Созданный как лёгкое противотанковое средство для пехоты, гранатомет «базука» благодаря своей простоте и эффективности послужил источником вдохновения для многих самодеятельных и профессиональных конструкторов. Предложенные ими области применения этого оружия порой были далеки от первоначальной идеи Лесли Скиннера, который вряд ли предполагал, что его детищем будут вооружаться катера и даже самолеты.
«Роузи-ракетчик»
Во время Второй мировой войны каждая дивизия армии США располагала собственными авиационными подразделениями. Приданные дивизионной артиллерии, они предназначались, прежде всего, для корректировки артогня. На вооружении войсковой авиации состояли легкомоторные самолеты различных типов, наиболее распространенным среди которых являлся «Пайпер» L-4 «Грассхоппер» – милитаризованный вариант гражданского самолета J3 «Каб». Этот обтянутый полотном миниатюрный подкосный высокоплан оборудовался четырехцилиндровым мотором мощностью всего 65 л. с. (для сравнения – советский биплан У-2 имел двигатель почти вдвое большей мощности). «Грассхоппер» обладал отличными взлётно-посадочными качествами – он мог базироваться буквально на пятачке, но его грузоподъемности едва хватало, чтобы поднять в воздух двух членов экипажа и радиостанцию. Вооружение на L-4 изначально не предусматривалось, но, как известно, для пытливого военного ума нет преград. Ещё во время боев в Италии в 1943 году экипажи «Грассхопперов» порой брали на борт несколько ручных гранат, чтобы при случае сбросить их на головы противника. Во Франции же в 1944 году идея вооружения самолетов-корректировщиков перешла на более высокий уровень.
Вскоре после высадки союзников во Франции один из американских армейских пилотов – майор Чарльз Карпентер – загорелся идеей превратить свой «Грассхоппер» в летающий истребитель танков. Раздобыв полдюжины гранатометов М1, он установил их на подкрыльевых подкосах самолета L-4H – по три с каждой стороны фюзеляжа. Гранатометы имели электрический спуск с батарейным питанием, поэтому для того, чтобы сделать их дистанционными (из кабины пилота), потребовалось лишь несколько тумблеров и кусков проволоки. Для облегчения самолета Карпентер отказался от «ненужного балласта» – радиостанции и второго члена экипажа.
В ходе нескольких пробных вылетов майор убедился в работоспособности конструкции. Звёздный час для него настал 20 сентября 1944 года, когда немцы начали контрнаступление у Арракура. Главный удар наносила 111-я танковая бригада, укомплектованная «Пантерами», он пришелся на боевые порядки американской 4-й танковой дивизии. Обычная в таких условиях «палочка-выручалочка» – истребительно-бомбардировочная авиация – не смогла прийти на помощь из-за низкой облачности и тумана. Карпентер в своем первом вылете также не сумел обнаружить противника. Но когда туман рассеялся, бравый майор совершил ещё три боевых вылета, выпустив в общей сложности 16 гранат. Ему удалось подбить две «Пантеры» и вывести из строя несколько других бронированных целей – считается, что именно действия Карпентера позволили задержать продвижение противника. 21 сентября, когда погода улучшилась, немецкое наступление было окончательно сорвано систематическими атаками «Тандерболтов». Успехи Карпентера были замечены органами пропаганды, статьи о «Чарли-базуке» и его самолете, окрещенном «Роузи-ракетчик» («Rosie the Rocketeer») появились в ведущих американских газетах.
В начале 1945 года Карпентер ушел в отставку по болезни и вернулся к преподаванию истории, имея на своем счету шесть подтвержденных уничтоженных танков и бронемашин. Стоит отметить, что этот человек был отнюдь не единственным и даже не первым пилотом «Грассхоппера», вооружившим свой самолет «базуками», но именно он стал наиболее известным среди них.
Дальнейшего развития опыты Карпентера и его коллег не получили, поскольку установка вооружения на легкие самолеты шла вразрез с главной функцией войсковой авиации – корректировкой артогня. «Второе пришествие» РПГ в авиацию было связано с появлением вертолетов и поиском подходящих средств для их вооружения. Довольно компактная и эффективная «супербазука» представлялась неплохим вариантом. Уже в 1950 году армия США испытывала установку гранатометов М20 на лёгком вертолете H-13D, а годом позже Корпус морской пехоты проводил опыты с аналогичными вооружением вертолета HTL-4 в эскадрилье НМХ-1 (оба вертолета – H-13D и HTL-4 – были вариациями модели «Белл» 47D). Однако в дальнейшем для вооружения вертолетов выбрали более подходящее оружие – неуправляемые ракеты, а затем и ПТУР.
Флотские «базуки»
Вскоре после появления «базуки» она привлекла к себе внимание военных моряков. Для сражений в открытом море «базука» не годилась, но могла оказаться полезной при проведении прибережных операций – например, борьбы с «москитным флотом» противника или высадки десантов. Когда в начале 1944 года разрабатывался проект переоборудования морских охотников РС в канонерские лодки PGM, в состав их вооружения, помимо солидного набора пушек и пулеметов (76-мм орудие, один 40-мм и шесть 20-мм автоматов, а также пара крупнокалиберных пулеметов) включили и модифицированную «базуку», получившую обозначение Мk 13. Она представляла собой несколько доработанную палубную установку-треногу Мk 19, изначально предназначавшуюся для 7,62-мм пулемета, на которой смонтировали шесть стволов гранатомета М1 (по три справа и слева). Наведение было ручным, в незаряженном состоянии установка весила около 80 кг.
Установка Мk 13 прошла испытания на канонерке PGM 9 – головном корабле серии, вступившем в строй 1 июля 1944 года. Результаты оказались разочаровывающими: для борьбы с вражескими катерами лучше годились автоматические пушки, а для огневой поддержки десанта желательно было иметь ракеты с более мощными боеголовками. В итоге все последующие канонерки этого типа вступали в строй без «базук». Экспериментировали американцы и с установкой гранатометов на торпедные катера. В частности, установку Мk 13 получил катер РТ 354 типа «80-футовый ELCO», входивший в состав 25-й эскадры торпедных катеров. Это соединение, действовавшее у берегов Новой Гвинеи, боролось с малыми японскими катерами и баржами – поражать их торпедами было сложно из-за малой осадки. Оказалось, что кумулятивные гранаты «базук» причиняют сравнительно небольшие повреждения деревянным корпусам вражеских плавсредств, и катерники сделали выбор в пользу 114-мм и 127-мм неуправляемых ракет с более мощными фугасными боеголовками.
Как и в случае с авиацией, на флоте новый всплеск интереса к реактивным гранатометам пришелся на начало 50-х годов – это было вызвано войной в Индокитае и развитием речных сил, предназначенных для действий в этом регионе. Первыми этим занялись французы – они опробовали различные комбинации вооружений, устанавливая их на катера, получаемые из США. Одним из образцов, появившихся в 1951 году, стала счетверенная установка «супербазук» М20.
«Эстафету» у французов приняли американцы. С 1967 года они массово строили для своих речных эскадр бронекатера ASPB. Эти небольшие катера (длина – 15 м, водоизмещение – 26,5 т) несли довольно мощное вооружение, основу которого составляли две унифицированные башни Мk 48. Такая башня, обслуживаемая одним стрелком, существовала в разных модификациях, отличавшихся составом вооружения. Как правило, катер ASPB нес в носовой части башню Мk 48 мод. 2 со спаренными 12,7-мм пулеметами, а на надстройке – Мk 48 мод. 0 с 20-мм «Эрликоном». Мощности этого оружия вполне хватало для уничтожения живой силы противника и его плавсредств (джонок), но для разрушения укреплений желательно было иметь что-то посерьезнее. Так появилась башня Мk 48 мод. 4 – доработанная Мk 48 мод. 2, по бокам которой установили два четырехствольных пакета гранатометов М20А1 (пулеметное вооружение сохранялось). Пакеты стволов кинематически были связаны с пулеметной установкой – благодаря этому осуществлялось вертикальное наведение. В 1969 году такие установки начали появляться на катерах ASPB, однако большого распространения не получили.
Гранатометы в роли мин
В 60-е годы гранатомет М20 и его модификации постепенно снимались с вооружения. В то же время на складах оставались сотни тысяч вполне кондиционных боеприпасов – для их утилизации арсенал «Пикатинни» выдвинул предложение использовать гранату М28А2 в качестве боевой части для противотанковой (противобортовой) мины. Идея казалась простой до примитивности: гранатомет устанавливается на треноге (или крепится к подходящему элементу местности – например, дереву), прицеливаясь поперек пути движения вражеской техники. Спуск осуществляется при помощи какого-либо датчика, в самом простом случае им может стать веревка, натянутая поперек дороги. В более «продвинутых» вариантах применяются сейсмические, акустические магнитные и другие датчики (в том числе, комбинированные).
Казалось бы, несложная операция конверсии гранатомета потребовала немало времени – разработка мины, получившей обозначение М24, заняла семь лет (на вооружение её приняли в ноябре 1968 года). Конструкторы отказались от идеи использовать стволы гранатометов М20, поскольку их длина была избыточной. К тому же, количество РПГ было значительно меньше, чем гранат, предполагавшихся для конверсии. Вместо этого разработали новое пусковое устройство М143 – пластиковый ствол длиной 59,7 см. Эффективная дальность стрельбы составляла около 30 м, чего для мины было вполне достаточно. Датчик нажимного действия представлял собой кабель длиной 21,95 м, внутри которого шли два провода (при наезде транспортного средства на кабель они замыкались). Если по дороге двигался колёсный транспорт, кабель укладывали перпендикулярно направлению движения, если же гусеничный – то под углом примерно 15° (чтобы избежать возможности попадания кабеля между траками). Комплектная мина весила 8,2 кг.
В общей сложности изготовили примерно 50 000 экземпляров мины М24. Ее развитием стала мина М66 с более «продвинутым» комбинированным взрывателем – его сейсмочувствительное «ухо» улавливало вибрацию и сигнализировало о приближении цели, активируя инфракрасное устройство, которое выпускало луч поперек дороги. При пересечении целью луча происходил выстрел гранаты. В комплект М66, помимо собственно мины, входили две треноги с инфракрасным передатчиком и приемником, устанавливавшиеся по бокам дороги.
Мины М24 ввели в состав штатного вооружения пехотных и инженерных рот армии США (по 15 единиц на роту), во время Вьетнамской войны они ограниченно применялись на «Тропе Хо Ши Мина» на территории Лаоса и Камбоджи. К середине 80-х годов М24 сняли с вооружения, заменив их более совершенными образцами – так закончилась служба наследников «базуки» в американской армии.
Источники и литература:
- Field Manual FM 21–75 Combat Skills of the Soldier. – Department of the Army, 1984
- Friedman N. U.S. Small Combatants. An illustrated design history. – Naval Institute Press, 1987
- Mutza W. H-13 Sioux. Mini in action. – Squadron/Signal Publ., 1995
- Rottman G. L. The Bazooka. – Osprey Publ., 2012
- Rottman G. L. Vietnam Riverine Craft 1962–75. – Osprey Publ., 2006
Комментарии к данной статье отключены.