За первые два дня боёв немцам удалось закрепиться на острове, расширить свой плацдарм и обезопасить аэродром Малеме от артобстрелов и воздушных налётов. Однако на море немцы особых успехов не достигли — им удалось лишь повредить британский лёгкий крейсер «Эйджекс». Несколько удачливее оказались итальянцы: вечером 21 мая юго-восточнее Крита самолёты 50-й бомбардировочной группы с острова Родос тремя бомбами потопили эсминец «Джуно». Главные же события воздушно-морского сражения вокруг Крита развернулись 22 — 24 мая.
Из пушки по воробьям
Неудача морской высадки 21 мая не остановила немцев. Ещё до рассвета следующего дня с острова Милос на Крит вышел второй конвой — 38 небольших судов в сопровождении итальянского миноносца «Сагиттарио». Конвой направлялся в Ираклион, на нём находились боеприпасы и предметы снабжения, а также 2-й батальон 100-го горного полка.
Адмирал Каннингем приказал своим флагманам не прекращать дневного поиска на море, поэтому утром контр-адмирал Кинг не развернул свое соединение «С» на юг, как сделал это накануне, а двинулся на север к острову Милос. Теперь у Кинга было восемь кораблей: лёгкий крейсер «Перт», крейсера ПВО «Наяд», «Калькутта» и «Карлайл», эсминцы «Кингстон», «Кандагар», «Нубиен» и «Джуно». Увы, у старого «Карлайла» была неисправна машина, поэтому он мог держать скорость лишь в 20 узлов. Таким образом, этот корабль оказался скорее обузой для соединения, несмотря на свои восемь 102-мм зенитных орудий с централизованной системой управления огнём.
С 7 часов утра (по Гринвичу) начались спорадические налёты немецких бомбардировщиков, но особого ущерба от них пока не было, и Кинг двигался вперёд. В начале одиннадцатого британское соединение обнаружило немецкий конвой, успевший уйти от Милоса всего на 20 миль. С дистанции в 70 каб британцы открыли огонь. Конвой сразу же повернул обратно, крейсера бросились за ним, а «Сагиттарио» успел выпустить по англичанам торпеды. Но тут вновь появились немецкие бомбардировщики — Ju.88 с аэродрома в Элевсисе и Do.17 из Татоя. Опасаясь атак с воздуха, Кинг приказал прекратить погоню и двинулся на запад навстречу линейным силам вице-адмирала Роулингса. Встретиться предполагалось около половины четвёртого возле острова Китера северо-западнее от Крита. Позднее и Черчилль, и Каннингем критиковали Кинга за отказ от уничтожения конвоя.
Тем временем воздушные налёты продолжались. Первоначально немцы не имели успеха, а британцам удалось сбить два «Юнкерса», но около полудня сразу несколько бомб взорвались в воде рядом с флагманом Кинга крейсером «Наяд». Две башни были выведены из строя, обшивка корпуса повреждена, внутрь корабля стала просачиваться вода, и несколько отсеков оказались затоплены. Скорость крейсера снизилась до 18 узлов.
Вскоре крейсер «Карлайл» получил бомбу прямо в мостик, командир корабля кэптен Хэмптон погиб. На крейсере «Перт» от близких разрывов вышла из строя система управления огнём. В 12:25 Кинг по радио сообщил Роулингсу о том, что флагман повреждён и ему требуется помощь.
Британские эскадры объединяются
На этот момент линейные силы Роулингса (соединения «А1» и «В») состояли из линкоров «Вэлиант» и «Уорспайт», лёгких крейсеров «Глостер» и «Фиджи», а также семи эсминцев. Получив сообщение Кинга, Роулингс двинул свои корабли навстречу соединению «С». Главной проблемой британцев была нехватка зенитного боезапаса у крейсеров: на «Глостере» его оставалось лишь 18%, на «Фиджи» — 30%.
Эскадры встретились около 13:30, перед этим соединение Роулингса также подверглось немецкой атаке. В линкор «Уорспайт» попало несколько бомб — с Ju.87 из 2-й группы 2-й штурмовой эскадры, а также с Me.109 из 8-й эскадрильи 77-й истребительной эскадры. На корабле возник пожар, огнём и взрывами была уничтожена 152-мм казематная батарея правого борта, а также находившиеся здесь 102-мм зенитки. Погибло 43 человека, ещё 69 было ранено, линкор снизил ход до 18 узлов.
Однако худшее было впереди. По непостижимой британской системе старшинства контр-адмирал Кинг оказался выше по должности, чем командир соединения линкоров вице-адмирал Роулингс, поэтому принял на себя командование объединённым отрядом. Кинг решил не отходить на юг, а пунктуально выполнить распоряжение Каннингема — продолжать поиск конвоев и судов, идущих на Крит. Формально правильное решение в итоге привело к тяжёлым последствиям. Было бы гораздо лучше, если бы корабли оказали огневую поддержку британским войскам на подступах к Кании. В частности, они могли обстрелять с моря аэродром Малеме — спустя полтора года японцы будут жертвовать за такую возможность не только крейсерами, но и линкорами.
Вступив в командование объединённой эскадрой, Кинг почти сразу выслал эсминец «Грейхаунд» для перехвата небольшого греческого судна возле острова Антикитера. Эсминец потопил каик, но в 13:51 был атакован сразу восемью пикировщиками. В корабль попало три бомбы, и он быстро затонул кормой вперёд, даже не успев спустить шлюпки. Немецкие истребители расстреливали британских моряков уже в воде. Погибло 84 человека, большую часть экипажа удалось спасти, но весьма дорогой ценой.
Кинг сразу же отправил для спасения моряков эсминцы «Кингстон» и «Кандагар» из своего соединения «В», а для их прикрытия — крейсера «Глостер» и «Фиджи». Он не знал, что на крейсерах подходят к концу зенитные снаряды, а сообщить об этом новому командующему никто не догадался. В результате корабли рассеялись, единый ордер ПВО был нарушен.
На эсминцах снаряды также начали подходить к концу, и Кинг приказал Роулингсу держать свои линкоры поближе к крейсерам, чтобы прикрыть их зенитным огнём (из-за этого скорость эскадры снизилась до 18 узлов). Одновременно Кинг распорядился, что корабли могут самостоятельно отходить на юг, если их командиры сочтут это нужным.
Британский флот несёт потери
Уже возвращаясь к основным силам, в 15:27 крейсер «Глостер» получил две бомбы с пикирующих бомбардировщиков 2-й штурмовой эскадры: одна вывела из строя второе котельное отделение, вторая уничтожила кормовой директор управления зенитным огнём и снесла грот-мачту. На корабле погас свет. За следующую четверть часа в крейсер попало ещё около пяти бомб, он потерял ход, повалился на борт и начал медленно погружаться в воду. Окончательно корабль затонул лишь через полтора часа, но последний приказ Кинга сыграл роковую роль: шедший с «Глостером» крейсер «Фиджи» не остановился для спасения его экипажа, а лишь сбросил на воду спасательные плотики. Позднее адмирал Роулингс направил сюда три эсминца, но ночью они уже никого не нашли. В результате погибло 660 моряков, ещё 65 человек подняли из воды немцы.
Около 16:00 к соединению Кинга прибыло подкрепление — 5-я флотилия эсминцев кэптена Льюиса Маунтбеттена, пришедшая с Мальты. Появление пяти новых эсминцев усилило зенитное прикрытие эскадры, вдобавок лорд Маунтбеттен действовал наиболее осмысленно — его корабли уничтожили ещё два небольших судна, пытавшихся дойти до Крита, а «Келли» и «Кашмир» даже успели обстрелять немецкие позиции у Малеме. Увы, это была единственная поддержка британских войск с моря за три дня боёв.
Тем временем атаки с воздуха продолжались. Долгое время немцам не удавалось добиться новых успехов, и лишь в 16:45 линкор «Уорспайт» получил ещё две бомбы с горизонтального бомбардировщика Ju.88 (впрочем, не причинивших кораблю существенного ущерба). В 18:30 Кинг наконец отдал приказ отходить на юг, и тут начались неприятности. Спустя 15 минут догонявший основные силы крейсер «Фиджи» был поражён единственной 250-кг бомбой, сброшенной одиночным истребителем Me.109 из состава 1-й группы 2-й учебной эскадры. Бомба легла у борта корабля в районе миделя, прошла наискосок под корпусом корабля и взорвалась, разворотив днище. Сразу же было затоплено одно из котельных отделений, скорость упала до 17 узлов, корабль сильно накренился на левый борт.
В таком положении через полчаса «Фиджи» был настигнут одиночным бомбардировщиком Ju.88 лейтенанта Герарда Бреннера из 2-й эскадрильи 1-й учебной эскадры. В 19:15 Бреннер сбросил с минимальной высоты три 250-кг бомбы. Все они попали в район первого котельного отделения, «Фиджи» потерял ход, а через час перевернулся и пошёл ко дну. Уже после наступления темноты эсминцы «Кингстон» и «Кандагар» вернулись к месту гибели крейсера и подняли из воды 523 моряка. Погибло 275 человек.
Флот уходит — эвакуация начинается
Тем временем на южном берегу Крита в Айя-Румели специально посланные сюда эсминцы «Хироу» и «Дикой» приняли на борт греческого короля и его министров, а также британского посла и военного атташе в Греции. Высокопоставленные лица были отправлены сюда Фрейбергом из Суды в сопровождении взвода 18-го новозеландского батальона, три дня шли пешком по горам и своим видом напоминали бродяг. Впрочем, король Георг II не унывал: позднее он заметил, что самая необходимая вещь для греческого короля — это чемодан.
Уже после полуночи Каннингем приказал Кингу с соединением «С» уходить в Александрию. В 4:30 такое же приказание получил и Роулингс с линкорами. К утру 23 мая британский флот, понеся тяжёлые потери, покинул воды Крита.
Дневные операции к северу от Крита обернулись для британцев гибелью двух новейших лёгких крейсеров-«десятитысячников» и одного эсминца; линкор «Уорспайт» и два крейсера ПВО («Карлайл» и «Наяд») были серьёзно повреждены. Но самое главное — почти всем тяжёлым британским кораблям пришлось уходить на пополнение боезапаса, и они «выпали» из боя. Это стало платой за отражение двух немецких конвоев (вечером 21 и утром 22 мая) и уничтожение полудюжины одиночных каиков днём 22 мая. Потери немецкой авиации оказались незначительными — 8 самолётов погибло, ещё 3 были повреждены.
Ад в бухте Суда
Вечером 22 мая из Александрии на Крит вышли два конвоя с подкреплениями и снабжением. Быстроходный крейсер-минзаг «Эбдиел» вместе с эсминцами «Ягуар» и «Дефендер» шёл в бухту Суда с грузом боеприпасов. Штурмовой транспорт «Гленрой» принял на борт штаб 16-й пехотной бригады, 900 солдат и 18 автомашин — под прикрытием крейсера ПВО «Ковентри» и шлюпов «Фламинго» и «Окленд» он должен был разгрузиться в Тимбакионе, а оттуда войска направлялись в Ираклион. Без сомнения, свежие силы обеспечивали генералу Чеппелу возможность быстро разгромить немецкий плацдарм — после трёх дней боёв в строю здесь вряд ли оставалось более тысячи парашютистов. Таким образом, восточная часть острова прочно осталась бы за англичанами.
Конвой уже прошёл большую часть пути, когда незадолго до полудня 23 мая Каннингем после совещания с британским командующим на Среднем Востоке генералом Уэйвеллом отдал кораблям приказ вернуться в Александрию. Узнав об этом, из Лондона командующему флотом приказали продолжить операцию по высадке подкреплений. Однако тут Каннингем проявил несвойственную ему нерешительность. В 16:00 «Гленрой» вновь получил приказ двигаться на север и ночью высадить войска в Тимбакионе, но в 18:37 Каннингем сообщил Адмиралтейству, что транспорт не успеет разгрузиться до утра, и высадка будет отменена — так была упущена последняя возможность переломить ход событий на Крите.
К этому времени возле Крита оставались только эсминцы — пять кораблей 5-й флотилии кэптена Маунтбеттена и три корабля 10-й флотилии кэптена Уоллера. Ещё два эсминца и маленький крейсер-минзаг шли в бухту Суда с боеприпасами из Александрии. При этом флотилия Маунтбеттена оказалась рассеяна: «Келли» и «Кашмир» ночью обстреливали Малеме, «Киплинг» держался мористее и ремонтировал рулевую машину, «Кельвин» и «Джакел» после ночной разведки бухты Кания ушли на юг и уже находились вне радиуса действия немецкой авиации.
Сразу после восхода солнца не успевшие отойти далеко «Келли» и «Кашмир» попали под удар немецких самолётов возле острова Гавдос. Сначала их атаковали горизонтальные бомбардировщики, а около 8:00 появились 24 пикировщика Ju.87 из 1-й группы 2-й штурмовой эскадры. За следующие полчаса оба эсминца были потоплены (подоспевший «Киплинг» поднял из воды всех, кого смог). До 13:00 отважный корабль выдержал четыре десятка атак, после чего 17-узловым ходом ушёл в Александрию. Ему удалось спасти половину экипажа «Келли» (включая лорда Маунтбеттена) и 115 человек с «Кашмира», погибло 212 человек.
В бухте Суда этим днём царил настоящий ад — немецкие самолёты, теперь не имевшие целей на море, переключились на британскую базу. Атаками с воздуха был подожжён один танкер и потоплены четыре грузовых судна, а также все пять торпедных катеров 10-й флотилии капитан-лейтенанта Пика, недавно переброшенных на Крит. Немцы потеряли всего два бомбардировщика.
Налёты прекратились лишь к ночи. Уже после наступления темноты в бухту прибыли и благополучно разгрузились «Эбдиел», «Ягуар» и «Дефендер». Крейсер-минзаг доставил на остров 195 коммандос из батальона «А» войск специального назначения, они сразу же были отправлены на передний край. Кроме того, корабль выгрузил 80 т медикаментов и боеприпасов. Взяв на борт 60 раненых, в 2:40 «Эбдиел» вышел из Суды и быстро покинул опасную зону благодаря 40-узловой скорости. Эсминцы забрали с собой 250 человек из вспомогательного состава базы.
Последняя попытка Каннингема
Утром 24 мая Каннигем решил возобновить присутствие британского флота в водах вокруг Крита. Он направил сюда несколько кораблей, которые должны были прибыть к острову затемно и покинуть опасные воды ещё до рассвета 25 мая. В первую группу кораблей входили эсминцы «Селис», «Хироу» и «Низам», которые должны были высадить 2-й батальон войск специального назначения в Селинос Кастелли на юго-западном побережье Крита. Пригодная гавань в этом пункте отсутствовала, из-за плохой погоды выгрузить солдат шлюпками не удалось, поэтому корабли с войсками вернулись в Александрию.
Той же ночью (с 24 на 25 мая) лёгкие крейсера «Аякс» и «Дидо» в сопровождении двух эсминцев вошли в пролив Касо восточнее Крита. Они должны были отразить высадку итальянского десанта в бухте Сития, а затем пройти вдоль северного берега острова и обстрелять аэродром Малеме. Однако итальянцев обнаружить не удалось, а к Малеме отряд не пошёл, не желая задерживаться в опасных водах до рассвета.
В 18:15 Каннингем сообщил в Лондон, что флот больше не может действовать возле Крита днём — фактически это стало признанием поражения на море. Комитет начальников штабов ответил, что Крит удаётся держать только с помощью флота, не допускающего переброску десанту подкреплений и снаряжения морем, поэтому флот должен идти на любые потери, чтобы не допустить вражеские суда к острову.
К этому моменту ситуация изменилась коренным образом — немцы твёрдо удерживали аэродром Малеме, и по «воздушному мосту» на Крит сплошным потоком шли подкрепления, снаряжение и боеприпасы. У британского флота оставалась единственная возможность нанести ущерб снабжению противника — регулярные и масштабные обстрелы аэродрома Малеме. Последующий опыт боёв на Тихом океане показал, что такие меры весьма эффективны — даже если они не наносят прямого ущерба личному составу и технике, то выводят из строя взлётные полосы. А ведь у немцев отсутствовала и техника, и рабочие руки для быстрого засыпания воронок. Увы, опыт Гуадалканала был ещё впереди, и этой возможности Каннингем не увидел. В донесении Адмиралтейству от 26 мая он сообщал, что операции кораблей в Эгейском море следовало прекратить не из-за страха потерь, а по причине их полной бессмысленности.
Британский флот проиграл воздушно-морское сражение 22 — 24 мая и был вынужден отступить. Снабжение Крита и доставка подкреплений по морю прекратились — следующим этапом сражения стала эвакуация британских войск.
Продолжение следует
Литература:
- Е. Грановский. Цель – корабли Его Величества. Боевые действия германской авиации на Средиземном море в 1941-1942 гг. Часть первая. М.: ЧеРо, 1996
- Битва за Крит [Д. А. Томас. Крит 1941 – битва на море. С. У. К. Пак. Битва за Крит]. Екатеринбург: Зеркало, 1997
- С. Роскилл. Флот и война. [Том I.] М.: Воениздат, 1967
- М. А. Брагадин. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 1. Екатеринбург: Зеркало, 1997
- Дж. Батлер. Большая стратегия. Сентябрь 1939-июнь 1941. М.: Издательство иностранной литературы, 1959
- Cavin Long. Greece, Crete and Syria. (Australia in the War of 1939-1945. Series 1. Vol II). Canberra, 1953
- Peter D. Antill. Crete 1941. Germany’s lightning airborne assault. Osprey Publishing, 2005 (Campaign 147)
- George Forty. Battle of Crete. Ian Allan Publishing, 2001
- nzhistory.govt.nz
Комментарии к данной статье отключены.