В настоящее время не существует единой и общепринятой классификации летательных аппаратов, согласно которой можно было бы однозначно и исчерпывающе очертить круг самолётов, попадающих в категорию стратегических бомбардировщиков. Мало того, что определения и технические характеристики этого класса менялись с ходом времени, в разных странах и сейчас одни и те же самолёты могут считать бомбардировщиками стратегическими, дальними или даже тактическими. Причём обусловлено это может быть не только различными взглядами на параметры, которыми должны обладать определенные классы боевых самолётов, но и политической конъюнктурой.

В современном понимании стратегическими бомбардировщиками часто считают самолёты, способные доставить ядерное оружие на межконтинентальное расстояние (порядка 5000 километров и далее). Впрочем, существуют и альтернативные классификации, согласно которым такие бомбардировщики называются межконтинентальными и, наряду с дальними (радиус действия которых меньше), считаются лишь одним из подклассов бомбардировщиков стратегических. Но на заре авиации всё выглядело совсем иначе.

Первый серийный многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец», созданный в 1913 году в Петербурге под руководством конструктора Игоря Сикорского, по своим возможностям принципиально отличался от других военных самолётов того времени. Значительная дальность полёта и большая грузоподъёмность позволили использовать его не только для борьбы непосредственно с вражескими вооруженными силами, но и для поражения важных целей, таких как промышленные объекты и транспортные узлы, далеко за линией фронта. Практически с этого же времени прослеживается обособление специального класса боевых самолётов для таких задач, стратегических (в широком значении) бомбардировщиков, родоначальником которых вполне заслуженно можно считать самолёт Сикорского.

Во время Первой мировой войны роль стратегических бомбардировщиков, особенно в Германии, в большой степени выполняли дирижабли, но в конкуренции даже с примитивными самолётами того времени они довольно быстро проиграли. После окончания Великой войны, в 20-е – начале 30-х годов, развитие дорогостоящей бомбардировочной авиации дальнего действия было сильно ограничено урезанными военными бюджетами. Импульс к их развитию придала новая мировая война. В предлагаемом фотообзоре представлен 21 бомбардировщик первой половины XX века. Эти машины наглядно отражают основные тенденции в развитии бомбардировщиков дальнего действия тех лет. Практически в полном соответствии с олимпийским лозунгом, с каждым годом они становились всё быстрее, выше и сильнее. И могли летать всё дальше.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи

​С-22 «Илья Муромец», Россия. Первый полёт совершил в 1913 году. Построено 76 машин. Максимальная взлётная масса – 4,6 тонны, двигатели 4×140 л.с. Дальность полёта около 500 км, скорость до 105 км/ч, вооружение — 2 пулемёта, 350 кг бомб. Экипаж 5 человек. ТТХ приведены для самолётов первой серии ИМ-Б - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
С-22 «Илья Муромец», Россия. Первый полёт совершил в 1913 году. Построено 76 машин. Максимальная взлётная масса – 4,6 тонны, двигатели 4×140 л.с. Дальность полёта около 500 км, скорость до 105 км/ч, вооружение — 2 пулемёта, 350 кг бомб. Экипаж 5 человек. ТТХ приведены для самолётов первой серии ИМ-Б
​Caproni Ca.1, Италия. Первый полёт совершил в 1914 году. Построено 162 самолёта. Максимальная взлётная масса – 4 тонны, двигатели – 3×100 л.с. Дальность полёта – до 550 км, скорость – до 120 км/ч. Вооружение – два 6,5-мм пулемёта, мог нести до 450 кг бомб. Экипаж – 4 человека - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Caproni Ca.1, Италия. Первый полёт совершил в 1914 году. Построено 162 самолёта. Максимальная взлётная масса – 4 тонны, двигатели – 3×100 л.с. Дальность полёта – до 550 км, скорость – до 120 км/ч. Вооружение – два 6,5-мм пулемёта, мог нести до 450 кг бомб. Экипаж – 4 человека
​Handley Page Type O, Великобритания. Первый полёт в 1915 году. Построено около 600 самолётов. Максимальная взлётная масса – 6 тонн, двигатели – 2×360 л.с. Дальность полёта – до 1120 км, скорость – до 157 км/ч, практический потолок – 2600 метров. Вооружение — пять 7,7-мм пулемётов, до 907 кг бомб. Экипаж – 4–5 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Handley Page Type O, Великобритания. Первый полёт в 1915 году. Построено около 600 самолётов. Максимальная взлётная масса – 6 тонн, двигатели – 2×360 л.с. Дальность полёта – до 1120 км, скорость – до 157 км/ч, практический потолок – 2600 метров. Вооружение — пять 7,7-мм пулемётов, до 907 кг бомб. Экипаж – 4–5 человек
​Zeppelin-Staaken R.VI, Германия. Первый полёт совершил в 1916 году. Построено 18 машин. Максимальная взлётная масса – 11,8 тонн, двигатели – 4×260 л.с. Дальность полёта – до 800 км, скорость – до 135 км/ч, практический потолок – 4320 метров. Вооружение – четыре 7,92-мм пулемёта, до 2000 кг бомб. Экипаж – 7 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Zeppelin-Staaken R.VI, Германия. Первый полёт совершил в 1916 году. Построено 18 машин. Максимальная взлётная масса – 11,8 тонн, двигатели – 4×260 л.с. Дальность полёта – до 800 км, скорость – до 135 км/ч, практический потолок – 4320 метров. Вооружение – четыре 7,92-мм пулемёта, до 2000 кг бомб. Экипаж – 7 человек
​Caproni Ca.3, Италия. Первый полёт совершил в 1916 году. Построено от 250 до 300 таких самолётов. Максимальная взлётная масса – 3,8 тонны, двигатели – 3×150 л.с. Дальность полёта – до 600 км, скорость – до 137 км/ч, практический потолок – 4844 метра. Вооружение — два 6,5 или 7,7-мм пулемёта, до 800 кг бомб. Экипаж – 4 человека - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Caproni Ca.3, Италия. Первый полёт совершил в 1916 году. Построено от 250 до 300 таких самолётов. Максимальная взлётная масса – 3,8 тонны, двигатели – 3×150 л.с. Дальность полёта – до 600 км, скорость – до 137 км/ч, практический потолок – 4844 метра. Вооружение — два 6,5 или 7,7-мм пулемёта, до 800 кг бомб. Экипаж – 4 человека
​Gotha G.V, Германия. Первый полёт совершил в 1917 году. Построено 205 машин (и 230 похожих Gotha G.IV). Максимальная взлётная масса – 3,9 тонны, двигатели – 2×260 л.с. Дальность полёта – до 840 км, скорость – до 140 км/ч, практический потолок – 6500 метров. Вооружение — два или три 7,92-мм пулемёта, до 350 кг бомб. Экипаж – 3 человека - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Gotha G.V, Германия. Первый полёт совершил в 1917 году. Построено 205 машин (и 230 похожих Gotha G.IV). Максимальная взлётная масса – 3,9 тонны, двигатели – 2×260 л.с. Дальность полёта – до 840 км, скорость – до 140 км/ч, практический потолок – 6500 метров. Вооружение — два или три 7,92-мм пулемёта, до 350 кг бомб. Экипаж – 3 человека
​Caproni Ca.4, Италия. Первый полёт совершил в 1917 году. Построено около 50 машин. Максимальная взлётная масса – 7,5 тонны, двигатели – 3×400 л.с. Дальность полёта – до 700 км, скорость – до 140 км/ч, практический потолок – 3000 метров. Вооружение — четыре 6,5-мм пулемёта, до 1450 кг бомб. Экипаж – 4 человека - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Caproni Ca.4, Италия. Первый полёт совершил в 1917 году. Построено около 50 машин. Максимальная взлётная масса – 7,5 тонны, двигатели – 3×400 л.с. Дальность полёта – до 700 км, скорость – до 140 км/ч, практический потолок – 3000 метров. Вооружение — четыре 6,5-мм пулемёта, до 1450 кг бомб. Экипаж – 4 человека
​Handley Page V/1500, Великобритания. Первый полёт совершил в 1918 году. Построено 63 самолёта. Максимальная взлётная масса 14 тонн, двигатели – 4×375 л.с. Дальность полёта – до 2090 км, скорость – до 159 км/ч, практический потолок – 3350 метров. Вооружение — три 7,7-мм пулемёта, до 3400 кг бомб. Экипаж – 8–9 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Handley Page V/1500, Великобритания. Первый полёт совершил в 1918 году. Построено 63 самолёта. Максимальная взлётная масса 14 тонн, двигатели – 4×375 л.с. Дальность полёта – до 2090 км, скорость – до 159 км/ч, практический потолок – 3350 метров. Вооружение — три 7,7-мм пулемёта, до 3400 кг бомб. Экипаж – 8–9 человек
​ТБ-3, СССР. Первый полёт совершил в 1930 году. Построено 818 самолётов. Максимальная взлётная масса 19,5 тонны, двигатели – 4×715 л.с. Дальность полёта – до 2000 км, скорость – до 197 км/ч, практический потолок – 3800 метров. Вооружение – 4–8 7,62-мм пулемётов, до 2000 кг бомб. Экипаж – 6–8 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
ТБ-3, СССР. Первый полёт совершил в 1930 году. Построено 818 самолётов. Максимальная взлётная масса 19,5 тонны, двигатели – 4×715 л.с. Дальность полёта – до 2000 км, скорость – до 197 км/ч, практический потолок – 3800 метров. Вооружение – 4–8 7,62-мм пулемётов, до 2000 кг бомб. Экипаж – 6–8 человек
​Farman F.222, Франция. Первый полёт совершил в 1932 году (вариант Farman F.220). Построено около 70 машин. Максимальная взлётная масса 18,7 тонны, двигатели – 4×950 л.с. Дальность полёта – до 1995 км, скорость – до 320 км/ч, практический потолок – 8460 метров. Вооружение — три 7,5-мм пулемёта, до 5190 кг бомб. Экипаж – 5–6 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Farman F.222, Франция. Первый полёт совершил в 1932 году (вариант Farman F.220). Построено около 70 машин. Максимальная взлётная масса 18,7 тонны, двигатели – 4×950 л.с. Дальность полёта – до 1995 км, скорость – до 320 км/ч, практический потолок – 8460 метров. Вооружение — три 7,5-мм пулемёта, до 5190 кг бомб. Экипаж – 5–6 человек
​Boeing B-17 Flying Fortress, США. Первый полёт совершил в 1935 году. Построена 12 731 машина. Максимальная взлётная масса 24,5 тонны, двигатели – 4×1200 л.с. Дальность полёта – до 3200 км, скорость – до 462 км/ч, практический потолок – 10 850 метров. Вооружение — тринадцать 12,7-мм пулемётов, до 7800 кг бомб. Экипаж – 10 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Boeing B-17 Flying Fortress, США. Первый полёт совершил в 1935 году. Построена 12 731 машина. Максимальная взлётная масса 24,5 тонны, двигатели – 4×1200 л.с. Дальность полёта – до 3200 км, скорость – до 462 км/ч, практический потолок – 10 850 метров. Вооружение — тринадцать 12,7-мм пулемётов, до 7800 кг бомб. Экипаж – 10 человек
​Пе-8 (ТБ-7), СССР. Первый полёт совершил в 1936 году. Построено 93 машины. Максимальная взлётная масса 27 тонн, двигатели – 4×1340 л.с. Дальность полёта – до 3700 км, скорость – до 443 км/ч, практический потолок – 9300 метров. Вооружение — две 20-мм пушки, два 12,7-мм пулемёта, два 7,62-мм пулемёта, до 7800 кг бомб. Экипаж – 11 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Пе-8 (ТБ-7), СССР. Первый полёт совершил в 1936 году. Построено 93 машины. Максимальная взлётная масса 27 тонн, двигатели – 4×1340 л.с. Дальность полёта – до 3700 км, скорость – до 443 км/ч, практический потолок – 9300 метров. Вооружение — две 20-мм пушки, два 12,7-мм пулемёта, два 7,62-мм пулемёта, до 7800 кг бомб. Экипаж – 11 человек
​Handley Page Halifax, Великобритания. Первый полёт совершил в 1939 году. Построено 6146 машин. Максимальная взлётная масса 24,7 тонны, двигатели – 4×1615 л.с. Дальность полёта – до 3000 км, скорость – до 454 км/ч, практический потолок – 7315 метров. Вооружение — девять 7,7-мм пулемётов, до 5900 кг бомб. Экипаж – 7 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Handley Page Halifax, Великобритания. Первый полёт совершил в 1939 году. Построено 6146 машин. Максимальная взлётная масса 24,7 тонны, двигатели – 4×1615 л.с. Дальность полёта – до 3000 км, скорость – до 454 км/ч, практический потолок – 7315 метров. Вооружение — девять 7,7-мм пулемётов, до 5900 кг бомб. Экипаж – 7 человек
​Heinkel He 177 Greif, Германия. Первый полёт — в 1939 году. Построено около 1100 машин. Максимальная взлётная масса 32 т., двигатели – 2×2950 л.с. Дальность полёта – 1540 км, скорость – 565 км/ч, практический потолок – 8000 метров. Вооружение – 2×20-мм пушки, 4×13-мм и 1×7,92-мм пулемёт, до 7200 кг бомб. Экипаж – 7 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Heinkel He 177 Greif, Германия. Первый полёт — в 1939 году. Построено около 1100 машин. Максимальная взлётная масса 32 т., двигатели – 2×2950 л.с. Дальность полёта – 1540 км, скорость – 565 км/ч, практический потолок – 8000 метров. Вооружение – 2×20-мм пушки, 4×13-мм и 1×7,92-мм пулемёт, до 7200 кг бомб. Экипаж – 7 человек
​Short Stirling, Великобритания. Первый полёт совершил в 1939 году. Построена 2371 машина. Максимальная взлётная масса 21,3 тонны, двигатели – 4×1375 л.с. Дальность полёта – до 3750 км, скорость – до 454 км/ч, практический потолок – 5030 метров. Вооружение — девять 7,7-мм пулемётов, до 5900 кг бомб. Экипаж – 7 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Short Stirling, Великобритания. Первый полёт совершил в 1939 году. Построена 2371 машина. Максимальная взлётная масса 21,3 тонны, двигатели – 4×1375 л.с. Дальность полёта – до 3750 км, скорость – до 454 км/ч, практический потолок – 5030 метров. Вооружение — девять 7,7-мм пулемётов, до 5900 кг бомб. Экипаж – 7 человек
​Piaggio P.108, Италия. Первый полёт совершил в 1939 году. Построено 24 машины. Максимальная взлётная масса 29,9 тонны, двигатели – 4×1500 л.с. Дальность полёта – до 3520 км, скорость – до 430 км/ч, практический потолок – 8500 метров. Вооружение – 5×12,7-мм пулемётов, 2×7,7-мм пулемёта, до 3500 кг бомб. Экипаж – 6–7 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Piaggio P.108, Италия. Первый полёт совершил в 1939 году. Построено 24 машины. Максимальная взлётная масса 29,9 тонны, двигатели – 4×1500 л.с. Дальность полёта – до 3520 км, скорость – до 430 км/ч, практический потолок – 8500 метров. Вооружение – 5×12,7-мм пулемётов, 2×7,7-мм пулемёта, до 3500 кг бомб. Экипаж – 6–7 человек
​Consolidated B-24 Liberator, США. Первый полёт совершил в 1939 году. Построено 19 256 машин. Максимальная взлётная масса 25 тонн, двигатели – 4×1200 л.с. Дальность полёта – до 3300 км, скорость – до 488 км/ч, практический потолок – 8500 метров. Вооружение — десять 12,7-мм пулемётов, до 3600 кг бомб. Экипаж – 11 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Consolidated B-24 Liberator, США. Первый полёт совершил в 1939 году. Построено 19 256 машин. Максимальная взлётная масса 25 тонн, двигатели – 4×1200 л.с. Дальность полёта – до 3300 км, скорость – до 488 км/ч, практический потолок – 8500 метров. Вооружение — десять 12,7-мм пулемётов, до 3600 кг бомб. Экипаж – 11 человек
​Avro Lancaster, Великобритания. Первый полёт совершил в 1941 году. Построено 7377 машин. Максимальная взлётная масса 32,7 тонны, двигатели – 4×1280 л.с. Дальность полёта – до 4073 км, скорость – до 454 км/ч, практический потолок – 6500 метров. Вооружение – восемь 7,7-мм пулемётов, до 6350 кг бомб. Экипаж – 7 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Avro Lancaster, Великобритания. Первый полёт совершил в 1941 году. Построено 7377 машин. Максимальная взлётная масса 32,7 тонны, двигатели – 4×1280 л.с. Дальность полёта – до 4073 км, скорость – до 454 км/ч, практический потолок – 6500 метров. Вооружение – восемь 7,7-мм пулемётов, до 6350 кг бомб. Экипаж – 7 человек
​Boeing B-29 Superfortress, США. Первый полёт совершил в 1942 году. Построено 3970 машин. Максимальная взлётная масса 60,5 тонны, двигатели – 4×2200 л.с. Дальность полёта – до 5200 км, скорость – до 574 км/ч, практический потолок – 9710 метров. Вооружение – 8–10 12,7-мм пулемётов, до 9000 кг бомб. Экипаж – 11 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Boeing B-29 Superfortress, США. Первый полёт совершил в 1942 году. Построено 3970 машин. Максимальная взлётная масса 60,5 тонны, двигатели – 4×2200 л.с. Дальность полёта – до 5200 км, скорость – до 574 км/ч, практический потолок – 9710 метров. Вооружение – 8–10 12,7-мм пулемётов, до 9000 кг бомб. Экипаж – 11 человек
​Consolidated B-32 Dominator, США. Первый полёт совершил в 1942 году. Построено 118 машин. Максимальная взлётная масса 56 тонн, двигатели – 4×2200 л.с. Дальность полёта – до 6100 км, скорость – до 575 км/ч, практический потолок – 9360 метров. Вооружение – десять 12,7-мм пулемётов, до 9000 кг бомб. Экипаж – 10 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Consolidated B-32 Dominator, США. Первый полёт совершил в 1942 году. Построено 118 машин. Максимальная взлётная масса 56 тонн, двигатели – 4×2200 л.с. Дальность полёта – до 6100 км, скорость – до 575 км/ч, практический потолок – 9360 метров. Вооружение – десять 12,7-мм пулемётов, до 9000 кг бомб. Экипаж – 10 человек
​Накадзима G8N «Рензан», Япония. Первый полёт совершил в 1944 году. Построено 4 машины. Максимальная взлётная масса 26,8 тонн, двигатели – 4×2000 л.с. Дальность полёта – до 7250 км, скорость – до 576 км/ч, практический потолок – 10 200 метров. Вооружение – 2×20-мм пушки, 4×13-мм пулемёта, до 4000 кг бомб. Экипаж – 10 человек - Быстрее, выше, сильнее! И дальше | Военно-исторический портал Warspot.ru
Накадзима G8N «Рензан», Япония. Первый полёт совершил в 1944 году. Построено 4 машины. Максимальная взлётная масса 26,8 тонн, двигатели – 4×2000 л.с. Дальность полёта – до 7250 км, скорость – до 576 км/ч, практический потолок – 10 200 метров. Вооружение – 2×20-мм пушки, 4×13-мм пулемёта, до 4000 кг бомб. Экипаж – 10 человек