Долгие годы провёл Станислав Потоцкий на полях сражений, воюя с врагами Речи Посполитой, и сделал хорошую карьеру, заняв высший военный пост в государстве. Однако всему приходит конец. В 1660-х годах клонилась к закату и звезда коронного гетмана. Какими военными свершениями отмечены последние годы его жизни и каков был итог долгой военной карьеры Станислава Потоцкого?
В годы «потопа»
Начавшийся в 1655 году шведский «потоп» быстро заливал Польшу. Шляхта массово переходила на сторону шведского короля, а тот, опьянённый успехами, стремился расширить своё влияние. Отступавший перед казацко-московской армией великий гетман не стал исключением. Правда, в отличие от большинства магнатов Станислав Потоцкий осенью 1655 года перешёл на сторону шведов исключительно под давлением своих солдат, считавших, что их сил недостаточно, чтобы противостоять внешнему врагу. Однако уже в следующем году Потоцкий вместе с польным гетманом Станиславом Лянцкоронским поддержал польского короля. В военных действиях 1656 года Потоцкий всё время был вместе с Яном Казимиром — возможно, из-за того, что король после недавних событий засомневался в верности гетмана. Во время осады Варшавы он номинально возглавлял коронное войско, хотя непосредственно осадой руководил генерал артиллерии Криштоф Гродзицкий. Позже, в Варшавской битве, Потоцкий командовал резервами левого фланга, находясь рядом с королём.
В 1657 году ко всем прочим бедам польской Короны добавилась ещё одна — вторжение трансильванского князя Дьёрдя II Ракоци, который претендовал на польский престол. Выступивший против трансильванских войск великий гетман потерпел поражение у Янова Любельского. Как и прежде, Потоцкий оказался в самом эпицентре боя, снова под ним была убита лошадь и снова после поражения он собрал отряды, чтобы продолжить борьбу против врага. Объединившись с отрядами польного гетмана Ежи Любомирского, Потоцкий начал действовать против коммуникаций войск Ракоци.
Летом войска Любомирского вторглись в Трансильванию, в то время как Потоцкий сосредоточился в районе Самбора. Когда Ракоци, видя, что королём польским ему не бывать, попытался вернуться с захваченной добычей в Трансильванию, поляки пустились вдогонку и возле Чёрного Острова (западнее Тернополя) настигли захватчиков. И хотя Потоцкий был выше всех по должности, главную роль в победе над трансильванцами сыграли Ежи Любомирский и Стефан Чарнецкий.
Великий гетман хотел как можно быстрее заключить мирный договор с Ракоци, чтобы продолжить борьбу против шведов. Потоцкому удалось настоять на принятии капитуляции, хотя Чарнецкий требовал окончательно добить врага. Правда, акт капитуляции не спас Ракоци от полного разгрома. Возвращавшихся на родину трансильванцев атаковали союзники Короны — крымские татары, которые не участвовали в подписании мирных трактатов и не хотели упускать возможность поживиться.
Опять против казаков
Польский король, по-видимому, вполне реально оценивал возможности своего главного военачальника. Дальнейшие действия против шведов Ян Казимир поручил наиболее выдающимся польским стратегам — Ежи Любомирскому и Стефану Чарнецкому. Станислав Потоцкий же остался на украинских землях, благо в это время наметилась попытка сближения Короны и Войска Запорожского. Иван Выговский, преемник Богдана Хмельницкого, подписал Гадячскую унию о возвращении украинских земель под власть польского короля. Но великий гетман не верил в длительность этого соглашения, считая, что война с казаками вот-вот возобновится. Впрочем, его внимание было занято решением финансовых проблем: коронное войско, не получавшее жолд, взбунтовалось. Высокий авторитет гетмана среди солдат помог урегулировать вопрос. Как обычно, была выплачена часть задолженной суммы, а остальное, по уверениям Потоцкого, следовало ожидать в ближайшее время.
Тем временем обнаружилась правота Потоцкого в отношении военных действий на Украине. Гадячская уния вызвала раскол среди полковников, не говоря уже о военном конфликте с Московским царством. Победа под Конотопом ничего не дала Выговскому. Потоцкий сознательно тянул с оказанием помощи. Несмотря на настойчивые требования короля коронная армия начала кампанию только осенью 1659 года. Войско Запорожское уже сменило гетмана, передав власть сыну Богдана Хмельницкого Юрию. Новый гетман, заключив под давлением князя Трубецкого новое Переяславское соглашение, возобновил войну против Речи Посполитой.
Роль великого коронного гетмана Станислава Потоцкого в Чудновской кампании 1660 года была далеко не главной. Ему довелось воевать на Украине против казацко-московских войск совместно с Ежи Любомирским. Последний делил в это время славу лучшего полководца Короны со Стефаном Чарнецким и получил под своё командование наиболее боеспособные воинские контингенты. Потоцкий не скрывал недовольства таким положением вещей, но, с другой стороны, сам прекрасно понимал, что не сможет тягаться со своим подчинённым в воинских талантах. К тому же следует учесть возраст: великому гетману уже перевалило за 70 лет.
В это же время, ещё при жизни правящего монарха, при королевском дворе активно плелись интриги, связанные с выбором преемника Яна Казимира на польском престоле — так называемой элекции «vivente rege». Прижизненная элекция наследника стала центральной идеей последнего десятилетия правления Яна Казимира. Однако шляхта упорно не хотела жертвовать своим правом избирать короля, считая это ограничением «золотых вольностей». Поэтому сторонники монарха пытались перетянуть на свою сторону польного гетмана Ежи Себастьяна Любомирского, весьма популярного среди шляхты. Уже в начале Чудновской кампании в результате интриг они добились передачи Любомирскому командования над наиболее боеспособными военными единицами.
Коронный гетман же получил под команду 11 полков — единиц, состоявших из нескольких хоругвей. Отряды Потоцкого собирались под Тернополем. Прежде чем направить свои полки для объединения с корпусом Любомирского, который стоял в окрестностях Городла, Потоцкий отправил передовой разведывательный отряд во главе со своим сыном, красноставским старостой Фелицианом, а следом, достаточно медленно, двинулся сам со всеми силами. Местом соединения двух корпусов был определён Константинов. Здесь Потоцкий, несмотря на медлительность, оказался первым. 7 сентября 1660 туда прибыли и полки польного гетмана.
В битве под Любаром 16 сентября 1660 года, сойдясь с русским войском Василия Шереметева, коронный гетман возглавил правый фланг объединённой польско-татарской армии. Станислав Потоцкий лично повёл свои полки в атаку. Однако присутствие гетмана отнюдь не способствовало успехам правого фланга поляков. Стремясь нанести массированный удар, Потоцкий подвёл свои хоругви настолько близко к врагу, что они довольно ощутимо пострадали от артиллерийского огня. Наибольшие потери выпали на долю кавалерии. Впрочем, сам великий гетман от ядер не прятался, разъезжая на белом коне под вражеским огнём и показывая жолнерам пример стойкости в бою. Но это оказалось единственным, что смог сделать польский полководец. Только благодаря действиям Любомирского ситуацию удалось спасти.
Русские войска отступили к Чуднову и укрепились в лагере, ожидая помощи от казаков Юрия Хмельницкого. Когда весть об их подходе достигла поляков, Потоцкий остался с частью войск блокировать лагерь, а Любомирский отправился навстречу казакам и под Слободищами заставил их капитулировать. Юрий Хмельницкий подписал ещё один договор, признав власть польского короля, после чего польный гетман вернулся под Чуднов. Понимая, что помощь не придёт, Шереметев также капитулировал.
В общем, в Чудновской кампании Станислав Потоцкий почти не влиял на ход военных операций: командование практически полностью было сосредоточено в руках Любомирского. Ещё до начала военных действий король советовался с Ежи Любомирским по плану кампании, поскольку коронный гетман тяжело болел. Болезнь Потоцкого и стала поводом для фактической передачи командования польному гетману. Болел коронный гетман и во время самого похода. Веспасиан Коховский писал, что Потоцкий подхватил малярию и был настолько слаб, что перемещался на носилках. Все уговаривали его вернуться домой, однако старый гетман был твёрд в своём намерении остаться при армии. Он заявил, что до последнего вздоха готов драться с врагом и не покинет войско накануне генерального сражения. Несмотря на то что Потоцкий остался с при войске, он всё же обратился к Любомирскому с просьбой взять на себя командование.
Финал карьеры
Несмотря на активную позицию в течение следующих нескольких лет в придворных интригах на стороне шляхетской фронды, Станислав Потоцкий всё-таки принял участие в походе Яна Казимира на Левобережную Украину. В частности, гетман отличился довольно удачным командованием кавалерийским арьергардом под Новгородом-Северским. Однако в ходе Заднепрянской кампании Яна Казимира между королём и старым гетманом неоднократно возникали разногласия относительно дальнейшего продвижения вглубь вражеской территории. На военном совещании в окрестностях Севска дело едва не дошло до драки между Потоцким и литовским канцлером Кшиштофом Пацом, который принадлежал к ярым сторонникам короля. Разъярённый гетман передал командование Чарнецкому и оставил армию, возвращаясь домой отдельно от короля и Паца.
Во время открытого вооружённого выступления (рокоша) маршала Ежи Любомирского против Яна Казимира в 1665–1666 годах коронный гетман Потоцкий оказался между двух огней. С одной стороны, с опальным магнатом его связывала старая дружба. С другой, пожилой гетман не хотел идти на окончательный разрыв с королём. Всё же натура придворного победила, и Станислав Потоцкий решил принять сторону монарха. Он активно участвовал в военной кампании против Любомирского. Уже по традиции коронный гетман возглавлял конные отряды королевской армии — в частности, в решающей битве под Монтвами в 1666 году. Во время военных действий против рокошан он не нашёл общего языка с новым польным гетманом Яном Собеским, который во многом по праву считал, что разбирается в военном деле не хуже Потоцкого.
Вообще в это время Потоцкий постоянно ссорился с другими командующими. Сам великий гетман не имел особых военных талантов, однако он не терпел никаких советов, а в конце карьеры вообще возвёл своё мнение в абсолют. По этой же причине Станислав Потоцкий перестал пользоваться уважением в армии. Во время многочисленных конфедераций первой половины 1660-х годов он был одним из главных объектов насмешек со стороны рокошан, что совсем не походило на отношение к нему ещё десятилетней давности.
Поражение в битве под Монтвами 13 июля 1666 года стало последним эпизодом в длительной и во многом несчастливой военной карьере Станислава Потоцкого. Возраст и болезни давали о себе знать. Гетман уехал во Львов на лечение, но врачи не смогли ему помочь. 27 февраля 1667 года Станислав «Ревера» Потоцкий скончался.
Подводя итоги почти 60-летней военной деятельности Станислава Потоцкого, отметим, что это был человек большого мужества, который в боях всегда был в центре событий, не жалел своей жизни и личным примером вдохновлял подчинённых в бою. Но как стратег Потоцкий не смог себя проявить с лучшей стороны. Величайший успех великого гетмана — Чудновская победа — практически полностью принадлежит его соратнику Ежи Любомирскому. Результаты Охматовской кампании были сведены на нет благодаря самому же гетману, который не смог разгромить окружённого врага. И всё же Потоцкий всегда заботился о состоянии войска, не зря заслужив уважение простых солдат.
Литература:
- Романцов, В. Битва під Монтвами (1666 р.): епізод з історії громадянської війни в Речі Посполитій / В. Романцов, Є. Горб // Схід. — 2010. — № 5 (105). — С. 108–111.
- Gaweda, M. Od Beresteczka do Cudnowa. Dzialalnosc wojskowa Jerzego Sebastiana Lubomirskiego w latach 1651–1660 / Marcin Gaweda. — Zabrze: Infort Editions, 2014.
- Kochowski, W. Historya panowania Jana Kazimierza / W. Kochowski. — T. II. — Poznan:Nakladem i czcionkami N. Kamienskiego i Spolki, 1859.
- Markowicz, M. Najazd Rakoczego na Polske 1657 / Marcin Markowicz. — Zabrze: Infort Editions, 2011.
- Poczet hetmanow Rzeczypospolitej: hetmani koronni / red. Miroslaw Nagielski. — Wyd. 2 popr. i uzup. — Warszawa : Dom Wydawniczy Bellona, 2005.
- Przybos, A. Stanislaw Potocki zwany Rewera / A. Przybos: ipsb.nina.gov.pl
- Wojna polsko-moskiewska pod Cudnowem, odprawiona za panowania krola Jana Kazimierza pod wodza Stanislawa Potockiego, wojewody krakowskiego i Jerzego Lubomirskiego, marszalka koronnego w roku Panskim 1660 / Wyd. A. Hnilko. — Warszawa: Glowna Ksiegarnia Wojskowa, 1922.
Комментарии к данной статье отключены.