В начале 30-х годов американская армия располагала самым большим парком тяжёлых танков в мире. Правда, это были морально устаревшие Mark VIII, известные также как Liberty. Их строили по английскому заказу и с использованием английских наработок для участия в Первой мировой войне, но на поля сражений эти машины опоздали. После окончания Первой мировой новые тяжелые танки в США не создавались. Работы в этом направлении возобнавились только после начала Второй мировой войны. В результате на свет появился Heavy Tank M6, первый серийный американский тяжелый танк собственной разработки.
С чистого листа
Отсутствие тяжёлого танка в системе вооружения американской армии объяснялось очень просто: такая машина тамошним военным была попросту не нужна. Это очень хорошо видно на примере того, как эволюционировали американские танки в межвоенный период. Обширной территорией страны была продиктована необходимость создания скоростных боевых машин, способных преодолевать большие расстояния в кратчайший срок. Тяжёлый танк для таких задач в принципе не предназначен. Основной его задачей являлся прорыве заблаговременно подготовленных и хорошо укреплённых линий обороны, каковых на североамериканском театре военных действий (ТВД) попросту не было. Неудивительно, что до конца 30-х годов дальше отдельных предложений, отклонявшихся военными ещё на стадии идеи, дело создания американских тяжёлых танков не продвинулось.
Ситуация начала меняться только после того, как разразилась Вторая мировая война. Командование американской армии прекрасно понимало, что США рано или поздно придётся вступать в войну. Европейский ТВД заметно отличался от американского, и в его реалиях тяжелый танк прорыва был очень нужен. Англичане и французы спешно проектировали новые типы тяжелых танков, а 27 сентября 1939 года этим же занялись и американцы. Впрочем, первые полгода коллектив Абердинского полигона занимался этой темой скорее в «фоновом» режиме.
Ситуация начала меняться только в мае 1940 года, когда боевые действия в Западной Европе перешли в горячую фазу. 20 мая 1940 года генерал Линч, командующий американской пехотой, инициировал начало работ по тяжелым танкам. Предполагалось запустить программу по созданию танка боевой массой в пределах 50–80 коротких тонн (45–73 метрические тонны). 22 мая Комитет по Вооружениям скорректировал задачу, посчитав, что 50-тонного танка будет вполне достаточно.
Изначальный проект выглядел крайне странно. Хотя от него ничего не осталось, кроме текста-описания, но и по нему видно, что американские военные не искали простых путей. Танк должен был иметь 4 башни. Две основные башни, каждая из которых имела сектор обстрела в 270 градусов, получали 75-мм орудия T7 (M2). Две дополнительные башни имели круговой сектор обстрела. Одна из них получала орудие M5 калибра 37 мм и спаренный пулемет Browning M1919, вторая — 20-мм автоматическую пушку и спаренный пулемет. Предполагалось оснащение всех башен моторами для поворота. Помимо упомянутого выше вооружения, танк оснащался и 4 пулеметами в шаровых установках.
Несмотря на большую боевую массу, танк должен был получится сравнительно компактным и иметь высокую подвижность. Длина танка составляла 7,5 метров, ширина 3,4 метра, а высота — 2,76 метров. Максимальная скорость машины оценивалась в 40 км/ч, то есть должна была находиться на уровне Medium Tank M2. Толщина лобовых листов брони оценивалась в 76 мм, а бортов в 64 мм.
Возглавил работы по разработке танка полковник Барнс, на тот момент занимавший пост главы технического отдела артиллерии. 4 июня он предложил альтернативный вариант размещения вооружения. Согласно ему, башня с 75-мм орудием у танка должна была быть одна, а две малые башни имели вооружение в виде 37-мм пушек M5 и спаренных с ними пулеметов. Также Барнс акцентировал внимание конструкторов на том, чтобы создаваемый ими тяжёлый танк вписывался по габаритам в возможности железных дорог. 17 июня Барнс поднимал вопрос о том, что вскоре, возможно, придется вернуться к вопросу разработки сверхтяжелого танка с боевой массой 80–90 коротких тонн, но в дальнейшем этот вопрос больше не поднимался. Помимо Барнса, скепсис в отношении многобашенной концепции выразил и генерал Линч. В письме от 20 июня 1940 года он справедливо указал, что каждая лишняя башня – это лишняя масса.
Между тем, Барнс решал более насущные вопросы. Задача по тяжёлому танку теперь имела высокий приоритет, так что от теории предстояло перейти к практике. 11 июля 1940 года начались переговоры с руководством General Electric. Промышленный гигант предложил взять на себя разработку и производство, благо у него имелось дочернее предприятие в Эри, штат Пенсильвания, которое занималось производством локомотивов и вагонов. От этой идеи военные отказались, но General Electric всё же стала участвовать в разработке. Она начала работу над электрической трансмиссией. К Фердинанду Порше и трансмиссии его Typ 100 она никакого отношения не имела: подобных разработок у General Electric к 1940 году имелись десятки, для самых разных типов машин.
15 июля Барнс встретился с представителями Marmon-Herrington и Schneider Hydraulic Corporation, предложив им задание на разработку гидротрансформатора для средних и тяжёлых танков. В тот же день состоялась встреча с представителями Baldwin Locomotive Works из Эддистона, штат Пенсильвания. Именно эта компанию стала подрядчиком, отвечающим за разработку и производство тяжёлого танка.
С конца июля 1940 года разработка американского тяжёлого танка ведётся в полную силу в полной мере. На Абердинском полигоне продолжаются работы по его проектированию, постепенно к ним подключаются различные предприятия. Spicer получает задание на разработку гидравлической коробки переключения передач(КПП), которая должна стать альтернативой для электрической трансмиссии. Поднимается вопрос и об использовании механической КПП. В августе фирма General Motors продемонстрировала автоматическую коробку передач GM Hydra-Matic. Одновременно идут работы по эскизному проектированию различных вариантов танка.
Американские военные достаточно быстро пришли к выводу об ущербности идеи многобашенной машины, чье основное вооружение было не лучше вооружения среднего танка. В результате внешний вид тяжелого танка, получившего 22 августа 1940 года обозначение Heavy Tank T1, постепенно менялся. Работа Baldwin Locomotive Works в значительной степени тормозилась по причине того, что наверху никак не могли определиться с типом трансмиссии.
17 сентября прошло совещание, на котором обсуждалась разработка General Electric. Стоимость разработки электротрансмиссии оценивалась в 145 000 долларов. Также предстояло выбрать один из трёх типов гидротрансформаторов – Schneider, Brog Warner и General Motors. Альтернативой выступила автоматическая коробка передач Oldsmobile. Выбирать предстояло из двух КПП, разработка одной обходилась в 125000, а вторая в 150000 долларов. В тот же день состоялась демонстрация модели Heavy Tank T1. Готова она была частично, поскольку требовалось определиться с типом трансмиссии. General Electric не сдавалась, но постепенно приоритет склонялся в сторону разработки Oldsmobile. Одной из причин тому было то, что электрическая трансмиссия получалась тяжелее.
23 октября 1940 года с Oldsmobile был заключен контракт на сумму 150000 долларов по разработке коробки передач Hydra-Matic. Тем самым была закончена эпопея с выбором КПП, по крайней мере, на время. В тот же день Комитет по вооружениям скорректировал требования к Heavy Tank T1. Боевая масса осталась прежней, длина чуть сократилась, численность экипажа оценивалась в 6–7 человек. Главным отличием стало вооружение и количество башен. Проект американского аналога советского пятибашенного Т-35 умер окончательно: теперь башня у танка была одна, в ней планировалось поставить 76-мм орудие T9, спаренное с 37-мм пушкой M5E1. Пушка T9 проектировалась на базе 76-мм зенитного орудия, тяжёлый танк получал вполне адекватное вооружение. Предполагалась установка вертикального стабилизатора.
В кормовой части башни был установлен зенитный пулемет Browning M2HB. Для борьбы с воздушными целями предназначался и пулемет Browning M1919 в командирской башенке, похожей на ту, что была установлена на Medium Tank M3. Еще 4 пулемета (2 Browning M2HB и 2 Browning M1919) устанавливались в лобовой части корпуса.
Как оказалось, победу Oldsmobile с её автоматической коробкой было праздновать рано. 23 декабря 1940 года Барнс, уже в звании бригадного генерала, отдал указание о разработке механической коробки передач. Её создателем стала фирма Timken из Детройта. Да и с электрической трансмиссией всё ещё не было решено окончательно. 13 февраля 1941 года было принято решение установить электрическую трансмиссию General Motors в Heavy Tank T1E1.
15 апреля был утверждён и проект Heavy Tank T1E2 с коробкой передач Timken и гидротрансформатором T-16001. Все перечисленные танки планировалось оснастить двигателями Wright G-200 Model 781C9GC1 с максимальной мощностью 960 лошадиных сил.
Новый тяжёлый танк заметно отличался от других боевых машин, создававшихся в США того времени. Роднила Heavy Tank T1 с ними только блокированная подвеска, да и та имела горизонтальное расположение упругих элементов. Траки, хоть и похожие по конструкции, также отличались, кроме того, они были значительно шире. Трансмиссию конструкторы разместили в кормовой части, а башню сместили максимально вперед. Кроме того, сильно вынесенные вперед ленивцы разместили максимально высоко, чтобы улучшить характеристики проходимости. Для защиты ходовой части ее прикрыли бортовыми экранами. Различные переделки привели к тому, что постепенно боевая масса танка заметно превысила расчетную, достигнут 57 коротких тонн (около 52 метрических тонн).
К лету 1941 года программа создания T1 находилась в высокой степени готовности. Военное руководство страны на разработку отечественного тяжёлого танка смотрело весьма оптимистично. Интерес проявили и англичане: Михаэль Девар, руководитель Британской танковой миссии, высказал мнение, что в случае успеха программы по разработке T1 Великобритания готова заказать 500 таких машин по программе ленд-лиза. Между тем, сборка первого опытного Heavy Tank T1 затягивалась. По состоянию на 19 августа только ожидалось получение орудия T9. Кроме того, коробка передач Hydra-Matic не прибыла, поэтому танк был собран в конфигурации Heavy Tank T1E2.
21 августа опытный образец преодолел первые километры, при этом испытателями отмечалась легкость управления. Правда, в ходе первых тестов поломалась КПП. Также были замечены неисправности дифференциала.
К 10 сентября проблемы устранили, танк снова отправился в пробег. Была достигнута максимальная скорость 38 км/ч, при этом отмечался перегрев тормозов. Затем машина показала хорошие результаты при преодолении бездорожья. На фоне этих успехов 1 октября был поднят вопрос о начале серийного производства, речь шла об изготовлении 50 танков для американской армии и 50 для английской. Параллельно продолжались работы по электротрансмиссии. Программа Heavy T1 оказалась очень недешевой: уже к 31 октября 1941 года она обошлась в 750 000 долларов.
Ноябрь для Heavy Tank T1 прошёл под знаком доработок. Только 8 декабря под большим давлением сверху на Абердинском полигоне состоялась официальная демонстрация Heavy Tank T1E2. Случилось это на следующий день после нападения на Перл-Харбор, так что первый американский тяжелый танк тут же стал объектом внимания со стороны прессы. Еще не поступив на вооружение армии, машина стала работать на идеологическом фронте. Разработка, между тем, продолжалась, это касалось и Heavy Tank T1E1. Работы над электротрансмиссией не остановили, поскольку она давала машине определенные преимущества.
В конце января 1942 года, после более чем полутора месяцев испытаний, Heavy Tank T1E2 вернулся на завод Baldwin Locomotive Works. Там машина подвергалась довольно серьезной переделке. Наиболее заметным изменениям подверглась система выпуска. От массивного глушителя конструкторы отказались, заменив его конструкцией поменьше, спрятанной в корпусе. Хватало и других нововведений: на более совершенную конструкцию было решено заменить неудачные тормоза, которыми стала заниматься фирма Budd. Еще одним изменением, отвергнутым ещё на стадии идеи, могло стать вооружение. 17 февраля англичане предложили установить в танк 17-фунтовую (76 мм) пушку. Барнс от такого предложения отказался, ведь танк и так был вооружён орудием калибра 76 мм.
В феврале вновь активизировались работы по коробке передач Hydra-Matic. Ограничилось всё, впрочем, исключительно поставкой коробки передач на Абердинский полигон. В танк её так и не установили.
Совсем другая судьба ждала Heavy Tank T1E2. Испытания, которые с февраля 1942 года продолжались на Абердинском полигоне, в целом прошли успешно. Модернизированную машину 13 апреля 1942 года приняли на вооружение. Вполне логично было ожидать присвоения ей индекса Heavy Tank M1, но Комитет по вооружениям решил иначе. Танк получил индекс Heavy Tank M6. Танков с индексом M1 имелось уже несколько штук, появление еще и тяжёлого вполне могло привести к путанице и лишней головной боли. Heavy Tank M6 стал следующим после Light Tank M5, а после него, в свою очередь, появился Medium Tank M7.
Ассортимент по корпусам и трансмиссиям
При принятии нового танка на вооружение одним переименованием T1E2 в M6 дело не ограничилось. Понимая, что массовое производство может столкнуться с проблемами, в том числе по поставкам двигателей и корпусов, в Департаменте вооружений решили добавить в семейство Heavy Tank T1 еще больше разнообразия. Так в списке появился Heavy Tank T1E3 со сварным корпусом. В остальном он ничем не отличался от T1E2, по этой причине его тут же приняли на вооружение как Heavy Tank M6A1. Произошло это еще до постройки опытного образца. Но и этого было мало: одновременно появился проект ещё одной машины, Heavy Tank T1E4. На неё предполагалось поставить счетверенный дизельный мотор GM 6–71 и КПП Hydra-Matic. Этот танк также должен был иметь сварной корпус. Просуществовал этот вариант совсем недолго – его отменили 11 июля 1942 года. В этот же день закрыли и программу разработки Heavy Tank T1 как лишённую дальнейших перспектив.
Ещё до этого, 13 апреля, требования к тактико-техническим характеристикам танков семейства вновь скорректировали. Теперь их боевая масса оценивалась в 60 коротких тонн (около 54 метрических тонн). В качестве основного вооружения теперь предполагалось использовать спарку из 76-мм пушки T12 и 37-мм пушки M6, получавших вертикальный стабилизатор. Количество пулеметов Browning M1919 в корпусе сокращалось до одного. Толщина лба корпуса увеличивалась до 127 мм, а максимальная скорость танка снижалась до 37 км/ч. В целом данная спецификация, за исключением брони и боевой массы, повторяла те данные, которые были получены на Heavy Tank T1E2.
Путь Heavy Tank M6 к серийному производству оказался гораздо длиннее, чем это можно было предположить в момент его принятия на вооружение. В Департаменте вооружений все еще не теряли надежды в то, что электрическая трансмиссия будет доделана. В начале апреля General Electric закончила работу над опытным образцом трансмиссии, а 21 числа в Эри прибыл Барнс, полковник Крисмес и другие представители Департамента вооружений. Им продемонстрировали работу Heavy Tank T1E1, результат оказался вполне удовлетворительным. Сборку танка закончили к 30 апреля, а 28 мая он прибыл на Абердинский полигон.
В отличие от T1E2, танк с электрической трансмиссией прибыл на полигон без вооружения. Основной задачей в данном случае было изучение работы электротрансмиссии. Внешне Heavy Tank T1E1 можно было также отличить по более массивному блоку трансмиссии в кормовой части. Первые же испытания вызвали со стороны генерала Барнса если не восторг, то как минимум массу положительных эмоций. По его словам, это была лучшая работа, которую он видел. Барнс рекомендовал разработать электрическую трансмиссию для средних и легких танков. По лёгким машинам таких работ особо и не проводилось, а вот в случае со средним T23 дело дошло до создания серийного танка, так, впрочем, и не стандартизированного.
Успехи с электрической трансмиссией заинтересовали и английских военных. 24 июня Heavy Tank T1E1 показывали на Абердинском полигоне. Его максимальная скорость составила 32 км/ч, но по другим характеристикам он явно превосходил танк с механической КПП. По ощущениям механика-водителя управление машиной оказалось проще, чем у легкого танка. Несколько смазала картину поломка ведущей звездочки, случившаяся позже. Поломка затянула испытания, которые продолжились в августе и сентябре 1942 года. В конце августа Комитет по вооружениям был готов стандартизировать T1E1 как Heavy Tank M6A2, но этого так и не произошло. Тем не менее, всё шло к выбору T1E1 в качестве наиболее приоритетной машины. 5 ноября 1942 года было принято решение о постройке 115 танков данного типа.
В связи с успехом T1E1 к концу 1942 года сложилась довольно интересная ситуация. Американская армия уже приняла на вооружение два варианта тяжёлого танка, M6 и M6A1. T1E1 не стандартизировали, но при этом именно эту машину военные хотели видеть в войсках. В итоге было принято следующее решение: M6 и M6A1 будут поставляться по программе ленд-лиза англичанам, а T1E1 пойдёт в американскую армию.
Эволюция в отсутствии спроса
Параллельно с работой по Heavy Tank T1E1 продолжалось улучшение конструкции и других машин данного семейства. 22 октября 1942 года прошло совещание, на котором обсуждалось изменение вооружения танка. Предлагалось убрать спаренную пушку калибра 37 мм и поставить вместо нее пулемет Browning M1919. Решение вполне логичное, поскольку спаренная пушка уже имела ограниченные возможности борьбы с танками. Также предлагалось убрать два курсовых пулемета Browning M2HB.
В конце концов спаренное орудие так и не убрали, но некоторые изменения всё же появились. Зенитный Browning M2HB из кормовой части башни убрали, поскольку его эффективность оказалась крайне низкой. Убрали и командирскую башенку вместе с пулеметом, заменив её на башенный люк с Medium Tank M4. В случае необходимости на башенке крепился зенитный пулемет Browning M2HB. Небольшие изменения претерпела башня. Также по итогам испытаний несколько переделали и корпус. В частности, у серийных танков семейства T1 изменились люки механика-водителя и его помощника. Кроме того, у части серийных M6 на корме появились большие ящики ЗИП. Судя по креплениям, они также могли устанавливаться и на T1E1.
Серийное производство M6 и T1E1 началось практически одновременно. К началу декабря 1942 года были готовы первые машины. Запуск серийного производства на Baldwin Locomotive Works совпал с крайне печальным известием. 8 ноября началась операция «Факел», американские войска высадились в Марокко, после чего началось наступление в Алжире и Тунисе. Несмотря на то, что первые недели боевых действий оказались не слишком ожесточенными, американские военные, в том числе танкисты, получили большое количество ценной информации. Оказалось, что в условиях реальных боевых действий два средних танка часто могли быть эффективнее, чем один тяжелый. Почти 60-тонную боевую машину было сложно перевозить по железным дорогам, у неё была низкая средняя скорость. Проанализировав первый месяц реальных боевых действий в Северной Африке, 7 декабря 1942 года командование бронетанковых сил американской армии приняло решение отказаться от тяжелых танков.
Несмотря на такое решение, работа по тяжёлым танкам не остановилась. Во-первых, пусть и в минимальных объемах, но серийное производство было решено сохранить. Во-вторых, часто бывало, что ненужные на текущий момент машины вдруг становились нужными. Кроме того, в конце 1942 года немецкий Африканский корпус получил первые тяжелые танки Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E.
Уже 10 декабря был поднят вопрос о перевооружении T1E1 на орудие калибра 90 мм. В практическую плоскость, впрочем, работы по этой теме начались позже. 28 декабря вновь был поднят вопрос о демонтаже 37-мм спаренной пушки, что не помешало ставить её и дальше во всех серийных танках семейства T1. По одному образу каждого танка для испытаний запросил Абердинский полигон.
25 марта 1943 года было окончательно утверждено количество производимых танков. Ни о каких больших сериях речи, разумеется, уже не шло. Самым массовым в семействе оказывался T1E1, таких машин построили 20 штук. На втором месте оказался Heavy Tank M6A1, их было заказано 12 штук. Heavy Tank M6 стал самым малочисленным. Всего их произвели 8 штук. Тогда же, в марте 1943 года, фирма Fisher Body из Детройта сдала первый M6A1. А последний T1E1 покинул Baldwin Locomotive Works в феврале 1944 года. В общей же сложности было построено 43 тяжелых танка семейства T1, включая опытные машины.
На фронт тяжёлым американским машинам дорога оказалась закрыта, но в войска они всё же попали. Когда опытный T1E2 в августе 1941 года вышел на испытания, он являлся одним из лучших тяжелых танков мира. Он превосходил советский КВ-1 по вооружению, толщина его лобовых листов корпуса и башни оказалась больше, а с точки зрения подвижности они выглядели примерно равноценными. Но быстрое развитие танкостроения в годы войны привело к тому, что летом 1943 года из американских войск пришел не хвалебный, а разгромный отчет по Heavy Tank M6 и M6A1. Вооружение не соответствовало размерам и боевой массе машин, имелась масса претензий к рабочим местам экипажа и системам наводки. Американские танкисты забраковали коробку передач Timken. Общий вердикт был следующим – требуется полная переделка корпуса, боевого отделения и трансмиссии.
2 августа командование американскими бронетанковыми силами напомнило о своем решении не использовать тяжёлые танки. Вместо этого оно потребовало форсировать работы по средним танкам T25 и T26. Пытаясь хоть как-то спасти положение, Департамент вооружений в ноябре 1943 года предложил английскому Военному министерству отправить Великобритании 2 Heavy Tank M6 и 6 Medium Tan M23. Впрочем, из этого предложения также ничего не вышло.
О несоответствии вооружения американского тяжёлого танка его размерам в Департаменте вооружений задумались еще осенью 1942 года. Результатом стало появление танкового орудия T7 калибра 90 мм. Оно имело баллистику зенитного орудия M1. Первый опытный образец T7 был готов к концу ноября 1942 года. Как уже упоминалось выше, еще 10 декабря было отдано указание поставить орудие в башню опытного T1E1. Выполнили его значительно позже – к 10 марта 1943 года. Переделки при перевооружении оказались минимальными, даже 37-мм орудие осталось на своём месте. Огневые испытания перевооруженного T1E1 проходили с конца марта 1943 года и показали, что подобная переделка оказалась вполне удачной. Раскачка танка при стрельбе осталась в пределах нормы. Правда, возникали проблемы после стрельбы из спаренной пушки калибра 37 мм.
Впрочем, новая пушка уже не могла спасти тяжёлый танк. Летом 1943 года возникла идея установить на средний танк T23 ту же самую пушку T7. Так на свет появились танки T25 и T26, значительно более легкие и низкие. Смысла параллельно заниматься тяжёлым танком с плохой подвижностью не было никакого.
В отличие от англичан, советских специалистов к американским тяжёлым танкам близко не подпускали. Летом 1943 года группа советских специалистов смогла ознакомиться с M6, при этом объем информации оказался очень ограниченным. Например, про T1E1 и его электрическую трансмиссию так никто и не сказал. Отмечалось, что американские тяжёлые танки имеют наиболее приемлемый силуэт среди американских боевых машин. Впрочем, машина, по мнению советских инженеров, все равно получилась немного высоковатой. Специалисты обратили внимание на низкое давление на грунт и довольно хитрую систему трансмиссии с использованием гидротрансформатора. О том, что американская армия уже забраковала эти танки, гостям из СССР не сказали. В движении танк увидеть не удалось, поскольку он был частично разобран. В целом советской стороной M6 был оценен как боевая машина, стоящая на одном уровне с отечественными танками аналогичного класса. Тем не менее, отмечалась некоторая недоработка машины.
До наших дней сохранился всего один танк семейства T1. Это один из серийных T1E1, который направили для различных тестов на Абердинский полигон. Ныне она находится в запасниках Форт-Ли, где планируется открыть большой музей.
Американские конструкторы создали вполне удачный танк. Но его доводка заняла слишком много времени. Что ещё хуже, к моменту его принятия на вооружение для тяжелых танков просто не нашлось места в американских бронетанковых силах. Здесь следует заметить, что решение американских военных отказаться от тяжёлых танков, оказалось очень опрометчивыми. Когда американским танкистам летом 1944 года внезапно понадобились тяжелые танки, по мановению волшебной палочки они не появились.
Источники и литература:
- Материалы NARA
- Firepower — A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988 г.
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.