Отто Кречмер вошёл в историю Второй мировой под прозвищем «Король тоннажа». За достижения его часто именуют лучшим подводником Дёница или подводным асом № 1. Но так ли это? Ведь некоторые из его коллег также совершили деяния, которые никто не смог превзойти. Не потеснят ли они Кречмера с пьедестала? Попробуем разобраться, кто же мог быть лучшим подводником Третьего Рейха.
Немецкие подводные асы
Французское слово «ас» стало активно использоваться в военной терминологии ещё в годы Первой мировой войны. Оно означало «специалист высшего класса» или «лучший из лучших». Изначально так называли военных лётчиков, в совершенстве владевших искусством пилотирования и воздушного боя и сбивших не менее пяти самолётов противника. Вскоре асы появились и у подводников. Уже в сентябре 1914 года немецкие подводные лодки заявили о себе как о грозном оружии, когда их торпеды отправили на дно четыре британских крейсера. После этого субмарины занялись истреблением торговых судов и добились внушительных успехов.
Отличительной чертой подводного аса кайзеровского флота было награждение командира подлодки высшим военным орденом Пруссии «Pour le Mérite» («За заслуги»). В вооружённых силах Германии из-за цвета креста его прозвали «Синим Максом». Первым кавалером ордена среди подводников стал знаменитый Отто Веддиген. Всего же в Первую мировую этой награды были удостоены 29 командиров субмарин. Яркими фигурами среди них были Лотар фон Арно де ля Перьер и Отто Херзинг.
Версальский мирный договор лишил Германию подводных лодок на 16 лет. Но с приходом к власти Гитлера «Версаль» был денонсирован, и в немецком флоте снова появились субмарины. К началу Второй мировой войны в его составе находилось 57 лодок. Кригсмарине обстоятельно готовились к подводной войне: на 1 сентября 1939 года было заложено 80 новых подлодок.
В первые дни войны «серые волки» стали жертвами неотработанной системы награждений. За исключением ордена Железного Креста, все кайзеровские награды канули в небытие. Командование кригсмарине не знало, за что можно представлять к новой высшей награде Рейха — Рыцарскому кресту. Поэтому Отто Шухарт, потопивший 17 сентября 1939 года британский авианосец «Корейджес», получил сразу обе степени Железного креста.
Всё изменилось после знаменитого рейда Гюнтера Прина в святая святых британского флота — Скапа Флоу. Уничтожение U 47 линкора «Ройал Оук» открыло дорогу к награждению подводников Рыцарским крестом. Этот орден, вручённый Прину лично Гитлером, стал опознавательным знаком для новой плеяды подводных асов Германии. После этого события гросс-адмиралу Эриху Редеру и командующему подводными силами Карлу Дёницу оставалось только определить правила награждения.
Так как подводные лодки опять вели войну против торгового судоходства, их командиров нужно было стимулировать к потоплению как можно большего количества судов. Поэтому по новым правилам Рыцарский крест полагался за 100 000 брт, а за 200 000 — Дубовые листья к нему. Уничтожение вражеского линкора или авианосца автоматически делало командира субмарины кавалером Рыцарского креста.
За время Второй мировой эту награду получили 124 командира. Однако лишь 34 из них сумели преодолеть планку в 100 000 брт, ещё 50 потопили свыше 50 000 брт. Семь командиров стали кавалерами Рыцарского креста за потопление или повреждение крупных военных кораблей: Прин, Шухарт, Эстен, Гугенбергер, фон Тизенгаузен, Бигальк и Розенбаум.
Обратим внимание на особо выдающихся подводников Дёница.
Отто Кречмер
Кречмер начал войну командиром небольшой «двойки» U 23. Он обладал всеми качествами для достижения успеха: бесстрашный, расчётливый, хладнокровный и агрессивный подводник. Его нелюбовь к болтовне стала притчей во языцех на подплаве. Коллеги дали ему прозвище «Молчаливый Отто».
До марта 1940 года U 23 действовала на Северном море. За это время ей было засчитано потопление эсминца и 25 738 брт торгового тоннажа. Но в реальности «двойка» потопила меньше: пять судов на 10 736 брт — и нанесла непоправимые повреждения двум судам на 15 513 брт.
2 апреля 1940 года Кречмера назначили командиром достраивавшейся U 99 — лодки типа VIIB. 18 апреля она вошла в строй кригсмарине. С этого момента началось восхождение «молчаливого Отто» на подводный Олимп, так как Атлантика была куда перспективнее Северного моря.
В первом походе Кречмер заявил 35 461 брт, во втором — 56 168 брт потопленного тоннажа. Сложив успехи U 23 и U 99, Карл Дёниц счёл это поводом для награждения Рыцарским крестом, и 4 августа 1940 года Кречмер стал его шестым кавалером в подводном флоте с результатом в 117 367 брт.
Стоит отметить, что реальные успехи «Молчаливого Отто» на тот момент были другими: 15 судов на 63 664 брт. Кроме этого, один пароход на 2 136 брт был захвачен как приз, два судна на 15 513 брт получили тотальные повреждения и ещё три танкера на 25 545 брт были повреждены. Дёниц знал об этом, но закрыл глаза на реальность и всё равно представил своего любимца к награде.
После этого Кречмер вступил в гонку за 200 000 брт, призом в которой являлись Дубовые листья. Но в ней он уступил своему приятелю Гюнтеру Прину, который получил их первым. Свои 200 тысяч Отто набрал только в ноябре 1940 года, а в декабре добавил к ним еще 50 000. К началу 1941 года Кречмер уже считался самым результативным подводником с результатом в 252 100 брт.
Реальные же успехи были скромнее, хотя также смотрелись весьма внушительно. К этому моменту суммарный результат Кречмера на U 23 и U 99 составил 36 потопленных судов на 193 683 брт, включая три вспомогательных крейсера. Таким образом, «молчаливый Отто» возглавил «турнирную таблицу» подводных асов, опередив своих коллег-конкурентов.
Первый поход U 99 в 1941 году стал для неё и последним. Выйдя в море из Лориана 22 февраля, обратно она уже не вернулась. 17 марта лодка была сильно повреждена глубинными бомбами британского эсминца «Уокер» и затем затоплена по приказу Кречмера. Её экипаж вместе со своим командиром попал в плен.
Но прежде чем это случилось, Кречмер смог крупно навредить англичанам. Результат своего последнего похода он оценил в 86 000 брт потопленного тоннажа, о чём успел доложить Дёницу. Последний зачёл их в «копилку» Кречмера, и теперь на счету последнего значилось 338 100 брт. Уже в плену «молчаливый Оттто» узнал, что его наградили ещё и Мечами к уже имевшимся Дубовым листьям к Рыцарскому кресту.
Так родилась легенда о 300 000 брт Кречмера, которого объявили «Королём тоннажа». Но в последнем походе он потопил меньше. Его реальный результат составил семь судов на 61 711 брт. В итоге общие достижения подводного аса составили 255 394 брт. Правда, эти цифры могут быть занижены за счёт одного аргумента, который ставит под сомнение результат последнего похода. Но к этому мы обратимся чуть позже, рассмотрев других кандидатов на звание лучшего подводника Дёница.
Гюнтер Прин
Как бы ни было обидно Кречмеру, но именно Гюнтер Прин был подводным асом № 1. В то время, когда «молчаливый Отто» ещё бороздил на U 23 Северное море, Прин уже являлся героем Фатерлянда. Войдя в Скапа Флоу в ночь с 13 на 14 октября 1939 года одним из немецких командиров подлодок, он вышел оттуда мировой знаменитостью — «Быком Скапа Флоу». И хотя потопление линкора «Ройал Оук» не нанесло большого ущерба Королевскому флоту, оно стало звонкой пощёчиной Великобритании. «Владычица морей» была в шоке. Как писал Уинстон Черчилль, «этот эпизод, который можно с полным основанием рассматривать, как воинский подвиг командира немецкой подлодки, потряс общественное мнение».
Прин был очень честолюбив. Среди командиров «семёрок» он одним из первых получил Железный крест II класса. Затем последовал Рыцарский крест — за подвиг в Скапа Флоу. А годом спустя Прина первым наградили Дубовыми листьями к нему за потопление 200 000 брт. Правда, в реальности успехи были скромнее — 138 904 брт.
Но к 6 декабря 1940 года «Молчаливый Отто» сравнялся по результативности с «Быком Скапа Флоу», а затем обошёл его. Причиной тому стала разница в успехах ноябрьского похода обоих асов. Если U 47 в нём больше повреждала, чем топила, то U 99 отправила на дно 34 291 брт (в заявке Кречмера 34 902 брт). Таким образом, Кречмер выиграл пари, предложенное Йоахимом Шепке ему и Прину: ужин тому, кто первым наберёт 250 000 брт. Теперь он стал самым результативным асом.
В своём последнем походе три приятеля продолжили соревнование. Шепке ничего не потопил и погиб. О результате Кречмера упоминалось выше. А что же Прин?
«Бык Скапа Флоу» действовал успешно. 26 февраля 1941 года он доложил о потоплении 22 000 брт. В тот день U 47 торпедировала четыре судна из ордера конвоя ОВ-290, но лишь три из них пошли на дно. Поэтому реальный результат составил 11 887 брт. Спустя двое суток Прин потопил ещё одно судно на 4 223 брт, а 7 марта, перед своей гибелью, он преподнёс подарок своему другу Отто — самую большую в мире норвежскую китобойную плавбазу «Терье Викен» на 20 638 брт.
U 47 успешно атаковала конвой ОВ-293 в 05:05. Плавбаза получила в правый борт два «угря». Приблизительно в 07:00 Кречмер заметил «Терье Викен» и произвёл по ней залп двумя торпедами. Лишь одна из них попала в цель, продырявив левый борт. Так как плавбаза не затонула, «молчаливый Отто» продолжил охоту на конвой, решив, что огромное судно можно добить позже. Но вернуться к нему помешал британский эсминец, который загнал U 99 под воду и атаковал глубинными бомбами. Когда лодка всплыла, то плавбазу не обнаружила.
Во многих справочниках победа над ней записана за Кречмером, хотя это весьма сомнительно. Несмотря на то, что он стрелял по ней последним, «Терье Викен» продержалась на плаву ещё двенадцать часов и лишь потом затонула. Таким образом, успех в потоплении данного судна принадлежит в равной степени как U 99, так и U 47. Но последней обычно приписывают лишь повреждение плавбазы, что выглядит несправедливо.
Результат последнего похода U 47 составил 16 310 брт. Таким образом, прежде чем пропасть без вести 7 марта 1941 года Прин довёл свой общий счёт до 162 769 брт. В послевоенном пересчёте он занял девятое место в списке подводных асов Третьего Рейха.
Гюнтер Хесслер и Эрвин Ростин
Другими претендентами на звание лучшего подводника Третьего рейха являются командиры лодок IX серии Гюнтер Хесслер и Эрвин Ростин. Оба подводника сумели достичь планки в 100 000 брт в двух походах, что является рекордом среди «серых волков» Дёница.
Гюнтер Хесслер перешёл на подводные лодки с миноносцев. Это был опытный офицер, уже командовавший кораблями. Курс подготовки подводника он завершил в ускоренном темпе, так как его избавили от обязательного прохождения службы вахтенным офицером на боевой субмарине. 8 октября 1940 года Хесслер принял у верфи новенькую «девятку» U 107, став её командиром.
В своём первом походе Хесслер действовал уверенно и агрессивно, потопив в Атлантике четыре судна общим тоннажем 18 482 брт. Второй поход U 107 стал уникальным явлением в истории кригсмарине. Лодка была отправлена на юг, к африканскому порту Фритаун. Проведя 96 суток в море, она потопила 14 судов на 86 699 брт. Этот был лучший результат, показанный немецкой субмариной за один поход, и он остался непревзойдённым.
Так как сумма потопленного тоннажа в двух походах U 107 превысила 100 000 брт, Хесслеру полагался Рыцарский крест. Но Дёниц молчал. Командующий испытывал неудобство: представляемый к высшей награде был его зятем. Даже вмешательство высокого начальства не побудило Дёница к действию. В итоге наградные документы подписал сам гросс-адмирал Эрих Редер, а его штаб послал на U 107 персональное поздравление.
Третий поход U 107 cтал для Хесслера последним в его карьере подводника. Он снова получил задание действовать у африканского побережья, но прежний успех повторить не смог. После фритаунского побоища весны–лета 1941 года англичане ограничили движения одиночных судов, введя там систему конвоев.
Тем не менее Хесслеру удалось отличиться. 24 сентября того же года U 107 успешно атаковала конвой SL-87, потопив три судна на 13 641 брт. По возвращении лодки на базу Гюнтер Хесслер был переведён в штаб командующего подводными силами, где служил до конца войны.
Эрвин Ростин пришёл на подплав с тральщиков. В начале войны он командовал 7-й тральной флотилией, а затем поочерёдно был командиром тральщиков М 98 и М 21. В марте 1941 года, уже будучи капитан-лейтенантом, Ростин перешёл на подлодки и после окончания обучения стал командиром новенькой «девятки» U 158.
Ростин в буквальном смысле как метеор ворвался в ряды подводной гвардии Дёница. В первом полугодии 1942 года он совершил два похода к побережью США, в ходе которых потопил 17 судов на 101 321 брт. В первом из них Ростин отправил на дно пять судов на 38 785 брт.
Второй поход начался 20 мая 1942 года. U 158 успешно действовала в Мексиканском заливе и Карибском море. Ростин устроил там настоящее побоище, потопив 12 судов общим тоннажем в 62 536 брт. Узнав об этом успехе, 29 июня Карл Дёниц прислал на U 158 сообщение с поздравлениями командиру по поводу его награждения Рыцарским крестом.
Звезда Эрвина Ростина закатилась столь же быстро, как и взошла. Уже на следующий день после поздравления командующего U 158 была атакована американским самолётом и потоплена к западу от Бермудских островов. Весь экипаж погиб.
Вольфганг Лют
Теперь обратим внимание на последнего кандидата — выдающегося подводника Вольфганга Люта. Его персона, хорошо известная любителям морской истории, не нуждается в представлении. Поэтому перейдём сразу к аргументам в его пользу.
Лют стал первым и единственным командиром лодки II серии, кто был награждён Рыцарским крестом за реальные, а не мнимые успехи. За время командования «двойками» U 9 и U 138 ему было зачтено 12 торговых судов на 87 236 брт. И хотя реальный результат был меньше — 13 судов (12 в результате торпедных атак и ещё одно после постановки мин) общим тоннажем 56 640 брт, — никто из командиров «двоек» не сумел приблизиться к таким цифрам.
Вольфгангу Люту принадлежит абсолютный рекорд по выносливости среди командиров немецких подлодок. На протяжении четырёх лет он командовал боевыми субмаринами, совершив 15 боевых походов общей длительностью 640 суток. При этом Лют прошёл более 160 000 км или, другими словами, четыре раза обогнул экватор, так что его можно признать не только талантливым подводником, но и прекрасным мореходом. Дизельные подводные лодки того времени были очень далеки от комфортабельных условий. Пройти такое расстояние в той вонище, сырости и прочих «прелестях», которыми они славились, надо было уметь.
Отдельно стоит вопрос и о его результативности. В кригсмарине Вольфганг Лют получил прозвище «Великий охотник», что было вполне справедливо. В официальных немецких и послевоенных оценках успешности подлодок Германии первое место по потопленному тоннажу отдано Отто Кречмеру. Но вот именно торгового тоннажа больше на счету Люта.
Результат «молчаливого Отто» складывался из 40 судов на 208 954 брт и трёх вспомогательных крейсеров общим тоннажем 46 440 брт. Это дало в сумме 255 394 брт. Успехи Люта равнялись 46 потопленным судам на 225 204 брт. То есть «Великий Охотник» потопил «купцов» больше, чем Кречмер. Конечно, это не лишает Отто лидерства по общим результатам, но чётко указывает на то, что Лют был успешнее в войне с торговыми судами.
Кто есть кто
Проведённый анализ успехов и достижений вышеуказанных немецких асов позволяет сделать вывод, что Отто Кречмер — наиболее результативный подводник в кригсмарине. Но с учётом спорности его заслуги в потоплении плавбазы «Терье Викен», результат может быть снижен на 20 000 брт. Хотя даже с таким вычетом Кречмер обгоняет Люта в общем зачёте: 234 756 против 225 204 брт.
Тем не менее Вольфганг Лют показал лучший результат в количестве и тоннаже потопленных торговых судов, чем Кречмер. Значит, Лют может быть признан лучшим подводником кригсмарине с точки зрения войны с торговым тоннажем и разделить первое место вместе с Кречмером.
Одновременно с этим стоит отметить роль куда менее известных Хесслера и Ростина. Они получили свои Кресты честно, без каких-либо натяжек. Конечно, специфика действий лодок IX серии отличалась от «семёрок», но это не отменяет уникальности феномена «100 000 брт за два похода», который никто не смог повторить. Это позволяет Хесслеру и Ростину также претендовать на звание лучшего подводника.
Таким образом, места на пантеоне подводного «Олимпа» могут быть распределены так:
- Отто Кречмер — лучший результат потопленного тоннажа в общем зачёте;
- Вольфганг Лют — лучший результат в количестве и тоннаже торговых судов;
- Гюнтер Хесслер и Эрвин Ростин — самое быстрое достижение планки в 100 000 брт.
Ну а Прин? Гюнтер Прин был и остаётся подводным асом № 1. Благодаря рейду в святую святых британского флота и успехам в тоннажной войне он сохранил за собой это звание в истории подплава кригсмарине.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. — Random House, 1996.
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 / С. Blair. — Random House, 1998.
- Busch, R. German U-boat Commanders of World War II / R. Busch, H.-J. Roll. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
- Busch, R. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945 / R. Busch, H.-J. Roll. — Band 3. — Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn.
- Rohwer, J. Axis Submarine Successes of World War Two / J. Rohwer. — Annapolis, 1999.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — HMSO, London, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Черчилль, У. Вторая Мировая война / У. Черчилль. — В 6 т. Т. 1: Надвигающаяся буря. — М.: ТЕРРА ; «Книжная лавка – РТР», 1997.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.