Наступление советских войск Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1944 года едва не закончилось для немецкой группы армий «Север» катастрофой. В течение двух недель Красная армия освободила значительную часть Ленинградской области и в районе реки Нарва вышла на границу с Эстонией. В феврале 1944 года войска 2-й ударной армии Ленинградского фронта начали сражение за Нарву. В первых числах этого месяца им удалось освободить от немецких войск восточный берег реки и занять несколько плацдармов на её западном берегу. Одним из эпизодов этого сражения стал тактический десант советских войск в Мерекюля.
Общая обстановка
По требованию командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова управление 2-й Ударной армии готовило наступательную операцию с целью освобождения города Нарвы. В направлении станции Аувере удар должны были наносить 30-й гвардейский и 109-й стрелковые корпуса. К началу этого наступления линия фронта проходила по восточному берегу реки Нарва от Магербурга до северных окраин Тырвала, затем от Кудрукюла до Сийвертси по западному берегу, далее от Поповки, восточнее мызы Лилиенбахи и деревни Северная Долгая Нива опять по восточному берегу, затем от Вяски до Омути снова по западному берегу.
Ещё в самом начале февраля командующий Ленинградским фронтом Л. А. Говоров приказал готовить десант северо-западнее Нарвы. Его высадкой должны были заняться силы Островной военно-морской базы под командованием контр-адмирала Г. В. Жукова. Основные силы контр-адмирала базировались на острове Лавенсаари (ныне остров Мощный). Его катера должны были высадить батальон майора С. П. Маслова из 260-й бригады морской пехоты в районе деревни Мерекюля. Первоначально высадку назначили на 8 февраля, но по ряду причин срок её несколько раз переносился. Окончательное время высадки было определено только 13 февраля. Десантирование планировалось произвести в ночь с 13 на 14 февраля.
Это был первый относительно крупный десант Краснознамённого Балтийского флота с лета 1942 года, когда была предпринята неудачная попытка занять остров Соммерс. На этот раз речь шла о тактическом десанте для содействия наступающим войскам фронта. Хотя многие подробности Мерекюлаской десантной операции были известны ещё в советское время, всё же упомянем её общий замысел и те силы, которые выделялись для её проведения. Кроме того, рассмотрим то, как этот десант воспринял противник, и попробуем воссоздать общую картину путём сопоставления информации из советских источников и сохранившихся немецких документов.
Цели и средства
Отрядом высадки руководил командир Охраны водного района Островной военно-морской базы капитан 2 ранга Г. В. Горбачёв. Отряд кораблей включал в себя три канонерские лодки, четыре бронекатера, девять бронированных малых охотников (БМО), восемь тральщиков и десять катеров-тральщиков.
Задача для подразделения майора Маслова заключалась в следующем. Батальон должен был перерезать приморское шоссе и железную дорогу между Нарвой и Раквере, овладеть станцией Аувере и оседлать узел дорог Удриа и Репнику. После занятия этих пунктов батальону предписывалось организовать противотанковую оборону, используя мины, препятствия, и удерживать эти пункты до подхода наших войск, не допуская отхода противника и подхода его подкреплений и грузов. В случае исчерпания возможностей для сопротивления десант должен был пробиваться на юг. Для его снабжения была выделена авиагруппа (в дальнейшем её из сил поддержки десанта исключили, и вернули десанту поддержку с воздуха только непосредственно в день высадки.).
Всего десантный отряд майора Маслова насчитывал 517 человек. В его составе действовали четыре роты. Одна из них должна была защищать тыл десантного отряда. На вооружении отряда находились, в основном, пистолеты-пулемёты, ручные пулемёты, а также противотанковые ружья. Было также несколько станковых пулемётов и 50-мм миномётов. Батальон усилили сапёрами. Каждый сапёр должен был нести до 10 кг взрывчатки. Людей оснастили специальными прорезиненными комбинезонами на случай высадки в воду.
Вооружить десантников чем-то более тяжёлым для высадки на вражеский берег было затруднительно из-за проблем, связанных с доставкой такого груза на берег. В результате десант шёл на врага лишь с таким лёгким оружием. Из воспоминаний командующего КБФ В. Ф. Трибуца известно, что Л. А. Говоров отказал командующему флотом в усилении, сказав, что оно только стеснит десант. Согласно воспоминаниям Трибуца, Говоров был уверен в том, что батальон автоматчиков займёт станцию Аувере. Но на чём могла быть основана такая уверенность, не совсем ясно.
Следует отметить, что для подразделений 260-й бригады морской пехоты высадка в Мерекюля должна была первым серьёзным боевым опытом. Сформированная ещё летом 1942 года, бригада пока не участвовала в боях, хотя часть её личного состава, конечно, уже имела боевой опыт.
Для артиллерийской поддержки десантникам были выделены три канонерские лодки (всего две 130-мм и четыре 100-мм пушки). Их основная задача во время высадки десанта состояла в стрельбе по видимым целям, препятствующим высадке. В светлое время суток они должны были маневрировать вблизи берега и вести методичный огонь. Сам Маслов теоретически мог вызвать их огонь для поддержки, то же самое мог сделать и руководитель высадки. Было определено, что канонерские лодки для артиллерийской поддержки десанта могут израсходовать до 70% боезапаса. Так это выглядело в планах, а как дело обернётся в реальности – не мог предугадать никто.
Впрочем, в отличие от десантных операций 1941 года, на этот раз была проведена более серьёзная подготовка. С участниками высадки успели даже провести учение по теме «Высадка десанта на укреплённый берег противника» под руководством самого контр-адмирала Г. В. Жукова. Также были проведены учения по связи. Майор Маслов провёл рекогносцировку района высадки, вылетев на самолёте. Он и командиры его подразделений установили прямую связь с командами тех катеров, с которых им предстояло высаживаться. Катера были закреплены за десантниками заранее.
Данные о силах противника на участке высадки и в его окрестностях были достаточно скудными. Наша разведка всё же отмечала присутствие противника на берегу. Считалось, что оборону там занимает эстонский охранный батальон. Вероятно, на успех десанта наше командование рассчитывало всерьёз.
Силы противника
С кем же в реальности предстояло столкнуться нашим десантникам? Район Нарвы обороняли войска немецкого LIV-го армейского корпуса. В его состав входил ряд потрёпанных в предыдущих боях соединений. Это были части III-го танкового корпуса СС, 227-й, 170-й и других пехотных дивизий. К середине февраля на побережье Финского залива немцы имели и части береговой обороны.
Из истории 3-го танкового корпуса СС за авторством Вильгельма Тике мы знаем, что до советского наступления берег у Мерекюля находился в зоне ответственности боевой группы «Берег», которой командовал генерал-майор Криссинг. После боёв у Кингисеппа и начала Битвы за Нарву на берегу Финского залива располагались следующие силы.
На самом побережье оборону занимал эстонский полицейский батальон. Оборону участка также обеспечивали и два батальона военных моряков. Один из них, батальон «Хоншильд», занимал сектор у Мерекюля. Северо-восточнее, у Нарва-Йыессу (немцы называли этот населённый пункт Хунгербург), находился батальон «Шнайдер». На берегу были установлены проволочные заграждения и артиллерийская батарея с 10-см пушками, а также шесть 20-мм зенитных автоматов. В самой деревне Мерекюля находился штаб 227-й пехотной дивизии (боевая группа генерал-лейтенанта Берлина). Артиллерийскую поддержку на этом участке немцам могли оказать орудия из 532-го дивизиона береговой обороны. Дальность стрельбы их 21-см пушек перекрывала радиус действия батареи у Мерекюля с большим запасом.
Таким образом, выходило, что советские десантники могли свалиться как снег на голову прямо одному из немецких штабов. Причём одновременно с этим войска 2-й Ударной армии продолжали своё наступление. 13 февраля Военный Совет Ленинградского фронта потребовал овладеть Нарвой не позднее 17 числа, и советские части действительно подходили к станции Аувере , пытаясь перерезать основную дорогу на Нарву. И как раз в этот момент в тыл немцам должен был ударить десант.
Исчезнувший десант
Ранним утром 14 февраля катера подошли к месту высадки. Сама высадка осуществлялась двумя группами и началась в 3 ч 30 минут. В первой группе находились бронекатера № 562, № 101 и 102, малые охотники БМО-176, БМО-177, БМО-180, БМО-501 и БМО-508. Во вторую группу входили бронекатер № 563, малые охотники БМО-181, БМО-505 и БМО-509.
Вторая группа следовала в кильватер за первой на расстоянии 100–150 м. От точки развёртывания до места высадки корабли дошли в среднем за 10 минут. С приближением к берегу строй между двумя группами кораблей нарушился. Одними из первых к берегу подошли малые бронированные охотники БМО-181, БМО-180 и бронекатер № 102. Десант с них был высажен без противодействия со стороны неприятеля. Малые охотники БМО-501, БМО-505, БМО-508, БМО-509 и бронекатер № 562 также начали высадку десанта, не будучи обнаруженными противником. Поэтому часть десантников удалось высадить без потерь, первую группу катеров противник не обстреливал.
В ходе высадки один катер БМО пропал без вести, а другой, БМО-176, сел на мель, дал радиограмму о помощи, но не был обнаружен отправленными ему на помощь катерами. Его экипажу приказали присоединиться к десанту.
У МО-101 вышло из строя рулевое управление. Его десантников принял БМО-505, который затем, примерно через час после высадки основной группы, подошёл к берегу. Когда этот катер оказался у берега, он был встречен сильным огнём противника, которым был убит командир катера ст. лейтенант Лазинский. Сам катер получил ряд повреждений и десантников не высадил. Как выяснилось позже, часть его экипажа утонула при попытке добраться до берега. 7 человек остались на катере, в носовой части которого они находились до 19 февраля. К этому времени оставшиеся в живых смогли сшить себе маскхалаты и по льду вышли к нашим частям в районе Курголово.
Вторую группу противник встретил огнём. Во время высадки под обстрелом позже всех к берегу подошёл катер МБКА-563. С него часть десантников высадиться не смогла. Катер простоял у берега под огнём около получаса, но так и не смог высадить оставшихся людей. Всего во время высадки было убито 11, ранено 64 человека. На берег вышли 432 человека из 517.
Отряд корабельной поддержки в бою при высадке не участвовал. Канонерские лодки пришли в район с опозданием и даже не стали открывать огня. Опоздание произошло из-за трудностей при форсировании ледяного поля и двукратной замены оборванных тралов. Связь между командиром высадки и командиром корабельной поддержки отсутствовала.
Не было связи и с майором Масловым. Единственным свидетельством действий его людей на некоторое время стали наблюдения с катеров. С них наблюдали, как десантники продвигались вглубь территории, но затем были видны и слышны только взрывы. Попытки установки связи успеха не принесли, рации десантников не работали. Советские самолёты десант не обнаружили. Последовавшая высадка разведчиков на вражеский берег оказалась неудачной. Десант просто исчез.
Завесу тайны удалось приподнять лишь через несколько дней, когда линию фронта всё же перешло несколько оставшихся в живых десантников.
Продолжение следует
Источники и литература:
- Документы Центрального архива Министерства обороны.
- Документы Филиала Центрального архива Министерства обороны (Центральный Военно-морской архив в г. Гатчина).
- Документы LIV-го армейского корпуса и Армейской группы «Нарва», NARA.
- Гринкевич В. И. Разве можно забыть Мерекюля? М., 1979 г.
- Кривошеев Е. П., Костин Н. Ф. Битва за Нарву. Таллин, 1984 г.
- Трибуц. В. Ф. Балтийцы наступают. Калининград, 1968 г.
- Tieke W. Tragedy of the faithful. A history of the III. (germanisces) SS-Panzer-Korps. Winnipeg, 2001.
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации