечивал тягачу с полной массой около 5800 кг максимальную скорость 20-22 км/час, но при буксировке орудия по грунтовой дороге она падала до 10-15 км/час. Со сцепкой СТЗ-5 мог преодолевать подъем с уклоном до 17 градусов. Двигатель был многотопливным — запускался на бензине, после чего переключался на питание более тяжёлым керосином или лигроином. Расход топлива на 1 км пути при буксировке орудия достигал 1,5-2,5 литров. Ходовая часть с каждого борта помимо ведущего колеса и ленивца имела четыре обрезиненных опорных катка, сблокированных в две пружинно-балансирные каретки, и два поддерживающих катка.

До наших дней уцелело всего несколько экземпляров СТЗ-5, честно прошедших всю Великую Отечественную. Представленный в ролике экземпляр, восстановленный в мастерской Евгения Шаманского в подмосковном Королёве, демонстрировался в августе 2021 года во время международного военно-исторического слёта «Моторы войны».