Название этого красивого самолёта с узнаваемым даже на схематичных изображениях эллиптическим крылом стало едва ли не синонимом участия Великобритании во Второй мировой войне. На русский язык слово Spitfire можно перевести по-разному: и возвышенно, как «огневержец», и попроще — как «злюка», но любое из этих имён ему будет «к лицу».

К концу серийного производства, завершённого аж в 1948 году, «Спитфайр» был воспроизведён в более чем 20 000 экземплярах и двух десятках основных модификаций, успел побывать основным британским истребителем, служил в ВВС США, Франции и других стран-союзников, использовался как перехватчик, истребитель-бомбардировщик, разведчик, палубный истребитель. Около 1500 «Спитфайров» было поставлено в СССР, где они использовались, в основном, в ПВО крупных городов — Москвы, Ленинграда, Баку.

Путь к триумфу у «Спитфайра» был долгим и тернистым — до принятия на вооружение конструкция самолёта претерпела массу изменений, серийное производство разворачивалось со скрипом, а конструктор самолёта Реджинальд Митчелл умер в 1937 году, не дождавшись принятия своего детища на вооружение. На 1 сентября 1939 года в строю было менее 200 «спитов»!

Но всё это было уже потом, а началось всё ровно 80 лет назад, когда лётчик-испытатель капитан Джозеф «Матт» Саммерс впервые поднял в воздух серо-голубой прототип истребителя с серийным номером K5054 на фюзеляже…