Весной 1941 года в британском танкостроении намечался очередной кризис. В Африке англичане столкнулись с экранированными немецкими танками Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, которые поражались из английской танковой 2-фунтовки только с коротких дистанций, а разведка уже докладывала о тяжёлых и сверхтяжёлых танках Pz.Kpfw.V, Pz.Kpfw.VI и Pz.Kpfw.VII, против которых 40-мм орудие совсем не годилось. Требовалось срочно разработать машину с гораздо более мощным противотанковым орудием. Ею стала противотанковая САУ «Черчилль Кэрриер».
Выбор при отсутствии выбора
Англичанам предстояло сделать два выбора: пушки и шасси. Перспективные орудия уже имелись: 57-мм 6-фунтовая пушка и 76-мм 17-фунтовка — мощные орудия, которые могли сражаться с самыми современными танками. Однако имелась небольшая проблема: серийное производство новых орудий ожидалось не ранее конца года, предстояло разработать и новые орудийные установки, а также новые башни для них. Производство новых орудий в нужных количествах при этом оставалось под вопросом: британская промышленность лихорадочно работала над восстановлением танкового парка после поражения в Европе, а 2-фунтовки обходились королевской казне куда дешевле, чем 6-фунтовки, не говоря о 17-фунтовых орудиях.
Был и другой, достаточно бюджетный вариант. 3-дюймовая зенитка QF 3-inch 20 cwt, принятая на вооружение ещё в 1914 году, постепенно вытеснялась со службы более современным 3,7-дюймовым (94 мм) орудием. Старые пушки пока хранились на складах, и из них могло получиться довольно мощное противотанковое орудие.
В результате испытаний оказалось, что осколочно-фугасные гранаты зенитки бесполезны даже против брони лёгких танков. Зато трёхдюймовая болванка весом 12,5 фунтов (5,67 кг) с начальной скоростью 2600 футов (792 метра) в секунду могла пробить 75 мм брони под углом 30° с 400 ярдов (365 метров), 58 мм с 1000 ярдов (914 метров), или 37 мм с 2000 ярдов (1828 метров).
Также разрабатывался улучшенный бронебойный снаряд, способный пробить 100 мм со 100 ярдов (91 метр) и 80 мм с 750 ярдов (686 метров). Характеристики получившегося снаряда оказались несколько ниже: он пробивал 91 мм с 400 ярдов, 77 мм с 1000 ярдов и 55 мм с 2000 ярдов. Бороться с фантомами типа Pz.Kpfw.VII такое орудие не смогло бы, но его хватило бы для любого немецкого танка, способного переправиться через Ла-Манш. Также обсуждалась разработка каморных бронебойных снарядов, заброневое действие которых было бы выше, чем у традиционных «болванок».
Были у орудия и недостатки. Как подразумевает название, зенитка весила 20 английских центнеров, или примерно 1000 кг, и не отличалась компактностью. В существующие танки такое орудие попросту не влезало, и тут удача оказалась на стороне англичан ещё раз: как раз заканчивалась разработка пехотного танка А22, впоследствии известного как «Черчилль». Новая машина была намного крупнее существующих и допускала установку зенитки.
Военный кабинет одобрил инициативу к концу апреля 1941 года: чиновники разрешили установить на танки 100 орудий нескольких типов, включая Mk.IA, Mk.IB и Mk.IIIA. Деревянный макет машины был построен компанией «Воксхолл» в начале июля. В компании решили не искать трудных путей, и пушку установили в шаровую установку в лобовой плите массивной прямоугольной рубки. При этом орудие располагалось довольно низко и со смещением влево от продольной оси рубки и водителя. Экипаж попадал в машину через командирский люк в крыше рубки или большой люк в её корме. Бортовые эвакуационные люки «Черчилля» остались на месте. По бортам рубки предусмотрели пистолетные лючки.
Водитель оставался на том же месте, что и в базовом танке. За ним сидел наводчик, слева от наводчика — заряжающий, а за спиной наводчика — командир.
Так как «Черчилль» разрабатывался компанией «Воксхолл», контракт на истребители танков тоже достался ей. 25 июля 1941 года был подписан контракт Т2787 на 100 «танков А22 особого типа». Официально машина называлась длинно и скучно: Carrier, Churchill, 3-inch Gun, Mk I.
Закончив сборку прототипа, «Воксхолл» в рамках контракта Т11614 передала производство остальных машин компании «Бейер-Пикок» (Beyer, Peacock & Company) из Манчестера. В связи с угасанием угрозы вторжения количество серийных машин поначалу урезали до 24 штук, но потом вновь увеличили до 49. «Особым» машинам выделили WD-номера с S.31273 по S.31321, при этом буква «S» означала, что это именно самоходка, а не танк. Интересно, что такое решение приняли не сразу, и прототип носил «танковый» номер T.31996.
Первоначально планировалось, что 24 самоходки будут готовы в апреле 1942 года, а остальные 26 — в мае, но в итоге в мае выпуск машин только начался, а закончился к 2 ноября.
Испытания с предсказуемым результатом
Решение о строительстве импровизированного истребителя танков воплощалось в металле нелегко. Бюллетень о разработке танков в Великобритании от 22 августа 1941 года сообщал, что строительство самоходки идёт уже довольно долго, но никаких конкретных результатов пока нет. Разрешение провести стрельбу боевыми снарядами на полигоне в Лулворте было получено только 14 мая 1942 года.
Истребитель танков официально продемонстрировали на полигоне 27 июня 1942 года. По движущейся цели машина выпустила восемь снарядов с дистанции 1200 ярдов (1100 метров), шесть из которых попали в цель, а ещё одно попадание посчитали вероятным.
К августу в Лулворт прибыл первый серийный истребитель танков с WD-номером S.31273R, при этом литера «R» означала, что машина уже прошла модернизацию. Испытания самоходки провели в сентябре.
В рамках испытаний на полигоне выпустили 32 бронебойных снаряда. Машина сильно раскачивалась после выстрела, что усложняло наблюдение и корректировку огня. Самоходка также сильно качалась при смене цели. Такое же явление наблюдалось и во время испытания прототипа, но в гораздо меньшем объёме: прототип раскачивался в течение 1,5 секунды при переносе огня и 1,4 секунды после выстрела, что позволяло наблюдать за падением снаряда на дистанции свыше 1000 ярдов (914 метров). Серийная машина продолжала раскачиваться в течение 2,4 секундф при переносе огня (амплитуда раскачивания также была на треть выше) и в течение 2,8 секундф после стрельбы, что позволяло наблюдать за снарядом только на дистанции в 1800 ярдов (1646 метров) и выше. Отмечалось, что наблюдать за стрельбой бронебойным снарядом с начальной скоростью, увеличенной до 2800 футов (853 метра) в секунду, будет гораздо сложнее.
С наведением орудия на цель тоже обнаружились проблемы. Работа с маховиками наводки была трудной и неинтуитивной, из-за чего наводчик тратил на прицеливание очень много времени. Поворачивать маховик горизонтальной наводки было сложно из-за короткой рукоятки, а у маховика вертикальной наводки рукоятки не было вообще. При наводке отмечался значительный люфт. При езде требовалось закреплять пушку при максимальном угле возвышении.
Прицел оказался не готов, и «Черчилль Кэрриер» прибыл на полигон без штатного телескопического прицела №30. На полигоне попытались установить свой, но отверстие, прорезанное в лобовой броне, оказалось слишком узким. Закрепить прицел на месте было фактически невозможно, и он заметно болтался, что делало бессмысленным и процесс выверки.
Бронирование рубки сотрудникам полигона не понравилось. Лобовая броня имела толщину 87 мм, а борта в передней части — 53 мм. Задняя же часть рубки, за которой находились боеукладки, как и крыша, была тонкой — всего 20 мм. У машины нашлись и более уязвимые места: отверстие для прицела защищалось 16-мм заслонкой, которую при обстреле из винтовки 7,7-мм пуля пробила с 50 ярдов (45 метров). Отмечалось, что немецкая бронебойная пуля пробивает 19 мм с 100 ярдов (91 метр). Защиты от попадания осколков и свинцовых брызг через амбразуру не было вовсе.
Пушку можно было наводить только в секторе ±5° влево и вправо. К крыше рубки приварили три планки, которые помогали командиру представлять этот сектор и более эффективно управлять наводчиком и водителем. Стрелять можно было только при работающем двигателе, и не только потому, что для наводки орудия надо было доворачивать самоходку: двигатель засасывал воздух из боевого отделения для очистки воздуха при стрельбе. Также руководство по эксплуатации советовало во время стрельбы оставлять открытым задний люк. Фиксировались и жалобы на менее значительные недостатки конструкции — например, неудобное расположение инструментов.
Заключение доклада об испытаниях было отнюдь не лестным. Машина получилась слишком массивной и плохо защищённой, чтобы выполнять задачи истребителя танка. Способность вести огонь только вперёд в малом секторе и низкая манёвренность в бою на ближних дистанциях не оставили бы машине никаких шансов на выживание. Также «Черчилль Кэрриер» не мог вести огонь с ходу. Испытатели прямо указывали: машина для службы на фронте не годится.
На первой серийной машине до конца 1942 года отрабатывали новые прицельные приспособления, когда было принято решение использовать прицел №33. Окончательную нарезку для прицела подтвердили только к концу февраля.
Над проблемой с попаданием осколков в боевое отделение тоже работали. В марте 1943 года разработали планки-отражатели, которые в конце апреля установили на самоходку, вскоре испытали и после мелких доработок одобрили. На этом «Черчилль Кэрриер» из сводок полигона исчез.
Бесславная служба
Несмотря на многочисленные недостатки, самоходки всё-таки послужили. 8 апреля 1942 года 1-я канадская танковая бригада получила известие, что в качестве временной меры «против вражеских сверхтяжёлых танков» ей выдают девять таких машин, при этом дополнительных членов экипажей не прислали. Официальные инструкции по применению «Черчилль Кэрриера» требовали создать взвод из трёх машин в каждом батальоне, но канадцы решили собрать свои самоходки в единую тяжёлую роту поддержки.
Штат роты разработали к 22 мая и одобрили 24 июня 1942 года. Она состояла из трёх взводов по три самоходки в каждом, а также собственного штаба. Всего в подразделении числилось 97 человек: 28 в штабе и по 23 в каждом взводе. Кадры для создания роты собирались из полков бригады.
27 июня 1942 года штаб роты разместился в деревне Овингдин в Восточном Сассексе. Обучение личного состава началось в августе, но сами машины попали в роту только в сентябре. К 19 сентября рота получила всего пять самоходок, конвертированных из танков «Черчилль» III. К 10 октября число машин выросло до восьми, а к 7 ноября — даже до сверхштатных 10. Уже 23 января 1943 года лишнюю машину передали в другую часть, но и остальные машины остались с ротой поддержки не долго: 15 февраля подразделение расформировали, а самоходки сдали на склад.
Карьера «Кэрриеров» в других частях не сильно отличалась от службы у канадцев. К 1943 году было ясно, что вторжения в метрополию не предвидится, а англичане сами готовились к высадке в Европе. «Сверхтяжёлые» танки в лице грозного «Тигра» всё-таки появились, но для борьбы с ними уже хватало 17-фунтовок, а посылать в бой наспех сконструированную машину с множеством неустранимых недостатков было бессмысленно. «Черчилль Кэрриер» так и не нашёл применения: на несостоявшуюся оборону Великобритании от вторжения в 1941 году машина опоздала, а ни на что иное она и не годилась. История нелепой самоходки оказалась краткой и ничем не выдающейся.
Источники и литература:
- http://www.armourinfocus.co.uk
- https://milart.blog
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939-1947) RG 24 C 2
Комментарии к данной статье отключены.