К началу Второй мировой войны американская армия имела считанные единицы средних танков. Это не означает, что тамошние конструкторы машинами этого типа не занимались: летом 1939 года в серийное производство пошёл Medium Tank M2. Выпущенный тиражом всего 18 экземпляров, он оказался для американского танкостроения эпохальной машиной. Общая концепция его шасси стала для американских средних танков базовой. В 1940 году появился более совершенный Medium Tank M2A1, который, впрочем, уже к моменту запуска в серию мог считаться устаревшим. Взяв его за основу, конструкторы создали Medium Tank M3, первый по-настоящему массовый американский средний танк. На конвейере он и его модификации продержались всего полтора года, но благодаря необычной конструкции эта машина оказалась заметной вехой для мирового танкостроения. Мнения об этом танке встречаются диаметрально противоположные, поэтому постараемся подойти к нему максимально беспристрастно.
В жёстких временных рамках
Точкой отсчёта в истории Medium Tank M3 следует считать 13 июня 1940 года. В этот день американский Комитет по вооружениям разработал спецификацию на средний танк с 75-мм пушкой в качестве основного вооружения. Данная спецификация появилась по итогам тщательного изучения итогов боевых действий во Франции. Выяснилось, что Medium Tank M2A1 уже не полностью соответствует реалиям современной войны.
Наиболее оптимальным танковым вооружением американские военные, как ни странно, посчитали 75-мм танковую пушку KwK L/24, которая устанавливалась на среднем танке Pz.Kpfw.IV. Да, характеристики бронепробития у этого орудия выглядели не лучшим образом, но в целом именно Pz.Kpfw.IV вызывал наиболее положительные эмоции у личного состава немецких частей, которым приходилось взаимодействовать с танками. Неудивительно, что американские военные посчитали орудие калибром 75 мм более перспективным, чем 37-мм пушку.
На момент разработки спецификации американского аналога 7.5 cm KwK L/24 не существовало. Впрочем, подходящее орудие нашлось довольно быстро. В 1937 году была разработана спецификация на лёгкое зенитное орудие калибра 75 мм. Это орудие предполагалось использовать там, где 76-мм зенитная пушка оказывалась слишком тяжёлой. За его основу было взято 75-мм полевое орудие M1897 французского происхождения. Длину ствола уменьшили до 31 калибра, поршневой затвор заменили на клиновой. Так на свет появилось 75-мм зенитное орудие T6.
Результаты его испытаний оказались далеко не лучшими, поэтому зенитное орудие так и осталось экспериментальным. Но летом 1940 года оно снова оказалось востребованным, теперь уже конструкторами танков. В результате на основе зенитного орудия была создана 75-мм танковая пушка T7. Её характеристики оказались значительно лучше, чем у немецкой 7.5 cm KwK L/24. Ближайшим аналогом американского орудия была советская танковая пушка Л-11.
Основной проблемой, которая встала перед американскими инженерами, оказалось размещение 75-мм орудия в танке. В существующей башне T7 оно не помещалось, при этом возможности переделки танка были минимальными. Это было связано с тем, что американской армии средние танки требовались как воздух, а лишнее промедление грозило срывом поставок.
Именно тогда конструкторы вспомнили о Medium Tank T5E2, который испытывался весной 1939 года. Установка орудия в корпусе заметно облегчала задачу и сводила переработку базовой машины к минимуму. Правда, вариант вооружения Medium Tank T5E2 нельзя было назвать удачным. Требовалось перепроектирование установки. Тем не менее общая концепция нового танка показалась американским военным настолько убедительной, что 11 июля 1940 года ещё не построенную машину приняли на вооружение как Medium Tank M3.
Первый макет танка представили 26 августа 1940 года на Абердинском полигоне. Надо сказать, что от всем известного Medium Tank M3 макет заметно отличался. База Medium Tank M2A1 практически не изменилась, сохранилась и концепция пулемётного вооружения с турелями по периметру боевого отделения. В правом переднем углу боевого отделения появилась казематная установка 75-мм пушки T7. Сектора обстрела у неё, разумеется, оказались ограничены, но по сравнению с установкой Medium Tank T5E2 наметился явный прогресс.
Гораздо интереснее то, что количество пулемётов в корпусе не уменьшилось. Спаренную установку Browning M1919 поставили в маленькую башенку в левой передней части боевого отделения. Сохранялась и орудийная башня, при этом на её крыше появилась маленькая башенка с зенитным пулемётом. Толщина лобового листа корпуса выросла до 50 мм, а бортов — до 38 мм.
Реакция американских военных на представленный макет оказалась неоднозначной. Тот факт, что в средний танк удалось поставить пушку калибра 75 мм, их явно обрадовал, но ограниченный сектор обстрела огорчил. С самого начала у них было желание поставить 75-мм пушку в башню с круговым обстрелом, но такой башни попросту не существовало. 31 августа Комитет по вооружениям запустил проектные работы по танку с вращающейся башней и пушкой калибра 75 мм. Тем не менее, по мнению Комитета по вооружениям, новый танк в любом случае был лучше M2A1, так что в качестве временной меры вполне годился. Предлагалось выпустить серию из 360 таких танков, за время производства которой удалось бы довести до ума средний танк с вращающейся башней и 75-мм пушкой и поставить на конвейер уже его.
По итогам осмотра макета Medium Tank M3 составили большой список переделок. От пулемётных спонсонов и башенки было решено отказаться, ограничившись спаренной установкой курсовых пулемётов. На место башенки в левой передней части боевого отделения перемещался радист. Также массу изменений вносили в устройство боевого отделения. Так появился второй вариант полноразмерного макета Medium Tank M3. В нём отражались все предложенные изменения по вооружению и боевому отделению, но сам макет всё ещё базировался на шасси M2A1. Позже появилась финальная версия макета, которая получила новую трансмиссию. Вместо 5-скоростной механической коробки передач была установлена 5-скоростная синхронизированная КПП. Не менее важным моментом стало то, что элементы трансмиссии были скомпонованы в единый блок, крепившийся к лобовой части корпуса на болтах. Сам блок состоял из трёх частей, которые также соединялись между собой болтами. Такая конструкция, разработанная Гарри Ноксом, заметно облегчала обслуживание.
Крайне необычной оказалась конструкция башни. Формально она была трёхместной, но при этом экипаж находился в «стакане» под ней. Обитаемой башня становилась лишь в том случае, если командир вёл огонь из пулемёта в командирской башенке или сидел в этой башенке по-походному. Многие детали (башня и командирская башенка, орудийная установка, пистолетные порты, корпус трансмиссионного блока) были выполнены литыми.
28 августа 1940 года с Chrysler Corporation было подписано соглашение о выпуске 1000 Medium Tank M3. Одновременно с этим отменили заказ на выпуск 1000 Medium Tank M2A1. Строить танки предполагалось на Детройтском арсенале, который компания Chrysler начала возводить 9 сентября 1940 года.
Американскими мощностями по производству средних танков сильно заинтересовались англичане. Первоначально речь шла о выпуске английских пехотных танков Matilda, но быстро стало ясно, что на такое американцы не пойдут. Тогда возникла идея взять за основу конструкцию Medium Tank M3 и создать танк по английской спецификации. Так родился танк General Grant, или Grant I. Английским модификациям Medium Tank M3 и применению их в армиях Содружества будет посвящён отдельный материал. Здесь лишь стоит сказать, что башни для американской и английской версии танка разрабатывались параллельно.
Конструкторская документация на танк была в основном закончена к концу декабря 1940 года. Параллельно велись работы над вооружением и башней. Постройку опытного образца вёл арсенал Rock Island. Окончательные правки в документацию внесли в феврале 1941 года, а 13 марта первый опытный образец Medium Tank M3 совершил первый пробег. 21 марта машина прибыла на Абердинский полигон, где на неё установили башню с вооружением.
В целом опытный образец с регистрационным номером U.S.A. W-304191 соответствовал финальному макету, за тем исключением, что у командирской башенки отсутствовал смотровой прибор с левой стороны. Боевая масса машины составила 27,9 тонн, то есть в полтора раза больше Medium Tank M2A1. Над внешностью американского среднего танка нередко потешаются, но надо смотреть правде в лицо: на момент создания Medium Tank M3 был одним из лучших средних танков. Он получил противоснарядную броню, надёжно защищавшую от огня немецкого противотанкового орудия 3.7 cm Pak, обладая при этом вполне неплохой подвижностью и мощным вооружением. А самое главное, появился он очень вовремя.
Двигательный и корпусной ералаш
Пока завершалось проектирование Medium Tank M3 и строился опытный образец, Департамент вооружений корректировал объём поставок. Ни о каких 360 и даже о 1000 танков не шло уже и речи. К концу 1940 года аппетиты военных здорово выросли: предполагалось, что ежедневно заводы будут покидать 14,5 танков, из которых 6,5 предназначались англичанам. По мере приближения начала производства запросы возрастали: в апреле 1941 года речь шла о тысяче средних танков в месяц, а в июле уже о двух тысячах. Окончательная цифра выглядела ещё более внушительно: в 1942 году ожидалось получить 25 000 танков, а в 1943 году — 45 тысяч. А ведь когда-то Тухачевского, предлагавшего построить 50 000 танков, посчитали безумцем.
По вполне очевидным причинам планы и реальное положение дел несколько отличались. Первый серийный Medium Tank M3 закончили на Детройтском арсенале 24 апреля 1941 года, после чего его торжественно сдали заказчику. Машина уверенно преодолела полосу препятствий и на глазах изумлённой публики сломала толстое бревно.
Вопрос в том, что для организации массового производства требовалось время, да и сам арсенал в одиночку даже 1000 танков в месяц построить не мог. Официально производство Medium Tank M3 началось в июне 1941 года, но лишь к концу лета удалось выйти на приемлемые объёмы производства. Для этого пришлось подключать ещё один завод — American Locomotive Company (ALCo). Для удовлетворения нужд английских заказчиков к выпуску были привлечены ещё два предприятия железнодорожной отрасли — Pressed Steel Car Company и Pullman-Standard Car Manufacturing Company.
Доработки танка начались практически сразу после запуска его серийного производства. Прежде всего это касалось вооружения. Ещё весной 1941 года начались работы по установке на орудия стабилизатора в вертикальной плоскости. Касалось это не только 37-мм пушки M6 в башне, но и 75-мм орудия T7, принятого на вооружение под индексом M2. Работы по стабилизатору несколько затянулись: несмотря на то что решение о его установке приняли ещё в июне 1941 года, реально их стали ставить с ноября. Снаружи отличить танки со стабилизаторами вооружения можно было по противовесам. На орудии M6 противовес в виде длинного штыря находился под стволом, а у M2 — крепился возле дульного среза.
К моменту появления стабилизатора шли работы по созданию более совершенного орудия. Для перспективного среднего танка T6 (будущий Medium Tank M4) создали 75-мм орудие T8, которое отличалось увеличенной до 40 калибров длиной ствола. Внедрение более мощного орудия примерно совпало с некоторыми изменениями внешнего облика. Выяснилось, что бортовые люки уязвимы для флангового огня. Первые орудия M3 ставились ещё в танки, имевшие боковые люки, но уже вскоре их начали заваривать. Чуть позже от них и вовсе избавились, оставив только пистолетные порты.
В дальнейшем танк получил усиленные тележки, поскольку его масса в результате всех этих усовершенствований потихоньку росла. Под конец производства экипаж машины был сокращён с 7 до 6 человек: от радиста решили отказаться, а его функции частично стал выполнять механик-водитель. В июне 1942 года один из курсовых пулемётов убрали, на его месте поставили заглушку. Также на лобовом листе стал крепиться инструментальный ящик, а у механика-водителя появился перископический прибор для движения в боевых условиях.
В июле производство M3 прекратилось, за все время четыре завода изготовили 4924 танка данного типа. В это число вошли и Grant I. Большую часть танков данного типа выпустил Детройтский арсенал.
Помимо того что Medium Tank M3 стал первым американским танком, который производился силами разных предприятий, он оказался первым,отличавшимся большим разнообразием внешнего вида. Прежде всего это касается корпусов. Как и другие американские танки того периода, M3 получил клёпаный корпус. Такой метод сборки был более простым для ряда предприятий, но имел и свои минусы. Помимо довольно высокой трудоёмкости сами клепки представляли опасность для экипажа. При попадании снаряда внутренняя сторона клёпки могла отколоться и превратиться в поражающий элемент.
В июне 1941 года Комитет по вооружениям запустил программу по изысканию иных способов сборки корпуса. Первым из них стало литьё. Верхнюю часть корпуса начали отливать единой деталью. Бортовые люки стали меньше, а верхний сместился назад. Нижнюю часть корпуса оставили клёпаной. Помимо упрощения производства литой корпус позволил более рационально использовать внутренние объёмы. Правда, боевая масса танка выросла до 28,6 тонн.
9 октября 1941 года M3 с литым корпусом стандартизировали как Medium Tank M3A1. В качестве изготовителя выбрали American Locomotive Company (ALCo). Производство началось в феврале 1942 года. Продолжалось оно недолго: всего до августа 1942 года ALCo построила 300 танков данного типа. В отличие от «обычных» M3, танки с литыми корпусами не поставлялись на экспорт. Все они оказались в американской армии.
Как и в случае с другими танками семейства M3, поначалу M3A1 выпускались с пушками M2, позже их заменили на длинноствольные M3. Кроме того, прошли аналогичные изменения конструкции, включающие ликвидацию бортовых люков и демонтаж одного из пулемётов. Также M3A1 примечателен тем, что на нём испытывался дизельный мотор Guiberson T-1400–2. Этот радиальный мотор воздушного охлаждения развивал мощность 350 л. с. В целом испытания разочаровали, что не помешало оснастить такими силовыми установками 28 танков модели M3A1.
Второй альтернативой клёпаной конструкции стала сварка. Выглядели сварные соединения более перспективно, чем литьё. Форма корпуса, по сравнению с M3, оставалась неизменной, при этом в бронелистах не требовалось сверлить отверстия, а прочность сварного соединения была выше клёпаной. Наконец, литой корпус обладал своими недостатками. При той же толщине брони литая броня имела меньшую стойкость, чем катаная. Неудивительно, что позже сварка стала основным способом сборки американских танков.
Разработку новой модификации Medium Tank M3 Комитет по вооружениям инициировал в августе 1941 года, исполнителем выступал арсенал Rock Island. Испытания показали, что идея оказалась правильной: прочность соединения стала выше, а общая масса танка снизилась до 27 400 кг. Ещё до начала испытаний танк стандартизировали как Medium Tank M3A2. В качестве изготовителя было выбрано новое предприятие — Baldwin Locomotive Works (BLW). Первый M3A2 прибыл на Абердинский полигон к 1 января 1942 года. Предприятие довольно медленно набирало обороты: к марту сдали всего 12 M3A2. На этом выпуск модификации прекратился, поскольку в конструкцию танка внесли одно серьёзное изменение.
Одной из важных особенностей конструкции пехотного танка Matilda, на которую обратили внимание американские военные, была установка спаренных дизельных двигателей. Похожие моторы существовали и у американских производителей. Прежде всего речь идёт о двухтактном дизеле воздушного охлаждения GM 6–71 объёмом 6,98 л. С 1940 года эти моторы ставились на автобусы, более известные как GM old-look.
Обратить внимание на эти двигатели пришлось по двум причинам. Во-первых, мучения с радиальными дизелями Guiberson однозначно говорили о том, что это направление особых перспектив развития не имеет. Во-вторых, Уильям Кнудсен, глава Производственного управления (Office of Production Management), прекрасно понимал, что одних только бензиновых моторов Continental R975 для обеспечения всех танков силовыми установками не хватит. В-третьих, GM 6–71 были надёжными и компактными двигателями, что позволяло без проблем сделать спаренную установку.
В августе 1941 года были санкционированы работы по созданию силовой установки на базе GM 6–71. Спаренный мотор получил обозначение General Motors 6046. Номинальная мощность мотора составила 375 л. с., а максимальная — 400. В качестве испытательного стенда был использован средний танк M3 с серийным номером 28. По итогам переделок боевая масса танка выросла до 29 тонн, но за счёт более мощного мотора максимальная скорость увеличилась до 48 км/ч. Неудивительно, что в октябре 1941 года по итогам испытаний Комитет по вооружениям одобрил данную силовую установку и стандартизировал танк как Medium Tank M3A5. Эти машины внешне можно отличить по переработанной кормовой плите с характерным «карманом», а также по появлению выхлопных труб.
В качестве изготовителя M3A5 также выбрали Baldwin Locomotive Works, причём его производство налаживалось параллельно с производством M3A2. Ещё один интересный факт заключается в том, что параллельно на вооружение приняли и другой танк — M3A3. Представлял он собой M3A5 со сварным корпусом. M3A5 в серию пошёл раньше — с января 1942 года. Всего выпустили 591 танк данной модификации, из них 185 отправились в Англию. Что же касается M3A3, то эти машины были запущены в серию с марта 1942 года, до декабря изготовили 322 таких танка. Они также оказались востребованы англичанами: к ним ушло 49 машин.
Появление последней серийной модификации Medium Tank M3 также было связано с силовой установкой. История её началась в июне 1941 года, когда состоялся визит Кнудсена на Chrysler. Поводом для этого визита стала сложная ситуация с обеспечением танков моторами. Заданные военными темпы однозначно говорили о том, что двигателей Continental R975 не хватит. Требовалась новая силовая установка, ориентированная прежде всего на танки для поставки по программе ленд-лиза. Chrysler получил задание на создание такого двигателя. Автопроизводитель не стал изобретать велосипед и разработал силовую установку на основе легкового 6-циллиндрового мотора. Так появился самый необычный танковый мотор военного периода Chrylser A57 Multibank. Он представлял собой пять легковых моторов, соединённых в «звезду».
15 ноября 1941 года на испытания вышел танк, оснащённый этим мотором. Столь странная конструкция, как выяснилось, оказалась более чем работоспособной. Расход топлива был выше, чем у Continental R975, но в данном случае главным показателем стала надёжность. А с ней у Chrylser A57 Multibank существенных проблем не оказалось. Неудивительно, что в декабре 1941 года M3 с таким мотором стандартизировали как Medium Tank M3A4. Первый серийный танк этого типа поступил на Абердинский полигон в феврале 1942 года. Внешне эти машины можно легко отличить по несколько удлинённому моторному отделению и выхлопным патрубкам в кормовом листе корпуса. Разумеется, двигатель потребовал некоторых доработок, тем не менее уже к лету 1942 года стало окончательно ясно, что альтернативному бензиновому мотору быть.
В качестве изготовителя Medium Tank M3A4 был определён Детройсткий арсенал. В июне началось производство, но долго на конвейере танк не задержался. К тому моменту Medium Tank T6 уже превратился в Medium Tank M4, летом 1942 года большинство предприятий переключилось на его производство. Неудивительно, что уже в августе 1942 года выпуск M3A4 прекратился. Всего было изготовлено 109 танков данного типа, которые имели все признаки M3 поздних серий: отсутствие бортовых люков, 75-мм пушку M3, стабилизаторы для обоих орудий. Всего было выпущено 6258 танков семейства M3, что для «временной меры» очень немало.
Средний танк первой волны
Первые поставки Medium Tank M3 в войска начались в конце лета 1941 года. Военные ждали эти танки с большим нетерпением: на тот момент считанные американские части имели на вооружении средние танки, да и те M2/M2A1, имевшие устаревшую конструкцию. Благодаря достаточно высокому темпу производства уже к концу 1941 года Medium Tank M3 стали часто мелькать на кадрах фото- и кинохроники. Разумеется, американские военные помнили о том, что им необходим танк с «нормальным» размещением 75-мм орудия (то есть во вращающейся башне). Тем не менее и эта машина была вполне современной, даже с учётом казематного размещения основного орудия.
Отдельно стоит остановиться на столь обсуждаемой конструкции боевого отделения, а точнее, на его впечатляющих размерах. Американские конструкторы отнюдь не собирались делать внутри танка теннисный корт, причины появления столь громоздкого боевого отделения скрыты в его компоновке. Во-первых, части расчёта (наводчику и заряжающему 75-мм орудия) предстояло работать стоя. Вполне очевидно, что высота боевого отделения должна была обеспечивать нормальную работу расчёта. Отсюда и получилась большая высота корпуса танка. Во-вторых, большие размеры боевого отделения отнюдь не означали, что внутри много свободного пространства. По-настоящему много места было только у заряжающего 75-мм орудия, в остальных же частях танка оказалось довольно тесно. Значительную часть объёма боевого отделения занимали полик и ограждение башни.
Как уже говорилось, под башней находилось трое человек: командир, наводчик и заряжающий. Впереди располагались места механика-водителя и радиста. Как и на Medium Tank M2/M2A1, вал от двигателя к коробке передач проходил между ног механика-водителя. Разумеется, вал был прикрыт кожухом, но ощущения от того, что под тобой проворачиваются три с половиной сотни лошадиных сил, весьма специфические. Острыми ощущениями конструкторы не обделили и радиста. Дело в том, что его сиденье формировалось из коробов для пулемётных лент. В некоторых смыслах радист ощущал себя йогом, ибо сидел на патронах. Находившаяся впереди спаренная установка курсовых пулемётов тоже явно не добавляла места. Таким образом, в некоторых местах танка было действительно свободно, но в целом его компоновка оказалась довольно плотной.
Первые полгода после вступления США во Вторую мировую войну средние танки оставались не у дел. Особенности театра боевых действий на Тихом океане оказались таковыми, что там использовались Light Tank M3, а средние танки выглядели скорее обузой. По этой причине уделом Medium Tank M3 оставалась роль учебного танка. В результате первыми американские средние танки в бою применили англичане. За использованием «своих» танков американцы пристально следили и показывали английским военным посильную помощь.
Роль учебной парты оказалась неоценимой. К моменту, когда промышленность стала выпускать Medium Tank M4, американские войска получили большое количество экипажей, имевших большой опыт использования средних танков. С учётом того, что с технической точки зрения M3 и M4 были очень близкими, опыт этот оказался востребованным.
К осени 1942 года подавляющее большинство американских частей первой линии уже перевооружили на Medium Tank M4A1. Тем не менее M3 всё же пришлось понюхать пороха. Так получилось, что 1-я бронетанковая дивизия, которая в своё время стала первой массово получившей средние танки, летом 1942 года всё ещё не имела новые Medium Tank M4A1. На вооружении её 13-го танкового полка находились M3 разных серий как с орудиями M3, так и с короткоствольными M2. Именно в таком составе 1-я бронетанковая дивизия высадилась в Оране 8 ноября 1942 года.
С французами американские танки схлестнуться не успели. Сражение между Renault D1 и Light Tank M3 оказалось недолгим. Настоящая война началась в конце ноября, когда 1-я бронетанковая дивизия начала боевые действия в Тунисе. Дивизия несла тяжёлые потери. Тем не менее в мае 1943 года, когда боевые действия в Северной Африке закончились, в её составе всё ещё находился 51 Medium Tank M3. Вплоть до конца боевых действий именно эти машины были основными средними танками соединения.
Безусловно, Medium Tank M4A1 был явно лучше, но при этом говорить, что M3 оказался плохим танком, не стоит. Уровень защиты у них с M4A1 был примерно одинаковым, да и разница по высоте оказалась не столь значительной. Кроме того, не следует забывать, что до американцев в Северной Африке на почти таких же танках сражались англичане, а те отнюдь не считали M3 плохой машиной. При первой возможности они, конечно, поменяли их на Sherman II и Sherman III, но лишь потому, что эти танки были ещё лучше. В целом же Medium Tank M3 оказался, конечно, машиной немного странной, но вполне эффективной.
Последним местом, где американские танкисты применили Medium Tank M3, стал атолл Макин в Тихом океане. Здесь отметился 193-й танковый батальон. В боях против японцев M3 чувствовали себя если и не королями, то как минимум весьма уверенно. Японским лёгким танкам, находившимся там, с M3 сделать практически ничего не удавалось. В принципе, американцы могли продолжать использовать M3 на этом ТВД и дальше, но при наличии более современных M4 в этом не было никакого смысла. В апреле 1944 года Medium Tank M3 в США перешёл в категорию устаревшей техники. Эти танки продолжали воевать, но уже в роли специальных машин. В армиях других государств они задержались гораздо дольше.
Источники и литература:
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994.
- Материалы NARA.
- Фотоархив автора.
Комментарии к данной статье отключены.