Танкетками в отечественной системе классификации бронетехники принято называть легковооружённые бронированные машины массой до 4 тонн на гусеничном ходу с экипажем из одного-двух человек. В начале 30-х годов в СССР подобные машины называли «гусеничными пулемётовозами». В западной классификации под танкетками подразумевают более широкий спектр машин, включающий и выделяемые в СССР в отдельный класс малые танки (промежуточную между танкетками и лёгкими танками группу боевых машин массой до 5 тонн с пулемётным вооружением).

В обзор включены также два образца бронетехники, которые традиционно классифицируются как бронированные транспортёры или тягачи: советский Т-20 «Комсомолец» и французский Renault UE Chenillette. На то есть две причины. Во-первых, по конструкции и характеристикам они вплотную сближаются с танкетками, и по обоим зафиксированы случаи применения их в качестве боевых машин. Во-вторых, многие танкетки также исходно создавались для выполнения в том числе и транспортных задач, потому граница между ними и небольшими бронированными транспортёрами и тягачами достаточно условна.

Век танкеток был недолгим. Появившись в конце 20-х годов, они создавались именно как боевые машины, способные ограниченно выполнять функции «нормальных» танков. Однако буквально в течение одного десятилетия стало ясно, что для непосредственной поддержки пехоты, а тем более для самостоятельных действий на поле боя они уже совершенно не годятся. Высокая подвижность, относительно небольшой расход горючего и хорошая проходимость на какое-то время сохранили за ними нишу разведывательных машин, а наличие брони (пусть и противопульной/противоосколочной) позволило успешно использовать их в качестве тягачей и транспортёров переднего края. Уже к концу 40-х годов как боевые машины танкетки сохранили своё значение только на третьестепенных театрах боевых действий (например, в 1948 году партию AH-IV у Чехословакии закупила Эфиопия).

​Carden-Loyd Mk VI, Великобритания. Выпускалась с 1929 года. Экипаж 2 человека. Масса 1,5 тонны, двигатель 22,5 л.с., максимальная скорость 48 км/ч. Вооружение: 7,7-мм пулемёт, боекомплект 1000 патронов. Построено 450 штук flickr.com - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Carden-Loyd Mk VI, Великобритания. Выпускалась с 1929 года. Экипаж 2 человека. Масса 1,5 тонны, двигатель 22,5 л.с., максимальная скорость 48 км/ч. Вооружение: 7,7-мм пулемёт, боекомплект 1000 патронов. Построено 450 штук
flickr.com
​Т-17, СССР. Прототип изготовлен в 1929 году. Экипаж 1 человек. Масса 2,25 тонны, двигатель 20 л.с., максимальная скорость 20 км/ч. Вооружение: 7,62-мм пулемёт, боекомплект 1500 патронов bronetexnika.moy.su - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Т-17, СССР. Прототип изготовлен в 1929 году. Экипаж 1 человек. Масса 2,25 тонны, двигатель 20 л.с., максимальная скорость 20 км/ч. Вооружение: 7,62-мм пулемёт, боекомплект 1500 патронов
bronetexnika.moy.su
​Т-27, СССР. На фотографии – танкетки (на переднем плане) на фоне тяжёлого пятибашенного танка Т-35. Производились в 1931–1933 годах. Экипаж 2 человека. Масса 2,7 тонны, двигатель 40 л.с., максимальная скорость 40 км/ч. Вооружение: 7,62-мм пулемёт. Построено около 3300 машин в разных модификациях - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Т-27, СССР. На фотографии – танкетки (на переднем плане) на фоне тяжёлого пятибашенного танка Т-35. Производились в 1931–1933 годах. Экипаж 2 человека. Масса 2,7 тонны, двигатель 40 л.с., максимальная скорость 40 км/ч. Вооружение: 7,62-мм пулемёт. Построено около 3300 машин в разных модификациях
​Тип 92, Япония. Малый танк, производился в 1931–1933 годах. Экипаж 3 человека. Масса 3,5 тонны, двигатель 45 л.с., максимальная скорость 40 км/ч. Вооружение: два 6,5-мм пулемёта либо один 13-мм пулемёт и один 6,5-мм пулемёт. Построено 167 машин kazuchisen.wordpress.com - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Тип 92, Япония. Малый танк, производился в 1931–1933 годах. Экипаж 3 человека. Масса 3,5 тонны, двигатель 45 л.с., максимальная скорость 40 км/ч. Вооружение: два 6,5-мм пулемёта либо один 13-мм пулемёт и один 6,5-мм пулемёт. Построено 167 машин
kazuchisen.wordpress.com
​Renault UE Chenillette, Франция. Эта машина разрабатывалась как лёгкий бронированный транспортёр. Некоторая часть была вооружена пулемётами и даже 20-мм пушками. Производилась с 1932 года. Построено более 5 тысяч штук. Экипаж 2 человека, масса 2,1 тонны. Двигатель 38 л.с., скорость до 30 км/ч - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Renault UE Chenillette, Франция. Эта машина разрабатывалась как лёгкий бронированный транспортёр. Некоторая часть была вооружена пулемётами и даже 20-мм пушками. Производилась с 1932 года. Построено более 5 тысяч штук. Экипаж 2 человека, масса 2,1 тонны. Двигатель 38 л.с., скорость до 30 км/ч
​«Дважды трофейная» французская танкетка Renault UE Chenillette, дооборудованная немцами установкой с 7,92-мм авиационным пулемётом MG 15, а затем попавшая в руки американцев, в 1944 году - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
«Дважды трофейная» французская танкетка Renault UE Chenillette, дооборудованная немцами установкой с 7,92-мм авиационным пулемётом MG 15, а затем попавшая в руки американцев, в 1944 году
​Трофейная французская танкетка Renault UE Chenillette с тремя 7,92-мм авиационными пулемётами MG 15 - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Трофейная французская танкетка Renault UE Chenillette с тремя 7,92-мм авиационными пулемётами MG 15
​TKS, Польша (захваченная немцами). Модернизация 1933 года танкетки TK-3. Экипаж 2 человека. Масса 2,6 тонны, двигатель 46 л.с., максимальная скорость 45 км/ч. Вооружение: 7,92-мм пулемёт (боекомплект 1920 патронов). Незначительное число перевооружено 20-мм автоматическими пушками. Выпущено около 600 однотипных машин TK-3, TKF и TKS - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
TKS, Польша (захваченная немцами). Модернизация 1933 года танкетки TK-3. Экипаж 2 человека. Масса 2,6 тонны, двигатель 46 л.с., максимальная скорость 45 км/ч. Вооружение: 7,92-мм пулемёт (боекомплект 1920 патронов). Незначительное число перевооружено 20-мм автоматическими пушками. Выпущено около 600 однотипных машин TK-3, TKF и TKS
​Т-37А, СССР. Малый плавающий танк. На фотографии – машина, захваченная финнами во время Зимней войны. Производился с 1933 года. Экипаж 2 человека. Масса 3,2 тонны, двигатель 40 л.с., максимальная скорость 40 км/ч. Вооружение: 1×7,62-мм пулемёт. Построено около 2500 штук - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Т-37А, СССР. Малый плавающий танк. На фотографии – машина, захваченная финнами во время Зимней войны. Производился с 1933 года. Экипаж 2 человека. Масса 3,2 тонны, двигатель 40 л.с., максимальная скорость 40 км/ч. Вооружение: 1×7,62-мм пулемёт. Построено около 2500 штук
​Tančík vz. 33, Чехословакия. В производстве с 1934 года. Экипаж 2 человека. Масса 2,3 тонны, двигатель 30 л.с., максимальная скорость 35 км/ч. Вооружение: 2×7,92-мм пулемёта, боекомплект 5200 патронов. Построено 70 штук (и 4 прототипа) - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Tančík vz. 33, Чехословакия. В производстве с 1934 года. Экипаж 2 человека. Масса 2,3 тонны, двигатель 30 л.с., максимальная скорость 35 км/ч. Вооружение: 2×7,92-мм пулемёта, боекомплект 5200 патронов. Построено 70 штук (и 4 прототипа)
​AH-IV, Чехословакия. Малый танк, поставлявшийся на экспорт в Иран, Румынию и Эфиопию. В эксплуатации с 1935 года. Экипаж 2 человека. Масса 3,9 тонн, двигатель 55 л.с., максимальная скорость 45 км/ч. Вооружение: два 7,92-мм пулемёта. Построено около 160 штук - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
AH-IV, Чехословакия. Малый танк, поставлявшийся на экспорт в Иран, Румынию и Эфиопию. В эксплуатации с 1935 года. Экипаж 2 человека. Масса 3,9 тонн, двигатель 55 л.с., максимальная скорость 45 км/ч. Вооружение: два 7,92-мм пулемёта. Построено около 160 штук
​Carro Veloce CV-35, или L3/35, Италия. В эксплуатации с 1935 года. Модификация танкетки CV-33 (в эксплуатации с 1933 года). Экипаж 2 человека. Масса 3,2 тонны, двигатель 43 л.с., максимальная скорость 42 км/ч. Вооружение: 2×8-мм пулемёта (боекомплект 3200 патронов) или огнемёт. Построено до 2,5 тысяч CV-33 и CV-35 - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Carro Veloce CV-35, или L3/35, Италия. В эксплуатации с 1935 года. Модификация танкетки CV-33 (в эксплуатации с 1933 года). Экипаж 2 человека. Масса 3,2 тонны, двигатель 43 л.с., максимальная скорость 42 км/ч. Вооружение: 2×8-мм пулемёта (боекомплект 3200 патронов) или огнемёт. Построено до 2,5 тысяч CV-33 и CV-35
​Тип 94, Япония. В эксплуатации с 1935 года. Экипаж 2 человека. Масса 3,4 тонны, двигатель 32 л.с., максимальная скорость 40 км/ч. Вооружение: 6,5-мм пулемёт. Построено 823 штуки - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Тип 94, Япония. В эксплуатации с 1935 года. Экипаж 2 человека. Масса 3,4 тонны, двигатель 32 л.с., максимальная скорость 40 км/ч. Вооружение: 6,5-мм пулемёт. Построено 823 штуки
​Т-38, СССР. Малый плавающий танк, в производстве с 1936 года. Экипаж 2 человека. Масса 3,2 тонны, двигатель 40 л.с., максимальная скорость 40 км/ч. Вооружение: один 7,62-мм пулемёт. Построено 1340 штук safaniuk.livejournal.com - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Т-38, СССР. Малый плавающий танк, в производстве с 1936 года. Экипаж 2 человека. Масса 3,2 тонны, двигатель 40 л.с., максимальная скорость 40 км/ч. Вооружение: один 7,62-мм пулемёт. Построено 1340 штук
safaniuk.livejournal.com
​Бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Машина, во многом схожая с танкетками. В отличии от них, могла везти ещё 6 человек десанта. В производстве с 1937 года. Экипаж 2 человека. Масса 3,5 тонны, двигатель 50 л.с., скорость до 50 км/ч. Вооружение: один 7,62-мм пулемёт. Построено 7780 машин - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Машина, во многом схожая с танкетками. В отличии от них, могла везти ещё 6 человек десанта. В производстве с 1937 года. Экипаж 2 человека. Масса 3,5 тонны, двигатель 50 л.с., скорость до 50 км/ч. Вооружение: один 7,62-мм пулемёт. Построено 7780 машин
​Strv m/37, Чехословакия/Швеция. В эксплуатации с 1937 года. Модификация чехословацкого AH-IV. Экипаж 2 человека. Масса 4,68 тонн, двигатель 85 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Вооружение: два 8-мм пулемёта, боекомплект 3960 патронов. Собрано 48 машин ww2photo.se - Танковые суррогаты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Strv m/37, Чехословакия/Швеция. В эксплуатации с 1937 года. Модификация чехословацкого AH-IV. Экипаж 2 человека. Масса 4,68 тонн, двигатель 85 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Вооружение: два 8-мм пулемёта, боекомплект 3960 патронов. Собрано 48 машин
ww2photo.se