В годы Второй мировой войны на свет часто появлялись образцы бронетехники весьма странной конструкции. Некоторые из них так и оставались лишь эскизными проектами, но иные оказывались даже в серийном производстве. Не стали исключением и немецкие танкостроители, порой создававшие машины, даже концепция которых вызывает некоторое недоумение. Одной из таких машин оказался лёгкий танк VK 16.01, более известный как Pz.Kpfw.II Ausf.J. Конечно, он не был столь нелепым, как его собрат Pz.Kpfw.I Ausf.F. Однако концепция и этого лёгкого танка тяжёлого бронирования вызывает целый ряд вопросов.
С автоматической пушкой против фортификационных сооружений
В 1938 году ситуация в Европе начала резко накаляться. В марте произошёл аншлюс Австрии, затем Германия начала предъявлять территориальные претензии к Чехословакии. В воздухе запахло большой войной. Гонка вооружений, и без того активизировавшаяся с середины 1930-х годов, ещё более ускорилась. Несмотря на ряд проблем, танковая индустрия Германии оказалась более готовой к войне, чем аналогичные сектора промышленности её вероятных противников. Основой немецких танковых сил на тот момент были лёгкие танки, но постепенно налаживалось и производство средних танков. Параллельно шли работы по перспективным танкам, инициированные в 1937 году. Общее руководство над ними осуществлял Генрих Книпкамп, что в значительной степени повлияло на конструктивные особенности создаваемых в это время машин. Особенно это касается их ходовой части.
Одной из существенных проблем, с которыми могла столкнуться немецкая армия в ходе грядущей войны, были заблаговременно подготовленные и глубоко эшелонированные линии обороны. Таковыми на границах с Германией располагали Франция, Бельгия и Чехословакия. В связи с этим первоочередной задачей стал перевод некоторых типов немецкой артиллерии в разряд оружия двойного назначения. Прежде всего это касалось 88-мм зенитной пушки Flak 18, которая получила бронебойные снаряды. Была запущена разработка самоходной установки Pz.Sfl.IVa, получившей в качестве вооружения 105-мм орудие.
Наконец, с подачи генерал-полковника Вальтера фон Браухича, который с февраля 1938 года занял должность главнокомандующего сухопутными войсками вермахта, была запущена программа разработки штурмовых танков. Случилось это 24 ноября 1938 года. Алгоритм, по которому создавались эти машины, оказался весьма незатейлив. За основу брались спецификации на La.S. (Pz.Kpfw.I). La.S.100 (Pz.Kpfw.II) и B.W. (Pz.Kpfw.IV). В габаритах этих машин разрабатывались танки, отличавшиеся мощной защитой. Толщина их лобового бронелиста достигала 80 мм, что защищало от огня 50-мм противотанковой пушки Pak 38.
Хоть какой-то степенью вменяемости обладал только проект «штурмового B.W.», который получил обозначение S.W. Машина, позже получившая обозначение VK 65.01, хотя бы могла эффективно бороться против лёгких укреплений и выступать в роли средства поддержки частей, штурмующих вражескую линию обороны. Что же касается более лёгких проектов, то они не вызывают ничего, кроме недоумения. Тем не менее именно эти лёгкие танки тяжёлого бронирования не только дошли до стадии опытных образцов, но даже попали в серийное производство. Проект лёгкого двухместного танка, который по функциям был в целом аналогичен Pz.Kpfw.I, разработала фирма Krauss-Maffei. Машина, получившая индекс VK 18.01, во многом базировалась на концепции лёгкого танка VK 6.01, который также разрабатывался этой фирмой. Работу над второй машиной, которая опиралась на концепцию Pz.Kpfw.II, передали MAN. В обоих случаях башню проектировала Daimler-Benz.
Инженеры MAN при создании новой машины также выбрали эволюционный метод. С июня 1938 года там проектировался лёгкий танк, чуть позже получивший обозначение VK 9.01. Как и в случае с VK 6.01, разрабатывался он в тесном сотрудничестве с Книпкампом. VK 9.01 и VK 6.01 оказались очень похожими друг на друга. Это неудивительно, поскольку Книпкамп стремился максимально унифицировать машины. Очень похожая картина вырисовывалась и с новым проектом, получившим обозначение VK 16.01. Шасси танка представляло собой развитие конструкции VK 18.01 — это касалось как корпуса, так и ходовой части. В результате в 6-м отделе Департамента вооружений решили оба проекта лёгких танков тяжёлого бронирования объединить. Случилось это 15 ноября 1939 года, когда были продемонстрированы проекты обеих фирм. Между ними были распределены работы по разным компонентам. Krauss-Maffei предписывалось разрабатывать общую конструкцию ходовой части. На MAN возлагалась разработка и изготовление ведущих колёс, бортовых передач и главной передачи.
Общим для двух танков стали 150-сильный двигатель Maybach HL 45 и 6-скоростная коробка передач ZF SSG 47. Корпус VK 16.01 оказался похож на корпус VK 18.01, но при этом был шире, поскольку в отделении управления требовалось разместить не только механика-водителя, но и радиста. Что же касается башни, то Daimler-Benz не стала искать сложных путей. Её конструкция оказалась очень похожей на башню, разработанную для VK 16.01. Основным отличием помимо заметно выросшей толщины листов стала ликвидация скосов по бортам.
Ошибка, доведённая до серии
Согласно планам, принятым на совещании 15 ноября 1939 года, предполагалось изготовить 4 опытных шасси, а также 30 танков нулевой серии. Производство брони возлагалось на концерн Krupp, изготовление элементов шасси между собой распределили Krauss-Maffei и MAN. 4 января 1940 года был уточнён план по производству корпусов и башен машин нулевой серии. Согласно ему, первые 5 корпусов изготовлялись в сентябре, 10 в октябре и 15 в ноябре. Первые 5 башен выпускалось в октябре, 10 в ноябре и 15 в декабре. Стоит отметить, что работы по корпусному производству VK 16.01 шли довольно оперативно. К 6 февраля на MAN были сварены из присланных компонентов три корпуса опытных шасси. Что же касается полностью собранных машин, то первое шасси было готово на MAN к июню 1940 года. Небольшая задержка произошла с башнями ввиду обсуждения их конструкции, но уже к середине марта чертежи были готовы. Башни опытных машин отличались характерными «щеками», прикрывавших бронировку маски с боков.
Пока продолжались работы по изготовлению опытных шасси, аппетиты немецких военных росли. По планам, датированным 25 апреля 1940 года, первые собранные VK 16.01 нулевой серии предполагалось получить в декабре 1940 года, а последние — в марте 1941-го. Далее следовала партия из 100 танков первой серии. Всего же предполагалось заказать 700 танков данной версии. На том же совещании 25 апреля танк был обозначен как Pz.Kpfw.II n.A. verst, то есть «усиленный Pz.Kpfw.II n.A». Кроме того, в июне 1940 года появилась идея установить в VK 16.01 8-скоростную полуавтоматическую коробку передач Maybach SRG 15319 и механизм поворота LRG 15319. Точно такой же модернизации, к слову, планировалось подвергнуть и VK 18.01. Модернизированный подобным образом танк должен был получить обозначение VK 16.02. Проект этот фигурировал в качестве задачи как минимум до весны 1941 года, но так и не был реализован. Что же касается индекса VK 16.02, то он перекочевал на совсем другой танк.
Дальше теоретических проработок не продвинулся и другой проект. Предполагалось, что к 1 апреля 1942 года будет выпущено 150 огнемётных танков Pz.Kpfw. (Fla.W.) VK 16.01 (fl.). Общий же объём заказа таких машин составлял 192 штуки. В целом это была наиболее здравая идея использования шасси VK 16.01, но от неё отказались.
На практике ситуация с серийным производством танков сильно отличалась от планов. После изготовления опытных машин (собрали три из четырех заказанных) активность по теме VK 16.01 снизилась. Для немецких военных было бы лучше, если работы по этой непонятной машине и вовсе отменили, как это случилось в октябре 1940 года с VK 65.01. Даже теоретически к тому моменту штурмовать этим танкам было уже нечего.
Отчасти продолжение работ по VK 18.01 и VK 16.01 стало результатом победы бюрократии. По опыту французской кампании немцы сделали вывод о том, что проектировать танки с боевой массой свыше 30 тонн нежелательно. Поскольку у VK 18.01 и VK 16.01 до установленного лимита боевой массы в 30 тонн было далеко, оба танка через это прокрустово ложе прошли. Правда, наверху всё же кто-то понял, что эти машины явно не являются оружием первой необходимости. В результате Танковая программа 41, сформированная 30 мая 1941 года, наделила проект VK 16.01 низшим приоритетом. Танки первой серии планировалось выпустить не ранее 1 апреля 1943 года, а последний из заказанных 230 штук планировалось сдать 1 апреля 1945 года.
Эти планы напрямую не влияли на сроки изготовления нулевой серии. Другое дело, что MAN оказался буквально перегружен целым рядом работ. Также на производство сильно влияли проблемы с поставками от смежников. По состоянию на 18 августа 1941 года ни одной машины нулевой серии не было сдано, и это при том, что согласно планам первые три танка требовалось сдать ещё в июле. Быстрее всех с задачей справился Krupp, поставивший 30 комплектов листов в период с мая по ноябрь 1941 года. Остальные смежники оказались не столь быстрыми. За 1941 год удалось выпустить всего восемь танков, получивших обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.J. Оставшиеся машины нулевой серии выпускали крошечными партиями с апреля по декабрь 1942 года. Машины получили серийные номера 150201–150230. От опытных танков они отличались изменённой конструкцией башни, траками с уменьшенным до 130 мм шагом, а также переделанным венцом ведущего колеса. Что же касается танков первой серии, то от их изготовления отказались 1 июля 1942 года.
От синявинских болот до белорусских лесов
Получившаяся машина, несмотря на принципиальное отсутствие смысла в её постройке, была не настолько плоха, как VK 18.01, принятый на вооружение как Pz.Kpfw.I Ausf.F. Как боевая единица, Pz.Kpfw.II Ausf.J не выглядел таким же недоразумением. По крайней мере, автоматическая 20-мм пушка была куда более эффективным оружием, чем два пулемёта на Pz.Kpfw.I Ausf.F. Кроме того, наличие в составе экипажа радиста отчасти облегчало работу командиру.
Более удачным танк получился и в плане подвижности. Удержать его в рамках 16 тонн, разумеется, не удалось, но и 17,4 тонны — это всё же не 21, как у Pz.Kpfw.I Ausf.F. Средняя скорость Pz.Kpfw.II Ausf.J по шоссе на испытаниях достигла 23,4 км/ч, что лишь ненамного уступало средней скорости Pz.Kpfw.II Ausf.F. Средняя скорость на бездорожье составила 12,6 км/ч — маловато, но для такой специфичной машины достаточно. Кроме того, танк вполне успешно прошёл испытания по преодолению заснеженной местности. По первоначальным планам, впрочем, этому танку предстояло штурмовать в боевых условиях отнюдь не снежные заносы.
Боевым дебютом Pz.Kpfw.II Ausf.J должно было стать участие в операции «Геркулес», высадке итало-немецкой группировки на Мальте. Пять танков было отправлено в Южную Италию, где их включили в состав 1-й танковой роты 66-го танкового батальона особого назначения. Туда же попали и 5 Pz.Kpfw.I Ausf.F. Танки получили тропический камуфляж, но на Мальте им оказаться не довелось. Вместо этого в конце июля они отправились под Ленинград, на станцию Мга.
По состоянию на 13 августа 1942 года 1-я рота 66-го танкового батальона особого назначения имела в своём составе 7 Pz.Kpfw.I Ausf.F, 7 Pz.Kpfw.II Ausf.J, а также 14 Pz.Kpfw.IV. На новом месте батальон придали 29-му танковому полку 12-й танковой дивизии. Вскоре началась Синявинская операция, в которой и состоялся боевой дебют Pz.Kpfw.II Ausf.J. Район, мягко говоря, не особо способствовал успехам танков, предназначенного для штурма вражеских линий оборон. Вместо этого им предстояло штурмовать болотистую местность. В ходе атаки 10 сентября два танка застряли в болоте, откуда их удалось вытащить только в середине октября. Обер-лейтенанту Бетке, который командовал 1-й ротой, повезло ещё меньше: в том бою он был смертельно ранен.
Неприятности продолжались. За вторую половину сентября было потеряно ещё два танка: один из них застрял в болоте, второй оказался подбит. К началу ноября все подбитые и застрявшие машины удалось эвакуировать, но две из них оказались настолько повреждёнными, что их отправили в Германию. Оставшиеся танки не отличались высокой надёжностью. Из пяти машин полностью исправной была лишь одна, да и та к концу декабря сломалась.
27 декабря на пополнение прибыло ещё 10 Pz.Kpfw.II Ausf.J. Таким образом, в 12-й танковой дивизии оказалась половина всех выпущенных танков данного типа. Довольно быстро два танка списали, оставшиеся машины не отличались высокой надёжностью. Боеспособными в разное время были 5–7 танков. С апреля начали списывать и отправлять в Германию танки, которые уже было невозможно поддерживать в работоспособном состоянии. По итогам к 8 мая, когда 1-ю роту переименовали в 8-ю роту 29-го танкового полка, в ней осталось 6 Pz.Kpfw.II Ausf.J. Машины распределили по другим ротам полка, но и там их эксплуатация не особо задалась. В июле танки отправили в 559-й ремонтный батальон. Так закончилась служба Pz.Kpfw.II Ausf.J в 12-й танковой дивизии.
К началу 1943 года стало ясно, что как боевая единица первой линии Pz.Kpfw.II Ausf.J явно не удался. Наиболее разумным решением стало направление этих машин во вспомогательные части, то есть к карателям. Первой такой частью стала 13-я полицейская танковая рота особого назначения, сформированная 6 января 1943 года во Франции. Её придали 14-му полицейскому полку СС, всего туда попало шесть танков данного типа. С июля 1943 года рота действовала в Югославии, осенью 1943 года в ней всё ещё находилось четыре танка данного типа.
Ещё шесть танков оказались в 221-й танковой роте, ставшей вторым подразделением, в котором одновременно находились и Pz.Kpfw.I Ausf.F, и Pz.Kpfw.II Ausf.J. Эти машины применялись в операциях против партизан в Белоруссии. По состоянию на 11 марта 1944 года пять Pz.Kpfw.II Ausf.J всё ещё оставались в составе роты, из них три были в боеспособном состоянии. Эти машины дожили до лета 1944 года. Как минимум одна из них оказалась подбита в ходе освобождения Слуцка, но советские трофейщики на неё внимания, увы, не обратили. Последней частью, в которой эти танки использовались по прямому назначению, оказалась 350-я охранная танковая рота. В её составе имелось четыре таких танка, они всё ещё числились в подразделении по состоянию на ноябрь 1944 года. Ещё один танк, из числа ремонтных, оказался во Франции. Там из него сделали инженерную машину, водрузив вместо башни кран. Этот танк использовался в 116-й танковой дивизии и стал трофеем союзных войск.
Танк Pz.Kpfw.II Ausf.J стал наглядным примером того, к чему приводит не самое разумное техническое задание. Нельзя сказать, что фирма MAN построила плохой танк. Вопрос в том, что военным следует несколько раз подумать, прежде чем что-то заказывать. В случае с танками семейства Pz.Kpfw.II число предъявляемых к ним не самых внятных тактико-технических требований просто зашкаливало.
Источники и литература:
- Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–8–0.
- Panzer Tracts No. 2–2 — Panzerkampwagen II Ausf.G, H, J, L, and M development and production from 1938 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007, ISBN 0–9771643–8–1.
- Материалы NARA.
- Материалы РГАКФД.
- Фотоархив автора.
Комментарии к данной статье отключены.