Лучший ас своего времени и один из родоначальников тактики воздушного боя Освальд Бёльке, в отличие от своих учеников Макса Иммельмана и Манфреда фон Рихтгофена, сейчас мало известен широкой публике. Однако во время Первой мировой войны его имя гремело по обе стороны фронта, а в 20–30-е годы все трое были культовыми фигурами.
Из связистов в авиаторы
Освальд Бёльке (Oswald Boelcke; фамилия писалась как Bölcke, но сам Освальд предпочитал именно «латинский» вариант её написания), средний из пяти сыновей школьного учителя, родился 19 мая 1891 года в Гибихенштайне недалеко от Лейпцига, а вырос в Дессау, куда семья перебралась несколько лет спустя. С детства выбрав военную карьеру, он самостоятельно списался с шефом Прусского кадетского корпуса и получил согласие на зачисление. Оставалось только оформить документы, но вмешались родители, не пожелавшие отпускать сына в кадетское училище, поэтому исполнение мечты пришлось отложить до совершеннолетия.
В марте 1911 года Освальд был принят фанен-юнкером в 3-й телеграфный батальон, выбрав войска связи как одни из наиболее передовых в техническом плане. В августе он был произведён в фенрихи, с октября по июль следующего года прошёл обучение в военной академии и в августе, как только в его батальоне открылась соответствующая вакансия, с согласия офицерского собрания получил лейтенантские погоны.
Ещё во время осенних манёвров 1911 года Бёльке впервые увидел полёты самолётов и дирижаблей, а два года спустя подразделение под его командованием обеспечивало связь штаба с аэродромом. Тогда же его впервые прокатил на аэроплане один из пилотов 4-го флигер-батальона (в мирное время германская армейская авиация имела ротно-батальонную организацию, а отряды и авиапарки были выделены из неё после объявления мобилизации).
Полёты молодому связисту очень понравились, поэтому он стал подумывать о переводе в авиацию и в начале апреля 1914 года подал рапорт о направлении в лётную школу. Командование дало добро, и со 2 июня курсант Бёльке приступил к обучению в «заводской» школе фирмы «Хальберштадт» на уже устаревших монопланах A.I «Таубе» той же фирмы (тип по системе обозначений 1915 года). В первых числах августа, одновременно с началом войны, его как одного из наиболее перспективных курсантов перевели в FEA 5 (5-й запасной авиаотряд) доучиваться на более современных бипланах «Авиатик» (будущий тип B.I), а 30 августа он уже дипломированным пилотом прибыл в 4-й авиапарк (Etappen-Flugzeug-Park, или сокращённо EFP, придавались каждой армии и позже были переименованы из «тыловых» в «армейские»).
В экипаже с братом
Среди прочих авиационных частей 4-й армии парк обслуживал и 13-й полевой авиаотряд (Feldflieger Abteilung 13, сокращённо F.Fl.Abt. или FFA), в котором служил наблюдателем старший брат Освальда Вильгельм (Wilhelm Bölcke). Отряд был вооружён бипланами «Альбатрос» DD, позже получившими обозначение B.I и B.II в зависимости от размаха и числа стоек в коробке крыльев, и Бёльке-младший, нацелившийся на службу именно в этой части, в течение дня ознакомился с данным типом и совершил несколько тренировочных полётов.
На следующий день авиапарк перебазировался вслед за наступающими войсками. Исправные аппараты перегоняли «своим ходом», и Освальд воспользовался этим обстоятельством, чтобы «заблудиться» и совершить посадку на аэродроме FFA.13. На его счастье, командир отряда был не против неожиданного пополнения и сам оформил бумаги на перевод.
1 сентября Освальд совершил свой первый боевой вылет, вместе с братом выполнив задание по разведке. Впоследствии он постоянно летал с Вильгельмом и лишь несколько боевых вылетов сделал с другими наблюдателями и собственным механиком.
8 сентября Бёльке впервые увидел в воздухе самолёт противника: маршрут разведки проходил недалеко от французского аэродрома, с которого взлетели два аппарата. Сначала братья не обратили на них внимания, но когда те начали приближаться, заволновались: немецкие авиаторы уже были наслышаны про пулемёты, которыми «галлы» начали вооружать свои аэропланы. Поэтому, как только Вильгельм закончил наносить на карту отметки, он дал отмашку пилоту на бегство. Такой сценарий был традиционным для большинства встреч с воздушным противником вплоть до появления у немцев на фронте самолётов класса C, до которого оставалось ещё девять месяцев.
Обер-лейтенант Вильгельм Бёльке в отряде был первым по старшинству после командира и имел возможность влиять на составление плана полётов, часто записывая себя с братом на выполнение боевых заданий. Поэтому к концу года Освальд стал лидером по боевому налёту среди пилотов, а Вильгельм, регулярно летавший и с другими лётчиками, стал абсолютным рекордсменом части.
FFA.13 всё так же был вооружён «Альбатросами», но в ноябре на его аэродроме приземлился лётчик другой части на достаточно редком и необычном для немецкой авиации аппарате — моноплане «Фоккер» M.8 (A.I). Оценив лётные данные этого «скаута», Освальд при следующем визите в авиапарк заказал себе такой же. Из-за редкости типа ему пришлось ждать прямой поставки с завода. «Посылка» пришла 8 декабря, и братья стали чередовать полёты на «Альбатросе» и «Фоккере»: на первом летали на дальние и продолжительные полёты, на втором — на ближнюю разведку и корректировку.
Их экипаж был на хорошем счёту у командования, собирая награды и благодарности, но одновременно братья безнадёжно испортили отношения со всеми остальными офицерами части. Эта вражда и начавшийся весной 1915 года конфликт с новым командиром отряда стали причиной перевода Вильгельма в тыл в первых числах апреля. Освальд уже и сам не захотел служить на прежнем месте и добился перевода в другую часть, в конце месяца получив назначение в находящийся в процессе формирования 62-й полевой отряд.
FFA.62 получил на вооружение разведчики LVG D.IV (B.I), к которым позже добавились единичные D.V (B.II), и прибыл на западный фронт 15 мая, вскоре обосновавшись на аэродроме Дуэ. В неофициальном рейтинге лётчиков части Бёльке занимал первое место и поэтому получал самые современные и качественные самолёты. Он же стал логичным кандидатом на пилотирование LVG, на который в первой половине июня поставили снятый со сбитого французского самолёта кавалерийский «Гочкис».
Рождение истребителя
На импровизированном «кампффлюгцойге» Бёльке совершил лишь несколько боевых вылетов, потому что 13 июня 1915 года в отряд поступил первый заводской «боевой самолёт» — LVG D.VI (C.I). Одновременно ему поменяли наблюдателя — вместо лейтенанта Вильгельма Ашенборна (Wilhelm Aschenborn) он стал летать с лейтенантом Хайнцем-Хелльмутом фон Вюлишем (Heinz-Hellmuth von Wühlisch), который лучше его прежнего напарника разбирался в пулемётах.
Любые вооружённые аппараты, будь то одноместные, двухместные или даже двухмоторные, немцы тогда использовали для эскортирования обычных разведчиков, и в таких вылетах неоднократно происходили воздушные бои, заканчивавшиеся бегством одной из сторон. 4 июля во время очередного вылета на сопровождение, не успев добраться до линии фронта, Бёльке и Вюлиш заметили «Моран-Парасоль», идущий навстречу им на большей высоте, и устремились в погоню, бросив своего подопечного.
Французский экипаж либо не следил за воздушной обстановкой, либо проигнорировал возможную угрозу и продолжал спокойно следовать вглубь немецкой территории, даже не пытаясь увеличить скорость или набрать ещё высоты. Очнулся противник только через полчаса, когда LVG его уже настиг. В горизонтальном полёте немецкий самолёт оказался более скоростным, так что обратно на запад французам пришлось прорываться с боем. После 20 минут перестрелки и маневрирования «Моран» начал снижаться, планируя, а после ещё нескольких очередей Вюлиша почти отвесно упал на землю. Этот успех стал первой подтверждённой победой как для лётчика, так и для отряда в целом.
На рубеже июня-июля FFA.62 получил также два сверхштатных самолёта фирмы «Фоккер»: тренировочный M.5L (A.II) и боевой M.5K/MG (E.I), которые опять достались Бёльке, приступившему к боевым вылетам на одноместном истребителе с 7 июля, чередуя их с полётами на LVG, а вскоре после этого отряд получил ещё один боевой моноплан.
Прежде при получении Освальдом нового самолёта предыдущий всегда передавали фенриху Максу Иммельману (Max Immelmann), но в случае с истребителями это правило не сработало, и Бёльке оказался владельцем всех трёх «Фоккеров». Однако Иммельман всё же по дружбе опробовал в полёте не только тренировочный, но и боевой моноплан, а 1 августа он «угнал» стоявший на аэродроме «айнзитцер» и поднялся на перехват, сумев добиться первой признанной победы немецкой истребительной авиации.
Бёльке же свою первую истребительную победу (и вторую вообще) одержал 19 августа, потом ещё одну — 9 сентября. В тот период он летал уже почти исключительно на истребителях, тем не менее за ним был официально закреплён самолёт-разведчик и постоянный наблюдатель, которым в конце августа после ранения Вюлиша стал лейтенант Эрхардт фон Тойберн (Ehrhardt von Teubern).
18 сентября оба авиатора неожиданно получили приказ на перевод в батальон голубиной почты Мец (Brieftauben Abteilung Metz, сокращённо BAM, будущая KAGOHL 2), взяв на новое место своих ординарцев, механиков и оба летательных аппарата. Не исключено, что переводу поспособствовал Вильгельм Бёльке, который тогда был одним из старших офицеров BAM, но даже если это так, вместе в экипаже братья уже больше не летали, да и в одной части они прослужили всего две недели. За эти полмесяца Освальд успел одержать свою четвёртую победу, а потом с Тойберном и тремя другими экипажами был откомандирован для помощи «братскому» батальону Остенде (BAO, будущая 1-я эскадра).
В октябре Бёльке записал на свой счёт ещё две воздушные победы и вернулся в BAM в первых числах ноября, но уже 11 ноября отправился в новую командировку — на этот раз в тыл, сначала на фирму Фоккера, а потом в Берлин. На фронт — в FFA.62 — из этой поездки он вернулся в декабре, привезя с собой новинку — один из предсерийных истребителей «Фоккер» E.IV. Прежде, с июля по ноябрь, он последовательно повоевал на «Фоккерах» типов E.I, E.II и E.III.
Признание: преференции и запреты
5 января 1916 года Бёльке одержал седьмую победу, ровно через неделю — восьмую, и в тот же день был награждён орденом «Пур-ле-Мерит». Но не всегда бои проходили гладко: 14 числа он встретился в бою с очень умелым английским экипажем. Этот B.E.2c Освальд всё же сбил, но и сам подставился под огонь и вынужденно сел в нескольких километрах от линии фронта, оставшись без капли бензина в пробитом баке.
Ещё неделю спустя Бёльке произвели в обер-лейтенанты и перевели под Верден обратно в бывший BAM, теперь уже ставший 2-й бомбардировочной эскадрой, но по прибытии на место лётчика зачислили не в неё, а в 203-й артиллерийский авиаотряд (Artillerie Flieger Abteilung, сокращённо AFA), где в преддверии наступления начали формировать подразделение, по месту базирования известное как истребительная команда Жамец (Kampfeinsitzer Kommando, или сокращённо KEK Jametz).
Начало наступления ас не застал, попав в госпиталь с подозрением на тиф, но вскоре он сбежал в часть и приступил к выполнению боевых вылетов. Все его попытки перехвата неприятельских аппаратов оказались безрезультатны. Посчитав, что всё дело в недостаточной скорости реакции на сообщения постов наблюдения, Бёльке убедил командование, что истребители лучше выдвинуть ближе к фронту, и закономерно был назначен исполнителем своей инициативы.
Найдя подходящую площадку у деревни Сиври-сюр-Маас в 12 километрах от фронта, Бёльке 11 марта 1916 года возглавил новоиспечённую истребительную команду KEK Sivry, которая на тот момент состояла всего из двух «Фоккеров» при двух лётчиках, но позже стала полноценным отрядом.
Изменение базирования сразу же сказалось положительно на результатах боевой работы: в каждый из следующих трёх дней Освальд провёл по одному результативному бою. Впрочем, подтверждения наземных наблюдателей пришли только на первые две заявки, ставшие 10-й и 11-й победами. Во второй половине месяца ас добавил на счёт ещё две, а потом одну в апреле и четыре в мае, в том числе две за день 21 мая, и в тот же день за боевые заслуги был произведён в гауптманы.
Истребительные команды оперативно подчинялись штабам армий, а в организационно-техническом отношении были подразделениями разведывательных отрядов, но в середине 1916 года некоторые из них преобразовали в отдельные части. По команде Сиври такое решение было принято в первой половине июня, но создание тыловых структур для авиачасти дело не одномоментное, поэтому преобразование закончилось только к 30 июня, когда Бёльке уже был отстранён как от командования, так и от полётов вообще, но тут мы немного забегаем вперёд.
18 июня пришло известие о гибели Макса Иммельмана, 22 июня в Дуэ перед отправкой тела аса на родину прошла церемония прощания, на которой присутствовал и Бёльке. После этого он на несколько дней задержался в KEK III (бывшее истребительное подразделение FFA.62), участвуя в боевых вылетах. Среди прочего, ему удалось опробовать в воздушном бою новейший истребитель-биплан «Хальберштадт» D.II, но из-за плохого знакомства с самолётом он неправильно выполнил манёвр, а пока разворачивался для повторной атаки, противник успел сбежать.
Затем «загулявший» офицер был в приказном порядке отозван обратно в свою часть, а 26 июня прибыл по вызову в штаб армии, где его огорошили высочайшим запретом на боевые вылеты: качественное и количественное превосходство противника сделало положение немецкой истребительной авиации крайне тяжёлым. Кайзер всерьёз обеспокоился возможной гибелью второго из главных авиационных героев страны и решил таким образом обезопасить его.
Асу предложили на выбор штабную должность, командование эскадрильей ПВО или инспекционную поездку в Турцию, и тот решил, что туристом быть интереснее. Вернувшись в Сиври паковать вещи, Бёльке, несмотря на все запреты, на следующий день выполнил ещё несколько боевых вылетов и провёл один воздушный бой. Когда от наземных наблюдателей пришло подтверждение падения вражеского самолёта, случился небольшой скандал, но победу всё же засчитали, а самого нарушителя просто поторопили со сборами.
Следующую неделю он провёл в штабе ВВС за обсуждением тактики истребительной авиации, подготовив по запросу командующего перечень основных принципов воздушного боя, вошедший в историю под латинским названием Dicta Boelcke, или «Изречения Бёльке», а затем отправился в путешествие на восток.
В ходе своего «турне» ас посетил Австро-Венгрию, Турцию и на обратном пути Болгарию, а потом побывал на нескольких немецких аэродромах македонского и русского фронтов. В середине августа 1916 года в Ковеле его догнал приказ срочно возвращаться во Францию и принять командование 2-й истребительной эскадрильей.
В отличие от других ягдштаффелей «первой волны», 2-я создавалась «с нуля», а не на базе уже имевшихся KEK, поэтому её ещё только предстояло сформировать. Зато Бёльке мог сам выбирать себе пилотов, сделав при этом не самый очевидный выбор в пользу опытных лётчиков, но не истребительной, а разведывательной и бомбардировочной авиации, над которыми не довлело наследие «эпохи монопланов» с уже устаревшими тактическими приёмами.
Сам командир и первые лётчики прибыли в часть во второй половине августа, а 1 сентября были получены первые три самолёта, все разных типов. Один из них — «Фоккер» D.III — стал персональным истребителем Бёльке. На нём он на следующий день совершил первый боевой вылет эскадрильи, провёл первый воздушный бой и сбил первый самолёт противника, ставший его 20-й подтверждённой победой.
Следующие две недели Бёльке постепенно вводил в строй своих пилотов, поочерёдно беря их на патрулирование, за это время добавив на свой счёт ещё шесть побед. Ведомые тоже участвовали в боях, но успехов добиться не сумели. 16 сентября наконец прибыли шесть давно ожидаемых «Альбатросов», на которых эскадрилья могла приступить к полноценному участию в боях, что часть и продемонстрировала на следующий день, сбив в групповом воздушном бою сразу три английских самолёта.
Всего за вторую половину сентября и октябрь Jasta 2 одержала 44 победы, авторство трети которых принадлежало командиру: 1 октября он первым среди немецких лётчиков и вторым вообще пересёк рубеж 30 побед, а 26 октября довёл счёт до 40, оставив позади всех конкурентов.
Внезапный финал
28 октября 1916 года вскоре после 16:30 поднятая по тревоге шестёрка «Альбатросов» 2-й истребительной эскадрильи обнаружила пару DH.2 из 24-й эскадрильи RFC и устремилась в атаку. Немецкие истребители были более современными и превосходили «Де-Хэвилленды» в скорости, скороподъёмности и вооружении, но уступали в манёвренности, поэтому бой проходил в стиле, присущем скорее Второй мировой: Бёльке и его ведомые пикировали, атаковали и уходили снова вверх, чтобы после разворота повторить этот цикл ещё раз, а их противники уворачивались от атак виражами.
Из-за явного своего преимущества и накопившейся усталости — это был уже шестой боевой вылет за день — немецкие лётчики расслабились и начали допускать грубые ошибки. В один из моментов Бёльке и лейтенант Эрвин Бёме (Erwin Böhme), будущий ас и кавалер Пур-ле-Мерит, одновременно атаковали одного и того же англичанина и, доворачивая за маневрирующей целью, столкнулись: колёса ведомого ударили по верхнему крылу ведущего.
В последний момент оба немца заметили опасность, но среагировали поздно. Из-за столкновения и неудачной попытки его избежать самолёты потеряли управление, но потом пилоты вывели их в горизонтальный полёт. Машина Бёме, у которой удар пришёлся по шасси, практически не пострадала, в отличие от истребителя Бёльке. Конструкция крыла «Альбатроса» не была рассчитана на прямое ударное воздействие, поэтому самолёт Бёльке лишился законцовки левой верхней плоскости вместе с элероном, однако сохранил способность к управляемому полёту.
Самолёт постепенно снижался, и казалось, что всё обойдётся, но уже у земли налетевший порыв ветра резко увеличил изначально небольшой крен влево. Очевидно, управление оставшимся элероном было нарушено, поэтому выправить полёт не удалось. Машина окончательно потеряла управление и врезалась в землю…
Два месяца спустя, в ответ на ходатайство пилотов, кайзер присвоил имя погибшего аса эскадрилье, которой тот командовал. Это был первый подобный случай в авиации, и до конца войны такой чести удостоился только ещё Манфред фон Рихтгофен — самый талантливый ученик Бёльке, первым сумевший превзойти достижения своего командира и в итоге ставший лучшим асом войны.
В середине 30-х годов, когда восстановленная нацистами военная авиация Германии вышла из тени, имя Бёльке присвоили авиагруппе Фассберг (Fliegergruppe Faßberg), которая после серии переименований превратилась в бомбардировочную эскадру KG 27. В современных люфтваффе это имя носит 31-я тактическая эскадра (TaktLwG 31), летающая на истребителях Еврофайтер «Тайфун».
Комментарии к данной статье отключены.