Крест Виктории (Victoria Cross) является высшей и самой почётной наградой Великобритании, вручаемой за проявленный в бою героизм. За всю Вторую мировую войну его были удостоены лишь 182 человека, включая награждённых посмертно. Есть в этом списке и девять подводников Его Величества, каждый из которых совершил нечто выдающееся. Однако только двое получили Крест Виктории за спасение своего корабля, проявив редкие выдержку, мужество и готовность к самопожертвованию.
В осином гнезде
13 февраля 1942 года Александрию покинула британская подлодка «Трэшер» (HMS Thrasher). Её командир, лейтенант Хью Стирлинг Маккензи (Hugh Stirling MacKenzie), получил приказ покинуть берега Египта и действовать в заливе Таранто, предварительно зайдя в Ионическое море. Лодка должна была обогнуть с севера остров Крит для того, чтобы заглянуть в залив Суда. Спустя трое суток «Трэшер» пришёл в указанный район, где Маккензи произвёл единственную в этом походе торпедную атаку. Она имела для лодки весьма необычные последствия.
16 февраля в 04:13 с «Трэшера» заметили на дистанции пяти миль три затемнённых судна. Маккензи изменил курс и начал сближение с целями. Однако, несмотря на все усилия, лодка так и не смогла занять удобную позицию для стрельбы торпедами. Прекратив преследование, лейтенант приказал держать курс на бухту Суда, где рассчитывал найти новые цели.
В 07:30 лодка достигла мыса Драпано, – крайней восточной точки бухты, – и погрузилась в 11,5 милях от берега. Спустя полтора часа Маккензи заметил в перископ приблизительно в пяти милях небольшое судно, которое выходило из бухты в сопровождении тральщика или катера. Он приказал дать полный ход, и лодка начала сближение с целью. Расстояние удалось сократить до 6000 ярдов, но командир посчитал торпедную стрельбу на такой дистанции неоправданной и отменил атаку.
В течение последующих двух часов Маккензи наблюдал в перископ на входе в залив вражеские сторожевые корабли и торпедные катера. Стараясь оставаться незамеченным, он отошёл восточнее и погрузился глубже. Этот район был весьма опасным для подлодки: видимость в дневное время была хорошей, и силы ПЛО противника проявляли высокую активность. Но командир «Трэшера» хотел рискнуть и ждал достойной цели.
Казалось бы, удача улыбнулась ему в 11:55, когда, подвсплыв под перископ, командир лодки обнаружил одиночное торговое судно, глубоко сидевшее в воде. Оценив тоннаж цели в 3000 брт, он решил атаковать. Уже вскоре Маккензи понял свою ошибку, когда заметил пять кораблей сопровождения и два самолёта, круживших над судном. Впрочем, упрямого лейтенанта это не остановило, и он объявил торпедную атаку. В 12:34 подлодка сократила расстояние до 2000 ярдов и выпустила по цели четыре торпеды.
Уже через несколько секунд после пуска первой торпеды лодку встряхнул приглушённый взрыв – вероятно, от бомбы, сброшенной с самолёта. Менее чем через минуту стали слышны звуки, похожие на удары по воде пулемётной очереди. Почти через три минуты после пуска первой торпеды экипаж лодки услышал громкий звук далёкого взрыва, за которым через 10 секунд последовал второй. Маккензи посчитал, что его торпеды попали в цель.
Сразу после атаки «Трэшер» погрузился на 270 футов и начал отход в северном направлении. Однако противник не собирался отпустить «гостя» без достойных проводов, и в 12:45 на лодку посыпались глубинные бомбы. «Трэшеру» везло – большинство из них взорвалось рядом с лодкой, но причинённый ущерб оказался невелик. Субмарине удалось ускользнуть от преследователей. В 14:30 Маккензи снова подвсплыл под перископ и увидел, что район патрулируют самолёты, ведущие поиск подлодки. «Трэшер» снова ушёл на глубину и продолжил отход.
Когда в 15:45, перезарядив торпедные аппараты, лодка снова всплыла на перископную глубину, горизонт был чист. Однако Маккензи решил не рисковать и стал дожидаться сумерек. В 19:06 лодка продула балласт и перешла в надводное положение. Экипажу «Трэшера» казалось, что все закончилось благополучно, но впереди подводников ждал очень неприятный сюрприз.
Двое под бомбой
После длительного нахождения под водой и уклонения аккумуляторная батарея лодки нуждалась в подзарядке, а команда – в отдыхе. Не занятые вахтой подводники растянулись на койках, чтобы предаться сну, но не тут-то было. Лёжа в своей койке, старшина Томас Уильям Гулд (Thomas William Gould) услышал металлическое бряцанье, доносившееся снаружи лодки при качке. Об этом подозрительном звуке было доложено командиру, и Маккензи приказал осмотреть верхнюю палубу на предмет повреждений.
В 01:50 при осмотре обнаружили большую пробоину в основании орудийной платформы, а также одну неразорвавшуюся бомбу весом около 100 фунтов, которая лежала на верхней палубе перед орудийной платформой. На бомбе оставалась часть хвостового оперения, которое и не давало ей скатиться за борт. Освободить корабль от этого тяжёлого и чрезвычайно опасного груза вызвались старпом «Трэшера» лейтенант Питер Робертс (Peter Roberts) и все тот же старшина Гулд.
Робертс и Гулд подняли бомбу и оттащили её на нос лодки. В 02:40 Маккензи отдал приказ принять в носовые цистерны балласт, чтобы нос погрузился в воду. Затем «Трэшер» дал полный назад, чтобы бомбу снесло потоком воды. Так удалось избавиться от первого «сюрприза», но дальнейшее исследование надстройки выявило наличие второй бомбы внутри. Она покоилась под надстройкой на прочном корпусе чуть впереди орудийного крепления.
Чтобы извлечь эту бомбу, требовалось протащить её 20 футов под верхней палубой до выреза, через который её можно было вынуть наружу. Единственным способом проникнуть в надстройку и добраться до бомбы был путь через подъёмную решётку в палубе. Робертс и Гулд спустились через этот своеобразный «люк» вниз и протиснулись к тому месту, где лежала бомба. Оба прекрасно осознавали, что могут погибнуть не только из-за того, что бомба взорвётся в любую секунду от малейшей качки лодки, но и в случае появления вражеского самолёта или корабля, когда командир должен будет немедленно скомандовать срочное погружение, обрекая их на верную смерть.
Было очень темно, и бомба была еле видна в свете ручного фонаря. Согласно рапорту, в дальнейшем представленному в Адмиралтейство, «…она имела усики в носовой части и большое оперение. Длина бомбы равнялась примерно 3 футам 6 дюймам».
Гулду удалось подобраться к бомбе и втянуть её на себя. Он превратил себя в живые «салазки»: лёжа на спине, Гулд удерживал бомбу на руках, а Робертс, находясь впереди него, тянул товарища к «люку». Впоследствии старшина вспоминал:
«Пришлось нам вдвоём тянуть и толкать бомбу сквозь надстройку, всё время лёжа плашмя. Темно было, хоть глаз выколи, да ещё и внутри бомбы что-то зловеще тикало каждый раз, когда лодку качало на волне».
Несмотря на устрашающий звук, который издавала бомба, в конце концов подводникам удалось вытащить её на верхнюю палубу. Там они оттащили опасный трофей на нос субмарины. Как и в первый раз, бомбу завернули в мешок из-под картошки, и в 03:30 сбросили в море тем же способом, что и первую. Рапорт в Адмиралтейство зафиксировал:
«Вся операция заняла 50 минут и стала примером редкого хладнокровия, проявленного лейтенантом Робертсом. Прежде, чем завернуть бомбу в мешок и сбросить за борт, он аккуратно измерил её и тщательно переписал всю маркировку».
В 03:35 субмарина взяла курс на мыс Матапан. Маккензи продолжил свой путь к заливу Таранто, где, к слову сказать, никаких успехов не добился. 5 марта 1942 года «Трэшер» вернулся в Александрию, подняв по традиции «Чёрного Роджера» в знак своего успеха 16 февраля в бухте Суда.
Маккензи неверно оценил результат своей атаки. В тот день «Трэшер» безуспешно атаковал немецкое судно «Аркадия» (Arkadia) на 1756 брт, которое совершало переход из порта Салоники на Крит в составе конвоя вместе с судном «Зальцбург»(Salzburg). За несколько дней до подхода «Трэшера» у бухты Суда была замечена другая английская подлодка, и противник начал активные поиски субмарин в этом районе.
В результате лодка Маккензи попала в самое «осиное гнездо». Вероятно, в момент нахождения субмарины на перископной глубине (34 фута) она была замечена с самолёта, который метко сбросил бомбы. Одна или две бомбы взорвались в воде и тряхнули лодку, но две другие поразили под водой её корпус и не сдетонировали.
Награждённые не по правилам
Казалось бы, выдающийся подвиг двух подводников не мог остаться незамеченным, однако в реальности всё вышло иначе. После возращения из похода Маккензи в своём рапорте командиру флотилии не стал расписывать подробности инцидента с бомбами, просто рекомендовав представить двух своих подчинённых к награде за мужественное поведение во время похода. Фактически же о случившемся вскоре просто забыли.
Спустя несколько месяцев командир «Трэшера» был потрясён дальнейшим развитием событий. 9 июня «Лондонская газета» опубликовала приказ Адмиралтейства, где говорилось, что король Георг VI утвердил награждение Питера Робертса и Томаса Гулда Крестом Виктории. На этом чествование героев «Трэшера» не закончилось, и 30 июня 1942 года Робертс был награждён крестом «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross – DSC), а Хью Маккензи получил орден «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Order – DSO).
Как оказалось, не все забыли о случившемся на борту «Трэшера» в ночь с 16 на 17 февраля 1942 года. Когда эта история стала известна командующему Средиземноморским флотом адмиралу сэру Эндрю Каннингхэму (Andrew Browne Cunningham), он отправил в Адмиралтейство свои рекомендации к награждению героев-подводников Крестом Виктории.
Однако комитет по награждениям в Лондоне отклонил представления Каннингхэма, мотивировав этот тем, что подвиг был совершён не в присутствии противника, что было обязательным правилом для награждения Крестом Виктории. Не оспаривая мужественные действия подводников, комитет предлагал другой выход из сложившейся ситуации: Гулд и Робертс могли быть награждены Крестом Георга (George Cross), который вручался за героический поступок не на поле боя и считался аналогом Креста Виктории для гражданских и военных лиц.
Но знаменитый «ABC» (прозвище Каннингхэма, образованное от первых заглавных букв его имени) упрямо гнул свою линию. Мнение комитета он парировал тем, что две больших вражеских бомбы в субмарине, которая находилась недалеко от берега, занятого противником, являют собой достаточное вражеское присутствие. В итоге, комитет сдался, и Каннингхэм получил желаемое: Робертс и Гулд стали кавалерами высшей военной награды Великобритании.
После награждения
Любопытно проследить, как сложилась дальше судьба двух героев, награждённых вопреки традициям и правилам.
Питер Робертс был переведён с «Трэшера» в апреле 1942 года для прохождения курсов командиров подлодок, но на подплав больше не вернулся. В августе того же года он был назначен на эсминец «Бигль» (HMS Beagle) на котором прослужил до апреля 1943 года. Любопытно отметить, что старший брат Питера, лейтенант Джеймс Робертс (James George Franklin Watkinson Roberts), погиб в январе 1940 года на эсминце «Эксмут» (HMS Exmouth), который стал первым британским эсминцем, потопленным немецкой подлодкой во Второй Мировой войне.
В дальнейшем, до самого конца войны, Робертс занимал должности на берегу, служа на военно-морской базе Трун (Шотландия) и в учебном центре флота в Портсмуте. После окончания войны Робертс продолжил службу на флоте и вернулся на надводные корабли. Принимал участие в войне в Корее на фрегате «Кардиган Бэй» (HMS Cardigan Bay). Вышел в отставку в 1962 году в чине лейтенант-коммандера, скончался 8 декабря 1979 года в возрасте 62 лет.
Томас Гулд продолжил свою службу на подлодках. Позже его имя ещё один раз мелькнуло в прессе времён войны, когда субмарина «Тракулент» (HMS Truculent), на которой он служил, в июне 1943 года потопила немецкую лодку U 308 к северо-востоку от Фарерских островов. В октябре 1945 года Гулд демобилизовался с флота и стал гражданским лицом. Его жизнь в первый послевоенный год была не менее яркой, чем во время войны.
Будучи одним из трёх кавалеров Креста Виктории еврейского происхождения, Гулд стал активным членом «группы 43», в которую входили британские граждане-евреи, награждённые орденами и медалями в годы Второй мировой войны. В 1945–1946 гг. «группа 43» стала известна своими маршами протеста против проявлений антисемитизма в Англии, а также против политики правительства в отношении Палестины.
В 1946 году Гулд вернулся на флот, где в чине лейтенанта резерва служил в Морском кадетском колледже в одном из графств Англии. Позже он вышел в отставку и начал работу менеджером по персоналу в одной из крупных торговых компаний. В 1965 году его имя снова появилось в газетах, которые пестрели заголовками: «Кавалер Креста Виктории живёт на пособие по безработице!» Как оказалось, Гулд был уволен с работы из-за того, что его работодатели не могли найти рычагов давления на человека, награждённого высшей военной наградой страны.
В последние годы жизни Томас Гулд был председателем Международной ассоциации подводников Великобритании. Он скончался 6 декабря 2001 года в возрасте 86 лет.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- The Admirality. His Majesty's submarines – Merriam Press, 2007
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
- Кемп П.К. Подводные лодки Его Величества – М.: ACT; Транзиткнига, 2003
- http://mirchudes.net
- https://www.thegazette.co.uk
- http://www.unithistories.com
- http://www.rnsubmusfriends.org.uk
- http://uboat.net
- http://www.hambo.org
- http://www.telegraph.co.uk
- http://www.independent.co.uk
- http://www.naval-history.net
- http://www.nationalarchives.gov.uk
- http://rnsubs.co.uk
- http://www.csubmarine.org
- http://britsub.x10.mx
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации