В разгар Второй мировой, 10 июля 1942 года, в воздух впервые поднялся новый американский бомбардировщик, спроектированный фирмой «Дуглас». При первом же взгляде на него была видна преемственность с предшественником, знаменитым A-20 «Хэвок»/«Бостон». Однако на самом деле, кроме общего разработчика и «фамильного сходства», ничего общего у двух самолётов не было. Новый самолёт, пошедший в серию под обозначением A-26 «Инвэйдер», наголову превосходил предшественника.

Два мощных двигателя по 2000 л.с. разгоняли машину с ламинарным профилем крыла до 570 км/час, при этом бомбовая нагрузка доходила до 6000 фунтов (2700 кг), из них 4000 фунтов (1800 кг) размещались на внутренней подвеске. Стрелковое же вооружение «Захватчика», как переводится его название с английского, могло бы стать темой отдельного разговора. Две спаренных турельных установки с 12,7-мм «Браунингами» M2 защищали заднюю полусферу, а вот с передней атаковать A-26 не отважился бы и самый отчаянный камикадзе. В модификации бомбардировщика в фюзеляже было установлено два таких же пулемёта, а у штурмовика их было шесть, а позднее восемь! Ещё по три «Браунинга» устанавливалось в каждой консоли крыла. Таким образом, поздние серии «Инвэйдера»-штурмовика могли сосредоточить в передней полусфере огонь 14 крупнокалиберных пулемётов. Таким показателем не мог похвастаться ни один самолёт Второй мировой, и именно оружие сделало самолёт впоследствии очень популярным.

Боевой дебют «Инвэйдера» состоялся через два года после полёта прототипа, летом 1944 года, но настоящая слава пришла к самолёту после окончания Второй мировой. Передел рухнувшего колониального мира привёл к массе локальных конфликтов, и там, как правило, в отсутствии истребителей-перехватчиков, огневая мощь A-26 оказалась крайне востребованной. Американские «Инвэйдеры» воевали в Корее и Вьетнаме, поддерживали кубинских контрреволюционеров в заливе Cвиней, французские — штурмовали вьетнамских партизан под Дьен-Бьен-Фу, а о принадлежности самолётов этого типа в многочисленных африканских конфликтах можно было только догадываться — собственный парк B-26, как переименовали самолёт после войны, имело ЦРУ. Летали на этих самолётах, как правило, лётчики-наёмники всех мастей.

В США самолёт эксплуатировался до начала 70-х годов прошлого века, в странах третьего мира — ещё около 10 лет. В итоге до нашего времени из построенных 2452 «Захватчиков» в лётном состоянии сохранился лишь один самолёт. В предлагаемом к просмотру ролике запечатлена поломка этого самолёта в июле этого года. К частью, никто не пострадал, а машина подлежит восстановлению.