Лёгкий танк Т-60, создававшийся в напряжённые для Советского Союза первые месяцы Великой Отечественной войны, благодаря ударной работе конструкторов и инженеров вошёл в историю как самый быстро спроектированный танк. История его создания подробно описана в статье «Малый танк большой войны» Юрия Пашолока. В этом же материале предлагаем вам познакомиться с интересной машиной, восполнившей дефицит бронетанковой техники в Красной армии в 1941–1942 годах, поближе.

«Героем» предлагаемого фотообзора является танк Т-60 из экспозиции Музея техники Вадима Задорожного. Это машина в конфигурации завода №37 (Свердловск) выпуска весны-лета 1942 года. За исключением некоторых деталей, она очень близка к оригинальному виду.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи.

​Т-60 завода №37, вид спереди. Машины выпуска разных заводов отличались друг от друга в деталях - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Т-60 завода №37, вид спереди. Машины выпуска разных заводов отличались друг от друга в деталях
​Компоновка лобовой части - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Компоновка лобовой части
​Вид на машину в ракурсе 3/4 слева спереди - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вид на машину в ракурсе 3/4 слева спереди
​Расположение троса на надгусеничной полке левого борта - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Расположение троса на надгусеничной полке левого борта
​Вид на танк в ракурсе 3/4 слева сзади. Видна форма ящика для ЗИП левого борта - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вид на танк в ракурсе 3/4 слева сзади. Видна форма ящика для ЗИП левого борта
​Корма Т-60 - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Корма Т-60
​Компоновка верхней части кормы - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Компоновка верхней части кормы
​Вид на правую сторону танка от кормы. Здесь есть отличие от оригинала: на машины завода №37 глушитель не устанавливался - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вид на правую сторону танка от кормы. Здесь есть отличие от оригинала: на машины завода №37 глушитель не устанавливался
​Вид на танк в ракурсе 3/4 справа сзади. Видна форма ящика для ЗИП правого борта, он полностью идентичен ящику с противоположной стороны - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вид на танк в ракурсе 3/4 справа сзади. Видна форма ящика для ЗИП правого борта, он полностью идентичен ящику с противоположной стороны
​Т-60 справа спереди - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Т-60 справа спереди
​Ходовая часть Т-60 - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Ходовая часть Т-60
​Ведущее колесо Т-60. Венцы были сделаны съёмными, что упрощало замену в случае поломки зубцов (менялось не всё колесо, а только венец) - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Ведущее колесо Т-60. Венцы были сделаны съёмными, что упрощало замену в случае поломки зубцов (менялось не всё колесо, а только венец)
​Крепёж бортовой передачи ведущего колеса со стороны лобового листа. Хорошо видна конструкция буксирного крюка - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Крепёж бортовой передачи ведущего колеса со стороны лобового листа. Хорошо видна конструкция буксирного крюка
​Траки гусеницы Т-60 - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Траки гусеницы Т-60
​Опорный каток Т-60. Литой. Красной краской выделяли точки смазки - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Опорный каток Т-60. Литой. Красной краской выделяли точки смазки
​У передних и задних катков были установлены отбойники. Задний опорный каток и отбойник - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
У передних и задних катков были установлены отбойники. Задний опорный каток и отбойник
​Ленивец Т-60. В качестве ленивца использовался такой же каток, как и опорные, что упрощало производство - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Ленивец Т-60. В качестве ленивца использовался такой же каток, как и опорные, что упрощало производство
​Вид на ленивец со стороны кормы. Механизм натяжения гусеницы - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вид на ленивец со стороны кормы. Механизм натяжения гусеницы
​Ходовая часть Т-60, вид изнутри - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Ходовая часть Т-60, вид изнутри
​Дно танка. Хорошо виден крепёж балансиров опорных катков - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Дно танка. Хорошо виден крепёж балансиров опорных катков
​Поддерживающий ролик. Всего их было 6 - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Поддерживающий ролик. Всего их было 6
​Кронштейн поддерживающего ролика, виден картер бортовой передачи ведущего катка - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Кронштейн поддерживающего ролика, виден картер бортовой передачи ведущего катка
​Вооружение Т-60 состояло из 20-мм пушки ТНШ и ДТ-29 - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вооружение Т-60 состояло из 20-мм пушки ТНШ и ДТ-29
​Башня танка, вид слева. Хорошо видны характерные черты конструкции башен завода №37 выпуска весны 1942-го - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Башня танка, вид слева. Хорошо видны характерные черты конструкции башен завода №37 выпуска весны 1942-го
​Вид на башню сзади. Пробка пистолетного порта - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вид на башню сзади. Пробка пистолетного порта
​Башня справа. Листы правой стороны не симметричны листам левой - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Башня справа. Листы правой стороны не симметричны листам левой
​Передняя часть башни справа - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Передняя часть башни справа
​Башня и люк механика-водителя, вид справа - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Башня и люк механика-водителя, вид справа
​Рубка механика-водителя. Звуковой сигнал и фара не подходят для машины выпуска завода №37 - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Рубка механика-водителя. Звуковой сигнал и фара не подходят для машины выпуска завода №37
​Вид на рабочее место механика-водителя слева - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вид на рабочее место механика-водителя слева
​Рубка механика-водителя, вид справа - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Рубка механика-водителя, вид справа
​Кронштейн крепежа надгусеничной полки - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Кронштейн крепежа надгусеничной полки
​Домкрат и его крепёж на правой надгусеничной полке - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Домкрат и его крепёж на правой надгусеничной полке
​Нижняя лобовая деталь Т-60. Расположение буксировочных крюков и лючка под «кривой стартер» - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Нижняя лобовая деталь Т-60. Расположение буксировочных крюков и лючка под «кривой стартер»
​Лючок под «кривой стартер». Для доступа к отверстию необходимо было ослабить левую гайку и повернуть крышку вправо - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Лючок под «кривой стартер». Для доступа к отверстию необходимо было ослабить левую гайку и повернуть крышку вправо
​Левая надгусеничная полка. На ней лежал трос - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Левая надгусеничная полка. На ней лежал трос
​Сзади на левой надгусеничной полке был ящик ЗИП - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Сзади на левой надгусеничной полке был ящик ЗИП
​Задний буксировочный крюк такой же, как и передние. Лампочки на оригинальной машине на корме не было, это современный парадный «тюнинг» - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Задний буксировочный крюк такой же, как и передние. Лампочки на оригинальной машине на корме не было, это современный парадный «тюнинг»
​Задний фонарик. Сам фонарик послевоенный, но расположен в том же месте, где должен находиться правильный - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Задний фонарик. Сам фонарик послевоенный, но расположен в том же месте, где должен находиться правильный
​Крепление топора на правой надгусеничной полке <!--{cke_protected}{C}%3C!%2D%2Dendfragment%2D%2D%3E--> - Т-60 со всех ракурсов | Военно-исторический портал Warspot.ru
Крепление топора на правой надгусеничной полке