Уже начальный период Второй мировой войны показал, что решающую роль в боевых действиях на море начала играть авиация, и основой морской мощи вместо линкора стал авианосец. Но вплоть до весны 1942 года новые властелины океанов ни разу не встречались в бою между собой. Два дня боёв, 7 и 8 мая 1942 года, навсегда изменили военно-морскую стратегию и тактику. Встреча тяжёлых авианосцев Японии и США в Коралловом море стала первым этапом грандиозных событий, позже приведших к коренному перелому в войне на Тихом океане.
Операция «МО»
К весне 1942 года Япония завладела стратегической инициативой на Тихом океане. Желая продолжить череду успешных наступлений, генеральные штабы японских армии и флота в апреле 1942 года договорились о проведении операции «MO», целью которой была высадка морского десанта в городе Порт-Морсби, столице австралийской колонии Новая Гвинея. Захват стратегически важного населённого пункта с единственным на острове оборудованным портом, крупными аэродромами и базами снабжения позволил бы японцам добиться полного контроля над Новой Гвинеей. Успех операции означал бы и мощный удар по обороноспособности Австралии: например, с аэродромов Порт-Морсби японская авиация смогла бы бомбить густонаселённый и экономически важный штат Квинсленд.
Как стало известно после войны, японские армия и флот всерьёз не планировали высадку морского десанта непосредственно на Зелёный континент. Если флот теоретически мог обеспечить его, то для армии подобная операция находилась за пределами возможностей. Впрочем, в 1942 году угроза японского вторжения в Австралию или массированных воздушных ударов по крупным австралийским городам казалась союзникам более чем реальной. Кроме того, за операцией «MO» должны были последовать операции «RY» (захват островов Науру и Оушен) и «FS» (захват Фиджи, Самоа и Новой Каледонии), успех которых позволил бы перерезать коммуникации между Австралией и США. Решать подобные задачи без привлечения тяжёлых авианосцев было невозможно — это понимали как в штабе японского Императорского флота, так и в штабе ВМС США.
Разумеется, союзники не знали всех деталей японских планов, однако блестящая работа разведки позволила предугадать операцию «MO». В апреле 1942 года американская и британская разведслужбы ВМС перехватили и расшифровали сообщения, говорившие о резко возросшей активности японского флота в юго-западной части Тихого океана. С высокой долей вероятности можно было предположить, что в Коралловое море направляются авианосцы и готовится десант в Порт-Морсби. Подобные сведения предоставили и австралийские береговые наблюдатели. Главнокомандующий силами союзников на Тихом океане адмирал Честер Нимиц согласился с полученной информацией, и в конце апреля приказал отправить в Коралловое море американские авианосцы. В свою очередь, японская военно-морская разведка также получила сведения о действиях союзного флота в австралийских водах (хотя и не очень подробные). Таким образом, и союзное, и японское командование имело приблизительное представление о намерениях друг друга.
С японской стороны общее руководство операцией «MO» осуществлял командующий 4-м флотом вице-адмирал Сигэёси Иноуэ (штаб — на лёгком крейсере Kashima в Рабауле). Командование Объединённого флота выделило ему 5-ю дивизию авианосцев — вокруг неё было организовано импровизированное ударное соединение под командованием вице-адмирала Такео Такаги, который и руководил боем, находясь в море. С американской же стороны сложилась любопытная коллизия: формально корабли, отправленные Нимицем, находились в зоне ответственности генерала Дугласа Макартура. Однако передавать ему контроль над авианосцами Нимиц, разумеется, не собирался и подчинил командира оперативного соединения 17 контр-адмирала Фрэнка Флетчера напрямую себе. В свою очередь, Флетчеру должны были подчиняться оперативные соединения 11 и 44.
Обе стороны собрали в Коралловом море значительные силы: как у американцев, так и у японцев это были «сборные команды» из кораблей различных соединений. На стороне адмирала Такаги было превосходство в авиации (за счёт боевого опыта лётчиков, более высоких характеристик палубных самолётов, наличия двухмоторных торпедоносцев и тяжёлых летающих лодок-разведчиков). Свои преимущества имел и Флетчер: благодаря качественным разведданным он точнее представлял действия противника. Кроме того, американские корабли, в отличие от японских, оснащались радарами (на авианосцах Lexington и Yorktown имелись поисковые РЛС модели CXAM с теоретической дальностью обнаружения до 150 км). Силы сторон выглядели следующим образом:
Япония
Ударное соединение вице-адмирала Такео Такаги |
|
---|---|
5-я дивизия авианосцев (контр-адмирал Тюити Хара, флаг на Zuikaku) |
Тяжёлые авианосцы Shokaku и Zuikaku (на каждом — стандартная авиагруппа: 21 истребитель А6М; 21 пикирующий бомбардировщик D3A; 21 торпедоносец B5N) |
Группа эскорта (под флагом адмирала Такаги на крейсере Myoko) |
Тяжёлые крейсеры Myoko и Haguro; 6 эсминцев; танкер |
Конвои с силами вторжения на Тулаги и в Порт-Морсби |
|
Группа вторжения на Тулаги (контр-адмирал Киёхиде Сима) |
2 эсминца; 2 минных заградителя; 5 тральщиков; 2 охотника за подлодками; транспорт; 400 десантников (3-й отряд Курэ наземных сил флота) |
Группа ближнего прикрытия конвоя в Порт-Морсби (контр-адмирал Кунинори Марумо) |
Лёгкие крейсеры Tenryu и Tatsuta; плавбаза гидроавиации Kamikawa Maru (12 гидросамолётов F1M и E13A); 3 канонерские лодки |
Группа дальнего прикрытия конвоя в Порт-Морсби (контр-адмирал Аритомо Гото) |
Лёгкий авианосец Shoho (12 истребителей A6M и A5M, 9 торпедоносцев B5N); тяжёлые крейсеры Aoba, Furutaka, Kako, Kinugasa; эсминец |
Группа вторжения в Порт-Морсби (контр-адмирал Садамити Кадзиока) |
Лёгкий крейсер Yubari; 6 эсминцев; минный заградитель; 5 тральщиков; 2 танкера; 11 транспортов; 5500 десантников (3-й отряд Курэ наземных сил флота, армейский Отряд Южных морей) |
Группа подлодок |
7 субмарин |
25-я воздушная флотилия ВМС (базовая авиация на аэродромах Рабаул, Лаэ, Шортленд) |
23 истребителя A5M и A6M; 42 средних бомбардировщика/торпедоносца G3M и G4M; 13 тяжёлых летающих лодок H6K |
США и Австралия
Оперативное соединение 17 контр-адмирала Фрэнка Флетчера, флаг на Yorktown |
|
---|---|
Оперативная группа 17.5 (контр-адмирал Обри Фитч, флаг на Lexington) |
Тяжёлые авианосцы Lexington (22 истребителя F4F Wildcat, 36 пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless, 12 торпедоносцев TBD Devastator) и Yorktown (20 истребителей F4F Wildcat, 38 пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless, 13 торпедоносцев TBD Devastator); 4 эсминца |
Оперативная группа 17.2 (контр-адмирал Томас Кинкейд) — группа эскорта |
Тяжёлые крейсеры Astoria, Chester, Minneapolis, New Orleans, Portland; 5 эсминцев |
Оперативное соединение 44 (британский контр-адмирал Джон Крейс): корабли из «флота Макартура», формально подчинённые Флетчеру как Оперативная группа 17.3 |
Тяжёлые крейсеры Australia (австралийский) и Chicago; лёгкий крейсер Hobart» (австралийский); 2 эсминца |
Силы снабжения и поддержки (оперативные группы 17.6 и 17.9) |
2 танкера; 2 эсминца; плавбаза гидроавиации Tangier (12 гидросамолётов PBY-5 Catalina) |
Группа подлодок |
11 субмарин |
Силы армейских ВВС США (базы в континентальной Австралии и на Новой Гвинее) |
100 истребителей P-39; 120 средних бомбардировщиков B-25 и B-26; 19 пикирующих бомбардировщиков A-24; 48 тяжёлых бомбардировщиков B-17 |
Гарнизон Порт-Морсби |
5000 австралийских солдат 30-й пехотной бригады и различных гарнизонных частей |
3–6 мая: первые ходы сторон
Операция «МО» имела сложный план, предусматривавший действия разрозненных групп кораблей. 29 апреля из Рабаула вышло соединение вторжения на Тулаги, 30 апреля — 1 мая Трук покинули крейсеры и авианосцы. В ходе развёртывания сил 2–3 мая авианосцы 5-й дивизии должны были доставить в Рабаул девять истребителей А6М, после чего ждать выхода конвоя с силами вторжения в Порт-Морсби. Эта задача исключила японские авианосцы из боя за остров Тулаги (к северу от Гуадалканала), где утром 3 мая с кораблей контр-адмирала Симы высадились четыреста солдат наземных сил флота. Сопротивления на суше они не встретили, поскольку малочисленный австралийский гарнизон эвакуировался незадолго до вторжения. Однако вскоре в дело вмешались американцы, начавшие развёртывание своих сил ещё в середине апреля (Lexington вышел из Пёрл-Харбора 16 апреля, а Yorktown с февраля находился в австралийских водах, базируясь на Нумеа).
К моменту высадки японцев на Тулаги американские оперативные соединения 11 и 17 уже находились в море, но ещё не встретились, поэтому Флетчер на правах командующего решил действовать самостоятельно. Утром 4 мая он поднял с авианосца Yorktown 12 торпедоносцев и 28 пикирующих бомбардировщиков, которые под прикрытием 6 истребителей нанесли удар по японским кораблям. Результаты не впечатляли: серьёзно пострадал лишь эсминец Kikuzuki, выбросившийся на мель и полностью разрушенный. Днём Флетчер нанёс ещё два авиаудара по гавани Тулаги со столь же скромными итогами. Помимо эсминца, за три атаки американцы потопили три тральщика, повредили несколько кораблей и сбили 4 лёгких гидросамолёта (всего погибли 87 японских моряков и десантников). Американские потери составили один бомбардировщик и два истребителя, экипажи которых спаслись. 4 мая Флетчер сильно рисковал, действуя в одиночку, но все обошлось благополучно, и он направился на соединение с подчинёнными ему силами.
Оперативные соединения 11, 17 и 44 встретились утром 5 мая к югу от Гуадалканала, после чего Флетчер принял на себя командование объединёнными силами. В тот же день японское ударное соединение наконец прекратило кружить возле Рабаула и двинулось на юг, прикрывая конвой, шедший в Порт-Морсби. 6 мая американский и японский флоты дозаправились, вошли с юга и с севера в Коралловое море и начали искать друг друга. Американские авианосцы были обнаружены японскими летающими лодками Н6К, но последствий это не имело. В свою очередь, американские бомбардировщики B-17 обнаружили и безуспешно пытались атаковать корабли из группы вторжения в Порт-Морсби, обнаружив лёгкий авианосец Shoho. К вечеру Флетчер и Такаги находились на расстоянии удара — хотя ни одному из командующих пока не удалось найти противника, стало ясно, что на следующий день боя не миновать.
7 мая: день ошибок
Ранним утром американское и японское авианосные соединения почти одновременно подняли разведывательные самолёты и начали искать противника. Вскоре после вылета разведчиков Флетчер приказал контр-адмиралу Крейсу и его австрало-американской эскадре направиться к юго-западному побережью Новой Гвинеи и перекрыть ближние подходы к Порт-Морсби. Теперь это решение часто критикуется как ослабившее ПВО авианосного соединения, но в момент отдачи приказа в нём была своя логика. Возможно, если бы силы вторжения в Порт-Морсби пытались прорваться любой ценой, то кораблям Крейса пришлось бы стать последним рубежом обороны, да и в сложившихся обстоятельствах они сыграли свою роль. Кроме того, последующие события показали, что Флетчер явно не горел желанием взаимодействовать с иностранными кораблями, находившимися под командованием иностранного адмирала.
Маневрируя в ночь с 6 на 7 мая, японцы и американцы оказались не строго на севере и юге относительно друг друга, а восточнее и западнее. Поэтому, как выяснилось позднее, сектора для поиска врага оба адмирала выбрали ошибочно. Первыми цель, казавшуюся подходящей для атаки, нашли японцы. В 7:45 разведчик с Shokaku передал, что видит авианосец и крейсер. Такаги и непосредственный командир авианосцев контр-адмирал Хара решили не терять времени и в 8:00 стали поднимать в воздух ударную авиагруппу: 18 истребителей, 36 пикирующих бомбардировщиков и 24 торпедоносца. Уже в 8:20 сообщение о найденных авианосцах передал гидросамолёт с крейсера Furutaka, но японские адмиралы решили не перенаправлять взлетевшие самолёты.
К 9:30 японские лётчики достигли заданной точки и принялись искать там «авианосец и крейсер». После довольно долгого поиска стало ясно, что за крупные корабли ошибочно приняли танкер Neosho и сопровождавший его эсминец Sims из группы снабжения американских авианосцев. За отсутствием более достойных целей японцы решили быстро атаковать то, что имеется, и возвращаться. Около полудня 36 пикирующих бомбардировщиков обрушились на американцев. Эсминец получил три бомбовых попадания, взорвался и переломился на части (спаслись только 14 моряков, 178 погибли). Танкер получил семь бомбовых попаданий (кроме того, в него врезался один из трёх сбитых бомбардировщиков), но удержался на плаву и начал передавать сигналы о помощи. Впрочем, штурман судна допустил трагическую ошибку, неверно передав координаты: Neosho дрейфовал в море ещё четыре дня, пока не был обнаружен патрульной летающей лодкой союзников. Только 11 мая американский эсминец Henley подобрал 123 моряка (включая спасшихся с эсминца), после чего добил танкер, на котором погибли 175 человек.
Американцы также ошиблись в выборе целей, хотя их атака оказалась более результативной. В 8:15 разведчик с Yorktown сообщил, что видит два авианосца и четыре тяжёлых крейсера, после чего к цели направились 18 истребителей, 53 пикирующих бомбардировщика и 22 торпедоносца. Позднее разведчик исправил своё сообщение, но возвращать самолёты американцы тоже не стали. В 10:40 американские лётчики обнаружили лёгкий авианосец Shoho из дальнего прикрытия десантного конвоя и сразу после 11:00 атаковали его. Несколько истребителей воздушного патруля и огонь ПВО тяжёлых крейсеров не смогли защитить японский корабль. Авиагруппа Lexington заявила 2 бомбовых и 5 торпедных попаданий, авиагруппа Yorktown — 11 попаданий бомбами и 2 — торпедами. Этого оказалось более чем достаточно для относительно небольшого корабля: уже в 11:35 Shoho затонул, унося на дно 631 человека (спасся 131 моряк). В ходе этой атаки американцы потеряли три пикирующих бомбардировщика. Командир бомбардировочной эскадрильи авианосца Lexington передал в эфир: «Сделали один плоскопалубник!» Американцы действительно имели повод для радости: Shoho стал первым японским авианосцем, погибшим во Второй мировой войне.
В то время как американские и японские авиагруппы возвращались на свои корабли, пришло время эскадры адмирала Крейса, находившейся у побережья Новой Гвинеи. С 12:40 за ней следили японские гидросамолёты, передавшие сообщение, что обнаружили два линкора и два тяжёлых крейсера. Около 14:30 появились ударные самолёты из Рабаула: 12 торпедоносцев G4M и 19 горизонтальных бомбардировщиков G3M (дальнее прикрытие бомбардировщиков осуществляли 11 истребителей А6М, в бой не вступавшие). Ситуация складывалась крайне опасно для союзников, но японцы атаковали не лучшим образом, а командиры крейсеров отлично управляли своими кораблями. Флагман соединения тяжёлый крейсер Australia уклонился от трёх торпед, лёгкий крейсер Hobart — от одной и тяжёлый крейсер Chicago — от четырёх. Зенитчики кораблей сбили четыре торпедоносца, ещё один или два разбились на обратном пути из-за повреждений, а пять самолётов получили лёгкие повреждения. Горизонтальные бомбардировщики также не добились попаданий — таким образом, бой с опасным противником американцы и австралийцы провели мастерски (хотя японцы почему-то заявили о потоплении линкора типа California и повреждении линкора Warspite). Чуть позже корабли оперативного соединения 44 могли пострадать от «дружественного огня», когда по ошибке на них сбросили бомбы три американских бомбардировщика B-17 — к счастью, лётчики промахнулись.
После 15:00 Крейс запросил у Флетчера истребительное прикрытие, но не получил ни ответа, ни приказов, после чего решил увести корабли южнее, чтобы выйти из зоны действия японских самолётов и ждать дальнейшего развития событий (распространённое мнение о том, что «Крейс оставил поле боя и ушёл в Австралию» — миф). Встретиться с силами вторжения австрало-американскому соединению так и не пришлось: штаб японского 4-го флота остановил движение конвоя в Порт-Морсби, не имея возможности гарантировать ему безопасность. Более того, обнаружение кораблей британского адмирала ещё сильнее запутало Такаги, который упорно (и безуспешно) пытался найти американские авианосцы и нанести удар вечером. В отличие от оппонента, Флетчер ушёл в оборону, ограничившись истребительными патрулями. Около 18:00 11 американских истребителей перехватили японскую ударно-поисковую группу из 27 самолётов и разгромили её, достоверно сбив восемь торпедоносцев и пикирующий бомбардировщик ценой потери двух истребителей.
В 18:30 стемнело, и стало ясно, что бой авианосцев состоится лишь на следующий день. Поскольку японской ударно-поисковой группе пришлось возвращаться и садиться в сумерках, несколько машин по ошибке сблизились с американским авианосным соединением, перепутав направление. Чтобы облегчить задачу лётчикам, контр-адмирал Хара приказал подсветить корабли прожекторами, и после 21:00 уцелевшие японские самолёты вернулись на свои авианосцы. Некоторое число машин в темноте разбилось или село на воду — их точное количество остаётся спорным, некоторые историки говорят об одиннадцати самолётах. Вечером соединения Флетчера и Такаги разделяли около 200 км: оба адмирала допускали возможность ночного боя крейсеров и эсминцев, но так и не решились начать поиски.
8–10 мая: бой авианосцев и его последствия
После 6 часов утра 8 мая противоборствующие флоты подняли разведывательные самолёты — на сей раз и Флетчер, и Такаги расширили сектора поиска, учитывая опыт прошлого дня. Около 8:20, практически одновременно, оба ударных соединения были обнаружены — их разделяла дистанция в 240 морских миль (390 км). Первое в истории сражение авианосцев началось в самом жестоком и бескомпромиссном варианте встречного боя, при котором ни у кого из противников не имелось шансов уклониться. После 9:00 в небо поднялись японская и американская ударные авиагруппы. Японцы отправили в атаку 18 истребителей A6M, 33 пикирующих бомбардировщика D3A и 18 торпедоносцев B5N. С американских кораблей взлетели 15 истребителей F4F Wildcat, 46 пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless и 21 торпедоносец TBD Devastator.
Самолёты двух американских авианосцев шли к цели и атаковали раздельно. Первой к японскому соединению приблизилась авиагруппа Yorktown, атаковавшая в 10:57. К тому времени Shokaku и Zuikaku разошлись на дистанцию 9 км, причём Zuikaku укрылся в дождевом шквале. Истребительный патруль ударного соединения состоял из шестнадцати А6М. Американцы атаковали хорошо заметный Shokaku: 24 пикирующих бомбардировщика «положили» в цель две бомбы, но девять торпедоносцев промахнулись. В бою погибли четыре SBD Dauntless и два японских истребителя. Авиагруппа Lexington атаковала только в 11:30, причём весьма неудачно. 18 пикирующих бомбардировщиков не смогли найти цель, два пикировщика безуспешно атаковали Zuikaku, и ещё два SBD Dauntless добились одного попадания в Shokaku (всего американцы претендовали на шесть бомбовых и три торпедных попадания в этот корабль). 12 торпедоносцев вновь безуспешно атаковали Shokaku. В этой атаке американцы потеряли три истребителя. Примечательно, что тяжёлый авианосец Zuikaku оправдал своё имя «Счастливый журавль», не получив ни царапины (вплоть до самой гибели в 1944 году ему будет сопутствовать удивительное везение).
В 10:55 радиолокатор авианосца Lexington обнаружил приближавшиеся самолёты противника на дистанции 110 км, но это не дало американцам больших преимуществ. Когда в 11:18 японцы атаковали, два американских авианосца разошлись на расстояние в 3 км, их охраняли 17 истребителей и 8 пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless, которым приказали перехватывать торпедоносцы. Однако истребительное прикрытие оказалось нескоординированным: 14 японских торпедоносцев зашли с двух сторон на Lexington, добившись двух достоверных попаданий в левый борт. На Yorktown вышли только четыре торпедоносца, которые не имели успеха. В ходе этой атаки погибли восемь японских B5N и четыре американских SBD Dauntless, использовавшихся в роли перехватчиков. Через несколько минут после торпедоносцев атаку начали японские пикирующие бомбардировщики. 19 самолётов вышли на Lexington, добившись двух попаданий и нескольких близких разрывов. 14 пикировщиков атаковали Yorktown — авианосец получил одно бомбовое попадание, а два японских самолёта были сбиты над целью. Только во время выхода японцев из атаки американскому истребительному патрулю удалось навязать им воздушный бой. В нём японцы потеряли три торпедоносца, два пикирующих бомбардировщика и истребитель; потери американцев составили три истребителя и три SBD Dauntless, использовавшихся в роли перехватчиков.
К полудню обмен ударами завершился. Shokaku с тяжело повреждённой палубой оказался небоеспособным, на его борту погибли 108 человек. Уже в 12:10 командир корабля запросил отступление, после чего адмиралы Такаги и Хара выделили авианосцу эскорт: два тяжёлых крейсера и два эсминца — и приказали уходить на север. 17 мая корабль вернулся для ремонта в Японию, чуть не затонув по дороге из-за сильного шторма и уклонившись от американских субмарин. Самолётам с Shokaku приказали возвращаться на невредимый Zuikaku, причём не менее двенадцати повреждённых машин пришлось сбросить в воду, чтобы освободить место. Японцы считали, что потопили оба американских авианосца, но для продолжения боя у них оставались только 24 истребителя, 9 пикирующих бомбардировщиков и 6 торпедоносцев. С учётом союзных кораблей, обнаруженных на подходах к Порт-Морсби, адмирал Иноуэ приказал остановить операцию «МО» и возвращаться в Рабаул.
Повреждения авианосца Lexington первоначально выглядели относительно лёгкими: казалось, что корабль боеспособен и может продолжать взлётно-посадочные операции. Однако в 12:47 на его борту раздался сильный взрыв и начался пожар. Как выяснилось позднее, японская торпеда повредила ёмкость с авиационным топливом, пары которого и взорвались. В 14:45 произошёл второй взрыв, корабль потерял ход, возгорание быстро стало неконтролируемым. В 17:07 адмирал Фитч приказал «убирать ребят с корабля», началась организованная эвакуация, а в 19:15 эсминец Phelps по приказу адмирала Флетчера добил агонизирующий авианосец торпедами. Окончательно Lexington затонул лишь около 20:00. Потери в людях оказались относительно небольшими (216 погибших из почти 2500 человек экипажа), но вместе с кораблём затонули 36 самолётов. На авианосце Yorktown у Флетчера оставались 15 истребителей, 16 пикирующих бомбардировщиков и 7 торпедоносцев, однако он не имел никакого желания продолжать бой и приказал оперативному соединению 17 отступать.
Поздно вечером 8 мая главнокомандующий Объединённым флотом адмирал Ямамото отменил приказ штаба 4-го флота и потребовал от Такаги продолжить поиск противника в Коралловом море. На следующий день соединения Гото и Такаги дозаправились и искали вражеские корабли, но безуспешно. Приближаться к Порт-Морсби японцы так и не рискнули, а 10 мая операцию «МО» формально перенесли на июль. Zuikaku получил приказ возвращаться в Японию и 21 мая прибыл в Куре. 15 мая штаб 4-го японского флота предварительно отменил так и не начавшуюся операцию «RY» (морской десант на острова Науру и Оушен). Что же касается союзников, то американский главнокомандующий Нимиц согласился с решением Флетчера отступить и приказал возвращаться в Пёрл-Харбор, куда Yorktown прибыл 27 мая. Крейс, которого Флетчер упорно игнорировал, до 10 мая патрулировал у Порт-Морсби, после чего вернулся в Австралию.
Обе стороны объявили сражение в Коралловом море своей победой. Если у американцев заявления о разгроме врага являлись откровенно пропагандистскими, то японцы искренне верили, что потопили два вражеских тяжёлых авианосца и линкор. Достоверные результаты боя позволяют говорить о тактической победе японского флота, «разменявшего» свой лёгкий авианосец на тяжёлый авианосец противника (стандартное водоизмещение Shoho — 11 262 т, авиагруппа — не более 30 машин; стандартное водоизмещение Lexington — 38 727 т, авиагруппа — до 90 машин). Потери в самолётах можно назвать приблизительно равными, хотя и более тяжёлыми для японской стороны. Американцы потеряли по разным причинам 66 или 67 палубных самолётов (включая 36 затонувших на Lexington) и не менее трёх самолётов береговой авиации (в том числе один B-17), японцы признают потерю примерно восьмидесяти палубных самолётов (включая разбившиеся, севшие на воду и сброшенные за борт), пяти средних торпедоносцев G4M и ещё нескольких гидросамолётов. Людские потери оказались выше у японцев: из-за стремительной гибели Shoho они потеряли около 950 человек, в то время как американцы — около 650 (в основном на Lexington, Neosho и Sims).
Оценивая результаты сражения в Коралловом море, стоит учитывать, что тактическая победа японского флота имела самые негативные стратегические последствия для Японии. Менее чем через месяц состоялось сражение у Мидуэя, которое Shokaku и Zuikaku пропустили из-за полученных повреждений и потерь в авиагруппе (напомним, что японцы верили в два потопленных тяжёлых авианосца противника). В то же время относительно легко повреждённый Yorktown был оперативно отремонтирован в Пёрл-Харборе, пополнил авиагруппу и принял участие в решающем бою. Лишившись поддержки флота, японская армия летом 1942 года развернула сухопутное наступление на Порт-Морсби, которое после долгих и упорных боёв завершилось победой австралийцев. Остров Тулаги недолго оставался в японских руках: в августе 1942 года его освободила американская морская пехота, что стало частью грандиозной битвы за Гуадалканал. Таким образом, первое в истории сражение авианосцев стало ещё и катализатором цепи событий, приведших к коренному перелому в войне на Тихом океане.
Источники и литература:
- http://combinedfleet.com/.
- http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевского Австралийского ВМФ).
- https://www.history.navy.mil/ (официальный сайт исторического центра ВМС США)
- Gill, G. H. Royal Australian Navy, 1942–1945. — 1st edition, 1968). https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070208/.
- Japanese army operations in the South Pacific area: New Britain and Papua campaigns, 1942–43. — Canberra, ACT, Australian War Memorial, 2007.
- Lundstrom, J. The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2005.
- Tagaya Osamu. Mitsubishi Type 1 «Rikko» 'Betty' Units of World War 2. — New York: Osprey, 2001.
- The Battle of the Coral Sea. Combat narrative. http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/USN-CN-Coral/index.html.
- Моррисон С. Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Коралловое море, Мидуэй и действия подводных лодок, весна-лето 1942. — М.: АСТ, 2003.
- Шерман Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою. — М: АСТ, 1999.
- Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой войне. — М.: АСТ, 2000.
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации