Эволюция авиационного бомбового вооружения в Первую мировую войну шла очень быстрыми темпами. Когда бомбы начали подвешивать на бомбодержатели, установленные под фюзеляжем или крылом самолёта, пришлось придумывать приспособление для дистанционного открывания замка бомбодержателя – бомбосбрасыватель. Воздействие от бомбосбрасывателя на замок бомбодержателя могло передаваться с помощью тросика, цепной передачи, электрических импульсов, давлением воздуха из пневмоустановки.

Если бомб было мало или экипаж был большой (как на многомоторных бомбардировщиках), то система с индивидуальными приводами к замкам работала нормально. Однако возможности небольших одно- и двухместных самолётов тоже росли, увеличивалась их бомбовая нагрузка, росло количество малокалиберных бомб на подвеске. Чтобы не усложнять работу пилота, были предложены групповые бомбодержатели, сброс с которых осуществлялся перемещением лишь одной рукоятки бомбосбрасывателя. В групповом держателе несколько замков сгруппированы на одном жёстком основании, и их рычаги имеют общий механический привод. Этот привод был соединён с ручкой бомбосбрасывателя, и при её перемещении освобождались определённые бомбы или группа бомб.

Какие технические решения при этом применялись и каковы были разновидности групповых бомбордержателей — в нашей небольшой фотоподборке.

​Бомбосбрасыватель на основном итальянском бомбардировщике 30-х годов «Савойя-Маркетти» SM.79. Каждый замок открывался переключением отдельного тумблера на щитке в кабине бомбардира - Одним движением руки | Военно-исторический портал Warspot.ru
Бомбосбрасыватель на основном итальянском бомбардировщике 30-х годов «Савойя-Маркетти» SM.79. Каждый замок открывался переключением отдельного тумблера на щитке в кабине бомбардира
​Секторный бомбосбрасыватель группового держателя. При перемещении ручки от зубца к зубцу подтягивался трос, который воздействовал на привод замков держателя - Одним движением руки | Военно-исторический портал Warspot.ru
Секторный бомбосбрасыватель группового держателя. При перемещении ручки от зубца к зубцу подтягивался трос, который воздействовал на привод замков держателя
​Для подвески под небольшие «траншейные» самолёты 20-фунтовых бомб с подвесной системой в виде ушек британскими инженерами в Первую мировую было создано несколько вариантов группового держателя - Одним движением руки | Военно-исторический портал Warspot.ru
Для подвески под небольшие «траншейные» самолёты 20-фунтовых бомб с подвесной системой в виде ушек британскими инженерами в Первую мировую было создано несколько вариантов группового держателя
​У этого образца замок устроен в виде планки с «булавками», фиксирующими ушки бомб в вырезах держателя. «Булавки» разной длины, и при перемещении планки бомбы освобождались поочередно. Планка перемещалась под действием пружины, а удерживалась тросиком от бомбосбрасывателя - Одним движением руки | Военно-исторический портал Warspot.ru
У этого образца замок устроен в виде планки с «булавками», фиксирующими ушки бомб в вырезах держателя. «Булавки» разной длины, и при перемещении планки бомбы освобождались поочередно. Планка перемещалась под действием пружины, а удерживалась тросиком от бомбосбрасывателя
​Основой этого британского держателя является несущий швеллер с прорезями в полке для ушек бомб. Рядом с вырезами были установлены рычаги в виде заваливающихся «столбиков» с крючками для бомб. На них воздействовала планка с выступами разной длины, скользившая вдоль задней стенки под действием спиральной пружины, которую сдерживал натянутый тросик бомбосбрасывателя - Одним движением руки | Военно-исторический портал Warspot.ru
Основой этого британского держателя является несущий швеллер с прорезями в полке для ушек бомб. Рядом с вырезами были установлены рычаги в виде заваливающихся «столбиков» с крючками для бомб. На них воздействовала планка с выступами разной длины, скользившая вдоль задней стенки под действием спиральной пружины, которую сдерживал натянутый тросик бомбосбрасывателя
​Групповой держатель под гондолой британского бомбардировщика RAF F.E.2 - Одним движением руки | Военно-исторический портал Warspot.ru
Групповой держатель под гондолой британского бомбардировщика RAF F.E.2
​Французская компания «Мишлен» разработала оригинальную конструкцию группового держателя и соответствующую ей подвесную систему для бомб. Держатель представлял собой прямоугольную раму с тремя продольными кулачковыми валами. Рама закрывалась крылоподобным обтекателем. Приводной вал проходил внутри крыла и фюзеляжа. Вращение передавалось ременной или цепной передачей от штурвала в кабине бомбардира. После войны ручной привод был заменён на электрический - Одним движением руки | Военно-исторический портал Warspot.ru
Французская компания «Мишлен» разработала оригинальную конструкцию группового держателя и соответствующую ей подвесную систему для бомб. Держатель представлял собой прямоугольную раму с тремя продольными кулачковыми валами. Рама закрывалась крылоподобным обтекателем. Приводной вал проходил внутри крыла и фюзеляжа. Вращение передавалось ременной или цепной передачей от штурвала в кабине бомбардира. После войны ручной привод был заменён на электрический
​Для такого держателя бомбы оснастили оригинальной подвесной системой в виде бугеля с цапфой, представлявшей штырёк с линзообразной шляпкой на конце. При подвеске бомбы цапфы вводились в отверстия в нижней панели держателя и фиксировались защёлками. Три ряда отверстий позволяли вешать бомбы разной длины. Длинные бомбы имели по две цапфы, короткие по одной. При вращении вала закреплённые на нём эксцентрики попарно воздействовали на защёлки. От поперечных колебаний бомбы за «носик» удерживали U-образные кронштейны - Одним движением руки | Военно-исторический портал Warspot.ru
Для такого держателя бомбы оснастили оригинальной подвесной системой в виде бугеля с цапфой, представлявшей штырёк с линзообразной шляпкой на конце. При подвеске бомбы цапфы вводились в отверстия в нижней панели держателя и фиксировались защёлками. Три ряда отверстий позволяли вешать бомбы разной длины. Длинные бомбы имели по две цапфы, короткие по одной. При вращении вала закреплённые на нём эксцентрики попарно воздействовали на защёлки. От поперечных колебаний бомбы за «носик» удерживали U-образные кронштейны
​Намучившись с «вертикальными» «карбонитками», немецкая авиация запросила у промышленности специальные «самолётные» бомбы. При германских ВВС имелась такая организация, как Prüfanstalt und Werft der Fliegertruppe (PuW, «Испытательный центр и верфи»), которая совместно с компанией «Герц» сконструировала в 1916 году требуемое оружие. Корпус PuW-бомб имел исключительное аэродинамическое совершенство, которое не стали портить никакими подвесными приспособлениями, и чтобы подвесить PuW-бомбы, были сконструированы сложные поясные и кассетные бомбодержатели - Одним движением руки | Военно-исторический портал Warspot.ru
Намучившись с «вертикальными» «карбонитками», немецкая авиация запросила у промышленности специальные «самолётные» бомбы. При германских ВВС имелась такая организация, как Prüfanstalt und Werft der Fliegertruppe (PuW, «Испытательный центр и верфи»), которая совместно с компанией «Герц» сконструировала в 1916 году требуемое оружие. Корпус PuW-бомб имел исключительное аэродинамическое совершенство, которое не стали портить никакими подвесными приспособлениями, и чтобы подвесить PuW-бомбы, были сконструированы сложные поясные и кассетные бомбодержатели
​На германских бомбардировщиках для горизонтальной подвески PuW-бомб мелкого и среднего калибра применялись держатели Кольбаха - Одним движением руки | Военно-исторический портал Warspot.ru
На германских бомбардировщиках для горизонтальной подвески PuW-бомб мелкого и среднего калибра применялись держатели Кольбаха
​Бомбы в держателе Кольбаха подтягивались к W-образным упорам стальными лентами, один конец которых был закреплён на раме держателя, а другой фиксировался рычагом. Рычаги открывались при помощи кулачковых шайб, установленных на валу, проходившем через все замки. Вал проворачивался подтягиванием троса бомбосбрасывателя - Одним движением руки | Военно-исторический портал Warspot.ru
Бомбы в держателе Кольбаха подтягивались к W-образным упорам стальными лентами, один конец которых был закреплён на раме держателя, а другой фиксировался рычагом. Рычаги открывались при помощи кулачковых шайб, установленных на валу, проходившем через все замки. Вал проворачивался подтягиванием троса бомбосбрасывателя
​Для PuW-бомб крупного калибра предназначались держатели с тросовыми поясами. Силовым элементом служила прямоугольная рамка, продольными образующими которой являлись трубки, внутри которых под натягом тросика от бомбосбрасывателя перемещался шток. Эта трубка со штоком и являлась замком. Бомба подтягивалась к Д-образным упорам парой поясов, соединённых снизу тросиком, который не давал поясам «разъехаться» в стороны. Один конец поясов крепился винтом, другой имел кольцо, надеваемое на рычаг замка. Рычаг представлял собой крючок с «лапкой», которая под весом бомбы упиралась в выдвинутый из трубки шток. Когда шток при натяжении тросика убирался в трубку, рычаг проворачивался на оси, и пояса освобождались - Одним движением руки | Военно-исторический портал Warspot.ru
Для PuW-бомб крупного калибра предназначались держатели с тросовыми поясами. Силовым элементом служила прямоугольная рамка, продольными образующими которой являлись трубки, внутри которых под натягом тросика от бомбосбрасывателя перемещался шток. Эта трубка со штоком и являлась замком. Бомба подтягивалась к Д-образным упорам парой поясов, соединённых снизу тросиком, который не давал поясам «разъехаться» в стороны. Один конец поясов крепился винтом, другой имел кольцо, надеваемое на рычаг замка. Рычаг представлял собой крючок с «лапкой», которая под весом бомбы упиралась в выдвинутый из трубки шток. Когда шток при натяжении тросика убирался в трубку, рычаг проворачивался на оси, и пояса освобождались
​Бомбосбрасыватель в носовой кабине бомбардировщика «Гота». На бомбардировщиках было несколько рядов бомбодержателей, установленных вдоль фюзеляжа и на нижних крыльях, из-за чего бомбосбрасыватель имеет несколько ручек - Одним движением руки | Военно-исторический портал Warspot.ru
Бомбосбрасыватель в носовой кабине бомбардировщика «Гота». На бомбардировщиках было несколько рядов бомбодержателей, установленных вдоль фюзеляжа и на нижних крыльях, из-за чего бомбосбрасыватель имеет несколько ручек
​Послевоенный групповой держатель с цепным приводом от бомбосбрасывателя - Одним движением руки | Военно-исторический портал Warspot.ru
Послевоенный групповой держатель с цепным приводом от бомбосбрасывателя