Британские подлодки внесли существенный вклад в победу союзников во Второй мировой войне: за её время они отправили на дно сотни вражеских судов и кораблей. Одной из ярчайших их представительниц является субмарина «Тренчент», успешно воевавшая на Дальнем Востоке в 1944–1945 годах. За год участия в боевых действиях лодка не раз упоминалась в боевых сводках, а её экипаж сумел собрать за это время множество наград.
«Субмарина третьей группы»
«Тренчент» (HMS Trenchant) была одной из шести лодок T-класса, заказанной Адмиралтейством у военно-морской верфи в Чатеме. Её вступление в строй Королевского флота произошло 31 января 1944 года. Командиром «Тренчент» стал лейтенант-коммандер Артур Ричард Хезлет (Arthur Richard Hezlet) – опытный подводник, повоевавший на различных театрах военных действий и награждённый за свои успехи крестом «За выдающиеся заслуги» (DSC – Distinguished Service Cross).
Британские лодки T-класса строились тремя группами, различаясь вооружением, и «Тренчент» относилась к третьей группе. Каждая из 15 лодок первой группы имела 10 носовых торпедных аппаратов: шесть носовых внутри прочного корпуса, два в носовой надстройке и два в надстройке у рубки, что делало эти лодки самым грозными кораблями того времени.
Лодки второй и третьей групп отличались от своих предшественниц иным расположением торпедных аппаратов. Им оставили восемь носовых аппаратов, добавили один аппарат в корме и развернули в ту же сторону аппараты в надстройке у рубки. Таким образом, «Тренчент» могла выстрелить восемь торпед носовым залпом и три кормовым. Кроме этого, она, в отличие от первых лодок T-класса, имела возможность устанавливать мины через торпедные аппараты.
После вступления в строй «Тренчент» на время тренировок и испытаний была включена в состав 7-й подводной флотилии. По прошествии трёх месяцев курс подготовки был завершён. 14 мая 1944 года подлодка оставила базу Холи-Лох (Шотландия), чтобы начать переход в Индийский океан. Конечной точкой маршрута была военно-морская база Тринкомали на Цейлоне. Путь занял полтора месяца, за время которого лодка прошла Гибралтарским проливом и Суэцким каналом Средиземное море. 4 июля 1944 года «Тренчент» прибыла в Тринкомали, и после 20-дневной передышки Хезлет вывел свою субмарину в первый боевой поход.
Согласно приказу, «Тренчент» должна была следовать к побережью Суматры, где, кроме свободной охоты на судоходство противника, ей предстояло принять участие в спецоперации «Бумеранг». Это была совместная акция военно-воздушных и морских сил союзников для уничтожения японских нефтяных объектов на юго-востоке Суматры.
Первое нападение на неприятеля вышло комом. 5 августа Хезлет неудачно атаковал торпедами небольшой японский конвой. Повторно напасть на эти суда с помощью артиллерии ему не дала плохая погода. Удача улыбнулась британцам четыре дня спустя, когда «Тренчент» к юго-западу от Суматры расстреляла из орудия небольшое каботажное судно и эскортировавший его моторный катер, взяв в плен 14 японцев.
В ночь с 10 на 11 августа 1944 года ВВС США начали операцию «Бумеранг». 54 четырёхмоторных бомбардировщика В-29 взлетели с Цейлона для бомбёжки нефтеперерабатывающего завода в Палембанге (Суматра) и блокирования минами водного пути к нему. «Тренчент» совместно с подлодкой «Террапин» (HMS Terrapin) исполняли роль радиомаяков для наводки самолётов на Палембанг. Кроме того, они должны были подбирать из воды экипажи сбитых бомбардировщиков. Потерь среди В-29 во время налёта не было, и, выполнив задание, 17 августа «Тренчент» вернулась в Тринкомали.
Цена перехваченной радиограммы
Завершив доковый ремонт корабля, 5 сентября 1944 года Хезлет вышел во второй боевой поход. Он получил задание действовать в Малаккском проливе, где «Тренчент» должна была установить мины. Кроме этого, Хезлету было поручена высадка диверсионной группы для уничтожения железнодорожного моста через реку Пеудада на северной Суматре.
Вечером 11 сентября «Тренчент» высадила в устье Пеудада группу коммандос, которые на фолботах (складные парусиновые каноэ) должны были достичь моста и взорвать его. После этого Хезлет отвёл лодку мористее и занял позиции в ожидании возвращения группы. Спустя шесть часов коммандос вернулись ни с чем: сильное течение реки не позволило добраться до моста вовремя и установить мины с часовым механизмом.
Следующим вечером была предпринята новая попытка. В 20:30 с «Тренчент» спустили четыре каноэ с диверсантами, после чего Хезлет ушёл в море для зарядки батареи. Спустя три часа лодка вернулась для ожидания группы. В 03:38 была замечена вспышка и сильный взрыв в направлении моста, после чего в поле зрения подводников появились два фолбота. Оставшиеся две лодки пришлось ждать более часа. В 05:00 все диверсанты были приняты на борт. Затем субмарина погрузилась, чтобы в подводном положении войти в устье реки и начать наблюдение. В 07:30 Хезлет разглядел в перископ взорванный мост. Задание было выполнено, и «Тренчент» ушла в море.
Вечером 16 сентября Хезлет установил 12 мин в Малаккском проливе. После выполнения задания с субмарины неподалёку были замечены несколько каботажных судов, но командир корабля отказался от их атаки с помощью артиллерии: в темноте был велик риск посадить лодку на одну из многочисленных мелей. Реванш был взят Хезлетом трое суток спустя, когда восточнее Суматры «Тренчент» таранила и потопила две джонки.
Поставленные лодкой мины пролежали на дне почти четыре месяца, но своих жертв всё же дождались. 28 января 1945 года они стали причиной гибели танкера «Хозан Мару №1» (Hozan Maru nr.1) на 868 брт и судна «Никкаку Мару» (Nikkaku Maru) на 1946 брт.
23 сентября 1944 года Хезлет получил приказ занять позицию к северо-западу от Пенанга. Согласно данным, полученным при расшифровке и чтении немецких радиограмм, на этой базе ожидали прихода нового немецкого подводного крейсера U 859 (тип IXD2) капитан-лейтенанта Йохана Йебсена (Johann Jebsen), который вышел из Германии в начале апреля 1944 года, чтобы присоединиться к лодкам группы «Муссон».
В 10:55 Хезлет заметил в перископ приближающееся судно, но вскоре понял свою ошибку – это была большая немецкая субмарина. Командир объявил торпедную атаку. В 11:05 «Тренчент» выпустила из кормовых аппаратов с расстояния в 650 ярдов три торпеды, после чего Хезлет наблюдал одно попадание в районе рубки. Вражеская лодка быстро затонула.
Потопленная U 859 легла на дно на глубине 50 метров, при этом торпедирование удалось пережить почти половине экипажа. Вот как описал в своих мемуарах момент попадания английской торпеды выживший член команды U 859 Артур Баудзус (Artur Baudzus):
«Я отдыхал на койке в кормовом торпедном отсеке. Внезапно раздался оглушающий взрыв, и меня выбросило из койки. Чувства притупились, чему способствовала полная темнота. Но инстинкт выживания сработал, и я попрыгал как резиновый мячик к люку, который вёл в отсек электромоторов и на свободу. Но ещё до того, как я успел проскользнуть в него, меня ударила взрывная волна от торпеды, попавшей под мидель и разломившей нашу лодку пополам. Моментально струя воды диаметром в метр ударила в отсек, и всего через несколько секунд полностью его затопила, оставив лишь тонкую воздушную подушку, в то время, как наша парализованная половина U 859 падала на дно».
Подводникам удалось вырваться из «стального гроба» и подняться наверх. В 11:19 всплыла и «Тренчент», чтобы взять на борт выживших. В воде англичане обнаружили два десятка немцев, 11 из которых были взяты в плен. Спасение было прервано появлением японского сторожевика, от которого Хезлет уклонился погружением. Японцы и выловили из воды ещё восьмерых немецких подводников.
1 октября «Тренчент» вернулась на базу с «Весёлым Роджером» на перископе в честь своего триумфа. U 859 стала первой из четырёх немецких лодок группы «Муссон», погибших от торпед субмарин союзников на Дальнем Востоке.
«Тренчент» означает «Острый»
20 октября 1944 года «Тренчент» вышла в третий боевой поход, где ей снова довелось быть участником спецоперации, именовавшейся «Цейлонская секретная операция №51». На этот раз Хезлет получил приказ доставить два «чариота» (британские управляемые человеком торпеды) в гавань Пхукета для уничтожения находящихся там итальянских судов «Волпи» (Volpi) и «Суматра» (Sumatra). Оба судна были затоплены итальянцами в декабре 1941 года, но были подняты японцами.
Вечером 27 октября в 6,5 милях от Пхукета субмарина спустила на воду обе человеко-торпеды. Их экипажи (по два человека на каждую) заняли свои места, и «чариоты» отправились на задание. Каждый из них прикрепил подрывной заряд к выбранной цели, и в 03:03 оба «чариота» вернулись к «Тренчент». Было решено затопить их, так как поблизости были замечены японские корабли. В 06:30 был услышан первый взрыв, за которым вскоре последовал второй. «Суматра» затонула, а «Волпи» было повреждено.
Доложив об успехе, Хезлет получил приказ начать действовать против вражеского судоходства в Малаккском проливе. В этом он не преуспел: 9 ноября лодка пятью торпедами неудачно атаковала японский конвой, после чего была контратакована эскортом конвоя, впрочем, тоже без последствий. На следующий день Хезлет расстрелял из орудия джонку и был вынужден уклоняться от преследования кораблей ПЛО, находящихся неподалёку. 16 ноября «Тренчент» завершила поход, вернувшись в Тринкомали.
Потратив почти месяц на тренировки своего экипажа и подготовку к новому походу, 11 декабря 1944 года Хезлет снова вышел в море. На этот раз в его задание входили совместные действия с субмариной «Террапин» в Малаккском проливе.
Обе лодки постарались на славу, терроризируя японское каботажное судоходство. В конце декабря 1944 и начале января 1945 гг. «Тренчент» и «Террапин» уничтожили два десантных корабля, вспомогательный тральщик, канонерскую лодку, восемь джонок и небольшое торговое судно. Адмиралтейство высоко оценило действия Хезлета и сделало ему новогодний подарок: 29 декабря 1944 года командир «Тренчент» был награждён орденом «За выдающиеся заслуги» (DSO – Distinguished Service Order), а спустя два дня получил очередное звание «коммандер».
Пройдя доковый ремонт, 18 февраля 1945 года «Тренчент» вышла в новый боевой поход. Хезлету снова предстояло действовать в Малаккском проливе с «Террапин». Совместными действиями обеих лодок на дно были отправлены буксир с баржой, три маленьких каботажных судна и три джонки. Кроме этого, 4 марта подлодки в артиллерийском бою потопили японский охотник за подлодками CH-8.
16 марта Хезлет привёл свою лодку в Коломбо для ремонта, который продлился больше месяца. 25 апреля 1945 года «Тренчент» покинула Цейлон для перехода в Австралию на базу Фримантл, прибыв туда спустя 11 дней. Из Фримантла 13 мая лодка вышла в свой шестой по счёту поход, который будет вписан золотыми буквами в историю английского подплава.
Найти и уничтожить
Согласно приказу, лодке Хезлета надлежало действовать против вражеского судоходства в Яванском море. 25 мая он успешно атаковал японское каботажное судно, эскортируемое вспомогательным тральщиком к востоку от острова Мандалика. В результате корабль эскорта был потоплен в артиллерийском бою, а судно успело выброситься на мель. Из-за угрозы появления вражеской авиации Хезлет не стал добивать его, предпочтя покинуть место атаки. После этого нападения «Тренчент» безуспешно патрулировала воды Яванского моря в течение двух недель, пока судьба не предоставила ей шанс атаковать более крупную цель, чем каботажная мелочь.
5 июня 1945 года из перехваченной радиограммы союзники узнали, что японский тяжёлый крейсер «Асигара» (Ashigara) с эсминцем «Камиказе» (Kamikaze) совершает переход из Сингапура в Батавию. Две американские субмарины получили приказ перехватить их и уничтожить. Лодки установили контакт с японскими кораблями, но не смогли атаковать. «Асигара» и «Камиказе» благополучно добрались в Батавию. В помощь американцам для перехвата крейсера и эсминца на обратном пути в Сингапур направили английские субмарины «Тренчент» и «Стиджиан» (HMS Stygian), находившиеся в близлежащем районе.
8 июня 1945 года в 04:00, находясь на позиции у северного входа в пролив Банка, Хезлет получил сообщение с американской лодки, что японцы вышли из Батавии и движутся на север к проливу. Спустя 23 минуты Хезлет заметил «Камиказе» и начал сближение с ним в надводном положении. С эсминца тоже увидели лодку и открыли по ней огонь. «Тренчент» в ответ выпустила одну торпеду, от которой эсминец увернулся.
Хезлет поспешил уйти севернее. Обойдя минное поле и передав сообщение о контакте на «Стиджиан», он погрузился. Получив сообщение, «Стиджиан» начала поиск цели и в 10:50 атаковала обнаруженный эсминец двумя торпедами. Заметивший их следы «Камиказе» увернулся и контратаковал лодку глубинными бомбами, причинив «Стиджиан» небольшие повреждения.
В 11:48 Хезлет заметил на расстоянии 12 000 ярдов мачты и контуры надстройки тяжёлого крейсера класса «Хагуро» (Haguro), – именно так он идентифицировал цель, – следовавшего курсом 330°. Это был «Асигара», который покинул Батавию утром 7 июня, имея на борту 1600 солдат и почти 500 тонн грузов. Хезлет решил атаковать и начал сближение с целью.
В 12:15 «Тренчент» дала полный носовой залп восемью торпедами с расстояния в 4700 ярдов, и спустя три минуты не менее пяти из них попали в «Асигару». Японцы вовремя заметили торпеды. Им стало ясно, что крейсер угодил в ловушку в узком фарватере между минными полями и берегом. Корабль пытался совершить манёвр уклонения, но не смог его завершить из-за неисправного двигателя левого борта. Взрывы торпед превратили «Асигару» в развалину, оторвав ему носовую часть. После этого крейсер продолжал двигаться по инерции, но попытка выброситься на берег и спасти корабль оказалась бесплодной.
В этот момент «Тренчент» снова подняла перископ: её командир решил дать команде насладиться зрелищем победы. Но пока восторженные подводники рассматривали результаты своих действий, с «Асигары» заметили перископ и обстреляли его из зениток. Видя, что жертва все ещё держится на плаву, в 12:24 Хезлет выпустил в крейсер две торпеды из кормовых аппаратов, но они прошли мимо.
Это была уже агония японского корабля – в 12:39 «Асигара» опрокинулся на правый борт и затонул. Появившийся на месте атаки «Камиказе» сбросил глубинные бомбы, чтобы отогнать лодку, и начал спасательную операцию. Эсминцу удалось спасти 853 члена экипажа крейсера и около 400 солдат, но более 1000 человек погибло. Так завершилась одна из самых блестящих атак подлодки во Второй мировой войне.
Награды для героев
20 июня 1945 года Хезлет привёл свою лодку на Филиппины, в бухту Субик, где находилась освобождённая от японцев база ВМС США. Перерыв между походами ставил всего неделю, и 26 июня «Тренчент» снова вышла в море для того, чтобы продолжить действия в Яванском море.
В этом походе лодка не потратила ни одной торпеды. 13 июля 1945 года Хезлет находился в заливе Бони у острова Сулавеси, где в полдень им была остановлена маленькая шхуна. Команда сразу покинула судно. Субмарина выслала абордажную партию, которая, осмотрев шхуну, обнаружила в трюме японских солдат и офицера. Англичане попытались выкурить их оттуда, но японцы, стреляя через люки и настил палубы, не позволили им спуститься вниз. После этого партия вернулась на «Тренчент», и лодка потопила шхуну орудийным огнём.
Спустя пять суток «Тренчент» добилась своего последнего успеха. У острова Бали она обнаружила буксир с баржей в охранении небольшого корабля ПЛО. Хезлет приказал открыть огонь из орудия и, эскортный корабль, а затем и буксир с баржей последовательно отправились на дно. После этого субмарина обстреляла береговой наблюдательный пост, но затем её загнал под воду японский самолёт. Сброшенные им бомбы легли рядом с лодкой, но особого вреда не причинили.
25 июля 1945 года «Тренчент» пришла во Фримантл, завершив свой седьмой и последний поход. Здесь экипаж ждали заслуженные награды за потопление «Асигары»: Хезлет был повторно награждён орденом «За выдающиеся заслуги» и американским орденом «Легион Почёта» (Legion of Merit), став единственным командиром британской подлодки, удостоенным этой награды.
Всего же за год боевых действий члены экипажа «Тренчент» получили семь крестов «За выдающиеся заслуги» и 11 медалей «За выдающиеся заслуги» (DSM – Distinguished Service Medal). Храбрые действия экипажа лодки девять раз упоминались в приказах вышестоящего командования (MiD – Mentioned in Dispatches).
После войны
После окончания Второй мировой Артур Хезлет продолжил свою службу в британском флоте. В 1946 году он принимал участие в испытаниях атомного оружия на атолле Бикини как наблюдатель от британского Адмиралтейства. После этого на протяжении 20 лет занимал различные командные должности в ВМС Великобритании, включая и должность командующего северным сектором ВМС НАТО в Атлантике. 31 июля 1964 года Артур Хезлет вышел в отставку вице-адмиралом и кавалером орденов Бани и Британской империи. Он скончался в возрасте 93 лет в ноябре 2007 года.
«Тренчент» покинула Фримантл 21 сентября 1945 года с другим командиром, чтобы совершить переход в Англию. После двухмесячного плавания 26 ноября она прибыла в Портсмут, после чего была выведена из состава флота в резерв. В 1949 году лодка была снова введена в состав действующего флота и передана 3-й подводной флотилии в Розайте. В 1951 году она была переведена в 1-й подводную флотилию на Мальту. Субмарина несла службу на Средиземном море до 1959 года, после чего была вновь выведена в резерв и окончательно списана в 1962 году. Лодка была разделана на металл в Клайде в 1963 году.
В ноябре 1983 года на верфи Виккерса в присутствии вице-адмирала Хезлета была спущена на воду новая атомная субмарина класса «Трафальгар». Она получила название «Тренчент» в честь субмарины, которая отправила на дно самый большой военный корабль, потопленный британскими подлодками в годы Второй мировой войны.
Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Литература:
- The Admiralty. His Majesty's submarines – Merriam Press, 2007
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
- Hazlett А. HMS Trenchant From Chatham to the Banka Strait – Pen & Sword, 2001
- Niestlé A. German U-Boat Losses during World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
- White М. Australian Submarines: a History – Australian Government Pub Service, 1995
- http://www.naval-history.net
- http://rnsubs.co.uk
- http://www.unithistories.com
- http://codenames.info
- http://www.combinedfleet.com
- http://britsub.x10.mx
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации