Во время Великой Отечественной войны на суше воевало значительное количество моряков Советского Военно-морского флота. Произошло своеобразное повторение опыта Гражданской войны. Ответы на многие вопросы, связанные с бригадами морской пехоты, сформированными из личного состава Балтийского флота, до сих пор не ясны. Каким образом формировались эти соединения? Чем вооружались и в какой военной форме сражались с врагом? Наконец, кто ими командовал?
Морские пехотинцы поневоле
Вначале следует сделать оговорку о том, что в этом материале практически полностью исключена из повествования оборона Таллинна, Либавы и прочих военно-морских баз. Такие эпизоды стоят особняком, поскольку моряки здесь были вынуждены сражаться на суше, защищая ключевые объекты самого Балтийского флота.
5 июля 1941 г. было сформировано управление Морской обороны Ленинграда и озерного района, а немного позже, 10 июля, было создано Главное командование Северо-Западного направления. Главнокомандующим направления, которому подчинялись Северный, Северо-Западный фронты, а также Балтийский и Северный флоты, был назначен маршал К.Е. Ворошилов, а его заместителем по морским делам стал адмирал И.С. Исаков. Именно их подписи стояли под приказами о формировании отдельных специальных стрелковых бригад из краснофлотцев.
К слову, в составе флота уже была одна стрелковая бригада – 1-я отдельная бригада морской пехоты полковника (а позже — генерал-майора береговой службы) Т.М. Парафилло. Ее батальоны приняли активное участие в обороне Таллинна. Бригада имела и собственную школу для младшего комсостава.
Всего только за июль-ноябрь 1941 года в Ленинграде и Кронштадте удалось сформировать восемь новых отдельных бригад морской пехоты и более десяти батальонов, часть из которых действовала самостоятельно, а часть вошла в 1-й отдельный лыжный полк моряков. Согласно справке, подготовленной для отчета о действиях КБФ в 1941 году, на сухопутный фронт отправилось более 80 тысяч моряков.
В это число включены и те, кто попал в различные артиллерийские части, и те, кто оборонял Таллинн. Но все равно, цифра, более чем внушительная. Особенно если сравнить ее с потерями Балтийского флота за всю войну. Ведь из данных сборника «Россия и СССР в войнах XX в. Книга потерь» известно, что безвозвратные потери флота за всю войну составили почти 56 тысяч человек. Таким образом, за очень короткое время в начале войны Балтийский флот лишился большего количества личного состава, чем потерял безвозвратно за весь период боевых действий. И очень часто ушедшие на сухопутный фронт обратно уже не возвращались. Хотя, конечно, есть и обратные примеры.
Были ли все эти люди добровольцами? На этот вопрос ответить пока затруднительно, хотя в советское время эта версия считалась канонической. На деле все было гораздо сложнее, эта тема требует отдельного вдумчивого исследования.
О том, какой же вклад попавшие на фронты моряки действительно внесли в оборону Ленинграда, еще только предстоит рассказать. Здесь же остановимся на нескольких моментах, касающихся самого формирования морских частей.
Флот — фронту
Из отчетных документов соединений и объединений флота известно, что срок формирования батальонов морской пехоты мог иногда занимать не более одних суток. И редко когда он длился больше трех. Речь идет как об отдельных батальонах, так и о тех, которые входили в состав более крупных соединений.
Вот достаточно показательный приказ от 18 июля 1941 года, хорошо иллюстрирующий, как работал механизм формирования:
«О сформировании морских бригад №3 и 4.
Во исполнении распоряжения Военного Совета Главного командования Северо- Западного Направления о создании 3 и 4 морских бригад приказываю.
3-ю морскую бригаду сформировать из воинских частей, базирующихся на Кронштадт, Петергоф и Ораниенбаум, под командованием полковника Рослова.
4-ю морскую бригаду сформировать из воинских морских частей, базирующихся на г. Ленинград под командованием генерал-майора Ненашева.
Формирование 3-й морской бригады возложить на командира КВМБ (Кронштадская Военно-морская база – прим. автора) контр-адмирала Иванова, 4-й морской бригады на командующего МОРЛиОР (Морская оборона Ленинграда и Озерного района – прим. автора) контр-адмирала Челпанова.
Формирование и вооружение произвести применительно к штату № 05/911 для морских бригад.
Формирование 1,2 и 3 батальонов 3-й бригады и 1,2 батальонов 4-й бригады закончить 19 июля 1941 г.
Формирование 4, 5 батальонов 3-й бригады закончить 24 июля 1941 г.
Формирование 3,4 батальонов 4-й бригады закончить 22 июля 1941 г.
4-й батальон 3-й бригады формировался командиром УО КБФ из рядового и младшего нач состава Кронштадтского флотского экипажа и отряда ВСНК (отряд Вновь строящихся надводных кораблей — прим. автора). Недостающий личный состав пополнить из УО КБФ.
5-й батальон из Запасного полка БО и Кронштадтского флотского экипажа».
Если по 3-й бригаде автор пока не обнаружил точных данных, сколько и откуда поступало туда людей, то по 4-й бригаде удалось в свое время просмотреть приказы о назначении. Большинство из тех, кто был определен туда на командные должности, были призваны из запаса или ранее служили в Военно-учебных заведениях. А рядовой личный состав поступал в бригады из Кронштадтского, Ленинградского экипажей и других сухопутных частей флота.
Стоит обратить внимание на то, что бригадами морской пехоты эти соединения не называются даже в самом приказе. Летом 1941 года они чаще всего именовались «морскими бригадами» или «бригадами моряков». Термин «бригада морской пехоты» стал часто использоваться несколько позже, с осени 1941 года.
Достаточно скоро командованию Балтийского флота стало понятно, что флот не сможет бесконечно выделять людей на сухопутный фронт. Поэтому уже в начале августа командующий Балтийским флотом В.Ф. Трибуц и член Военного Совета Н.К. Смирнов обратились к И.С. Исакову с просьбой, приведенной ниже:
«Доношу, что из Учебной Бригады ПЛ и Отряда ВСНК флота отправлено на сухопутный фронт в бригаду моряков 46 человек,
из них специалистов-подводников — 11 человек.
Надводников – 35 человек.
Ценные специалисты для флота используются командирами стрелковых и пулеметных взводов и рот, тогда как при необходимости замены при потерях на флоте и новых формированиях, а также обеспечения вновь поступающих кораблей, флот может оказаться перед непреодолимыми трудностями в области обеспечения специалистами.
Военный Совет флота просит Вашего приказания теперь же возвратить к месту прежней службы указанных специалистов.
Трибуц, Смирнов».
Это было одно из первых, но далеко не последнее подобное обращение. Особенно яростно флотские командиры будут пытаться отстоять оставшийся личный состав в октябре 1941 года Успеха это не возымеет. Личный состав флота все равно будет отправляться на сухопутный фронт.
Снаряжение. Оружие. Командиры
Во что были одеты морские пехотинцы на фронте? Скорее всего, поначалу они воевали в своей повседневной морской форме. Но 1 сентября 1941 года появился приказ Наркома ВМФ, где говорилось, что
«Все части КБФ, Моробороны и ЛВФ (Ладожской военной флотилии – прим. автора), действующие на суше… переодеть в общеармейское обмундирование защитного цвета».
К моменту, когда был отдан этот приказ, на сухопутном фронте уже действовало значительное число морских частей:
- 1-я морская бригада – 2865 человек;
- 2-я морская бригада – 2724 человека;
- 3-я морская бригада – 3453 человека;
- 4-я морская бригада – 2977 человек;
- 42 местный стрелковый батальон – 730 человек;
- 5-й батальон 3-й морской бригады (в состав бригады включен не был и остался в Ленинграде) – 731 человек;
- 5-я морская бригада – 3144 человека;
- Отдельный батальон ЗУР (Западного укрепленного района) – 910 человек.
- Всего – 17 534 человека
И это не считая курсантской бригады. Кроме этого, уже в сентябре были сформированы 6-я и 7-я бригады морской пехоты. Несколько позже появился целый ряд маршевых батальонов и батальоны лыжников.
Чем вооружали этих людей? Достаточно широко распространено утверждение о том, что части, сформированные из моряков, имели на вооружении значительное количество самозарядных и автоматических винтовок. Но первоначально снабжал морские части оружием сам флот. А данные о количестве его оружия на начало войны сейчас известны. Вот сколько стрелкового оружия числилось за КБФ к началу войны:
- 792 пулемета системы Максим;
- 899 ручных пулеметов Дегтярева;
- 76 644 винтовки образца 1891/30 гг.;
- 1195 снайперских винтовок;
- 940 винтовок автоматических;
- 15 597 револьверов и пистолетов.
Как видно, никакого изобилия автоматического оружия на Балтийском флоте не наблюдалось. Примерно такая же ситуация по обеспеченности стрелковым вооружением была и на Северном флоте. И даже сам штат стрелкового батальона для морской бригады не предусматривал того, что подавляющее большинство личного состава будет вооружено винтовками СВТ и АВС. Этот штат был утвержден еще в феврале 1940 года, и согласно ему, в батальоне численностью более 900 человек должно было быть лишь немногим более сотни самозарядных винтовок.
Впрочем, существовали подразделения морской пехоты, получавшие большое количество самозарядных винтовок или автоматического оружия. Например, Десантный отряд моряков, высаженный 5 октября 1941 года в Петергофе, был неплохо оснащен винтовками СВТ. А созданный в ноябре 1941 года лыжный полк, основу которого составляли именно моряки, должен был получить пистолеты-пулеметы ППД, которые являлись его основным оружием.
Из более тяжелого вооружения флотские части получали 50-мм и 82-мм минометы и полковые пушки образца 1927 года. Гаубичная артиллерия в ряде бригад имелась, но в относительно небольшом количестве. Противотанковая артиллерия была представлена 45-мм пушками.
Была у моряков и бронетехника. Так, судя по вот этому приказу И.С. Исакова от 10 августа, прибывшие гусеничные машины распределялись следующим образом:
«Прибывшие от начальника Автобронетанкового Управления ВМФ танки Т-40 и трактора Т-20 (бронированные артиллерийские тягачи «Комсомолец» — прим. ред.) распределить следующим образом.
- Т-40 – 5 машин в 2-ю морскую бригаду
- Т-20 – 6 машин во 2-ю морскую бригаду.
- Т-20 – 6 машин – ВВС КБФ
- Т-20 – 6 машин – в 4-ю морскую бригаду».
И это далеко не все танки или легкие тягачи, которые использовались в морских сухопутных частях. Известно, что во 2-й бригаде моряков уже в июле 1941 года имелся отдельный танковый батальон, в котором использовались танки Т-26.
Флотских запасов оружия уже скоро начало не хватать. Так, известно, что когда в августе 1941 года формировалась 5-я бригада морской пехоты, ей не хватало всей положенной по штату противотанковой артиллерии, всех крупнокалиберных пулеметов, всех станковых и ручных пулеметов. В наличии имелось лишь 26 автоматических винтовок из необходимой сотни. Помимо того, отсутствовал автотранспорт. Примерно такая же картина наблюдалась при создании 6-й и 7-й бригад морской пехоты. Из каких источников получили недостающее вооружение бойцы этих бригад, пока не ясно.
Кто командовал этими людьми? Одним из самых старших (по званию) командиров морской пехоты в 1941 году оказался генерал-майор береговой службы Б.П. Ненашев, возглавивший 4-ю бригаду. Правда, под его руководством бригада, в основном, занималась боевой учебой на Валааме и близлежащих островах.
В основном же морскими бригадами командовали офицеры в званиях от майора до полковника. Одним из самых опытных являлся В.К. Зайончковский, до войны командовавший Кронштадским стрелковым полком, предтечей 1-й бригады морской пехоты. Во время войны Зайончковский командовал сначала Курсантской бригадой, а затем возглавил 5-ю бригаду морской пехоты. Правда, в реальности под его руководством оказалась только половина бригады: два ее батальона после формирования отправились воевать под Выборг.
Это, кстати, хорошо иллюстрирует еще одну особенность морских бригад – ни одна из них под Ленинградом не воевала как цельное самостоятельное соединение вплоть до октября 1941 года. Почти сразу же после формирования бригады раздергивались на отдельные батальоны. Только 6-я бригада морской пехоты стала первым подобным соединением, которое в октябре 1941 года не было разобрано на отдельные подразделения.
Список бригад морской пехоты, сформированных из моряков балтийского флота во время войны
В списке указаны лишь те командиры бригад, которые командовали ими в 1941 году.
2-я бригада морской пехоты
Командиры:
- Лосяков Николай Степанович, майор
- Луцкий Николай Львович, капитан 3-го ранга
- Ржанов Василий Михайлович, полковник
3-я бригада морской пехоты
Командир:
- Рослов Александр Петрович, подполковник
4-я бригада морской пехоты
Командиры:
- Ненашев Борис Павлович, генерал-майор Береговой службы.
- Ярыгин Алексей Федорович, полковник
- Малинников Владимир Александрович, комбриг
5-я бригада морской пехоты
Командиры:
- Райков Василий Федорович, майор
- Зайончковский Василий Казимирович, полковник
6-я бригада морской пехоты
Командиры:
- Ржанов Василий Михайлович, полковник
- Петров Федор Ефимович, полковник
7-я бригада морской пехоты
Командиры:
- Ржанов Василий Михайлович, полковник
- Парафило Терентий Михайлович, генерал-майор береговой службы.
Сухопутные части из моряков формировались не только на Балтийском флоте. Другие объединения Военно-морского флота СССР также передали значительное число своих людей на сухопутный фронт, эта практика была широко распространена.
Источники:
- Документы филиала Центрального архива МО (архива Военного-морского флота).
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации