В 1940 году британское правительство заказало в США 60 транспортных судов, чтобы восполнить потери своего флота от подводной войны. К апрелю следующего года размер заказа увеличился до 306 судов. Часть из них была построена по новому проекту, получившему в сентябре 1941 года название «Либерти». Именно этот проект лёг в основу стандартного американского транспорта.
Перед судостроителями стояла задача изготовить как можно больше судов — и сделать это как можно быстрее. Если постройка первого «Либерти» SS Patrick Henry от закладки до спуска на воду заняла 244 дня, то к 1943 году этот срок сократился в среднем до 41 дня, при этом работа кипела круглосуточно. Рекорд поставила одна из верфей промышленника Генри Кайзера в Ричмонде (штат Калифорния): на строительство судна SS Robert E. Peary здесь ушло 4 дня 15 часов и 29 минут — 111 с половиной часов непрерывной работы. Безусловно, это была пропагандистская акция, призванная показать, что США могут строить корабли быстрее, чем противник их уничтожает. Массово повторить этот «стахановский» трюк было невозможно.
SS Robert E. Peary был заложен 8 ноября 1942 года, спущен на воду 12 ноября, а в первый рейс вышел 22 ноября. Под флагом США он отправился в качестве грузового судна на Тихоокеанский театр военных действий — на Новую Каледонию и Гуадалканал. В апреле 1943 года корабль переместился в Атлантику, где до конца войны работал на маршрутах грузовых конвоев между Европой и Штатами и перевозил военнопленных из Касабланки. В 1946 году он был переведён в резервный флот, а в 1963 году пошёл на слом.
Всего в годы Второй мировой войны на постройке «Либерти» было занято 18 американских верфей. В 1943 году они успевали выпускать в среднем 3 судна в день, а всего до конца войны построили 2 710 судов этого типа.
Комментарии к данной статье отключены.