29 сентября 1941 года из Великобритании в сторону СССР отправился первый из регулярных арктических конвоев, получивший обозначение PQ-1. 11 октября 11 транспортов прибыли в Архангельск, где с них были сгружены 193 истребителя Hawker Hurricane и другие грузы военного назначения. Среди них оказались и танки — 20 Matilda III и Valentine II. Так начались первые поставки Valentine, который стал самым массовым английским танком в Красной армии. В феврале прошлого года Warspot уже публиковал статью «Valentine на прокачке», в которой рассказывалось об усовершенствованиях в конструкции английского танка, сделанных советскими инженерами. В новом материале речь пойдёт собственно о поставках Valentine II и Valentine IV, а также об их испытаниях и эксплуатации в Красной армии.
Сложности первых поставок
О том, что за танки выпускаются в Великобритании, вплоть до сентября 1941 года информация в СССР была весьма скудной. Например, в информационной сводке, датированной 17 сентября 1941 года, говорится, что Vickers выпускает некий тяжёлый танк массой 80 тонн. Согласно этому документу, завод якобы выпускал по одному такому танку в день. Эти данные, мягко говоря, слегка расходились с реальностью. Во многом подобная ситуация была связана с режимом секретности, который соблюдали англичане.
На деле с конвейера завода Elswick Works в городе Ньюкасл-апон-Тайн, принадлежавшего Vickers-Armstrong, в это время сходили пехотные танки Valentine II. Информация о них появилась у советских военных только к 20-м числам сентября, причём изначально в советских документах он фигурировал под названием «Марка 2 “Звезда” (Валентейн)». В первой партии, которая должна был прибыть в СССР, ожидалось 20 танков этого типа.
Новая информация об английской бронетанковой технике появилась к концу сентября 1941 года. Согласно справке, «пехотный танк MKIII» являлся наиболее поздней разработкой, базой для него служил «крейсерский танк MKII». Также указывалось, что в английской армии он именовался «Валентайн». А после того, как в Англии начала работать советская комиссия, куда вошли офицеры Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА), сведения о британской бронетехнике пошли в СССР совсем в других объёмах и гораздо более качественные.
В отличие от лёгких танков Tetrarch, пробная партия которых состояла как из новых, так и из «подержанных» машин, Valentine в СССР поставлялись исключительно новыми. Митинг, посвящённый отправке первых танков, состоялся 28 сентября 1941 года на территории завода Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W). В мероприятии принимал участие и посол СССР в Великобритании И. М. Майский.
Поступившие в СССР первыми двумя конвоями Valentine II были продукцией именно этого завода. Их строили с июня 1941 года по контракту T9867, согласно которому выпустили 300 танков с регистрационными номерами T17385-T17684. Различий между танками для британской и Красной армии производитель не делал, машины шли примерно в одинаковой комплектации.
Обучение экипажей английских танков с 15 октября 1941 года было организовано на базе Казанских курсов усовершенствования автобронетанковых войск (КУКС). По иронии судьбы, они имели прямое отношение к техническим курсам Осоавиахима (ТЕКО), более известным как «танковая школа КАМА», где за 10 лет до того обучались немецкие танкисты и испытывались опытные немецкие танки Großtraktor и Leichttraktor.
Вместе с конвоем PQ-2 прибыла бригада из 22 человек (2 британских офицера и 20 унтер-офицеров), которые должны были помочь в организации ремонтных мастерских. 29 октября бригада из 6 английских инструкторов-танкистов прибыла в Казань. Впрочем, пробыли здесь они недолго: уже 11 ноября начальник курсов полковник Н. М. Кононов сообщил, что инструктаж получен и в дальнейших услугах англичан он не нуждается. Уже к середине ноября было подготовлено 120 экипажей, которые получили памятки по вождению и эксплуатации, в кратчайшие сроки переведённые на русский язык.
Что же касается самих танков, то они направлялись из портов в Горький (ныне Нижний Новгород. — Прим. ред.). В Архангельске и Мурманске были организованы пункты военной приёмки, и уже вскоре для них нашлась масса работы.
Отсутствие разницы между танками, поставляемыми в СССР и в британскую армию, стало причиной больших неприятностей. Англичане как-то упустили из виду тот факт, что зима в разных регионах различается, да и перевозка северными конвоями вносит свои коррективы. Первый конвой пришёл в относительно тёплое время, а вот с матчастью, прибывшей вместе с PQ-2, военная приёмка получила и большую головную боль. Из 84 поступивших «Валентайнов» 27 оказались «размороженными». Причина прозаична: в качестве охлаждающей жидкости в них использовалась вода, которая, разумеется, при минусовой температуре замёрзла. Также оказалось «разморожено» 20 аккумуляторов.
Ещё одной проблемой стало то, что несколько танков везли на открытой палубе, и их залило водой. Интересно, что в присланной рекомендации по использованию горюче-смазочных материалов в качестве топлива для танка был указан бензин. Англичане просто поленились переписать инструкцию, поскольку она предназначалась для Valentine I с бензиновым мотором AEC 189, тогда как на Valentine II стоял дизельный двигатель AEC 190.
Всплыли и проблемы с комплектацией. Часть машин была укомплектована не полностью, например, 35% машин не имели брезента. Формуляры на большинство танков отсутствовали, а ящики ЗИП не были опломбированы. На части машин отсутствовали ручные пулемёты Bren и пистолеты-пулемёты Thompson M1928A1. Отсутствовали запасные стволы к пушкам, а с каждым танком шло всего около пяти-шести боекомплектов.
О том, что у англичан в танковых пушках «Валентайнов» использовались исключительно бронебойные снаряды, в ГАБТУ КА не знали. Появилось предположение, что осколочно-фугасные снаряды англичане просто не завезли. Также прошёл слух, что у англичан есть бронебойный снаряд с донным взрывателем. Ситуацию с орудиями и боеприпасами оценили настолько серьёзно, что дело дошло до создания опытного образца Valentine II, перевооружённого отечественной 45-мм пушкой.
Хватало у английского танка и чисто конструктивных недочётов. В ходе эксплуатации танков в ноябре 1941 года частым явлением стали поломки пальцев траков. В ЗИП входило всего три запасных пальца, при этом за две недели эксплуатации на каждом танке вышло из строя от четырёх до восьми штук. Причиной частых поломок была названа рекомендация английских инструкторов сильно натягивать гусеничные ленты. После того как на КУКС в опытном порядке провели опыт по эксплуатации танка с менее натянутыми гусеничными лентами, износ пальцев резко снизился.
Существенно проблемой было и то, что относительно гладкие траки обеспечивали плохое сцепление с прессованным снегом и льдом. В результате сильно снижалась проходимость танка при движении по пересечённой местности, а на заледенелой дороге существовал риск улететь в кювет. КУКС разработал шпоры, но они оказались не лучшей конструкции: после 15 километров пробега у танка со шпорами стали перегреваться подшипники опорных катков. Довольно частым явлением было спадание резиновых бандажей с ведущих колёс. При этом хода танк не лишался, но шум от лязганья гусениц заметно усиливался.
Проблему жидкости для системы охлаждения на первых порах удалось решить, заливая вместо воды газойль. Поскольку запасных аккумуляторов не пришло, было предложено использовать отечественные. Также существовала проблема со стартером. Он был установлен так, что хорошо включаться мог только на ровной поверхности.
Наконец, имелась существенная проблема, связанная с уязвимостью танка от бутылок с зажигательной смесью. Вместо вентилятора в башне Valentine II имелось большое количество вентиляционных отверстий. Особенно странно выглядело отверстие в корме башни, куда можно было просунуть руку. Немало их оказалось и на крыше башни.
«Не рассчитан на эксплуатацию в условиях низких температур»
Дополнительно к работам по изучению английского пехотного танка подключился и НИИБТ Полигон. Осенью 1941 года, ввиду приближения линии фронта, его эвакуировали в Казань. Более чем на год этот город стал одним из важнейших центров советского танкостроения. Именно здесь проводились испытания зарубежной бронетанковой техники. Не стал исключением и Valentine, или «английский танк МК-III*», как его именовали в документах.
В качестве подопытного образца был выбран танк с регистрационным номером T17482. Он относился к машинам, прибывшим с первыми двумя конвоями. Задача у испытателей оказалась комплексной. Помимо непосредственно испытания, требовалось составить подробное техническое описание, а также краткие инструкции по ремонту и обслуживанию. Прибыл танк на полигон в декабре.
Для начала было составлено техническое описание танка. Кратким его назвать очень сложно: из 122 страниц отчёта непосредственно описание машины занимало 79. Помимо этого, изучались условия работы экипажа, а также отдельных агрегатов машины. Изучение отделения управления выявило, что оно комфортно для людей среднего роста, а более высоким танкистам там тесновато. Претензией со стороны испытателей стала невозможность регулировки сиденья по длине. При этом работать педалями оказалось удобнее людям выше среднего роста, поскольку педаль сцепления располагалась довольно далеко.
Усилия на педалях и рычагах были признаны вполне нормальными. На рычагах бортовых фрикционов они составляли 35 кг, на педали сцепления — 65 кг, на педали тормоза — 70 кг и на педали акселератора — 1,5 кг. Понравилось советским специалистам расположение приборов, которые размещались на двух щитках и хорошо читались.
Размеры башни, по мнению испытателей, позволяли свободно размещаться в ней командиру и наводчику. Впрочем, по личным ощущениям автора, там всё же тесновато. Стоит отметить, что командиром испытатели НИИБТ Полигона (как и специалисты ГАБТУ) посчитали наводчика, но это не так. Как и в американских танках, в «Валентайне» командир, помимо прямых обязанностей, исполнял и роль заряжающего. Механизм поворота башни был признан очень удобным, как и вертикальная наводка плечевым упором.
Места наводчика и заряжающего в целом были признаны грамотно проработанными. Правда, советским специалистам не очень понравились сиденья. Они имели регулировку по высоте, но при этом их размеры оказались недостаточными, а у сиденья наводчика не было спинки. Большой двустворчатый люк оказался достаточно большим, чтобы обеспечивать попадание в танк людям даже в зимней одежде. Систему вентиляции признали эффективной: приток воздуха осуществлялся через многочисленные отверстия, а засасывался он вентиляторами моторного отделения. Правда, при такой мощной вентиляции в боевом отделении было холодно.
Ходовые испытания с перерывами продолжались с декабря 1941 по март 1942 года. В общей сложности танк прошёл 1210 километров, из них 971 км по шоссе и 239 км по заснеженной целине. К слову, шоссе в районе Казани было в различном состоянии, зачастую превращаясь в направление, занесённое снегом глубиной до 30 см. Поскольку английское масло на КУКС забраковали, использовалось отечественное машинное масло разных марок.
На ровном участке испытателям удалось разогнать танк до 32 км/ч, то есть на 8 км/ч быстрее паспортной скорости. Средняя скорость чистого движения составила 14,1 км/ч, а средняя техническая — 12,9 км/ч. В основном танк шёл на 4-й передаче, на отдельных участках поднимаясь до 5-й, а на заснеженной дороге спускаясь до 3-й. При езде по шоссе на 100 км пути расходовалось 140 литров горючего и 2,2 литра масла.
По просёлочной дороге гонять танк не стали, поскольку выяснилось, что колея у машины шире, чем у просёлка. При большой глубине снежного покрова это приводило к тому, что танк садился брюхом на дорогу. При этом при движении по заснеженной целине особых проблем не возникало. Средняя скорость по сухому снегу, глубина которого варьировалась от 30 до 70 см, достигала 10,4 км/ч, при этом на 100 км пути танк расходовал 182 литра топлива и 3,7 литра масла. Двигался танк на 3-й передаче, в отдельных случаях механик-водитель переходил на 2-ю либо на 4-ю.
Одной из проблем многих танков было то, что даже зимой при напряжённых режимах работы двигателя он начинал перегреваться. В случае с Valentine II проблема оказалась противоположной — он переохлаждался. Неизвестно, насколько это соответствует действительности, но, по мнению советских специалистов, общее устройство системы вентиляции боевого отделения и системы охлаждения двигателя оказались настолько эффективными, что на морозе они становились избыточными.
Испытателям пришлось даже проводить эксперименты по снижению эффективности системы охлаждения. Опытным путём выяснилось, что для этого проще всего закрывать радиаторы фанерой, брезентом или похожим материалом, которые снижали пропускную способность. Прикрывать радиаторы следовало уже при температуре ниже −5 градусов. Чем ниже была температура, тем большую поверхность следовало прикрывать. Также испытатели столкнулись с описанными выше проблемами, связанными с охлаждающей жидкостью.
В ходе езды по заезженным дорогам гусеницы теряли сцепление, ездить в таких условиях следовало очень осторожно. Плохое сцепление траков проявлялось и в другом. Подъём выше 12 градусов танк взять не мог, а максимальный угол крена составлял 17 градусов. При этом максимальный угол подъёма в условиях, когда гусеницам сцепления хватало, составлял 25 градусов.
Отдельно стоит упомянуть совместные испытания, которые проходили с 27 января по 5 февраля 1942 года. Помимо Valentine II, в них участвовали Pz.Kpfw.III Ausf.H, Т-34 и Matilda III, которые преодолевали снежные валы. Снежный эскарп высотой 1,7 метра, длиной по максимальной высоте 2 метра и общей длиной 3,5 метра Valentine II смог преодолеть с 3-й попытки, на второй передаче и без разгона. Т-34 это же препятствие преодолел на 1-й передаче без разгона с первой же попытки.
Далее танки выполняли проход двух снежных валов высотой 1,7 м, длиной в самой высокой точке 4 м и общей длиной 5,5 м. Valentine II прошёл препятствия за 14 минут, при этом пробивал валы с разгона, а всего понадобилось 10 попыток. Первый вал удалось пройти спустя 10 минут. Двигатель неоднократно глох в виду малой мощности. Matilda III прошла всю дистанцию за 21 минуту. Её двигатель также неоднократно глох. Pz.Kpfw.III удалось пройти ту же полосу препятствий за 16 минут, ему понадобилось 8 попыток с разгоном.
Что же касается Т-34, то он отправился штурмовать не два, а сразу три завала. Разгон со 100 метров, вторая передача, итог — все три завала пройдены за 10 секунд!
В определённом смысле английский пехотный танк был реабилитирован на следующем совместном испытании. Как уже говорилось, для него пределом оказался уклон в 12 градусов. Так вот, для Matilda III этот уклон также оказался не по зубам. Гораздо интереснее то, что его не смог преодолеть и Pz.Kpfw.III. В целом же итоги совместных зимних испытаний показали, что Valentine II и Pz.Kpfw.III Ausf.H по проходимости в зимних условиях очень близки.
По итогам испытаний НИИБТ Полигон вынес Valentine II в целом положительный вердикт. Специалисты отнесли его к средним танкам, сочетающим мощную броневую защиту, небольшую боевую массу и относительно малые габариты. Установленную на нём пушку признали вполне мощной. По итогам испытаний обстрелом Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.38(t) стало ясно, что 2-фунтовая пушка уверенно поражала танки противника, за исключением экранированных лобовых деталей корпуса. В целом орудие оказалось равноценным советской 45-мм танковой пушке.
Положительно испытатели восприняли установку в орудийной маске 50-мм миномёта. Обзорность была признана вполне удовлетворительной. В качестве недостатков танка испытатели указали его тихоходность. В целом же Valentine II показал себя лучше, чем Matilda III.
Северный ералаш
Первые Valentine II пошли в бой уже в конце ноября 1941 года. Их получили экипажи 136-го, 137-го, 138-го и 139-го отдельных танковых батальонов. Поскольку батальоны формировались в спешке, знание матчасти у танкистов оказалось минимальным. Добавившиеся к этому проблемы, связанные с системой охлаждения и плохо работающими на льду траками, лишь усугубили ситуацию. Части понесли потери, и на танки посыпались жалобы. Впрочем, это вполне нормальная ситуация для почти любой новой техники, которая впервые идёт в бой.
Возникшие проблемы стали решать совместно с англичанами. На жалобу по поводу недостатка запчастей английская сторона отреагировала быстро: 22 ноября 1941 года в Архангельск прибыл конвой PQ-3, который, помимо 50 Valentine, доставил 317 тонн запасных частей. Ключевую роль в налаживании контактов сыграл генерал Фрэнк Ноэль Мейсон-Макфарлейн (в переписке используется написание фамилии «Макфарлан»), глава Британской военной миссии в СССР. Для обеспечения взаимодействия на местах в Казань, Горький и Архангельск были высланы британские инструкторы и переводчики. Со следующим конвоем, PQ-4, в СССР направили ещё 700 тонн запчастей.
Учтя ошибки, с декабря 1941 года танки, отправляющиеся в СССР, британцы стали заправлять антифризом (60% этилен-гликоля и 40% воды). Кроме того, были введены новые типы смазки. Схожим образом решалась и проблема с аккумуляторами. Боекомплект для каждого прибывающего Valentine был увеличен до 520 выстрелов (примерно 8,6 боекомплекта), что решило проблему нехватки снарядов. Достаточно оперативные работы, проведённые Британской миссией в СССР совместно с советскими специалистами, в значительной степени решили вскрывшиеся в начале эксплуатации проблемы.
Отдельной темой является учёт танков. До 28 ноября 1941 года он не вёлся совсем. Больше того, даже приёмные акты в портах появлялись с большими перебоями. Только в начале декабря начался удовлетворительный учёт техники, который, впрочем, все равно вёлся с нюансами. Например, в документах об отправке танков в части в числе получателей отсутствует 136-й отдельный танковый батальон, который по бумагам якобы получал только «Матильды». На деле же он не только получал «Валентины» (так очень часто называли эти танки), но и терял их.
Дело в том, что официальные документы об отправках зачастую могли содержать информацию лишь о первом адресате. А куда дальше отправился танк — это уже совсем другой вопрос. В 1941–42 годах подобные вещи были в порядке вещей. Зачастую реального получателя можно определить только по документам самой части, при условии, что в ней документация по зачислению экипажей и приёму танков, а также их списанию, велась регулярно. Очень частым явлением в ходе войны была передача техники из одной воинской части в другую, что вносило ещё больший сумбур в происходящее.
Тем не менее, учёт, который вёлся в ГАБТУ, а также приёмные акты из Архангельска и Мурманска, куда прибывали северные конвои, позволяют в общих чертах понять, что же за матчасть прибывала в СССР. При этом точного числа некоторых модификаций Valentine, прибывших в СССР, получить невозможно. Это связано с тем, что нормальным явлением был выпуск разных модификаций танка в рамках одного контракта. К тому же, Valentine выпускали сразу на трёх заводах, что ещё сильнее усложняет выяснение точных цифр.
Считается, что Valentine IV, которые отличались установкой американского дизельного двигателя GMC 6004, стали поступать в СССР только с 1942 года. На это с некоторым недоумением смотрит статистика отправки танков частям. Согласно ей, 1 декабря 1941 года в адрес 131 отдельного танкового батальона было отправлено 7 Valentine IV, которые с сентября 1941 года строились Elswick Works по контракту T1284 13 (WD-номера T47098-T47343). Одновременно в 131 ОТБ отправлялись Valentine II, выпускавшиеся заводом Metropolitan-Cammell по контракту T9866 (WD-номера T27421-T27720). Ныне находящийся в парке «Патриот» Valentine II с WD-номером T27543 относится к этой же серии. Нюанс в том, что контракт T9866 подразумевал выпуск ещё и 86 танков другой модификации, Valentine IV.
С конца января 1942 года в СССР начинают поступать танки, выпускавшиеся Metropolitan-Cammell по контракту T2009 (WD-номера T32471-T32720), который предусматривал производство 81 Valentine II и 149 Valentine IV. Согласно официальным данным, в СССР поставили 161 Valentine II и 520 Valentine IV, из них в пути были потеряны вместе с транспортами 25 и 71 штука соответственно. На деле же эта цифра немного «гуляет», поскольку среди Valentine IV в приёмных актах обнаруживаются Valentine II, и наоборот. Вопреки высказываниям некоторых отечественных историков, и военная приёмка, и войска вполне различали модификации «Валентинов». Особенно это касается более позднего периода войны.
После первой волны негатива из частей стали поступать более информативные данные о том, как английские машины показали себя в боевых условиях. Выяснилось, что в зимних условиях «Валентины» (также в РККА использовались индексы МК-III и МК-3) показали себя вполне достойно. По снегу глубиной 40–45 см английская машина шла на второй передаче. При этом советские малые танки Т-30 и Т-60 по такому снегу идти не могли. Пушки «Валентинов» зарекомендовали себя как безотказные, но отсутствие осколочно-фугасных снарядов снижало эффективность их огня. Поступали жалобы на перекосы лент пулемётов BESA, которые ставились на МК-3. Для поддержания машины в боеспособном состоянии зимой требовалось держать двигатель включённым до четырёх-пяти часов в сутки.
Чем дальше шла эксплуатация английских пехотных танков, тем меньше в их адрес высказывалось негатива. Использовались они в основном как лёгкие танки. В этом качестве они имели явное преимущество как перед советскими Т-60 и Т-70, так и перед американскими М3Л. Уступая им в подвижности по ровной дороге, английские машины выходили вперёд на бездорожье.
Кроме того, у «Валентина» имелось одно весьма существенное преимущество — броня. Несмотря на несколько примитивный тип сборки корпусов (на рейках), толщина брони в 60 мм оказалась серьёзным аргументом на поле боя. В результате именно «Валентины» стали последними лёгкими танками, которые массово поступали в Красную армию. Valentine оказался и самым массовым танком из числа тех, которые в 1942 году поступили в СССР по программе помощи. Часть из этих машин продолжала исправно служить и в 1944 году.
Источники:
- Материалы ЦАМО РФ.
- Материалы РГАКФД.
- Материалы из архива автора.
- Материалы Library of Congress.
Комментарии к данной статье отключены.