То, что самолёт с более обтекаемыми формами летает быстрее и тратит меньше топлива, авиаконструкторам стало ясно ещё до Первой мировой войны. Находящиеся в потоке бомбы и бомбодержатели, естественно, ухудшают лётные характеристики, но, чтобы спрятать бомбовое вооружение за обшивку, нужно было решить несколько проблем, связанных с компоновкой, внутренним силовым набором, сохранением приемлемой центровки, прочностью конструкции. Это значит, что бомбардировщик с внутренней подвеской груза лучше проектировать «с чистого листа», хотя в 30-х годах прошлого века многие пассажирские машины можно было достаточно быстро и с малыми затратами переоборудовать в такие самолёты. Это, например, активно практиковалось в Италии, популярные «трёхмоторники» компаний «Фоккер» и «Юнкерс» тоже имели боевые модификации, у которых в пассажирских и грузовых салонах устанавливали бомбодержатели, а под ними проделывали бомболюки с открываемыми створками.

Для сохранения центровки самолёта после сброса бомб бомбоотсеки оборудовались в районе центра тяжести самолёта, при этом лонжероны центроплана могли проходить под бомбоотсеком (у низкоплана), над ним (у высокоплана) или через него (у среднеплана). Из-за лонжеронов у среднепланов иногда делали два бомбоотсека, размещая их перед и за лонжеронами (B-29 «Суперфортресс») или делая «плоский» бомбоотсек большой площади под лонжеронами, а над ними располагали бензобаки и продольный проход от носа к хвосту («Ланкастер»). Проход связывал кабины экипажа, позволял обслуживать бомбовый груз в полёте (подсоединять взрыватели непосредственно перед сбросом). При широком крыле бомбоотсек помещали между лонжеронами (В-17 «Флайинг Фортресс»).

Силовая схема фюзеляжа тоже влияла на конструкцию бомбоотсека, люка со створками и тип применявшихся держателей. В ферменном фюзеляже проём бомболюка рассекали поперечины фермы, у полумонокока вырез люка ослаблял конструкцию — приходилось усиливать её бимсами, продольными балками и сплошными шпангоутами. Петли створок люка крепили к бимсам. Британские и американские авиаконструкторы для увеличения горизонтальных размеров бомбоотсека в силовую полумонококовую схему некоторых своих бомбардировщиков вводили мощную ферменную «плиту», которая была потолком бомбоотсека и полом межкабинного прохода. Объём отсеку создавали створки. Бомбоотсеки монтировались не только в фюзеляже — на некоторых самолётах для них использовали объёмы в крыльях и мотогондолах.

В этом фотообзоре мы рассмотрим некоторые примеры технических решений конструкций бомбоотсеков — как типовые, так и оригинальные.

​Потолок бомбоотсеков британского «Ланкастера». Объём бомбоотсека создавался в основном за счёт торцевых шпангоутов и створок бомболюка. Потолок представлял собой прочную плиту, набранную из профилей; одновременно он был полом прохода между кабинами экипажа самолёта. Лонжероны крыла «лежали» на плите - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
Потолок бомбоотсеков британского «Ланкастера». Объём бомбоотсека создавался в основном за счёт торцевых шпангоутов и створок бомболюка. Потолок представлял собой прочную плиту, набранную из профилей; одновременно он был полом прохода между кабинами экипажа самолёта. Лонжероны крыла «лежали» на плите
​Открытый бомбоотсек британского «Веллингтона». Самолёт имел «геодезическую» конструкцию из лёгких частых профилей, и любые вырезы в ней ослабляли силовой набор. По этой причине длинный вырез был усилен вертикальными ферменными перегородками - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
Открытый бомбоотсек британского «Веллингтона». Самолёт имел «геодезическую» конструкцию из лёгких частых профилей, и любые вырезы в ней ослабляли силовой набор. По этой причине длинный вырез был усилен вертикальными ферменными перегородками
​Американский B-26 «Мародёр» был высокопланом с довольно небольшим «клиренсом» фюзеляжа. Для удобства подвески бомб створки бомболюка состояли из двух секций. Фюзеляж в месте выреза под бомболюк усиливался продольным лонжероном - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
Американский B-26 «Мародёр» был высокопланом с довольно небольшим «клиренсом» фюзеляжа. Для удобства подвески бомб створки бомболюка состояли из двух секций. Фюзеляж в месте выреза под бомболюк усиливался продольным лонжероном
​Фюзеляж четырёхмоторного американского B-24 «Либерейтор» почти касался взлётной полосы, из-за чего створки бомболюка имели роллетную конструкцию. По краю торцевых шпангоутов был проложен направляющий паз, по которому вверх-вниз перемещались ролики звеньев створок. Перемещение обеспечивалось синхронным вращением восьми ведущих «звёздочек», зубья которых цеплялись за оси роликов. Длинный бомбоотсек B-24 усиливался нижним бимсом - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
Фюзеляж четырёхмоторного американского B-24 «Либерейтор» почти касался взлётной полосы, из-за чего створки бомболюка имели роллетную конструкцию. По краю торцевых шпангоутов был проложен направляющий паз, по которому вверх-вниз перемещались ролики звеньев створок. Перемещение обеспечивалось синхронным вращением восьми ведущих «звёздочек», зубья которых цеплялись за оси роликов. Длинный бомбоотсек B-24 усиливался нижним бимсом
​У многих «широкофюзеляжных» бомбардировщиков, созданных в 1930-е годы, бомбоотсек разделялся центральным проходом, как у показанного на фото итальянского SM.79. Находясь на этой площадке, можно было контролировать подвеску бомб на держатели, подсоединять расчековочные тросики и электрогарнитуру к электровзрывателям - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
У многих «широкофюзеляжных» бомбардировщиков, созданных в 1930-е годы, бомбоотсек разделялся центральным проходом, как у показанного на фото итальянского SM.79. Находясь на этой площадке, можно было контролировать подвеску бомб на держатели, подсоединять расчековочные тросики и электрогарнитуру к электровзрывателям
​Центроплан нижнего крыла британского бомбардировщика «Хейфорд» был одновременно бомбоотсеком. Он был толще консолей, нервюры делили внутреннее пространство на бомбовые ячейки - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
Центроплан нижнего крыла британского бомбардировщика «Хейфорд» был одновременно бомбоотсеком. Он был толще консолей, нервюры делили внутреннее пространство на бомбовые ячейки
​В 1930–40 годы, чтобы не вырезать люк в днище летающих лодок, внутренние бомбоотсеки делали в крыле или в мотогондолах. У британской летающей лодки «Сандерленд» бомбоотсек был внутри фюзеляжа, а его бомболюки сделали на бортах под крыльями. Из отсека на крылья были «проложены» направляющие, по которым из корпуса под крылья выезжали ферменные площадки с четырьмя бомбодержателями на каждой. Бомбы на них подвешивались на плаву с катера, затем площадки задвигались внутрь корпуса - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
В 1930–40 годы, чтобы не вырезать люк в днище летающих лодок, внутренние бомбоотсеки делали в крыле или в мотогондолах. У британской летающей лодки «Сандерленд» бомбоотсек был внутри фюзеляжа, а его бомболюки сделали на бортах под крыльями. Из отсека на крылья были «проложены» направляющие, по которым из корпуса под крылья выезжали ферменные площадки с четырьмя бомбодержателями на каждой. Бомбы на них подвешивались на плаву с катера, затем площадки задвигались внутрь корпуса
​У американской летающей лодки «Маринер» бомбоотсеки располагались в центроплане и мотогондолах. На фото торпеда подвешена под створками на мотогондоле. Тросики поясного держателя пропущены через лючки в створках и закреплены на замках бомбоотсека - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
У американской летающей лодки «Маринер» бомбоотсеки располагались в центроплане и мотогондолах. На фото торпеда подвешена под створками на мотогондоле. Тросики поясного держателя пропущены через лючки в створках и закреплены на замках бомбоотсека
​Американский опытный бомбардировщик XB-51 имел велосипедное шасси. Чтобы избежать неудобств при подвеске бомб, на люк установили съёмную створку, которая могла проворачиваться вокруг продольной оси. Она имела прочную кессонную конструкцию, позволявшую установить на её внутреннюю панель девять замков. Перед подвеской бомб створка снималась с шарниров на тележку, на замки крепились бомбы, затем створка поднималась и устанавливалась на своё место - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
Американский опытный бомбардировщик XB-51 имел велосипедное шасси. Чтобы избежать неудобств при подвеске бомб, на люк установили съёмную створку, которая могла проворачиваться вокруг продольной оси. Она имела прочную кессонную конструкцию, позволявшую установить на её внутреннюю панель девять замков. Перед подвеской бомб створка снималась с шарниров на тележку, на замки крепились бомбы, затем створка поднималась и устанавливалась на своё место
​Аналогичные створки-бомбодержатели стояли на В-57 «Канберра» и летающих лодках «Си Мастер». Похожую конструкцию применила британская компания «Блэкберн» на своём «Буканьере». На фото «Си Мастер» в варианте топливозаправщика: вместо бомб на створку установили барабан со шлангом, мотор с редуктором и топливный бак - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
Аналогичные створки-бомбодержатели стояли на В-57 «Канберра» и летающих лодках «Си Мастер». Похожую конструкцию применила британская компания «Блэкберн» на своём «Буканьере». На фото «Си Мастер» в варианте топливозаправщика: вместо бомб на створку установили барабан со шлангом, мотор с редуктором и топливный бак
​У американского палубного пикирующего бомбардировщика «Брюстер» SB2A имелся бомбоотсек. Бомба под винт выводилась двумя утапливаемыми внутрь штангами, шарнирно закреплёнными перед бомбоотсеком. Для их прохода в обшивке были сделаны прорези - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
У американского палубного пикирующего бомбардировщика «Брюстер» SB2A имелся бомбоотсек. Бомба под винт выводилась двумя утапливаемыми внутрь штангами, шарнирно закреплёнными перед бомбоотсеком. Для их прохода в обшивке были сделаны прорези
​Объёмы бомбоотсеков некоторых бомбардировщиков создавали створки большой площади. Чтобы убрать вовнутрь большие бомбы, приходилось делать на стандартных створках выпуклые выштамповки, как у этого «Ланкастера» с подвешенной экспериментальной торпедой - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
Объёмы бомбоотсеков некоторых бомбардировщиков создавали створки большой площади. Чтобы убрать вовнутрь большие бомбы, приходилось делать на стандартных створках выпуклые выштамповки, как у этого «Ланкастера» с подвешенной экспериментальной торпедой
​22000-фунтовая авиабомба не помещалась и под увеличенные створки бомбоотсека «Ланкастера», и их попросту снимали - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
22000-фунтовая авиабомба не помещалась и под увеличенные створки бомбоотсека «Ланкастера», и их попросту снимали
​Американцы пробовали подвесить 22000-фунтовую британскую авиабомбу на свой В-29. Для этого пришлось в створках бомболюков и обшивке между бомболюками сделать вырезы по форме авиабомбы - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
Американцы пробовали подвесить 22000-фунтовую британскую авиабомбу на свой В-29. Для этого пришлось в створках бомболюков и обшивке между бомболюками сделать вырезы по форме авиабомбы
​Противолодочный патрульный «Шеклтон» был создан британцами на базе бомбардировщика «Линкольн». Чтобы объём бомбоотсека стал больше, увеличили его высоту и поставили огромные створки. Это позволило подвешивать грузы «в два этажа» в шахматном порядке - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
Противолодочный патрульный «Шеклтон» был создан британцами на базе бомбардировщика «Линкольн». Чтобы объём бомбоотсека стал больше, увеличили его высоту и поставили огромные створки. Это позволило подвешивать грузы «в два этажа» в шахматном порядке
​На британском бомбардировщике-торпедоносце «Бофорт» в бомбоотсек помещалась только средняя часть торпеды. Чтобы утопить её в фюзеляж, сделали две дополнительные ниши: перед бомбоотсеком и за ним. При подвеске бомб между нишами и бомбоотсеком, чтобы не «задувало», ставились перегородки. Когда подвешивалась торпеда, перегородки снимались, створки люка складывались в два «пакета», оставляя проём для прохода торпеды - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
На британском бомбардировщике-торпедоносце «Бофорт» в бомбоотсек помещалась только средняя часть торпеды. Чтобы утопить её в фюзеляж, сделали две дополнительные ниши: перед бомбоотсеком и за ним. При подвеске бомб между нишами и бомбоотсеком, чтобы не «задувало», ставились перегородки. Когда подвешивалась торпеда, перегородки снимались, створки люка складывались в два «пакета», оставляя проём для прохода торпеды
​Бомболюк четырёхмоторного британского «Галифакса» закрывался двумя парами створок. Когда люк открывался, внутренние секции заходили за наружные - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
Бомболюк четырёхмоторного британского «Галифакса» закрывался двумя парами створок. Когда люк открывался, внутренние секции заходили за наружные
​Средняя часть фюзеляжа советского Як-28 была цилиндрической, и при подвеске нижние перья стабилизатора тяжёлых бомб не вписывались в окружность створок бомболюка бомбардировщика. Пришлось заднюю часть створок «спрямлять» под прямоугольное сечение, а на фюзеляже ставить обтекатели - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
Средняя часть фюзеляжа советского Як-28 была цилиндрической, и при подвеске нижние перья стабилизатора тяжёлых бомб не вписывались в окружность створок бомболюка бомбардировщика. Пришлось заднюю часть створок «спрямлять» под прямоугольное сечение, а на фюзеляже ставить обтекатели
​Створки бомболюка британского реактивного бомбардировщика «Вэлиант» при открывании убирались внутрь. Установленные на створках ролики катились по бортовым направляющим - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
Створки бомболюка британского реактивного бомбардировщика «Вэлиант» при открывании убирались внутрь. Установленные на створках ролики катились по бортовым направляющим
​Створки люка грузоотсека французского патрульного самолёта «Атлантик» секторные — раздвигаются радиально, снизу вверх. Чтобы обойти крыло, на каждой створке имеется вырез с него шириной, закрываемый подвижной панелью. Панели движутся вверх вместе со створками до крыла, затем останавливаются. Створки продолжают подниматься и «наезжают» на панели - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
Створки люка грузоотсека французского патрульного самолёта «Атлантик» секторные — раздвигаются радиально, снизу вверх. Чтобы обойти крыло, на каждой створке имеется вырез с него шириной, закрываемый подвижной панелью. Панели движутся вверх вместе со створками до крыла, затем останавливаются. Створки продолжают подниматься и «наезжают» на панели
​Чтобы в открытых бомбоотсеках не образовывались мощные вихри, на некоторых бомбардировщиках при открытии створок люка впереди опускался щелевой или перфорированный щиток. На фото американский B-66 «Дестройер» - Святая святых бомбардировщика | Военно-исторический портал Warspot.ru
Чтобы в открытых бомбоотсеках не образовывались мощные вихри, на некоторых бомбардировщиках при открытии створок люка впереди опускался щелевой или перфорированный щиток. На фото американский B-66 «Дестройер»