За первые два дня боёв немцам удалось закрепиться на острове, расширить свой плацдарм и обезопасить аэродром Малеме от артобстрелов и воздушных налётов. Однако на море немцы особых успехов не достигли — им удалось лишь повредить британский лёгкий крейсер «Эйджекс». Несколько удачливее оказались итальянцы: вечером 21 мая юго-восточнее Крита самолёты 50-й бомбардировочной группы с острова Родос тремя бомбами потопили эсминец «Джуно». Главные же события воздушно-морского сражения вокруг Крита развернулись 22 — 24 мая.
Из пушки по воробьям
Неудача морской высадки 21 мая не остановила немцев. Ещё до рассвета следующего дня с острова Милос на Крит вышел второй конвой — 38 небольших судов в сопровождении итальянского миноносца «Сагиттарио». Конвой направлялся в Ираклион, на нём находились боеприпасы и предметы снабжения, а также 2-й батальон 100-го горного полка.
Адмирал Каннингем приказал своим флагманам не прекращать дневного поиска на море, поэтому утром контр-адмирал Кинг не развернул свое соединение «С» на юг, как сделал это накануне, а двинулся на север к острову Милос. Теперь у Кинга было восемь кораблей: лёгкий крейсер «Перт», крейсера ПВО «Наяд», «Калькутта» и «Карлайл», эсминцы «Кингстон», «Кандагар», «Нубиен» и «Джуно». Увы, у старого «Карлайла» была неисправна машина, поэтому он мог держать скорость лишь в 20 узлов. Таким образом, этот корабль оказался скорее обузой для соединения, несмотря на свои восемь 102-мм зенитных орудий с централизованной системой управления огнём.
![Сеть немецких аэродромов, с которых производились атаки против Крита и британского флота. George Forty. Battle of Crete - Битва за Крит: схватка на море | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/050/179/content/4-01-_germanskie_aerodromy-c2eb1de698f87bbe2036e592266c8955.jpg)
George Forty. Battle of Crete
С 7 часов утра (по Гринвичу) начались спорадические налёты немецких бомбардировщиков, но особого ущерба от них пока не было, и Кинг двигался вперёд. В начале одиннадцатого британское соединение обнаружило немецкий конвой, успевший уйти от Милоса всего на 20 миль. С дистанции в 70 каб британцы открыли огонь. Конвой сразу же повернул обратно, крейсера бросились за ним, а «Сагиттарио» успел выпустить по англичанам торпеды. Но тут вновь появились немецкие бомбардировщики — Ju.88 с аэродрома в Элевсисе и Do.17 из Татоя. Опасаясь атак с воздуха, Кинг приказал прекратить погоню и двинулся на запад навстречу линейным силам вице-адмирала Роулингса. Встретиться предполагалось около половины четвёртого возле острова Китера северо-западнее от Крита. Позднее и Черчилль, и Каннингем критиковали Кинга за отказ от уничтожения конвоя.
Тем временем воздушные налёты продолжались. Первоначально немцы не имели успеха, а британцам удалось сбить два «Юнкерса», но около полудня сразу несколько бомб взорвались в воде рядом с флагманом Кинга крейсером «Наяд». Две башни были выведены из строя, обшивка корпуса повреждена, внутрь корабля стала просачиваться вода, и несколько отсеков оказались затоплены. Скорость крейсера снизилась до 18 узлов.
![Крейсер ПВО «Карлайл». С. У. К. Пак. Битва за Крит - Битва за Крит: схватка на море | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/050/180/content/4-02-_karlayl-8a6bc970b290d4371f36f0271f174bfd.jpg)
С. У. К. Пак. Битва за Крит
Вскоре крейсер «Карлайл» получил бомбу прямо в мостик, командир корабля кэптен Хэмптон погиб. На крейсере «Перт» от близких разрывов вышла из строя система управления огнём. В 12:25 Кинг по радио сообщил Роулингсу о том, что флагман повреждён и ему требуется помощь.
Британские эскадры объединяются
На этот момент линейные силы Роулингса (соединения «А1» и «В») состояли из линкоров «Вэлиант» и «Уорспайт», лёгких крейсеров «Глостер» и «Фиджи», а также семи эсминцев. Получив сообщение Кинга, Роулингс двинул свои корабли навстречу соединению «С». Главной проблемой британцев была нехватка зенитного боезапаса у крейсеров: на «Глостере» его оставалось лишь 18%, на «Фиджи» — 30%.
Эскадры встретились около 13:30, перед этим соединение Роулингса также подверглось немецкой атаке. В линкор «Уорспайт» попало несколько бомб — с Ju.87 из 2-й группы 2-й штурмовой эскадры, а также с Me.109 из 8-й эскадрильи 77-й истребительной эскадры. На корабле возник пожар, огнём и взрывами была уничтожена 152-мм казематная батарея правого борта, а также находившиеся здесь 102-мм зенитки. Погибло 43 человека, ещё 69 было ранено, линкор снизил ход до 18 узлов.
![Линкор «Уорспайт». С. У. К. Пак. Битва за Крит - Битва за Крит: схватка на море | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/050/181/content/4-03-_uorspayt-fd85fa22511e2d3f98e4d9701f65f576.jpg)
С. У. К. Пак. Битва за Крит
Однако худшее было впереди. По непостижимой британской системе старшинства контр-адмирал Кинг оказался выше по должности, чем командир соединения линкоров вице-адмирал Роулингс, поэтому принял на себя командование объединённым отрядом. Кинг решил не отходить на юг, а пунктуально выполнить распоряжение Каннингема — продолжать поиск конвоев и судов, идущих на Крит. Формально правильное решение в итоге привело к тяжёлым последствиям. Было бы гораздо лучше, если бы корабли оказали огневую поддержку британским войскам на подступах к Кании. В частности, они могли обстрелять с моря аэродром Малеме — спустя полтора года японцы будут жертвовать за такую возможность не только крейсерами, но и линкорами.
Вступив в командование объединённой эскадрой, Кинг почти сразу выслал эсминец «Грейхаунд» для перехвата небольшого греческого судна возле острова Антикитера. Эсминец потопил каик, но в 13:51 был атакован сразу восемью пикировщиками. В корабль попало три бомбы, и он быстро затонул кормой вперёд, даже не успев спустить шлюпки. Немецкие истребители расстреливали британских моряков уже в воде. Погибло 84 человека, большую часть экипажа удалось спасти, но весьма дорогой ценой.
Кинг сразу же отправил для спасения моряков эсминцы «Кингстон» и «Кандагар» из своего соединения «В», а для их прикрытия — крейсера «Глостер» и «Фиджи». Он не знал, что на крейсерах подходят к концу зенитные снаряды, а сообщить об этом новому командующему никто не догадался. В результате корабли рассеялись, единый ордер ПВО был нарушен.
На эсминцах снаряды также начали подходить к концу, и Кинг приказал Роулингсу держать свои линкоры поближе к крейсерам, чтобы прикрыть их зенитным огнём (из-за этого скорость эскадры снизилась до 18 узлов). Одновременно Кинг распорядился, что корабли могут самостоятельно отходить на юг, если их командиры сочтут это нужным.
Британский флот несёт потери
Уже возвращаясь к основным силам, в 15:27 крейсер «Глостер» получил две бомбы с пикирующих бомбардировщиков 2-й штурмовой эскадры: одна вывела из строя второе котельное отделение, вторая уничтожила кормовой директор управления зенитным огнём и снесла грот-мачту. На корабле погас свет. За следующую четверть часа в крейсер попало ещё около пяти бомб, он потерял ход, повалился на борт и начал медленно погружаться в воду. Окончательно корабль затонул лишь через полтора часа, но последний приказ Кинга сыграл роковую роль: шедший с «Глостером» крейсер «Фиджи» не остановился для спасения его экипажа, а лишь сбросил на воду спасательные плотики. Позднее адмирал Роулингс направил сюда три эсминца, но ночью они уже никого не нашли. В результате погибло 660 моряков, ещё 65 человек подняли из воды немцы.
![Лёгкий крейсер «Глостер». С. У. К. Пак. Битва за Крит - Битва за Крит: схватка на море | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/050/182/content/4-04-_gloster-93c278c8572d674ea9423c0f89b8d0f7.jpg)
С. У. К. Пак. Битва за Крит
Около 16:00 к соединению Кинга прибыло подкрепление — 5-я флотилия эсминцев кэптена Льюиса Маунтбеттена, пришедшая с Мальты. Появление пяти новых эсминцев усилило зенитное прикрытие эскадры, вдобавок лорд Маунтбеттен действовал наиболее осмысленно — его корабли уничтожили ещё два небольших судна, пытавшихся дойти до Крита, а «Келли» и «Кашмир» даже успели обстрелять немецкие позиции у Малеме. Увы, это была единственная поддержка британских войск с моря за три дня боёв.
![Кэптен Льюис Маунтбеттен. George Forty. Battle of Crete - Битва за Крит: схватка на море | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/050/183/content/4-05-_lord_luis_mauntbetten-f9b3e3d6638de41632346c5b98cd04ad.jpg)
George Forty. Battle of Crete
Тем временем атаки с воздуха продолжались. Долгое время немцам не удавалось добиться новых успехов, и лишь в 16:45 линкор «Уорспайт» получил ещё две бомбы с горизонтального бомбардировщика Ju.88 (впрочем, не причинивших кораблю существенного ущерба). В 18:30 Кинг наконец отдал приказ отходить на юг, и тут начались неприятности. Спустя 15 минут догонявший основные силы крейсер «Фиджи» был поражён единственной 250-кг бомбой, сброшенной одиночным истребителем Me.109 из состава 1-й группы 2-й учебной эскадры. Бомба легла у борта корабля в районе миделя, прошла наискосок под корпусом корабля и взорвалась, разворотив днище. Сразу же было затоплено одно из котельных отделений, скорость упала до 17 узлов, корабль сильно накренился на левый борт.
В таком положении через полчаса «Фиджи» был настигнут одиночным бомбардировщиком Ju.88 лейтенанта Герарда Бреннера из 2-й эскадрильи 1-й учебной эскадры. В 19:15 Бреннер сбросил с минимальной высоты три 250-кг бомбы. Все они попали в район первого котельного отделения, «Фиджи» потерял ход, а через час перевернулся и пошёл ко дну. Уже после наступления темноты эсминцы «Кингстон» и «Кандагар» вернулись к месту гибели крейсера и подняли из воды 523 моряка. Погибло 275 человек.
![Лёгкий крейсер «Фиджи». С. У. К. Пак. Битва за Крит - Битва за Крит: схватка на море | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/050/184/content/4-06-_fidzhi-9e954ee3a55f1676ebf7721303eb1672.jpg)
С. У. К. Пак. Битва за Крит
Флот уходит — эвакуация начинается
Тем временем на южном берегу Крита в Айя-Румели специально посланные сюда эсминцы «Хироу» и «Дикой» приняли на борт греческого короля и его министров, а также британского посла и военного атташе в Греции. Высокопоставленные лица были отправлены сюда Фрейбергом из Суды в сопровождении взвода 18-го новозеландского батальона, три дня шли пешком по горам и своим видом напоминали бродяг. Впрочем, король Георг II не унывал: позднее он заметил, что самая необходимая вещь для греческого короля — это чемодан.
Уже после полуночи Каннингем приказал Кингу с соединением «С» уходить в Александрию. В 4:30 такое же приказание получил и Роулингс с линкорами. К утру 23 мая британский флот, понеся тяжёлые потери, покинул воды Крита.
![Морское сражение у Крита, потери британского флота. George Forty. Battle of Crete - Битва за Крит: схватка на море | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/050/185/content/4-07-_morskoe_srazhenie_u_krita-d72e4bb5657b375ea89ca10139096dc1.jpg)
George Forty. Battle of Crete
Дневные операции к северу от Крита обернулись для британцев гибелью двух новейших лёгких крейсеров-«десятитысячников» и одного эсминца; линкор «Уорспайт» и два крейсера ПВО («Карлайл» и «Наяд») были серьёзно повреждены. Но самое главное — почти всем тяжёлым британским кораблям пришлось уходить на пополнение боезапаса, и они «выпали» из боя. Это стало платой за отражение двух немецких конвоев (вечером 21 и утром 22 мая) и уничтожение полудюжины одиночных каиков днём 22 мая. Потери немецкой авиации оказались незначительными — 8 самолётов погибло, ещё 3 были повреждены.
Ад в бухте Суда
Вечером 22 мая из Александрии на Крит вышли два конвоя с подкреплениями и снабжением. Быстроходный крейсер-минзаг «Эбдиел» вместе с эсминцами «Ягуар» и «Дефендер» шёл в бухту Суда с грузом боеприпасов. Штурмовой транспорт «Гленрой» принял на борт штаб 16-й пехотной бригады, 900 солдат и 18 автомашин — под прикрытием крейсера ПВО «Ковентри» и шлюпов «Фламинго» и «Окленд» он должен был разгрузиться в Тимбакионе, а оттуда войска направлялись в Ираклион. Без сомнения, свежие силы обеспечивали генералу Чеппелу возможность быстро разгромить немецкий плацдарм — после трёх дней боёв в строю здесь вряд ли оставалось более тысячи парашютистов. Таким образом, восточная часть острова прочно осталась бы за англичанами.
![Британские солдаты выгружаются из эсминцев в бухте Суда. nzhistory.govt.nz - Битва за Крит: схватка на море | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/050/186/content/4-08-_soldaty_v_buhte_suda-27479cffe3efe564510e9070f75856ff.jpg)
nzhistory.govt.nz
Конвой уже прошёл большую часть пути, когда незадолго до полудня 23 мая Каннингем после совещания с британским командующим на Среднем Востоке генералом Уэйвеллом отдал кораблям приказ вернуться в Александрию. Узнав об этом, из Лондона командующему флотом приказали продолжить операцию по высадке подкреплений. Однако тут Каннингем проявил несвойственную ему нерешительность. В 16:00 «Гленрой» вновь получил приказ двигаться на север и ночью высадить войска в Тимбакионе, но в 18:37 Каннингем сообщил Адмиралтейству, что транспорт не успеет разгрузиться до утра, и высадка будет отменена — так была упущена последняя возможность переломить ход событий на Крите.
К этому времени возле Крита оставались только эсминцы — пять кораблей 5-й флотилии кэптена Маунтбеттена и три корабля 10-й флотилии кэптена Уоллера. Ещё два эсминца и маленький крейсер-минзаг шли в бухту Суда с боеприпасами из Александрии. При этом флотилия Маунтбеттена оказалась рассеяна: «Келли» и «Кашмир» ночью обстреливали Малеме, «Киплинг» держался мористее и ремонтировал рулевую машину, «Кельвин» и «Джакел» после ночной разведки бухты Кания ушли на юг и уже находились вне радиуса действия немецкой авиации.
Сразу после восхода солнца не успевшие отойти далеко «Келли» и «Кашмир» попали под удар немецких самолётов возле острова Гавдос. Сначала их атаковали горизонтальные бомбардировщики, а около 8:00 появились 24 пикировщика Ju.87 из 1-й группы 2-й штурмовой эскадры. За следующие полчаса оба эсминца были потоплены (подоспевший «Киплинг» поднял из воды всех, кого смог). До 13:00 отважный корабль выдержал четыре десятка атак, после чего 17-узловым ходом ушёл в Александрию. Ему удалось спасти половину экипажа «Келли» (включая лорда Маунтбеттена) и 115 человек с «Кашмира», погибло 212 человек.
![Горящие британские корабли в бухте Суда. George Forty. Battle of Crete - Битва за Крит: схватка на море | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/050/187/content/4-09-_goryaschie_korabli_v_buhte_suda-5632d2b40bca1122bbaf55843eeeb6e2.jpg)
George Forty. Battle of Crete
В бухте Суда этим днём царил настоящий ад — немецкие самолёты, теперь не имевшие целей на море, переключились на британскую базу. Атаками с воздуха был подожжён один танкер и потоплены четыре грузовых судна, а также все пять торпедных катеров 10-й флотилии капитан-лейтенанта Пика, недавно переброшенных на Крит. Немцы потеряли всего два бомбардировщика.
Налёты прекратились лишь к ночи. Уже после наступления темноты в бухту прибыли и благополучно разгрузились «Эбдиел», «Ягуар» и «Дефендер». Крейсер-минзаг доставил на остров 195 коммандос из батальона «А» войск специального назначения, они сразу же были отправлены на передний край. Кроме того, корабль выгрузил 80 т медикаментов и боеприпасов. Взяв на борт 60 раненых, в 2:40 «Эбдиел» вышел из Суды и быстро покинул опасную зону благодаря 40-узловой скорости. Эсминцы забрали с собой 250 человек из вспомогательного состава базы.
Последняя попытка Каннингема
Утром 24 мая Каннигем решил возобновить присутствие британского флота в водах вокруг Крита. Он направил сюда несколько кораблей, которые должны были прибыть к острову затемно и покинуть опасные воды ещё до рассвета 25 мая. В первую группу кораблей входили эсминцы «Селис», «Хироу» и «Низам», которые должны были высадить 2-й батальон войск специального назначения в Селинос Кастелли на юго-западном побережье Крита. Пригодная гавань в этом пункте отсутствовала, из-за плохой погоды выгрузить солдат шлюпками не удалось, поэтому корабли с войсками вернулись в Александрию.
Той же ночью (с 24 на 25 мая) лёгкие крейсера «Аякс» и «Дидо» в сопровождении двух эсминцев вошли в пролив Касо восточнее Крита. Они должны были отразить высадку итальянского десанта в бухте Сития, а затем пройти вдоль северного берега острова и обстрелять аэродром Малеме. Однако итальянцев обнаружить не удалось, а к Малеме отряд не пошёл, не желая задерживаться в опасных водах до рассвета.
![Морское сражение за Крит. Морской атлас. Том III, Часть вторая - Битва за Крит: схватка на море | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/050/188/content/4-10-_kritskaya_operatsiya-26a7fc725e9f92bb360cd309e22893b3.jpg)
Морской атлас. Том III, Часть вторая
В 18:15 Каннингем сообщил в Лондон, что флот больше не может действовать возле Крита днём — фактически это стало признанием поражения на море. Комитет начальников штабов ответил, что Крит удаётся держать только с помощью флота, не допускающего переброску десанту подкреплений и снаряжения морем, поэтому флот должен идти на любые потери, чтобы не допустить вражеские суда к острову.
К этому моменту ситуация изменилась коренным образом — немцы твёрдо удерживали аэродром Малеме, и по «воздушному мосту» на Крит сплошным потоком шли подкрепления, снаряжение и боеприпасы. У британского флота оставалась единственная возможность нанести ущерб снабжению противника — регулярные и масштабные обстрелы аэродрома Малеме. Последующий опыт боёв на Тихом океане показал, что такие меры весьма эффективны — даже если они не наносят прямого ущерба личному составу и технике, то выводят из строя взлётные полосы. А ведь у немцев отсутствовала и техника, и рабочие руки для быстрого засыпания воронок. Увы, опыт Гуадалканала был ещё впереди, и этой возможности Каннингем не увидел. В донесении Адмиралтейству от 26 мая он сообщал, что операции кораблей в Эгейском море следовало прекратить не из-за страха потерь, а по причине их полной бессмысленности.
Британский флот проиграл воздушно-морское сражение 22 — 24 мая и был вынужден отступить. Снабжение Крита и доставка подкреплений по морю прекратились — следующим этапом сражения стала эвакуация британских войск.
Продолжение следует
Литература:
- Е. Грановский. Цель – корабли Его Величества. Боевые действия германской авиации на Средиземном море в 1941-1942 гг. Часть первая. М.: ЧеРо, 1996
- Битва за Крит [Д. А. Томас. Крит 1941 – битва на море. С. У. К. Пак. Битва за Крит]. Екатеринбург: Зеркало, 1997
- С. Роскилл. Флот и война. [Том I.] М.: Воениздат, 1967
- М. А. Брагадин. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 1. Екатеринбург: Зеркало, 1997
- Дж. Батлер. Большая стратегия. Сентябрь 1939-июнь 1941. М.: Издательство иностранной литературы, 1959
- Cavin Long. Greece, Crete and Syria. (Australia in the War of 1939-1945. Series 1. Vol II). Canberra, 1953
- Peter D. Antill. Crete 1941. Germany’s lightning airborne assault. Osprey Publishing, 2005 (Campaign 147)
- George Forty. Battle of Crete. Ian Allan Publishing, 2001
- nzhistory.govt.nz
Комментарии к данной статье отключены.