Ранним утром 1 января 1945 года с немецких аэродромов в воздух поднялись сотни «мессершмиттов» и «фокке-вульфов» — началась операция «Боденплатте» («Опорная плита»). Ее целью должны были стать аэродромы союзников в Бельгии и Голландии. Предполагалось, что мощным ударом удастся уничтожить на земле большое количество американских и британских самолетов, и тем самым завоевать господство в воздухе. Применение истребителей для этих целей было вынужденной мерой — немецкая ударная авиация к этому времени была практически уничтожена.

Не предупрежденные из-за секретности операции немецкие зенитчики «проредили» группы атакующих еще до выхода на цель. Затем, уже над аэродромами союзников, зенитчики и взлетевшие истребители сумели дать немцам достойный отпор. Западные историки авиации до сих пор не могут прийти к единому мнению о потерях союзников, насчитывая от 250 до 500 самолетов уничтоженными и поврежденными.

Потери немцев были тоже велики, но здесь данные колеблются незначительно. Чаще всего говорится о 280 самолетах, потерянных безвозвратно, еще 69 были повреждены. 213 летчиков люфтваффе погибло и попало в плен, еще два десятка были ранены. И если союзники могли быстро восстановить численность своей авиагруппировки на континенте (при этом потери летного состава были минимальны, порядка 15 человек), то немецким ягдваффе был нанесен смертельный удар.

На кадрах, сделанных кинофотопулеметами «мустангов» и «спитфайров» — истребители молодых немецких летчиков (у большинства из участников налетов было не более 5–10 боевых вылетов). Видно, что большинство из них не способны даже маневрировать под огнем. К сожалению немцев, подготовка их летчиков-истребителей была уже слишком слабой…