27
В тени гусеничных собратьев на Warspot.ru
В тени гусеничных собратьев
​Первый советский серийный броневик БА-27 был спроектирован в 1927 году на базе грузовика АМО-Ф-15. В 1928-1931 гг. было выпущено 217 таких машин. Экипаж БА-27 составляли четыре человека, вооружение – 37-мм пушка и 7,62-мм пулемет. В таком виде БА-27, принадлежавшие ОГПУ/НКВД, воевали в первой половине 30-х годов с басмачами в Средней Азии - В тени гусеничных собратьев | Warspot.ru
Первый советский серийный броневик БА-27 был спроектирован в 1927 году на базе грузовика АМО-Ф-15. В 1928-1931 гг. было выпущено 217 таких машин. Экипаж БА-27 составляли четыре человека, вооружение – 37-мм пушка и 7,62-мм пулемет. В таком виде БА-27, принадлежавшие ОГПУ/НКВД, воевали в первой половине 30-х годов с басмачами в Средней Азии
​В конце 30-х годов бронекорпуса БА-27 переставили на трехосное шасси грузовика ГАЗ-ААА, заодно усилив бронирование и увеличив запас топлива. В таком виде машина, получившая название БА-27М, приняла участие в первых боях Великой Отечественной войны, хотя к тому моменту эти броневики уже были официально переведены в разряд учебных и готовились пойти на слом - В тени гусеничных собратьев | Warspot.ru
В конце 30-х годов бронекорпуса БА-27 переставили на трехосное шасси грузовика ГАЗ-ААА, заодно усилив бронирование и увеличив запас топлива. В таком виде машина, получившая название БА-27М, приняла участие в первых боях Великой Отечественной войны, хотя к тому моменту эти броневики уже были официально переведены в разряд учебных и готовились пойти на слом
​Легкий бронеавтомобиль Д-8 и его версия Д-12, выпускавшиеся в 1931-1932 гг. небольшой серией (28 и 34 машины) на шасси легкового автомобиля ГАЗ-А, стали первыми советскими серийными броневиками своего класса. Вооружение их состояло из одного (Д-8) или двух (Д-12) 7,62-мм пулеметов ДТ, экипаж два человека. На фото опытный экземпляр Д-12, внешне отличавшийся от предшественника верхней турелью под зенитный пулемет - В тени гусеничных собратьев | Warspot.ru
Легкий бронеавтомобиль Д-8 и его версия Д-12, выпускавшиеся в 1931-1932 гг. небольшой серией (28 и 34 машины) на шасси легкового автомобиля ГАЗ-А, стали первыми советскими серийными броневиками своего класса. Вооружение их состояло из одного (Д-8) или двух (Д-12) 7,62-мм пулеметов ДТ, экипаж два человека. На фото опытный экземпляр Д-12, внешне отличавшийся от предшественника верхней турелью под зенитный пулемет
​Несмотря на свою малочисленность и почтенный возраст, Д-8 и Д-12 успели принять участие в советско-финском конфликте, а также применялись на начальном этапе Великой Отечественной. Некоторая часть этих броневиков была захвачена противником: на фото на переднем плане Д-8, использовавшийся финнами в 1942 году, на заднем плане средний бронеавтомобиль БА-10 - В тени гусеничных собратьев | Warspot.ru
Несмотря на свою малочисленность и почтенный возраст, Д-8 и Д-12 успели принять участие в советско-финском конфликте, а также применялись на начальном этапе Великой Отечественной. Некоторая часть этих броневиков была захвачена противником: на фото на переднем плане Д-8, использовавшийся финнами в 1942 году, на заднем плане средний бронеавтомобиль БА-10
​На смену Д-8 в нише легкого бронеавтомобиля РККА пришел броневик ФАИ, построенный на шасси легковушки «Форд-А». Позже на базе ГАЗ-М1 был создан ФАИ-М. Выпущенный в 1933-1939 гг. в количестве около 1000 штук, этот вооруженный 7,62-мм пулеметом легкий броневик воевал во всех предвоенных конфликтах с участием СССР, и встречался на фронтах Великой Отечественной аж до 1943 года - В тени гусеничных собратьев | Warspot.ru
На смену Д-8 в нише легкого бронеавтомобиля РККА пришел броневик ФАИ, построенный на шасси легковушки «Форд-А». Позже на базе ГАЗ-М1 был создан ФАИ-М. Выпущенный в 1933-1939 гг. в количестве около 1000 штук, этот вооруженный 7,62-мм пулеметом легкий броневик воевал во всех предвоенных конфликтах с участием СССР, и встречался на фронтах Великой Отечественной аж до 1943 года
​Средний бронеавтомобиль БА-И («Бронеавтомобиль Ижорский») был спроектирован на трехосном шасси американского грузовика «Форд-Тимкен» (позднее бронекорпуса переставлены на шасси отечественного ГАЗ-ААА). Этот трехместный броневик, вооруженный 37-мм пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами был построен в 1932-1934 гг. серией в 109 экземпляров. На фото БА-И на параде на Красной площади 1 мая 1934 года - В тени гусеничных собратьев | Warspot.ru
Средний бронеавтомобиль БА-И («Бронеавтомобиль Ижорский») был спроектирован на трехосном шасси американского грузовика «Форд-Тимкен» (позднее бронекорпуса переставлены на шасси отечественного ГАЗ-ААА). Этот трехместный броневик, вооруженный 37-мм пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами был построен в 1932-1934 гг. серией в 109 экземпляров. На фото БА-И на параде на Красной площади 1 мая 1934 года
​На начало ВОВ в строю было около 80 БА-И, которые в основной массе были потеряны в боях лета 1941 года, однако «последние из могикан» воевали с японцами в 1945 году - В тени гусеничных собратьев | Warspot.ru
На начало ВОВ в строю было около 80 БА-И, которые в основной массе были потеряны в боях лета 1941 года, однако «последние из могикан» воевали с японцами в 1945 году
​На базе БА-И в 1934 году был разработан средний бронеавтомобиль БА-3 (1934-1936 гг., 220 экз.), который отличался от предшественника усиленным вооружением – вместо старой башни с 37-мм пушкой на него поставили башню от танка Т-26 с 45-мм орудием. За утяжеление конструкции пришлось платить уменьшением толщины брони. На фото представлена современная реплика БА-3 - В тени гусеничных собратьев | Warspot.ru
На базе БА-И в 1934 году был разработан средний бронеавтомобиль БА-3 (1934-1936 гг., 220 экз.), который отличался от предшественника усиленным вооружением – вместо старой башни с 37-мм пушкой на него поставили башню от танка Т-26 с 45-мм орудием. За утяжеление конструкции пришлось платить уменьшением толщины брони. На фото представлена современная реплика БА-3
​Разновидностью БА-3 стал бронеавтомобиль БА-6, производившийся в 1936-1939 гг. Главным его отличием от БА-3 было шасси отечественного грузовика ГАЗ-ААА, в остальном это были практически идентичные машины. Было выпущено 425 экземпляров, которые активно воевали на Халхин-Голе и в Финляндии, поставлялись на экспорт (Турция). На начало ВОВ в строю оставалось около 250 БА-6 - В тени гусеничных собратьев | Warspot.ru
Разновидностью БА-3 стал бронеавтомобиль БА-6, производившийся в 1936-1939 гг. Главным его отличием от БА-3 было шасси отечественного грузовика ГАЗ-ААА, в остальном это были практически идентичные машины. Было выпущено 425 экземпляров, которые активно воевали на Халхин-Голе и в Финляндии, поставлялись на экспорт (Турция). На начало ВОВ в строю оставалось около 250 БА-6
​В 1938 году в серию пошел наиболее совершенный и многочисленный представитель семейства предвоенных советских средних автомобилей, получивший обозначение БА-10. До 1941 года, когда производство БА-10 и его усовершенствованной модификации БА-10М было свернуто в пользу легкого танка Т-60, было изготовлено около 3300 машин - В тени гусеничных собратьев | Warspot.ru
В 1938 году в серию пошел наиболее совершенный и многочисленный представитель семейства предвоенных советских средних автомобилей, получивший обозначение БА-10. До 1941 года, когда производство БА-10 и его усовершенствованной модификации БА-10М было свернуто в пользу легкого танка Т-60, было изготовлено около 3300 машин
​Главными внешними отличиями БА-10 от предшественников стала башня конического типа, аналогичная башне танка Т-26 поздних серий, укороченная база шасси, развитые задние надколесные полки. На фото БА-10, оставленный экипажем из-за технических неполадок - В тени гусеничных собратьев | Warspot.ru
Главными внешними отличиями БА-10 от предшественников стала башня конического типа, аналогичная башне танка Т-26 поздних серий, укороченная база шасси, развитые задние надколесные полки. На фото БА-10, оставленный экипажем из-за технических неполадок
​БА-10 активно использовались на всем протяжении советско-германского фронта. На фото экипаж бронеавтомобиля БА-10: старший сержант Е. Эндрексон, сержант В.П. Ершаков и овчарка Джульбарс, Южный фронт, 1942-1943 гг. - В тени гусеничных собратьев | Warspot.ru
БА-10 активно использовались на всем протяжении советско-германского фронта. На фото экипаж бронеавтомобиля БА-10: старший сержант Е. Эндрексон, сержант В.П. Ершаков и овчарка Джульбарс, Южный фронт, 1942-1943 гг.
​Единственным серийным советским тяжелым бронеавтомобилем стал БА-11, спроектированный в 1938-1939 гг. Однако, до войны организовать полноценное серийное производство не удалось, а последовавшая затем блокада Ленинграда поставила крест на судьбе броневика – было выпущено всего 18 экземпляров, воевавших там же, под Ленинградом. По комплексу характеристик БА-11 превосходил танк Т-26 - В тени гусеничных собратьев | Warspot.ru
Единственным серийным советским тяжелым бронеавтомобилем стал БА-11, спроектированный в 1938-1939 гг. Однако, до войны организовать полноценное серийное производство не удалось, а последовавшая затем блокада Ленинграда поставила крест на судьбе броневика – было выпущено всего 18 экземпляров, воевавших там же, под Ленинградом. По комплексу характеристик БА-11 превосходил танк Т-26
​Легкий бронеавтомобиль БА-20, производившийся в 1936-1942 гг. крупной по сравнению с собратьями серией (более 2100 экз.). Этот трехместный броневик, вооруженный 7,62-мм пулеметом, прошел всю войну и был снят с вооружения сразу после нее - В тени гусеничных собратьев | Warspot.ru
Легкий бронеавтомобиль БА-20, производившийся в 1936-1942 гг. крупной по сравнению с собратьями серией (более 2100 экз.). Этот трехместный броневик, вооруженный 7,62-мм пулеметом, прошел всю войну и был снят с вооружения сразу после нее
​Единственным бронеавтомобилем, разработанным и выпускавшимся серийно в СССР в годы войны, стал БА-64, строившийся на шасси ГАЗ-64. Его разновидность БА-64Б выпускалась на базе ГАЗ-67. Первый советский полноприводной броневик производился с 1942 по 1946 гг. (более 9100 экземпляров) и еще долго состоял на вооружении ВС СССР и его сателлитов - В тени гусеничных собратьев | Warspot.ru
Единственным бронеавтомобилем, разработанным и выпускавшимся серийно в СССР в годы войны, стал БА-64, строившийся на шасси ГАЗ-64. Его разновидность БА-64Б выпускалась на базе ГАЗ-67. Первый советский полноприводной броневик производился с 1942 по 1946 гг. (более 9100 экземпляров) и еще долго состоял на вооружении ВС СССР и его сателлитов

Со времен Первой мировой войны бронеавтомобили завоевали популярность в армиях большинства стран мира. Для мирного времени и локальных войн они выглядели предпочтительнее танков, поэтому быстроходные, дешевые в производстве и эксплуатации броневики строились крупными сериями. Не избежал этого и Советский Союз, активно принимая на вооружение бронеавтомобили различных классов.

Однако уже предвоенные конфликты на Халхин-Голе и в Финляндии, а также Гражданская война в Испании показали, что по сравнению с Первой мировой войной «правила игры» сильно поменялись – основную роль на поле боя в мало-мальски серьезных боях стали играть танки, которым броневик был не конкурент. Пехота также стала оснащаться всевозможными средствами борьбы с бронетехникой, от ручных гранат до крупнокалиберных пулеметов и противотанковых ружей. Большой качественный и количественный скачок вперед сделала и специализированная противотанковая артиллерия.

В этих условиях бронеавтомобиль с легким противопульным и противоосколочным бронированием быстро сдал свои позиции. Тяжелые и средние броневики с артиллерийским вооружением, задумывавшиеся для поддержки пехоты на поле боя и как средство прорыва вражеской обороны, перестали выпускаться. Единственной нишей, в которой до конца Второй мировой удачно использовался бронеавтомобиль, стали задачи, присущие в мирное время обычным авто – связь, патрулирование и ведение разведки, поддержка полицейских операций. В послевоенное же время бронеавтомобиль вообще практически был вытеснен из армии бронетранспортерами и всевозможными специализированными машинами.

Наш фотообзор посвящен серийным бронеавтомобилям отечественной постройки, принявшим участие в Великой Отечественной войне.

Загрузить еще