Распространение лёгких кроссовых автомобилей типа «багги» вызвало закономерный интерес к ним военных: малогабаритные быстроходные машины, отличающиеся высокой проходимостью, представлялись идеальным средством для рейдовых действий. Первыми подобными машинами, обозначавшимися аббревиатурой FAV (Fast Assault Vehicle — «быстроходная штурмовая машина»), обзавелись американские спецназовцы. Вслед за ними багги приняли на вооружение в целом ряде других стран.
Боевые машины типа «багги» завоевали немалую популярность в Латинской Америке. Этому способствовали не только их тактические качества, но и исключительная простота конструкции, позволяющая собирать такие автомобили буквально в сараях, представляя их продуктом «отечественной военной промышленности». В итоге боевые багги собственной разработки появились на вооружении не только в сравнительно развитых Перу и Уругвае, но и в гораздо менее индустриализированной Боливии.
Общие черты всех боевых багги: максимально облегчённый, но в то же время прочный кузов, образованный трубчатой пространственной фермой и практически лишённый какой-либо обшивки, а также усиленная подвеска и экипаж из трёх человек (водитель и командир — спереди, стрелок — сзади и выше их). На автомобилях применяются различные варианты коммерческих двигателей рабочим объёмом 1,6–2,5 л, что в сочетании с небольшой массой обеспечивает боевым багги отличную динамику. Как правило, эти машины неполноприводные — с ведущей задней осью.
«Коджак»
В первой половине 90-х годов отставной полковник боливийской армии по фамилии Корнехо задался мыслью обеспечить военных лёгким и дешёвым транспортно-боевым средством. Первые прототипы боливийского багги испытывались в 1995–1997 годах, но доводка конструкции заняла почти десять лет. Лишь в октябре 2005 года автомобиль приняли на вооружение, выбрав для него имя главного героя некогда популярного телевизионного сериала — «Коджак».
Даже на фоне своих «одноклассников» боливийский «Коджак» отличается предельно ужатыми размерами. С одной стороны, это существенно облегчает маскировку, с другой — в машине не нашлось места для багажника, и рюкзаки с имуществом членов экипажа навешиваются снаружи на раму. Ещё одним недостатком, бросающимся в глаза, является незащищённость стрелка: на его рабочем месте отсутствуют дуги безопасности. При опрокидывании «Коджака» стрелок в лучшем случае отделается тяжёлыми травмами… Единственный элемент, выполненный из листовой стали, — днище машины. Какое-либо прикрытие бортов отсутствует, нет даже болотников. Машина может буксировать лёгкий одноосный прицеп с дополнительными запасами, что является вполне уместным при действиях в отрыве от основных сил.
Считается, что боливийская армия обзавелась примерно четырьмя десятками «Коджаков». Стандартным вариантом вооружения считается пулемётный: на верхней установке у стрелка монтируется 7,62-мм или 12,7-мм пулемёт, командир располагает лишь автоматической винтовкой. Вместе с тем боливийские военные пытаются взгромоздить на «Коджак» буквально всё, что имеется под рукой: гранатомёты РПГ-7, китайские ПТРК HJ-8A, китайские же ПЗРК, а также пусковые установки 70-мм неуправляемых ракет, созданные в Боливии.
«Апереа»
Уругвайские военные озаботились созданием собственного багги примерно на десятилетие позже своих боливийских коллег, и машина получилась более продуманной. Силовой каркас из труб диаметром 50 мм защищает не только командира и водителя, но и стрелка. Для последнего дополнительной защитой при опрокидывании служит запасное колесо, крепящееся сверху. От брызг и грязи экипаж прикрыт капотом и небольшими боковинами, машина оснащена болотниками.
Уругвайское багги получило название «Апереа», означающее грызуна, также известного как бразильская морская свинка. Багги в значительной мере комплектуется узлами, импортируемыми из Бразилии, в частности, к ним относятся дизельные моторы «Фольксваген» рабочим объёмом 1,6 или 1,8 л. Максимальная скорость с первым из них составляет 140 км/ч, со вторым — 160 км/ч. 60-литровый топливный бак обеспечивает машине с 1,6-литровым мотором приличный запас хода — 700 км. Пустая машина весит 630 кг, снаряжённая (с экипажем) — до 1100 кг.
Как и в случае с «Коджаком», основной вариант вооружения «Апереа» включает два пулемёта: 12,7-мм М2НВ у стрелка и 7,62-мм FN MAG у командира. Вместо верхнего пулемёта можно смонтировать 40-мм автоматический гранатомёт — американский Мк 19 либо сингапурский CIS 40. Наиболее тяжёлым вооружением, опробованным на «Апереа», является американская 30-мм автоматическая пушка М230.
«Лобо»
Перуанский «Волк» (именно так переводится прозвище «Лобо») производит впечатление наиболее продуманной конструкции среди всех латиноамериканских «поделок». Разработку машины под официальным обозначением VATT (Vehiculo de Ataque Todo Terreno — «вездеходная штурмовая машина») осуществляла с 2001 года фирма «Касанаве СА», а первые серийные образцы поступили на вооружение в 2005 году.
Как и у «одноклассников», кузов «Лобо» изготовлен из стальных труб, но более высокого качества — с титановым антикоррозионным покрытием. Помимо капота и невысоких бортов часть машин снабжена крышей над рабочими местами водителя и командира. Автомобиль может перевозиться по воздуху (в том числе на внешней подвеске вертолёта) и приспособлен для десантирования на грузовом парашюте.
Длина VATT составляет 4,5 м, ширина — 2,2 м, высота — 2,6 м. В справочниках указывается масса 850 кг, но, вероятнее всего, эта цифра не включает вооружения («Лобо» может нести самые разнообразные его комбинации). В дополнение к почти стандартному для латиноамериканских багги набору из 7,62-мм и 12,7-мм пулемётов (боекомплект 2500 и 500 патронов соответственно) на перуанской машине опробованы несколько противотанковых ракетных комплексов. Наиболее распространённым вариантом является ПТРК 9К11 «Малютка» (или его китайский клон HJ-73C). Две пусковые установки ПТУР этого комплекса монтируются по бокам верхней части машины (запасные ракеты, насколько можно судить по имеющимся фото, не предусмотрены). Кроме того, на «Лобо» опробованы более современные ПТРК: российский 9К135 «Корнет», израильский «Спайк» LR, украинский «Скиф» (с ПТУР «Барьер» РК-2), а также комплекс собственной разработки «Райо». Альтернатива ПТРК — гранатомёт РПГ-7В с возимым боекомплектом в шесть гранат.
В зависимости от силовой установки различают несколько вариантов VATT. Для армейских частей спецназа поставлялся вариант М-1А2 с четырёхцилиндровым бензиновым оппозитным мотором воздушного охлаждения «Фольксваген Эскарабахо» рабочим объёмом 1,6 л с механической коробкой передач (четыре скорости вперёд, одна назад). Мощность двигателя составляет 120 л.с. От 0 до 70 км/ч машина разгоняется за 6 секунд, максимальная скорость достигает 120 км/ч. Армейцы посчитали, что этого вполне достаточно, но морпехам было мало: вариант М-2А1, поставлявшийся морской пехоте, комплектуется 1,8-литровым «фольксвагеновским» мотором мощностью 140 л.с. Экспортные модели М-3Е и М-4Е оборудованы ещё более мощными двигателями «Субару» EJ-25 рабочим объёмом 2,5 л. Запас хода «Лобо» в зависимости от двигателя составляет 380–450 км. Без вооружения автомобиль стоит примерно 18 000 долларов (вероятно, с мотором «Фольксваген»), а с вооружением и связным оборудованием цена «Лобо» достигает 45 000 долларов.
VATT оказался единственным латиноамериканским боевым багги, объём выпуска которого не ограничился несколькими десятками единиц, а также единственным, поставлявшимся на экспорт. Перуанские военные приобрели в общей сложности 210 «Лобо». Крупнейшим зарубежным покупателем стала Ангола, обзаведшаяся полусотней VATT. Меньшие партии поступили в Нигер (15 машин), Гвинею (12) и Гондурас (12). Наконец, имеются сообщения о поставке дюжины «Лобо» в Украину, но документальных подтверждений этого нам найти не удалось.
VELA и VLF
Разработку собственных боевых багги в своё время вели и аргентинцы. Им понадобилась машина массой не более 1000 кг, приспособленная для транспортировки вертолётом UH-1H «Ирокез» (на внешней подвеске). Автомобиль VELA (Vehiculo de Exploracion Ligero de Asalto — «лёгкая разведывательно-штурмовая машина») комплектовался 1,6-литровым мотором «Фольксваген» и вооружался двумя пулемётами (12,7-мм М2НВ и 7,62-мм М60). Интересной деталью аргентинского багги стало оснащение его двумя гранатомётами для стрельбы дымовыми гранатами.
Концептуально VELA был близок к боливийском «Коджаку», будучи лишён каких-либо панелей кузова, но аргентинские конструкторы всё же пожалели стрелка, защитив его дугой безопасности. Прототипы VELA испытывались в 601-м десантно-штурмовом батальоне, но на вооружение машину не приняли: аргентинские военные отдали предпочтение более тяжёлому автомобилю «Гаучо», напоминающему уменьшенный внедорожник HMMWV.
Создали боевое багги и на «Острове свободы». Кубинское государственное предприятие «Унион де Индустриас Милитарес» (UIM) разработало машину VLF (Vehiculo Liviano de Fiero — «лёгкая огневая машина»). Сведения о ней исчерпываются несколькими фотографиями. VLF вооружена 7,62-мм пулемётом ПКМ и 30-мм автоматическим гранатомётом АГС-17, причём из последнего стрелок ведёт огонь стоя. Параметры силовой установки автомобиля неизвестны, но по фотографиям можно предположить, что VLF является полноприводным. Количество изготовленных машин, вероятно, не превышает полутора десятков, эксплуатируются они кубинским спецназом «Ависпас Неграс» («Чёрные осы»).
Литература:
- Kulhánek L. Vojenské “buginy” zemí Latinské Ameriky // ATM, 2015, №5
- razonyfuerza.mforos.com
- defensanacional.foroactivo.com
- discasanave.com
- militar.org.ua
Комментарии к данной статье отключены.