19 ноября 1928 года из Форт-Мида в штате Мэриленд выехала крайне необычная машина. Внешне она больше походила на гоночный автомобиль, чем на танк, коим являлась на самом деле. Башня на ней отсутствовала, а вместо неё была установлена турель с пулемётом Browning M1919A2. Ещё один такой же пулемёт находился в спонсоне, в носовой части корпуса. Этим необычным аппаратом являлся Christie M.1928, опытная машина, созданная новой фирмой Джона Уолтера Кристи, U.S. Wheel Track Layer Corporation. Сам конструктор называл своё детище M.1940, намекая тем самым на то, что за такими танками будущее. Главной изюминкой машины стала независимая пружинная подвеска, ныне известная как свечная подвеска, или подвеска Кристи. В день рождения выдающегося американского конструктора, родившегося 6 мая 1865 года, предлагаем познакомиться с историей его революционного танка.
Спутавший все карты
Первая неофициальная демонстрация Christie M.1928, которая была санкционирована Чарльзом П. Саммеролом (начальником штаба американской армии с 1926 по 1930 года), состоялась в октябре 1928 года на территории Форт-Майера, штат Виржиния. По её результатам было принято решение о начале испытаний танка, причём за счёт самого Кристи. В ходе пробега из Форт-Мида в Геттисберг и обратно танк показал среднюю скорость 45 км/ч, при этом максимальная скорость на гусеничном ходу составила 68 км/ч, а на колёсах – 112 км/ч. После первой фазы испытаний танк вернулся на фабрику U.S. Wheel Track Layer Corporation (Рауэй, штат Нью-Джерси), где проходил капремонт. В июне 1929 года армейские испытания были прекращены, и оценку Christie M.1928 продолжили представители кавалерии.
Танк Кристи смешал все планы Управления вооружений по замене более чем двух сотен танков M1917. К моменту появления Christie M.1928 основным претендентом на звание нового основного лёгкого танка американской пехоты были машины семейства Light Tank T1. Ещё летом и осенью 1928 года танки T1E1 прошли ту же дистанцию от Форт-Мида до Геттисбурга и обратно, что и Christie M.1928 несколькими месяцами позже. В первый пробег средняя скорость составила 14,5 км/ч, во второй – 16 км/ч. После таких «впечатляющих» результатов ноябрьская демонстрация танка Кристи произвела на военных эффект разорвавшейся бомбы.
Первый запрос о выделении средств на закупку бронеавтомобиля Кристи (танком американские военные Christie M.1928 не считали) был направлен ещё в феврале 1929 года. 11 декабря начальник Управления вооружений рекомендовал 250 000 $, выделенных на закупку лёгких танков T1E2 фирмы Cunningham, перенаправить для заказа четырёх–пяти Christie M.1928. Танки планировали закупить для войсковых испытаний.
Ситуация поменялась с приходом в начале 1930 года нового начальника Управления вооружений, генерал-майора Самуэла Хофа. Он был против закупки танков Кристи целой партией и считал, что правильнее будет приобрести единичный экземпляр. На решение генерала повлиял доклад, подготовленный ярым противником Кристи, капитаном Джоном К. Крисмесом. Дополнительно масла в огонь подлила Society of Automotive Engineers Ordnance Advisory Committee (SOA OAK), организация, созданная Кларенсом С. Вильямсом в 1919 году и занимавшаяся перспективными образцами бронетехники. Члены SOA OAK подвергли резкой критике конструкцию танка Кристи. При этом SOA OAK нахваливала Light Tank T1, что неудивительно: лобби из Управления вооружений, в котором состоял и Крисмес, не оставляло попыток «продавить» этот танк на вооружение американской армии.
В очередь!
28 июня 1930 года, после долгих переговоров и подковёрной борьбы, было принято решение о подписании контракта №89 с U.S. Wheel Track Layer Corporation на разработку и выпуск улучшенной версии танка M.1928. Опытный образец обошёлся американской казне в 55 000 $, ещё 6000 $ было зарезервировано на тесты и 1000 $ — на модификацию двигателя. В качестве инспектора по контракту от Управления вооружений был назначен капитан Крисмес. Остальные деньги, выделявшиеся на закупку танков, отправились обратно в казну.
Во время этой борьбы Кристи нашёл для себя и других клиентов, помимо американской армии. Первыми их них стали поляки. В 1929 году в США был направлен капитан Мариан Русинский, представлявший интересы Военного института инженерных исследований (WIBI). Он познакомился с Кристи, от которого узнал, что U.S. Wheel Track Layer Corporation уже работает над улучшенной версией танка M.1928, получившей обозначение M.1940. По итогам переговоров был подписан контракт, по которому U.S. Wheel Track Layer Corporation бралась за создание улучшенной версии танка M.1928 для Польши. Стоимость танка, по соглашению, составляла 30 000 $. Ещё 3500 $ стоили запчасти. Срок поставки определялся в 90 дней после подписания контракта.
Также оговаривалось, что в случае срыва сроков поставки Польша могла оштрафовать U.S. Wheel Track Layer Corporation максимум на 10 000 $. Кроме того, польская сторона рассматривала вопрос о закупке комплекта патентов стоимостью 90 000 $, но такой договор так и не был подписан. Предоплату за танк поляки внесли незамедлительно.
28 апреля 1930 года, всего через месяц после сделки с поляками, был подписан контракт между U.S. Wheel Track Layer Corporation и советской Amtorg Trading Corporation. СССР заплатил 60 000 $ за два образца Christie M.1940 (сумма была разбита на части), 4000 $ за запасные части, а также 100 000 $ за комплект патентов и право лицензионного производства сроком на 10 лет. По контракту, U.S. Wheel Track Layer Corporation обязалась сообщать о новых версиях танка. Также предоставлялось место для советского инженера на заводе в Рауэй. Этим самым инженером, прибывшим в США в середине июля, был начальник технического отдела Управления моторизации и механизации РККА Н. М. Тоскин. Первые 127 листов чертежей Christie M.1940 были доставлены в Москву в августе.
Таким образом, вместо одного не определившегося заказчика у Кристи появились ещё два зарубежных. Кроме этого, была ещё совсем короткая история с попыткой немцев предложить конструктору работать на них. Как пишет Питер Чемберлен, немцы предлагали сумму в 1 000 000 $, но глава U.S. Wheel Track Layer Corporation просто показал им на дверь.
Из двух заключенных контрактов выполнен был лишь советский. С поляками Кристи разругался, контракт с ними был разорван, а деньги за предоплату впоследствии были возвращены через суд. Что же касается советских M.1940, то они были отправлены в СССР 24 декабря 1930 года, на три месяца позже оговорённого в контракте срока. На машине отсутствовали башни и часть оборудования, в связи с чем заказчиком было удержано 25 000 $, которые должны были быть выплачены после поставки танков в СССР.
Пиррова победа
В то время когда корабль с двумя Christie M.1940 отплывал из Нью-Йорка, на фабрике в Рауэй вовсю кипела работа над танком для Управления вооружений. К назначенному сроку U.S. Wheel Track Layer Corporation башню изготовить не успела, и самые первые ходовые испытания машина, получившая обозначение M.1931, проходила без неё. Впрочем, 22 января танк был продемонстрирован по всей красе перед корпусом завода в Рауэй в присутствии многочисленных журналистов. Машина резво преодолевала различные препятствия, легко взбиралась на крутые холмы, демонстрируя отличную подвижность. Конечно, она получилась медленнее Christie M.1928, но это уже была полноценная боевая машина с вполне сформировавшимся обликом.
Будучи очень похожим на «советские» M.1940, танк для американских военных всё же имел некоторые отличия. От использования шестерёнчатой передачи на нём Кристи отказался, и машина снова получила цепи Галля. Заметно отличалась и носовая часть корпуса, которая была выполнена не клепаной, а сварной. Танк получил полноценную башню с вооружением в составе 37-мм пушки M1916 и пулемёта Browinin M1919.
После первых пробных испытаний полностью комплектный Christie M.1931 направили на Абердинский полигон. Там машина провела два месяца, после чего вернулась в Рауэй на ремонт и модернизацию. Тесты показали, что танк требует доводки, вследствие чего контракт был аннулирован, и M.1931 оказался в собственности Кристи.
Однако Управлению вооружений теперь уже было невозможно отпираться, настолько очевидными, несмотря на обнаруженные недостатки, оказались преимущества танка Кристи. 25 марта 1931 года наступил момент истины: между U.S. Wheel Track Layer Corporation и Управлением вооружений был подписан контракт на изготовление серии из пяти танков Christie M.1931. Спустя три месяца, 12 июня 1931 года, заказ расширили до семи машин. Что касается опытного образца, то его так и не купили. Позже он заинтересовал англичан, которые его арендовали. По итогам испытаний в Англии опытный танк стал прообразом Cruiser Tank Mk.III.
Победа оказалась пирровой. Огромные финансовые вложения в разработку Christie M.1928 привели к тому, что Кристи влез в долги, причём выпуск танков для СССР и американской армии не мог полностью компенсировать затраты. Для того чтобы ситуация изменилась, необходим был большой военный заказ, но в условиях начала 30-х, в разгар Великой депрессии, это было нереальным.
Первый M.1931 поступил от U.S. Wheel Track Layer Corporation в сентябре 1931 года. Отдельно стоит упомянуть о том, как именно отгружались танки. По контракту, за каждый танк было заплачено 34 500 $, при этом на них не устанавливались вооружение, башня, двигатель, глушители и радиостанция. Недостающие компоненты монтировались уже в арсеналах. Для чего это было сделано, остаётся загадкой. Не исключено, что военные банально решили сэкономить. Одна собранная таким образом машина, но без глушителей, поступила на Абердинский полигон 9 октября 1931 года. Последняя, седьмая машина была получена военными в марте 1932 года. Четыре танка достались кавалерии, ещё три — пехоте.
Ещё две машины были заказаны сверх первоначального контракта. О том, что это были за танки, есть различные мнения. По мнению Питера Чемберлена, эти машины, имевшие шестерёнчатые передачи, были танками, первоначально заказанными Польшей. С другой стороны, по польским источникам известно, что заказ был сделан всего на одну машину. Кроме того, по информации известного американского танкового историка Ричарда Ханникатта, изначально шестерёночная передача была лишь у одного, седьмого по счёту M.1931, что ещё больше усугубляет путаницу. Вдобавок, нет документальных подтверждений передачи кавалерии танка с шестерёночной передачей, а одна такая машина (танк под номером 7) досталась армии.
Серийные машины имели некоторые отличия от опытного Christie M.1931. На M.1940 и опытном танке люк механика-водителя состоял из двух одинаковых половинок, а на серийной машине его конструкцию изменили. Одна створка здесь состояла из левого борта и крыши, а вторая – из правого борта и лобовой части. Глушители стали цилиндрическими, красились в серебристый цвет, а на кормовом листе корпуса появились ограждения. Серьёзные метаморфозы претерпела и башня: командирская башенка стала фиксированной, зато появился люк, откидывающийся назад.
На пехотных испытаниях
После длительных тестов, проходивших на Абердинском полигоне, три танка в феврале-марте 1932 года поступили в Форт-Беннинг, штат Джорджия. Они вошли в состав роты F 2-го танкового полка, который 25 октября 1932 года был переформирован в 67-й пехотный (оснащённый средними танками). Поступившие танки получили номера 2, 6 и 7, а также имена собственные – Tornado, Hurricane и Cyclone. Танки 2 и 6, с цепями Галля, получили обозначение Convertible Medium Tank T3, танк 7, с шестерёночной передачей, получил обозначение Convertible Medium Tank T3E1.
Помимо танков Кристи, в составе полка были Light Tank T1, Medium Tank T1E1 и Medium Tank T2. Дошедшие до нашего времени фотографии демонстрируют кардинальные различия в отношении военных к машинам Кристи и танкам других моделей. Даже внешне испытатели Convertible Medium Tank T3 отличались от своих сослуживцев: поверх формы они носили белоснежные комбинезоны, больше похожие на те, в которых выступали автогонщики.
Во время службы внешний облик машин постепенно менялся. Хотя арсеналы и должны были полностью оснастить танки ещё до прибытия их в Форт-Бэннинг, на деле полной боевой готовности они достигли лишь в 1933 году, когда на них, наконец, были установлены радиостанции. Штыревые антенны разместили на башнях. Кроме того, в ходе эксплуатации в конструкцию танков вносились различные изменения. Например, на танке №6 Hurricane испытывался ветровой щиток, хорошо подходящий для езды с высокой скоростью. Более значительным переделкам подвергся танк №2 Tornado. Он лишился глушителей, а заднюю стенку его корпуса сделали откидывающейся на петлях назад, что заметно облегчило доступ к трансмиссии.
Первым испытанием для пехотных машины стал пробег 17 июня 1932 года из Форт-Бэннинга в Форт-Макферсон, штат Джорджия, и обратно. В его ходе танки прошли 234 мили (377 км), передвижение осуществлялось на колёсном ходу. Некоторые проблемы с масляной системой и бандажами наблюдались на танке №2 Tornado, остальные две машины преодолели дистанцию без проблем. Средняя скорость передвижения танков №6 Hurricane и №7 Cyclone составила 21,6 и 24,18 миль в час (34,8 и 38,9 км/ч) соответственно. Отмечалось, что механики-водители после такого протяжённого пробега не чувствовали особой усталости.
В отчёте об испытаниях Convertible Medium Tank T3, датируемом 17 января 1933 года, сказано:
“Пехотный совет придерживается того мнения, что колёсно-гусеничный танк является наиболее подходящим для пехоты и что танки Кристи намного превосходят все другие танки, построенные до настоящего времени”.
Пехотный совет рекомендовал немедленно принять Convertible Medium Tank T3 стандартом и вложить имеющиеся средства в модернизацию и закупку новых танков этого типа. К тому времени все три танка из роты F суммарно прошли 1403 мили (2258 км). Машины были уже сильно изношены, особенно это касалось ходовой части, но общий итог испытаний был положительным. Помимо высокой манёвренности, отмечались достаточная мощь вооружения, а также удобство управления. В качестве недостатка отмечалось слабое бронирование (максимальная толщина бронелистов составляла 12,7 мм), но стоит отметить, что конкуренты танка Кристи были в этом плане ничуть не лучше.
Помимо положительных отзывов со стороны испытателей, несомненным плюсом для репутации танков Кристи были многочисленные публикации в прессе. Танки часто принимали участие в учениях, а их стремительный, запоминающийся облик был находкой для изданий, посвящённых военной тематике.
В кавалерии
Одновременно с заказом на пехотные машины, U.S. Wheel Track Layer Corporation работала и над четырьмя танками для кавалерии. Полученные машины имели обозначение Combat Car T1. Как и пехотные танки, кавалерийские Combat Car T.1 поступили в войска в виде полуфабриката, то есть их вооружение, двигатели и радиостанции военным следовало устанавливать самостоятельно.
Бережливость Управления вооружений сыграла злую шутку не с одним десятком авторов, занимающихся историей бронетанковой техники. Дело в том, что на все машины вооружения не хватило, и один танк (серийный номер USA W.404) оказался не только без пушки с пулемётом, но и без орудийной маски. В экспериментальном порядке его оснастили 12,7-мм авиационным пулемётом Browning M1918. Собственно, от фотографии с данным танком и пошёл культивироваться миф о том, что Combat Car T1 отличались от Convertible Medium Tank T3 вооружением. В реальности остальные три кавалерийские машины по вооружению ничем от пехотных собратьев не отличались.
Впрочем, после установки радиостанций отличить кавалерийские машины от пехотных стало несложно: штыри антенн кавалеристы расположили на специальных кронштейнах с левой стороны башни. Что касается вооружения, то позднее танк, вооружённый крупнокалиберным пулемётом, собирались перевооружить на Browning M2HB того же калибра, но эта идея так и не была реализована.
Местом базирования кавалерийских машин был выбран Форт-Нокс, штат Кентукки. Здесь с 16 января 1932 года дислоцировался 1-й кавалерийский механизированный полк. Своё происхождение он вёл от 1-го кавалерийского полка, старейшего кавалерийского подразделения США, основанного ещё в марте 1833 года. Таким образом, появление Combat Car T1 совпало с рождением в американской армии механизированных кавалерийских частей.
Фактически сразу же по прибытии в Форт-Нокс танки стали подвергаться многочисленным модернизациям. Одна из таких модернизаций породила миф о том, что Кристи поставил Управлению вооружений не одну, а две машины с шестерёночной передачей. На самом деле гитары на второй танк установили уже в Форт-Ноксе. Модернизированный таким образом танк получил обозначение Combat Car T1E1.
Ещё одна модернизация предусматривала замену двигателя Liberty L-12 на 6-циллиндровый дизель Cummins мощностью 120 лошадиных сил. Танк, который собирались подобным образом модернизировать, должен был получить обозначение Combat Car T1E2. Эту модернизацию так и не реализовали, хотя без замены двигателя всё же не обошлось. В порядке эксперимента летом 1932 года в один из танков установили 12-циллиндровый V-образный двигатель фирмы American LaFrance. Кроме двигателя, были заменены система охлаждения, сцепление, а также механизм соединения двигателя с трансмиссией.
Эта машина, получившая обозначение Combat Car T1E3, была отправлена на испытания на Абердинский полигон. Двигатель American LaFrance оказался тише Liberty L-12, но это было слабым утешением на фоне заметно ухудшившихся динамических характеристик. После испытаний старые агрегаты вернули на место, восстановив машину до базовой конфигурации Combat Car T1.
Как и пехотные танки, кавалерийские боевые машины активно испытывались, в том числе и пробегами из одного форта в другой. Танки часто демонстрировались командованию кавалерии. В этих демонстрациях нередко принимал участие Джордж Паттон, один из активных сторонников танков Кристи. Один из таких эпизодов описан Чарльзом М. Провинсом в книге “Неизвестный Паттон”. В главе, посвящённой жене Паттона, Беатрис, есть такие строки:
«Одна из непридуманных историй её активности связана с прототипом нового танка, который Джон Уолтер Кристи пытался продать американской армии. Джордж был приверженцем боевых машин Кристи несколько лет, и он договорился о демонстрации возможностей танка перед комиссией конгрессменов и высокопоставленных представителей армии. Происходило это в Форт-Майере, Виржиния, в апреле 1932 года. Высокопоставленные лица представляли Комитет Военных Дел, им показывали лёгкий танк, называвшийся «гусеничная машина Кристи». Это была эффектная демонстрация мощности танка, его скорости и манёвренности. Он перескакивал через глубокие канавы, нёсся через брод и пересекал препятствия на полной скорости. Никто в мире раньше такого не видел.
После демонстрации Джордж предложил любому из членов комитета прокатиться. Затем, когда все отказались, он передал шлем и защитные очки жене, после чего она прошла по той же полосе препятствий во второй раз. После заезда она покинула башню, широко улыбаясь, вся в грязи, но без единого синяка и довольная. Один из конгрессменов позже подошёл к Джорджу. «Это прекрасный танк, Джордж, несомненно, лучший из всех, что я видел. Но мы не собираемся его покупать, ты это знаешь. Я сомневаюсь, что мы это сделаем, даже если он приедет к ступеням Капитолия, полный голосов. Мы просто не можем тратить на него деньги».
Жертва коридорных интриг
Как и в случае с пехотным командованием, кавалерия рекомендовала стандартизировать боевую машину Кристи, но Управление вооружений этого так и не сделало. Испытания кавалерийских и пехотных танков, проходившие в 1932 году, выявили не только достоинства, но и недостатки. Для такой революционной машины, как Christie M1931, это было вполне нормально. Главным в сложившейся ситуации было правильно воспользоваться полученными результатами. Как пехота, так и кавалерия указывали на недостаточно просторные боевое отделение, и особенно – отделение управления в носовой части корпуса. Кавалеристы вдобавок считали размеры башни недостаточными, а вес танка, по их мнению, должен был быть меньшим.
Все эти изменения командование кавалерии решило воплотить в танке, который создавался не US Track Wheel Corporation, а Управлением вооружений совместно с арсеналом Рок-Айленд. Основной причиной, по которой Кристи отказали, были финансовые соображения. Стоимость Combat Car T1 была такова, что имеющиеся финансы не позволяли закупать танки в необходимых количествах. Недешёвым оказалось и техническое обслуживание.
Впрочем, одной из основных причин непринятия на вооружение новых танков стала фигура самого Кристи, вспыльчивого и часто увлекавшегося другими проектами. 14 октября 1932 года Комитет по вооружениям закончил спецификацию на Medium Tank T3E2. Предложение к сотрудничеству было разослано 14 компаниям, включая главу US Track Wheel Corporation. Итог был предсказуем: 28 ноября стало ясно, что контракт Кристи не получил. Вместо него договор о поставке пяти танков на сумму 200 000 $ получила фирма American LaFrance.
Что же касается уже выпущенных танков для пехоты и кавалерии, то они довольно долго эксплуатировались. Впрочем, к маю 1936 года стало ясно, что дальнейшая эксплуатация этих машин экономически нецелесообразна. Снятые с вооружения танки, кроме одного, использовали как мишени на артиллерийских полигонах. Единственным сохранившимся до наших дней Medium Tank T3 является танк номер 2 Tornado.
Несмотря на такой печальный финал, неудачным танк Кристи назвать точно нельзя. Став жертвой интриг в родном отечестве, M1931 оказался прародителем класса крейсерских танков. Эта машина стала образцом для подражания для танкостроителей во многих странах. БТ, Т-34, английские крейсерские танки – все эти машины являются прямыми потомками детища Кристи. Что же касается свечной подвески, то она используется до сих пор. Иногда можно услышать мнение, согласно которому такая подвеска подходит лишь для лёгких танков. Что ж, подобным «экспертам» можно посоветовать взглянуть на израильскую «Меркаву», после чего попросить ответить на вопрос, в каком именно месте эта почти 70-тонная боевая машина «лёгкая».
Источники и литература:
- NARA
- РГВА
- T.3 Christie: Armour in Profile #4, Peter Chamberlain, Steveson Pugh, Once Read Books, 1967
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R. P. Hunnicutt, Presidio, 1978
- Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R. P. Hunnicutt, Presidio, 1992
- A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
- Фотоархив автора
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации