В ночь с 20 на 21 апреля 1943 года немецкие войска попытались сорвать генеральное наступление союзников на город Тунис. Попытка провалилась, но британские и американские дивизии увязли в ожесточённых боях за каждый холм. Сначала подразделениям 5-го британского корпуса пришлось штурмовать высоту Джебель-Джаффа, а затем высоту 174 и холм «Лонгстоп». Несмотря на пересечённую местность, атаки британской пехоты поддерживали танки «Черчилль». Немцы оказывали яростное сопротивление, бросая в бой «Тигры», — один из этих танков достался британцам почти исправным.
Подготовка к решающему броску
К апрелю 1943 года положение итало-немецких войск в Тунисе стало катастрофическим — союзники практически перерезали маршруты поставок из Италии в Африку, уничтожали морские суда и транспортную авиацию. В середине апреля группа армий «Африка» генерал-полковника Ганса-Юргена фон Арнима заняла последнюю линию обороны длиной около 140 км. Северный сектор прикрывали части 5-й танковой армии генерала танковых войск Густава фон Верста (с севера на юг):
- дивизия «Фон Бройх» генерал-лейтенанта Карла Бюловиуса;
- 334-я пехотная дивизия генерал-майора Фрица Краузе (севернее Меджез-эль-Баба);
- части дивизии «Герман Геринг» генерал-майора Йозефа Шмида.
Южнее немцев находились части 1-й итальянской армии генерала Джованни Мессе.
Оборонявшимся крайне не хватало боеприпасов, топлива и провизии. Генерал фон Арним констатировал, что даже если бы не велись боевые действия, ввиду хронического недостатка продуктов питания итало-немецкие войска в Тунисе смогли бы продержаться максимум до 1 июня. Несмотря на это, Гитлер запретил эвакуацию группы армий «Африка» в Европу.
16 апреля штаб 18-й группы армий генерала Гарольда Александера отдал приказ о генеральном наступлении в Тунисе. Главный удар наносили части 1-й армии генерал-лейтенанта Кеннета Андерсона:
- 2-й корпус армии США генерал-лейтенанта Омара Брэдли (1-я, 9-я, 34-я пехотные и 1-я бронетанковая дивизии) получил приказ наступать в прибрежном секторе и овладеть портом Бизерта;
- 5-й корпус генерал-лейтенанта Чарльза Олдфри (1-я, 4-я и 78-я пехотные дивизии, 25-я бронетанковая бригада) должен был занять высоты «Лонгстоп» и Джебель-Анг, высокие холмы позади Ксар-Тира, прорвать оборону противника на направлении Меджез-эль-Баб – Тунис, вынудить немцев ввести в бой резервы и атаковать их;
- 9-й корпус генерал-лейтенанта Джона Крокера (46-я пехотная, 1-я бронетанковая и 6-я бронетанковая дивизии), наступая в районе Пон-дю-Фахс и Губеллат (справа от 5-го корпуса), намеревался разбить немецкие танковые части восточнее Меджерды и отрезать вражеские подразделения на линии Эль-Батан – Массико;
- 19-й французский корпус генерала Луи Кёльца должен был прикрывать левый фланг 9-го корпуса, занять Пон-дю-Фан и далее наступать на север.
Три дивизии британской 8-й армии генерала Бернарда Монтгомери играли второстепенную роль, нанося удары по позициям 1-й итальянской армии через Энфидавиль на Хаммамет. Монтгомери должен был начать атаку первым, 19 апреля, чтобы немцы подумали, что главный удар наносится с юга. 5-й и 9-й корпуса наносили удар 22 апреля, 2-й корпус армии США и французы — 23 апреля. Союзники имели подавляющее превосходство в живой силе и боевой технике: 320 000 человек против 130 000 (из них 60 000 немцев), 1400 танков против 160, 1200 орудий против 500.
Операция «Флидерблюте»
Зная о том, что противник готовится к решающему наступлению, фон Арним решил сыграть на опережение и первым нанести удар на хребет Банана (в 9 км восточнее Меджез-эль-Баба) и Джебель-Джаффу. Главной ударной силой должны были стать 5-й парашютный полк под командованием майора Герхарда Ширмера (дивизия «Герман Геринг»), 10-я танковая дивизия генерал-лейтенанта Фридриха фон Бройха и 504-й батальон тяжёлых танков майора Августа Зейденштикера — всего более 70 танков.
Немцы наносили удар тремя боевыми группами:
- группа подполковника Пауля Аудорффа (754-й гренадерский полк, сапёрная рота, батарея зениток и 1-й батальон дивизии «Герман Геринг») должна была атаковать высоту 250 (Джебель-бу-Мусс) и блокировать дорогу Губеллат – Меджез-эль-Баб;
- группа майора Герхарда Ширмера (5-й парашютный полк дивизии «Герман Геринг», два батальона 7-го танкового полка 10-й танковой дивизии, разведывательные части, рота сапёров) имела задачу захватить британские позиции на холмах к северо-западу от равнины Губеллат;
- группа майора Вернера Функа (2-й парашютный батальон) прикрывала левый фланг группы Ширмера и должна была захватить восточные склоны холма Джебель-Регхана.
Локальный контрудар, получивший кодовое название «Операция «Флидерблюте» («Цветы сирени»), последовал в ночь с 20 на 21 апреля.
Удар пришёлся на части 5-го британского корпуса — 3-ю пехотную бригаду бригадира Х. Мэтьюза (1-я пехотная дивизия), которая находилась на хребте Банана, и 10-ю пехотную бригаду бригадира Джона Хогшо (4-я пехотная дивизия), чьи подразделения занимали позиции в секторе высоты Джебель-Джаффа.
Атака стала неожиданностью для британцев — немцы смогли продвинуться на глубину в 8 км на фронте шириной почти 20 км, приблизились к командному пункту 4-й дивизии, но попали под мощные удары орудий и миномётов. С немецкой стороны выглядело безумием атаковать многочисленные артиллерийские позиции союзников, планировавших артподготовку (1-я армия накопила более 340 000 снарядов). Немцы захватили Джебель-Джаффу, отбили несколько контратак британцев, но быстро столкнулись с серьёзными проблемами. Майор Ширмер утверждал, что немецкие танки не могли маневрировать в узких горных проходах и становились прекрасными мишенями. Британский историк Дэвид Рольф так описывал эти бои:
«Потеряв множество танков, экипажи 10-й танковой дрались в пешем строю. Поле боя освещали коптящие факелы пылающих машин. Следовавшая за танками пехота понесла тяжёлые потери от сосредоточенного артиллерийского огня. Пулемёты косили немцев, словно пшеницу. А штыковая атака при поддержке танков «Черчилль» позволила англичанам снова занять хребет».
В документах 10-й танковой дивизии указано, что в ходе скоротечного контрудара части вермахта уничтожили 5 артиллерийских батарей, 7 танков, 80 автомашин и более 150 солдат противника. Сами немцы, по британским подсчётам, потеряли свыше 300 солдат и офицеров, порядка 20 танков, более десятка автомашин и бронетранспортёров.
Бои у Джебель-Джаффы
Немецкое контрнаступление продолжалось чуть более шести часов. Утром 21 апреля британцы получили приказ отбить захваченные противником позиции, а также приступили к выполнению приказа от 16 апреля. В наступление перешла 4-я пехотная дивизия генерал-майора Джона Хоксворта. Пехотинцев поддерживали танки «Черчилль» (более 130 единиц) из состава 21-й армейской танковой бригады (12-й, 48-й и 145-й танковые полки) бригадира Томаса Айвора-Мура. Прежде всего, британцы пытались отбить высоту Джебель-Джаффа, которая была ключом к перевалу Джаффа и открывала дорогу на Тунис. Важную высоту штурмовали 1-й батальон 6-го Восточно-Суррейского полка (командир — подполковник Хью Алан Бруно) и танки 48-го танкового полка.
Британская пехота атаковала Джебель-Джаффу с юго-запада: первой двигалась рота «А» (командир — капитан Питер Пластоу), за ней роты «В» (командир — майор Джеффри Мэгс) и «С» (командир — майор Гай Реджи). Солдаты роты «А» достигли высоты Джебель-эль-Мехиригар (1,6 км южнее Джебель-Джаффы), двинулись на Джаффу, но из-за плотного вражеского огня не могли продвинуться дальше. Лейтенант Алан Паскинс повёл людей в штыковую атаку, но немцы, закрепившиеся на гребне высоты, забросали британцев гранатами. Роте «А» пришлось отступить и перегруппироваться. Ветеран Первой мировой подполковник Бруно лично возглавил роту «С» и повел её в атаку вокруг левого фланга роты «А». Рота «В» прикрывала атакующих огнём.
От вершины Джебель-Джаффы британцев отделяло всего 20 м, но из-за больших потерь наступление захлебнулось. 30-й полк полевой артиллерии создал дымовую завесу, под покровом которой остатки роты «С» отступили на исходные позиции. В этом бою 1-й батальон потерял 42 человека убитыми и 26 ранеными.
Пока пехота штурмовала Джебель-Джаффу, танкисты 48-го полка поддерживали её огнём и вели артиллерийские дуэли с немецкими танками и противотанковыми орудиями. Во второй половине дня танки эскадрона «А» наступали в северо-восточном направлении справа от Джебель-Джаффы. Танки пересекли сухое речное русло (вади), затем приблизились ещё к одному, и темп наступления снизился — одна из машин упёрлась лбом в берег вади, причём пушка до половины вошла в грунт. Второму танку пришлось брать застрявшую машину на буксир. Основная часть полка при поддержке 1-го батальона 6-го Восточно-Суррейского полка двигалась на северо-восток, пройдя кукурузное поле. Вскоре завязались бои с немецкими танками. Командир 3-го взвода капитан Алан Лотт смог сжечь один из немецких танков (вероятно, Pz.IV), но его «Черчилль» тут же получил попадание в башню и загорелся. Командир танка и заряжающий, охваченные пламенем, смогли выбраться наружу, а остальные члены экипажа сгорели заживо. Участником этого боя был лейтенант Питер Гаджин:
«Это была ужасная картина. Голова капитана сильно обгорела, он смог сбить с себя пламя и бросился на спасение парней, которые остались в машине. Казалось, он не чувствовал боли».
Через несколько дней капитан Лотт и его заряжающий скончались в госпитале от полученных ранений. Несколько снарядов попали и в танк Гаджина — 88-мм снаряд, пробив лоб, прошёл насквозь и вызвал возгорание двигателя. 50-мм снаряд попал в башню, а 75-мм — в левый борт, но оба не пробили брони. Лейтенант эвакуировался из горящего танка и помог покинуть машину механику-водителю и радисту.
Несколько подбитых «Черчиллей» продолжили вести огонь, уничтожили немецкую противотанковую пушку и подбили танк. Возможно, британцы вели бой с частями группы Ширмера. Один Pz.IV сгорел, ещё два получили повреждения и вышли из строя. Вскоре немецкие танки накрыла британская артиллерия — в документах 504-го батальона тяжёлых танков указано, что 21 апреля был потерян один «Тигр». Историк Вольфганг Шнайдер утверждает, что 21 апреля немцы потеряли «Тигр» и три Pz.III. По его словам, снаряд британского танка из эскадрона «А» попал в башню «Тигру» №712 обер-лейтенанта Шрётера и заклинил её, после чего экипаж покинул танк. Кроме того, Шнайдер утверждает, что в тот день «Тигры» вывели из строя 40 британских танков.
Джебель-Джаффа в руках британцев
22 апреля части 1-го батальона 6-го Восточно-Суррейского полка возобновили атаку на Джебель-Джаффу. Атаку возглавляли майоры Роберт Томпсон (исполняющий обязанности командира батальона) и Джеффри Мэгс. К своему удивлению британцы увидели, что высота пуста — немцы покинули свои позиции ещё ночью, оставив более двух десятков убитых. Неподалёку от немецких позиций было обнаружено тело подполковника Бруно, погибшего накануне (посмертно награждён Военным Крестом).
В тот же день севернее Джебель-Джаффы в атаку на немецкий опорный пункт «Лонгстоп» перешли части 36-й пехотной бригады бригадира Бернарда Хоулетта (из состава 78-й пехотной дивизии) и танки Североирландского кавалерийского полка подполковника Дэвида Дауни (21-я армейская танковая бригада). «Лонгстоп» размещался сразу на двух высотах (Джебель-эль-Ахмера и Джебель-Рар), с которых немцы обстреливали две дороги, ведшие в Тунис. Несмотря на то, что сначала «Лонгстоп» обстреляли несколько сот орудий, британская пехота не смогла с ходу захватить высоты, на которых прочно закрепились части 962-го (999-я Африканская лёгкая дивизия) и 754-го (334-я пехотная дивизия) пехотных полков. Пока 36-я бригада штурмовала «Лонгстоп», 38-я пехотная бригада бригадира Нельсона Рассела (78-я дивизия) очистила от врага городок Хейдус и скалы Тангуча (западнее «Лонгстопа»).
В тот же день в атаку перешли части 9-го британского корпуса — 46-я пехотная дивизия (командир — генерал-майор Гарольд Фримен-Аттвуд) ударила западнее высот Себкрет-эль-Курция, но не смогла прорвать вражескую оборону. Тогда британские пехотинцы стали продвигаться через болота севернее Себкрет-эль-Курции и после короткого боя вклинились в немецкие позиции. В прорыв выдвинулись танки 6-й бронетанковой дивизии генерал-майора Чарльза Кэйтли. Немцы сузили сектор обороны, покинув высоты 988, Джебель-Мансур и Чирих, и сдержали натиск британцев.
Высота 174
23 апреля британцы продолжили наступление на немецкие позиции южнее реки Меджерда. Поскольку 4-я пехотная дивизия понесла большие потери, главной ударной силой стала 1-я пехотная дивизия генерал-майора Уолтера Клаттербека. Британцы продолжали теснить части 10-й танковой и 334-й дивизий.
Ожесточённые бои разгорелись за высоту 174 (Гуйриа-эль-Атах) в 16 км восточнее Меджез-эль-Баба, которую штурмовали части 2-го батальона Северо-Стаффордширского полка и 1-го батальона Северо-Ланкаширского полка лёгкой пехоты 2-й пехотной бригады бригадира Эрика Мура (1-я дивизия). Так как высота была практически голой, британская пехота не имела укрытий и попала под губительный огонь миномётов и пулемётов. Гуйриа-эль-Атах переходила из рук в руки несколько раз. В боях особо отличился лейтенант Уиллард Сэндис-Кларк из Северо-Ланкаширского полка. Рота «В», в которой служил Сэндис-Кларк, была почти полностью уничтожена при штурме высоты, и он остался единственным офицером в строю. Молодой лейтенант не растерялся, собрал 20 бойцов из остатков других рот и, будучи раненым в голову и шею, снова повёл людей в атаку. Из револьвера Сэндис-Кларк уничтожил расчёт одного из пулемётов, а затем при помощи своих солдат подавил ещё два пулемёта. Сэндис-Кларк продолжал атаку, но снайперская пуля оборвала его жизнь. Посмертно Сэндис-Кларк был награждён Крестом Виктории. К концу дня 2-я бригада потеряла около 500 человек убитыми и ранеными, так и не взяв высоту 174.
Не увенчались успехом и действия 142-го полка Королевского бронетанкового корпуса майора Дениса Рейнольдса (из состава 25-й армейской танковой бригады), который, по словам историка Дэвида Рольфа, потерял 29 машин.
На следующий день бои за высоту 174 завязали части 3-й пехотной бригады бригадира Гарри Мэтьюза (1-я дивизия) — 2-й батальон Шервудской лесной стражи («Шервудских лесников») бригадира Рендала Руэ и 1-й батальон Королевской Шропширской лёгкой пехоты подполковника Джона Джеймса. Пехотинцев поддерживала смежная танковая группа — эскадрон 145-го танкового полка (21-я танковая бригада), эскадрон «В» 48-го танкового полка и части 142-го бронетанкового полка.
В 14:00 «лесники» (роты «В» и «D») смогли продвинуться в долину между высотами 151 и 174. У подножья высоты 174 пехота наткнулась на минные поля и колючую проволоку, по ней открыли огонь пулемёты и миномёты. Тогда бригадир Мэтьюз приказал воспользоваться прикрытием дымовой завесы и вызвал огонь дивизионной артиллерии. Первыми на вершину высоты взобрались солдаты роты «D» во главе с лейтенантом Джоном Брачи, которые уничтожили пулемётную точку и убили нескольких немецких солдат. Вскоре лейтенант был убит пулемётным огнём, но наступавшим удалось закрепиться на высоте.
Пленение «Тигра»
Во второй половине дня с северо-востока высоту 174 контратаковали части 504-го батальона (в числе прочих танков в атаке участвовали шесть «Тигров»). Немецкие танки столкнулись с девятью «Черчиллями». Британская бронетехника находилась на высоте, немецкая — внизу, на дистанции 180–230 м от вершины. Участником событий стал лейтенант Гаджин, чей танк был подбит 21 апреля. Теперь Гаджин выступал в качестве офицера связи и хорошо запомнил тот бой:
«Я впервые увидел «Тигр», и был в ужасе. Его пушка была вдвое длиннее нашей. Он мог прикончить нас с 2000 ярдов, а мы могли подбить его менее чем с 600 ярдов и то при везении. Один из наших снарядов ударил в его орудийную маску и рикошетом ушёл в погон башни, заклинив её».
Действительно, «Тигр» №131 из 3-го взвода 1-й роты получил три попадания из 6-фунтовых орудий «Черчиллей». Один снаряд попал в нижнюю часть маски орудия, срикошетил в погон башни и заклинил её.
Второй снаряд ударил в правую боковую стойку подъёмника орудия, третий — попал в башню. По свидетельству британских танкистов, немецкий экипаж пытался отрегулировать орудие, но безуспешно. Этот эпизод описал и командир эскадрона «В» 48-го танкового полка майор Чарльз Джосс:
«Капитан Рэнд увидел верх башни немецкого танка, навёл на врага орудие и приказал остальным экипажам сделать то же самое. Вскоре немецкий танк был виден полностью. Это был «Тигр». Наши танки открыли огонь. Один из «Черчиллей» попал в нижнюю часть немецкой машины, но «Тигр» исчез из поля зрения. Танк появился снова, и на этот раз мы его подбили. Экипаж «Тигра» выскочил из машины и был уничтожен нашей пехотой».
«Черчилль» сержанта Камминса приблизился к обездвиженному «Тигру», чтобы добить его (британцы опасались, что немцы эвакуируют танк), но был сожжён 88-мм орудием с дистанции более 1500 м. После боя, осмотрев захваченный танк, британцы пришли к выводу, что снаряды разбили его радиостанцию и привели к разрыву шва в башне (поэтому члены экипажа могли быть ранены осколками брони).
Также были выявлены следы 7,7-мм пулемётных пуль, которые повредили прибор наблюдения командира, и 13 попаданий фугасных снарядов. Экипаж поспешно покинул машину, не взорвав её (вероятно, из-за ранения командира танкисты не знали, что делать дальше).
Существует версия, согласно которой «Тигр» был подбит вовсе не танкистами, а из трофейной пушки. Согласно ей, увидев приближающиеся немецкие танки, сержант Джон Оскрофт (2-й батальон Шервудских лесников) с противотанковым гранатомётом PIAT стал ползком приближаться к противнику, и когда дистанция между ним и танком сократилась, выстрелил по «Тигру». Немецкая машина стала поворачивать башню в сторону сержанта и в этот момент получила несколько попаданий в башню из трофейного 75-мм французского орудия, отбитого у немцев. Экипаж быстро покинул танк.
Изначально в научной литературе доминировало суждение, что «Тигр» №131 был захвачен 21 апреля у Джебель-Джаффы (именно это место и дату ошибочно указал лейтенант Гаджин). Но разбор документации и данные геолокации (танк захватили на открытой местности, а сектор Джебель-Джаффы был покрыт кустарниками) позволяют утверждать, что «Тигр» был «пленён» 24 апреля у Гуэрат-эль-Атах. В ходе контратаки немцы сожгли несколько «Черчиллей», а британские танкисты вывели из строя два-три Pz.III и «Тигр». В рапорте 48-го танкового полка указано, что 24 апреля у высоты 174 британские экипажи уничтожили пять немецких танков и захватили почти исправный «Тигр».
В боях за высоту 174 потери 2-го батальона Шервудских лесников составили 68 солдат и офицеров (среди прочих погиб подполковник Джон Плэйер), 3-я бригада в совокупности потеряла около 300 человек (был убит и бригадир Мэтьюз). У 145-го бронетанкового полка сгорело два «Черчилля» (два танкиста погибло, ещё шесть получили ранения), 48-й полк потерял безвозвратно три машины. Если подытожить потери 142-го бронетанкового и 48-го танкового полков за 21–26 апреля, то статистика весьма печальна: первый потерял 29 танков, второй — 38. Захватив высоту 174, британские части получили возможность наступать в долине Меджерды и прикрыть южный фланг атакующих у «Лонгстопа».
23 апреля в наступление перешли части 2-го корпуса США. Против более 100 000 солдат и офицеров корпуса действовало лишь 8000 немцев и итальянцев. Но даже подавляющее численное превосходство не позволило американцам быстро прорвать вражескую оборону — бои за высоты 531 и 609 продолжались до конца апреля.
26 апреля части 78-й пехотной дивизии взяли под контроль «Лонгстоп». В тот же день части 24-й гвардейской бригады (1-я пехотная дивизия) прорвались через проход Габ-Габ к Джебель-Асуду и Бу-Оказу, которые прикрывали подходы к Тебурбе. Части бригады получили практически невыполнимую задачу — в дневное время атаковать две гряды холмов, ведущие к Бу-Оказу, где прочно укрепились немцы. Британцы захватили Бу-Оказ, но не смогли пробиться дальше на восток из-за яростного сопротивления немцев, которые вырыли многочисленные траншеи, превратили высохшие колодцы в бункеры и заминировали все проходы. Главной ударной силой немцев оставались «Тигры», не дававшие танкам союзников продвигаться по проходам. Майор Ширмер высоко оценил действия экипажей Pz.VI:
«Именно благодаря батальонам тяжёлых танков поражение было отсрочено на две недели».
28–29 апреля тяжёлые бои с немецкими войсками у перекрёстка дорог «угол Питера» (пересечение дорог из Меджез-эль-Баба и из Губеллата в Масико) вела 12-я пехотная бригада бригадира Ричарда Хала (4-я пехотная дивизия) и 12-й Королевский танковый полк. Британцы вновь схлестнулись с «Тиграми», в результате чего 12-й полк потерял 36 «Черчиллей».
Итоги
Генеральное наступление британцев, стартовавшее 22 апреля, не привело к захвату Туниса и полной победе союзников в Северной Африке. 5-й британский корпус понёс большие потери и не мог продвигаться на восток. Согласно документам группы армий «Африка», в течение 20–26 апреля 1943 года итало-немецкие войска уничтожили 162 танка, 240 орудий, 67 машин, 23 самолёта и тысячи бойцов противника. Однако, даже не захватив город Тунис, союзники окончательно обескровили силы Оси в Африке. После жестоких боёв в составе 10-й танковой дивизии вермахта насчитывалось лишь 55 исправных танков. Захватив «Лонгстоп», Джебель-Джаффу, Бу-Оказ, высоты 609 и 174, а также прочие стратегические пункты, британцы открыли себе путь на Тунис. Генерал Александер разработал новый план наступления, согласно которому главный удар наносили части 9-го британского корпуса: пехота должна была прорвать вражескую оборону, после чего в прорыв устремлялась техника 6-й и 7-й бронетанковых дивизий.
6 мая союзники пошли на генеральный штурм, а уже 13 мая остатки войск Оси в Тунисе капитулировали.
Киногерой с новым «сердцем»
Ремонтом захваченного немецкого «Тигра» занялся майор Дуглас Лиддердейл из 104-й ремонтной мастерской Корпуса Королевских инженеров-электриков и инженеров-механиков (REME). Ему помогал лейтенант Уотли.
2 июля 1943 года с грозным «зверем» лично ознакомился британский премьер-министр Уинстон Черчилль, а 18 июля танк осмотрел король Георг VI.
В 1951 году «Тигр» передали в Бовингтонский танковый музей. В течение 1990–2012 годов танк подвергся масштабным ремонтным работам — был заменён двигатель (установили Maybach HL230, снятый с «Королевского тигра») и детали, убрана вся ржавчина, нанесена новая покраска. В 2014 году машина участвовала в съёмках военной драмы «Ярость» (режиссёр — Дэвид Эйер).
«Тигр» №131 продолжает радовать любителей военной техники, будучи экспонатом музея и участвуя в реконструкциях танковых боёв.
Автор выражает благодарность Вадиму Антонову за помощь в подготовке статьи
Литература:
- Мощанский И. Германо-итальянские боевые операции. 1941-1943 гг. – Москва: Вече, 2011
- Рольф Д. Кровавая дорога в Тунис. – Москва: АСТ, Ермак, 2003
- Atkinson R. An Army at Dawn: The War in North Africa, 1942-1943. – New York: Henry Holt and Company, 2002
- Catch That Tiger – Churchill’s Secret Order That Launched The Most by Noel Botham and Bruce Montague. – ReadHowYouWant; [Large Print] edition, 2012
- Gudgin Р. With Churchills to War: 48th Battalion Royal Tank Regiment at War, 1939-45. – Brimscomb: Sutton Publishing, 1996
- Howe G. United States Army in World War II Mediterranean Theater of Operations Northwest Africa: Seizing the Initiative In the West. – Honolulu: University Press of the Pacific, 2005
- Oscroft D. The Myth of Tiger 131. Web Version v.2 – Tiger1.info, 2016
- Tiger Tank Owners Workshop Manual: Fletcher W., M. Hayton, D. Hayton, Scohfield published by Haynes, 2011
Комментарии к данной статье отключены.