Специализированные ударные вертолёты появились во второй половине 60-х годов XX века как ответ на растущее насыщение сухопутных войск различными типами бронетехники, в первую очередь – танками. И в наши дни борьба с бронетехникой является одной из основных задач этого класса фронтовой авиации, наряду с непосредственной поддержкой наземных войск на поле боя и разведкой. Все самые сильные и современные армии мира имеют сегодня на вооружении эти воздушные «истребители танков».

При этом известное выражение про то, что вертолёты – это души умерших танков, как нельзя лучше подходит именно к ударным вертолётам. В воздухе они играют роль, отведённую танкам на земле. Для её успешного выполнения ударные (или штурмовые) вертолёты имеют относительно надёжное для летающей техники бронирование и сильное вооружение. Как правило, в роли такового выступают скорострельные автоматические пушки и крупнокалиберные пулемёты, а также различное сочетание управляемых и неуправляемых ракет «воздух-земля». В качестве вспомогательного вооружения на ударные вертолёты для борьбы с себе подобными (и с самолётами) могут устанавливаться и ракеты класса «воздух-воздух».

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи.

​Bell AH-1 Cobra и двухдвигательный вариант Bell AH-1 Super Cobra (на фото), США. Первый полёт в 1965 году. Построено около 2400 машин. Экипаж 2 чел., макс. взлётная масса (Cobra/SuperCobra) 4310/4540 кг, мощность двигателей 1100/1800 л.с., максимальная скорость 315/352 км/ч, скороподъёмность 6,3/5,5 м/с. Практический потолок 3475/3215 м. airliners.net - Души умерших танков | Военно-исторический портал Warspot.ru
Bell AH-1 Cobra и двухдвигательный вариант Bell AH-1 Super Cobra (на фото), США. Первый полёт в 1965 году. Построено около 2400 машин. Экипаж 2 чел., макс. взлётная масса (Cobra/SuperCobra) 4310/4540 кг, мощность двигателей 1100/1800 л.с., максимальная скорость 315/352 км/ч, скороподъёмность 6,3/5,5 м/с. Практический потолок 3475/3215 м.
airliners.net
​Lockheed AH-56 Cheyenne, США. Ударный вертолёт-винтокрыл с толкающим воздушным винтом. Первый полёт в 1967 году. Построена партия из 10 машин, на вооружение не принят. Экипаж 2 чел., макс. взлётная масса 11 740 кг, мощность двигателя 3925 л.с., максимальная скорость 393 км/ч, скороподъёмность 15,23 м/с. Практический потолок 6100 м. toocatsoriginals.tumblr.com/ - Души умерших танков | Военно-исторический портал Warspot.ru
Lockheed AH-56 Cheyenne, США. Ударный вертолёт-винтокрыл с толкающим воздушным винтом. Первый полёт в 1967 году. Построена партия из 10 машин, на вооружение не принят. Экипаж 2 чел., макс. взлётная масса 11 740 кг, мощность двигателя 3925 л.с., максимальная скорость 393 км/ч, скороподъёмность 15,23 м/с. Практический потолок 6100 м.
toocatsoriginals.tumblr.com/
​Ми-24, СССР. Первый полёт в 1969 году. Произведено по разным данным 2300–3500 машин. Состоит на вооружении примерно сорока государств. Экипаж 2 чел. (и до 8 чел. в десантном отделении), макс. взлётная масса 11 500 кг, мощность двигателей 2×2200 л.с., максимальная скорость 335 км/ч, скороподъёмность 10 м/с. Практический потолок 4950 м. russianhelicopters.aero - Души умерших танков | Военно-исторический портал Warspot.ru
Ми-24, СССР. Первый полёт в 1969 году. Произведено по разным данным 2300–3500 машин. Состоит на вооружении примерно сорока государств. Экипаж 2 чел. (и до 8 чел. в десантном отделении), макс. взлётная масса 11 500 кг, мощность двигателей 2×2200 л.с., максимальная скорость 335 км/ч, скороподъёмность 10 м/с. Практический потолок 4950 м.
russianhelicopters.aero
​AH-64 Apache, США (на фото модификация AH-64D Apache Longbow). Первый полёт в 1975 году. Используется вооружёнными силами примерно двух десятков государств. Построено более 2000 машин. Экипаж 2 чел., макс. взлётная масса 10 433 кг, мощность двигателей 2×1690 л.с. или 2×1890 л.с, максимальная скорость 365 км/ч, скороподъёмность 12,7 м/с. Практический потолок 6400 м. b-domke.de - Души умерших танков | Военно-исторический портал Warspot.ru
AH-64 Apache, США (на фото модификация AH-64D Apache Longbow). Первый полёт в 1975 году. Используется вооружёнными силами примерно двух десятков государств. Построено более 2000 машин. Экипаж 2 чел., макс. взлётная масса 10 433 кг, мощность двигателей 2×1690 л.с. или 2×1890 л.с, максимальная скорость 365 км/ч, скороподъёмность 12,7 м/с. Практический потолок 6400 м.
b-domke.de
​Ка-50, Россия. Первый полёт совершил в 1982 году; начало эксплуатации с 1995 года. Состоит на вооружении в России. Построено, по разным данным, от 15 до 32 экземпляров. Экипаж 1 человек, максимальная взлётная масса 10 800 кг, мощность двигателей 2×2200 л.с., максимальная скорость 315 км/ч, скороподъёмность 16 м/с. Практический потолок 5500 м. - Души умерших танков | Военно-исторический портал Warspot.ru
Ка-50, Россия. Первый полёт совершил в 1982 году; начало эксплуатации с 1995 года. Состоит на вооружении в России. Построено, по разным данным, от 15 до 32 экземпляров. Экипаж 1 человек, максимальная взлётная масса 10 800 кг, мощность двигателей 2×2200 л.с., максимальная скорость 315 км/ч, скороподъёмность 16 м/с. Практический потолок 5500 м.
​Ми-28Н, Россия. Первый полёт Ми-28 в 1982 году, Ми-28Н – в 1996-м. В эксплуатации с 2009 года. Построено около 126 машин. Экипаж 2 чел., макс. взлётная масса 11 700 кг, мощность двигателей 2×2200 л.с. (на чрезвычайном режиме 2×2700 л.с.), максимальная скорость 300 км/ч, скороподъёмность 13,6 м/с. Практический потолок 5600 м. airforce.ru - Души умерших танков | Военно-исторический портал Warspot.ru
Ми-28Н, Россия. Первый полёт Ми-28 в 1982 году, Ми-28Н – в 1996-м. В эксплуатации с 2009 года. Построено около 126 машин. Экипаж 2 чел., макс. взлётная масса 11 700 кг, мощность двигателей 2×2200 л.с. (на чрезвычайном режиме 2×2700 л.с.), максимальная скорость 300 км/ч, скороподъёмность 13,6 м/с. Практический потолок 5600 м.
airforce.ru
​Agusta A129 Mangusta, Италия. Первый полёт в 1983 году; в эксплуатации с 1990-го. Состоит на вооружении в Италии (60 машин) и в Турции (60 машин). Экипаж 2 человека, максимальная взлётная масса 4600 кг, мощность двигателей 2×881 л.с., максимальная скорость 278 км/ч, скороподъёмность 10,2 м/с. Практический потолок 4725 м. aircraftinformation.info - Души умерших танков | Военно-исторический портал Warspot.ru
Agusta A129 Mangusta, Италия. Первый полёт в 1983 году; в эксплуатации с 1990-го. Состоит на вооружении в Италии (60 машин) и в Турции (60 машин). Экипаж 2 человека, максимальная взлётная масса 4600 кг, мощность двигателей 2×881 л.с., максимальная скорость 278 км/ч, скороподъёмность 10,2 м/с. Практический потолок 4725 м.
aircraftinformation.info
​Denel AH-2 Rooivalk, ЮАР. Первый полёт совершил в 1990 году; принят на вооружение в 1999-м. Состоит на вооружении в ЮАР. Построено 12 машин. Экипаж 2 человека, максимальная взлётная масса 8750 кг, мощность двигателей 2×1904 л.с., максимальная скорость 309 км/ч, скороподъёмность 13,3 м/с. Практический потолок 6100 м. modernweapon.ru - Души умерших танков | Военно-исторический портал Warspot.ru
Denel AH-2 Rooivalk, ЮАР. Первый полёт совершил в 1990 году; принят на вооружение в 1999-м. Состоит на вооружении в ЮАР. Построено 12 машин. Экипаж 2 человека, максимальная взлётная масса 8750 кг, мощность двигателей 2×1904 л.с., максимальная скорость 309 км/ч, скороподъёмность 13,3 м/с. Практический потолок 6100 м.
modernweapon.ru
​Eurocopter Tiger, Германия/Франция. Первый полёт в 1991 г., в эксплуатации с 2002 г. Построено около 213 машин. Состоит на вооружении в Австралии, Германии, Испании и Франции. Экипаж 2 чел., максимальная взлётная масса 6000 кг, мощность двигателей 2×1303 л.с., максим. скорость 315 км/ч (без радиолокационной мачты; с ней – 290 км/ч), скороподъёмность 10,7 м/с. Практический потолок 4000 м. - Души умерших танков | Военно-исторический портал Warspot.ru
Eurocopter Tiger, Германия/Франция. Первый полёт в 1991 г., в эксплуатации с 2002 г. Построено около 213 машин. Состоит на вооружении в Австралии, Германии, Испании и Франции. Экипаж 2 чел., максимальная взлётная масса 6000 кг, мощность двигателей 2×1303 л.с., максим. скорость 315 км/ч (без радиолокационной мачты; с ней – 290 км/ч), скороподъёмность 10,7 м/с. Практический потолок 4000 м.
​Boeing–Sikorsky RAH-66 Comanche. Первый полёт в 1996 г. Построено 2 машины. На вооружение принят не был. Разрабатывался как разведывательно-ударный вертолёт с низкой заметностью с применением стелс-технологий. Экипаж 2 человека, максимальная взлётная масса 7896 кг, мощность двигателей 2×1563 л.с., максимальная скорость 324 км/ч, скороподъёмность 4,55 м/с. Практический потолок 4566 м. - Души умерших танков | Военно-исторический портал Warspot.ru
Boeing–Sikorsky RAH-66 Comanche. Первый полёт в 1996 г. Построено 2 машины. На вооружение принят не был. Разрабатывался как разведывательно-ударный вертолёт с низкой заметностью с применением стелс-технологий. Экипаж 2 человека, максимальная взлётная масса 7896 кг, мощность двигателей 2×1563 л.с., максимальная скорость 324 км/ч, скороподъёмность 4,55 м/с. Практический потолок 4566 м.
​Ка-52, Россия. Первый полёт в 1997 году; в эксплуатации – с 2011 года. Произведено не менее 79 машин. Экипаж 2 чел., макс. взлётная масса 12 200 кг, мощность двигателей 2×2400 л.с. (до 2700 л.с. на чрезвычайном режиме), макс. скорость 350 км/ч, скороподъёмность 12 м/с. Практический потолок 5500 м. - Души умерших танков | Военно-исторический портал Warspot.ru
Ка-52, Россия. Первый полёт в 1997 году; в эксплуатации – с 2011 года. Произведено не менее 79 машин. Экипаж 2 чел., макс. взлётная масса 12 200 кг, мощность двигателей 2×2400 л.с. (до 2700 л.с. на чрезвычайном режиме), макс. скорость 350 км/ч, скороподъёмность 12 м/с. Практический потолок 5500 м.
​CAIC WZ-10, Китай. Первый полёт в 2003 году; в эксплуатации с 2011-го. Создан с участием российских специалистов из конструкторского бюро «Камов». Построено более 100 машин. Экипаж 2 чел, макс. взлётная масса более 7000 кг, мощность двигателей 2×1350 л.с., макс. скорость более 300 км/ч, скороподъёмность более 15 м/с. Практический потолок 6400 м. modernweapon.ru - Души умерших танков | Военно-исторический портал Warspot.ru
CAIC WZ-10, Китай. Первый полёт в 2003 году; в эксплуатации с 2011-го. Создан с участием российских специалистов из конструкторского бюро «Камов». Построено более 100 машин. Экипаж 2 чел, макс. взлётная масса более 7000 кг, мощность двигателей 2×1350 л.с., макс. скорость более 300 км/ч, скороподъёмность более 15 м/с. Практический потолок 6400 м.
modernweapon.ru
​Harbin Z-19, Китай. Первый полёт в 2010 году; в эксплуатации с 2013-го. Состоит на вооружении в Китае; построено около 80 машин. Экипаж 2 человека, максимальная взлётная масса 4500 кг, мощность двигателей 2×940 л.с., максимальная скорость 280 км/ч, скороподъёмность более 9 м/с. Практический потолок 6000 м. - Души умерших танков | Военно-исторический портал Warspot.ru
Harbin Z-19, Китай. Первый полёт в 2010 году; в эксплуатации с 2013-го. Состоит на вооружении в Китае; построено около 80 машин. Экипаж 2 человека, максимальная взлётная масса 4500 кг, мощность двигателей 2×940 л.с., максимальная скорость 280 км/ч, скороподъёмность более 9 м/с. Практический потолок 6000 м.
​HAL LCH, Индия. Первый полёт в 2010 году; построено 3–4 прототипа. Индийские вооружённые силы планируют приобрести 179 машин, разработанных для действий в высокогорных условиях. Экипаж 2 чел, макс. взлётная масса более 5800 кг, мощность двигателей 2×1430 л.с., максимальная скорость более 330 км/ч, скороподъёмность более 15 м/с. Практический потолок 6500 м. airliners.net - Души умерших танков | Военно-исторический портал Warspot.ru
HAL LCH, Индия. Первый полёт в 2010 году; построено 3–4 прототипа. Индийские вооружённые силы планируют приобрести 179 машин, разработанных для действий в высокогорных условиях. Экипаж 2 чел, макс. взлётная масса более 5800 кг, мощность двигателей 2×1430 л.с., максимальная скорость более 330 км/ч, скороподъёмность более 15 м/с. Практический потолок 6500 м.
airliners.net