Авианосец – это мобильная водоплавающая авиабаза. Его основной задачей является доставка авиагруппы в нужный район и обеспечение ей необходимых условий для боевой работы. Для этого авианосец имеет как основное «оборудование» (полетную палубу, катапульты, аэрофинишёры, ангары, самолётоподъемники), так и массу менее масштабных средств, систем, механизмов. Инфраструктура для обеспечения содержания авиагруппы разнообразна и обширна.

Перед полетами вся вспомогательная техника приводится в готовность. Некоторая помогает подготовить палубу и самолеты к полетам, спецтехника аварийных служб необходима в нештатных ситуациях.

Так как приходится перемещать, переносить, поднимать всевозможные грузы, от самолётов до огнетушителей и стояночных колодок, начиная с 30-х годов прошлого века на авианосцах появляются тягачи, автокраны, пожарные машины, погрузчики, уборочные машины, мобильные агрегаты для запуска двигателей самолетов. Во многих случаях на палубу переносили сухопутную аэродромную технику или даже технику общего назначения: тракторы, джипы, электростартеры. Но палубные работы требуют специфического подхода: машины должны быть малогабаритными, маневренными, унифицированными, что и наблюдается в последние годы.

Заправка самолетов топливом и подвеска вооружения производится на полетной палубе. Заправка обычно осуществляется централизованно: из топливных цистерн топливо насосом подаётся в разводящий стальной бензопровод, уложенный вдоль боковых мостиков у парковочных площадок. Применялась заправка и от обычных бензовозов, особенно в период, когда на авианосцах стала появляться реактивная техника с другим типом топлива.

Запуск двигателя предварялся холодной прокруткой. На аэродромах в 30-е годы использовался автостартер, но на авианосцах подобных «излишеств» не было. Применялся электростартер, а также пневматический или пиротехнический запуск: на двигателе имелась газовая камера с затвором, куда вставлялся специальный патрон наподобие холостого охотничьего. Реактивная авиация использует почти все наработанные технологии запуска двигателей.

Кроме механизмов на полетной палубе и в ангаре применяется масса ручных приспособлений, но это уже другая история.

​Колёсные тракторы в качестве тягачей применялись ещё в 60-е годы, только затем уйдя с палуб. В данном случае буксируют французский противолодочный самолёт Бреге «Ализе». - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Колёсные тракторы в качестве тягачей применялись ещё в 60-е годы, только затем уйдя с палуб. В данном случае буксируют французский противолодочный самолёт Бреге «Ализе».
​В войну популярный «Виллис» добрался и до палубы авианосцев – здесь он буксирует торпедоносец Грумман «Эвенджер». - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
В войну популярный «Виллис» добрался и до палубы авианосцев – здесь он буксирует торпедоносец Грумман «Эвенджер».
​После Второй мировой войны флоты заказали специальную палубную технику, как этот британский тягач, извлекающий «Корсар» с ангарной палубы авианосца «Илластриес». - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
После Второй мировой войны флоты заказали специальную палубную технику, как этот британский тягач, извлекающий «Корсар» с ангарной палубы авианосца «Илластриес».
​Американский тягач MD-3. На его базе были созданы различные спецмашины – как эта, везущая «Корсар» уже другого поколения. - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Американский тягач MD-3. На его базе были созданы различные спецмашины – как эта, везущая «Корсар» уже другого поколения.
​Современный британский малогабаритный тягач, буксирующий «Харриер», не имеет водительского места. Колонка управления двигателем выведена на водило, с помощью которого поворачивается передняя колесная пара. - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Современный британский малогабаритный тягач, буксирующий «Харриер», не имеет водительского места. Колонка управления двигателем выведена на водило, с помощью которого поворачивается передняя колесная пара.
​На тягач можно установить и другое различное оборудование: так, для механической уборки полётной палубы ото льда и снега использовались навесные щётки – как на этом американском эскортном авианосце в ходе корейской войны. - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
На тягач можно установить и другое различное оборудование: так, для механической уборки полётной палубы ото льда и снега использовались навесные щётки – как на этом американском эскортном авианосце в ходе корейской войны.
​Американская палубная уборочная машина оснащена щётками, разбрызгивателем воды и пылесосом. - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Американская палубная уборочная машина оснащена щётками, разбрызгивателем воды и пылесосом.
​На единственном российском авианосце для уборки палубы применяется тепловая аэродромная машина, реактивной струёй сдувающая с палубы всё лишнее. - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
На единственном российском авианосце для уборки палубы применяется тепловая аэродромная машина, реактивной струёй сдувающая с палубы всё лишнее.
​Мобильные краны относятся к аварийной технике: обычно с их помощью убирают разбитые самолеты. На британских и американских авианосцах такие появились в 30-е годы прошлого века. - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Мобильные краны относятся к аварийной технике: обычно с их помощью убирают разбитые самолеты. На британских и американских авианосцах такие появились в 30-е годы прошлого века.
​Современный палубный кран. На фото на палубе атомного авианосца «Нимиц» идет сборка истребителя-бомбардировщика F/A-18. На стреле крана написаны золотые слова «без поддержки на земле нет поддержки с воздуха». - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Современный палубный кран. На фото на палубе атомного авианосца «Нимиц» идет сборка истребителя-бомбардировщика F/A-18. На стреле крана написаны золотые слова «без поддержки на земле нет поддержки с воздуха».
​При пожаре используют все средства: и центральную систему, и различные огнетушители. В данном случае это торпедоносец Блэкберн «Файрбрэнд» горит на палубе «Илластриеса». - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
При пожаре используют все средства: и центральную систему, и различные огнетушители. В данном случае это торпедоносец Блэкберн «Файрбрэнд» горит на палубе «Илластриеса».
​Гидранты корабельной пожарной системы расставлены вдоль полётной палубы американского авианосца «Йорктаун», конец 30-х годов прошлого века. - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Гидранты корабельной пожарной системы расставлены вдоль полётной палубы американского авианосца «Йорктаун», конец 30-х годов прошлого века.
​Современная высокопроизводительная пожарная машина на палубе американского авианосца. - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Современная высокопроизводительная пожарная машина на палубе американского авианосца.
​Перед полётами британские «Си Харрикейны» заправляются горючим на палубе, для чего на переходные мостики выводится арматура централизованной заправки, к которой подсоединяются топливные шланги с «пистолетами». - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Перед полётами британские «Си Харрикейны» заправляются горючим на палубе, для чего на переходные мостики выводится арматура централизованной заправки, к которой подсоединяются топливные шланги с «пистолетами».
​На палубах авианосцев, особенно в период освоения реактивной техники, можно было увидеть и аэродромные топливозаправщики. Испытания «сухопутного» P-80 «Шутинг Стар» на борту авианосца «Франклин Д. Рузвельт», 1946 год. - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
На палубах авианосцев, особенно в период освоения реактивной техники, можно было увидеть и аэродромные топливозаправщики. Испытания «сухопутного» P-80 «Шутинг Стар» на борту авианосца «Франклин Д. Рузвельт», 1946 год.
​На современных авианосцах топливные шланги наматываются на барабаны, которые могут быть закреплены стационарно у мест присоединения к магистрали или устанавливаться на тележке и подвозиться к нужному месту. На тележке установлен и подкачивающий насос. На заднем плане – американский «Харриер». - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
На современных авианосцах топливные шланги наматываются на барабаны, которые могут быть закреплены стационарно у мест присоединения к магистрали или устанавливаться на тележке и подвозиться к нужному месту. На тележке установлен и подкачивающий насос. На заднем плане – американский «Харриер».
​По команде запускаются двигатели «Си Харрикейнов». На британских кораблях для этих целей могли применяться аэродромные аккумуляторные «пускачи». - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
По команде запускаются двигатели «Си Харрикейнов». На британских кораблях для этих целей могли применяться аэродромные аккумуляторные «пускачи».
​Палубный автокар на базе «Виллиса», оснащённый системой электрозапуска. - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Палубный автокар на базе «Виллиса», оснащённый системой электрозапуска.
​В 50-е годы палуба британских авианосцев перед началом полетов окутывалась пороховым дымом – предпусковая раскрутка двигателей осуществлялась пиростартерами. В данном случае это британские «Си Хоуки» на палубе авианосца «Игл», начало 50-х. - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
В 50-е годы палуба британских авианосцев перед началом полетов окутывалась пороховым дымом – предпусковая раскрутка двигателей осуществлялась пиростартерами. В данном случае это британские «Си Хоуки» на палубе авианосца «Игл», начало 50-х.
​Запуск самолетного двигателя палубного штурмовика «Интрудер» от передвижной установки NC-1A на базе транспортера MD-3. На нем установили небольшой газотурбинный двигатель с компрессором, подающим воздух под давлением на компрессор самолётного турбореактивного двигателя. - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Запуск самолетного двигателя палубного штурмовика «Интрудер» от передвижной установки NC-1A на базе транспортера MD-3. На нем установили небольшой газотурбинный двигатель с компрессором, подающим воздух под давлением на компрессор самолётного турбореактивного двигателя.
​Для запуска могли использоваться подвесные вспомогательные силовые установки (APU – Auxiliary Power Unit). В обтекаемом контейнере находился турбореактивный двигатель, шланг и приставные колесики для перемещения по аэродрому (палубе). Такой контейнер обеспечивал проведение полетов с временного аэродрома. На фото запуск двигателя самолёта от подвешенного под ним APU. - Не только самолёты и вертолёты | Военно-исторический портал Warspot.ru
Для запуска могли использоваться подвесные вспомогательные силовые установки (APU – Auxiliary Power Unit). В обтекаемом контейнере находился турбореактивный двигатель, шланг и приставные колесики для перемещения по аэродрому (палубе). Такой контейнер обеспечивал проведение полетов с временного аэродрома. На фото запуск двигателя самолёта от подвешенного под ним APU.