Боевые действия 36-часовой индо-португальской войны 1961 года велись не только на суше, но и на море. В заливе Мормугао состоялся последний в мировой истории морской артиллерийский бой, закончившийся гибелью португальского фрегата «Афонсу ди Албукерке». Кроме того, важной составляющей кампании стали высадки индийских сил на острова Диу и Анджидива, также проведённые при поддержке морских сил, в том числе крейсеров и авианосца.
Операция против Диу
Остров Диу длиной 14 км и шириной 3-4 км расположен у южного побережья штата Гуджарат. От материка он отделён широким, но мелководным проливом, заросшим тростником и манграми и доступным лишь для рыбачьих лодок. Сейчас через пролив можно переехать по двум мостам, но в 1961 году их не было. Кроме того, к Диу относился лежавший напротив его восточной оконечности полуостров Гогола, а также маленький форт Санто-Антонио-де-Симбор в 25 км восточнее. Португальский гарнизон в Диу состоял из 400 солдат и полицейских, командовал им майор Фернандо-ди-Алмейда-и-Вашкунселуш, одновременно исполнявший обязанности губернатора округа.
Тем не менее с индийской стороны сюда было направлено больше сил, чем против Дамана: 20-й батальон Раджпутского полка и 4-й батальон 4-го Мадрасского полка. Первыми начали действовать мадрасцы: уже в 1:30 18 декабря 4-й батальон атаковал пограничный КПП на въезде в Гоголу. При поддержке миномётов и батареи старых 86,7-мм орудий пограничники за четыре часа отбили три атаки, потеряв ранеными 10 человек; позднее португальцы жаловались на плохое качество боеприпасов.
Тем временем около 3 часов ночи две роты 20-го батальона раджпутов, подготовив импровизированные плоты из нефтяных бочек, попытались переплыть болотистую протоку у деревни Коб и высадиться в центральной части острова Диу, чтобы атаковать расположенный здесь аэропорт. Однако в этом месте португальцы укрепили берег, оборудовав систему окопов и огневые точки. По индийским данным, тут оборонялись 125-130 солдат, по португальским — всего 8.
Так или иначе, когда раджпуты достигли середины ручья, по ним ударили два тяжёлых и два лёгких пулемёта. Несколько плотов было повреждено, часть повернула назад, в итоге берега Диу достиг лишь майор Мал Сингх с пятью солдатами. Они смогли захватить одну огневую точку, но в итоге были вынуждены вернуться на северный берег. Португальцы взяли одного пленного.
В 7 часов утра над Диу появилась индийская авиация. Самолёты из крыла непосредственной поддержки во главе с винг-коммандером Микки Блейком атаковали португальские передовые позиции, а также крепость Диу и диспетчерскую башню аэропорта. Кроме того, два реактивных «Урагана» четырьмя 450-кг бомбами уничтожили взлётную полосу. В 7:30 два индийских самолёта атаковали к югу от Диу португальский патрульный катер «Вега». Были убиты командир катера 2-й лейтенант Хорхе Мануэль Каталау де Оливейра и Карму, а также артиллерист Антониу Ферейра и стрелок Аннибал Жардим, ранены ещё два матроса. Катер загорелся, и команда покинула его на спасательном плоту. Моряки добирались до берега семь часов и там сдались в плен.
Второй удар по аэродрому был отменён, так как на полосе появились люди, размахивавшие белыми флагами. После этих ударов португальские солдаты оставили позиции на берегу пролива, а в 9 часов утра отошли с полуострова Гогола, который был без боя занят ротой «B» Раджпутского батальона.
В то же время португальская полевая артиллерия продолжала вести огонь по Гоголе, и в 10:15 индийский крейсер «Дели», встав на якорь, начал обстрел аэропорта Диу из 152-мм орудий. В 12:45 индийские самолёты «Ураган» нанесли ракетный удар по артиллерийским позициям в крепости Диу, и там начался пожар, угрожавший складу боеприпасов. После этого к 14:15 все португальцы покинули крепость, хотя боеприпасы в итоге так и не взорвались.
В 18 часов на совещании португальских командиров было принято решение сдаваться. Официально оно мотивировалось невозможностью связаться ни с Лиссабоном, ни с Гоа из-за выхода из строя радиостанции. На тот момент на острове ещё не было ни одного индийского солдата. Позднее губернатор Диу заявлял, что мог бы отражать атаки с суши несколько недель и сдался исключительно из-за атак с воздуха.
Официальная капитуляция была подписана в полдень 19 декабря. В плен сдались 403 человека, в том числе 19 офицеров и 43 сержанта. В ходе боёв погибло 7 португальских солдат. В тот же день рота «С» 4-го Мадрасского батальона высадилась на островах Симбор и Паникота, заняла старый форт Сан-Антонио, пленив здесь ещё 13 португальских солдат.
Высадка на остров Анджидива
Отдельную операцию индийцы провели для захвата острова Анджидива, лежащего у побережья штата Карнатака. Для него был выделен крейсер «Майсур» в сопровождении фрегата «Тришул» — впрочем, отсутствие у крейсера охранения говорит о том, что он был задействован скорее в учебных целях.
Остров Анджидива оборонялся взводом местных солдат гоанского происхождения, и серьёзного сопротивления здесь индийцы не ожидали. 18 декабря в 7:15 первая штурмовая группа под руководством лейтенанта Аруна Аудитто успешно высадилась на пляже с северо-восточной стороны острова. В 7:45 на другом конце острова высадилась вторая группа, но по ней оборонявшиеся внезапно открыли сильный огонь. Индийцы утверждают, что это случилось уже после того, как португальцы подняли белый флаг, и десантники не ожидали атаки. В итоге 7 индийских морских пехотинцев было убито, ещё 19 (включая двух офицеров) ранено. В ответ индийские корабли открыли по Анджидиве огонь, после чего защитники острова начали сдаваться.
Окончательно Анджидиву зачистили на следующий день около 14:30, однако один португальский капрал укрылся в скалах, был обнаружен только 20 декабря и долго отбивался гранатами, ранив нескольких индийцев. Кроме того, рядовой Мануэль Каэтано переплыл на материк, где был задержан через три дня.
Гибель «Афонсу ди Албукерке»
Самым крупным боевым кораблём Португальской Индии являлся фрегат «Афонсу дли Албукерке». Он был построен в 1935 году в Англии как колониальный авизо 1-го класса и предназначался для стационарной службы в дальних морях, высадки небольших десантов и обеспечения артиллерийской поддержки. При стандартном водоизмещении 1811 т корабль развивал скорость в 21 узел, нёс четыре 120-мм орудия в одинарных установках, две 76-мм зенитки, четыре 40-мм автомата, два бомбосбрасывателя и даже гидросамолёт (правда, без катапульты), а также мог принимать на борт до 40 мин заграждения. В конце 40-х годов оба корабля этого типа были переклассифицированы во фрегаты, однако не несли ударного противокорабельного вооружения.
К утру 18 декабря «Афонсу ди Албукерке» находился в Гоа, стоя на якоре в заливе Мормугао севернее одноимённого полуострова. Фрегат имел задачей огневую поддержку наземных войск в районе города Васко-да-Гама, а также обеспечение радиосвязи с Лиссабоном в случае повреждения наземных радиостанций.
В 6:40 на «Афонсу ди Албукерке» получили сообщение об индийском вторжении, и командир корабля капитан 1-го ранга Антониу да Кунья Арагао объявил боевую тревогу. Около 9 часов утра у входа в залив на дистанции в 70 каб появились три индийских корабля: однотипные фрегаты «Бетва» и «Беас», а также старый шлюп «Ковери».
В 12 часов индийские самолёты бомбили порт Васко-да-Гама, а «Бетва» и «Беас» получили распоряжение атаковать противника. На полном ходу они вошли в залив и в 12:15 подняли сигналы с требованием о сдаче. Не получив ответа, в 12:18 фрегат «Бетва» открыл огонь по португальскому кораблю. Португальцы утверждают, что индийцы стреляли и по гавани, где было повреждено одно гражданское судно.
Тральный шлюп «Ковери» с 102-мм орудиями вступил в бой на последнем этапе, однако два новых индийских фрегата и без того обладали явным огневым преимуществом перед старым «Афонсу ди Албукерке». Их 114,5-мм орудия Mark V имели 25-кг снаряды, скорострельность при автоматическом заряжании достигала 24 выстрелов в минуту. Правда, механизм автоматического заряжания был ненадёжным и редко использовался даже в британском флоте. При ручном заряжании и долговременной стрельбе максимальная скорострельность составляла 12-14 выстрелов в минуту. В то же время старые английские 120-мм орудия Mark IX португальского корабля имели более лёгкие 23-кг снаряды и ручное заряжание, их скорострельность составляла всего 10-12 выстрелов в минуту, да и то лишь при хорошей подготовке артиллеристов.
Таким образом, за минуту индийские корабли могли выпустить втрое больше металла, чем их противник, что уже делало бой безнадёжным для португальцев. Согласно португальским источникам, максимальная скорострельность орудий «Афонсу ди Албукерке» в этом бою составляла всего 6 выстрелов в минуту. К тому же индийские корабли имели современные системы управления огнём и артиллерийские радары (правда, в последних необходимости не возникло). Напротив, «Афонсу ди Албукерке», несмотря на модернизацию 1956 года, имел старые приборы управления огнём и обходился без радара для стрельбы по надводной цели. Наконец, португальский фрегат оказался в неудобном положении: он находился в глубине узкого залива шириной около двух миль, в то время как индийские корабли маневрировали в открытом море.
Тем не менее «Афонсу ди Албукерке» выбрал якоря, дал ход и открыл огонь из своих 120-мм орудий, двигаясь поперёк залива так, чтобы можно было стрелять по врагу всем левым бортом. Согласно красивой легенде, появившейся уже в 2000-е годы, перед началом боя командир корабля Антониу да Кунья Арагао демонстративно выбросил за борт портреты премьера Салазара и президента Америко Томаса, заявив: «Мы будем биться за Португалию, а не за этих парней!»
Перестрелка велась с дистанции 30-35 каб. Уже со второго залпа «Афонсу ди Албукерке» получил прямое попадание в командный мостик, был выведен из строя директор управления огнём, получил ранения артиллерийский офицер. После этого фрегат развернулся навстречу кораблям противника, пытаясь сократить дистанцию. Лишь после этого манёвра к стрельбе присоединился «Беас». В 12:25 в мостик португальца попал снаряд, был тяжело ранен капитан корабля, убит старший радиотелеграфист Розарио да Пьедаде и легко ранен начальник навигационной службы 2-й лейтенант Сарменто Гувейя.
Командование кораблём принял старший офицер капитан 2-го ранга Пинту да Круш. Он развернул «Афонсу ди Албукерке» на обратный курс и двинулся вглубь залива. Тем временем к стрельбе присоединился «Ковери», а на португальском корабле начались неполадки в силовой установке: по одним данным, из-за попадания вражеского снаряда, по другим — из-за того, что старший механик неправильно понял приказы и начал готовить машины к уничтожению. Возможно, и та, и другая версия были призваны оправдать плохое состояние машин.
Было также повреждено рулевое управление, а из-за выхода из строя электрических цепей перестала работать система управления огнём. На фрегате оказались затоплены погреба кормовых орудий, и отказала подача снарядов к передним орудиям — не совсем понятно, случилось это от вражеского огня или из-за механических поломок. Тем не менее за полчаса боя фрегат успел выпустить около четырёхсот 120-мм снарядов, добившись нескольких накрытий. Португальцы уверяют, что дважды попали в «Бетву», после чего тот вышел из боя; индийцы это отрицают.
Дальнейшее сопротивление было бесполезно, и в 12:35 Пинту да Круш выбросил свой корабль на отмель у пляжа Бамболим на северном берегу залива Мормугао (напротив Васко-да-Гама). Это было сделано вполне сознательно, чтобы повреждённый корабль можно было использовать в качестве неподвижной батареи.
Индийский отчёт о бое заявляет, что «Афонсу ди Албукерке» поднял большой белый флаг, после чего индийцы прекратили огонь. Согласно португальской версии, белый флаг был поднят сержантом-сигнальщиком без приказа, а потом его долго не могли спустить, так как фал оказался перебит осколком. Тем не менее индийские фрегаты продолжали стрелять, и в 12:50 Пинту да Круш отдал приказ покинуть сидящий на мели корабль, не пытаясь потушить пожары и отремонтировать артиллерию. К 13:10 экипаж высадился на пляж Бамболим, после чего раненый командир был отправлен в госпиталь Панаджи.
Всего на «Афонсу ди Албукерке» погибло 5 моряков и было ранено ещё 13. Увидев, что фрегат покинут, индийские корабли прекратили стрельбу и ушли. Около 13 часов следующего дня команда португальского фрегата сдалась вошедшим в Бамболим индийским войскам. Кроме того, в Гоа находился португальский патрульный катер «Сириус» под командованием лейтенанта Маркеша Силвы. После боя «Афонсу ди Албукерке» Силва затопил свой катер на мелководье, а сам вместе с семью моряками укрылся на греческом сухогрузе, шедшем в Пакистан, таким образом, избежав плена.
Фрегат «Афонсу ди Албукерке» был официально зачислен в состав индийского флота как «Саравастри», но в строй не вводился из-за того, что был сильно повреждён пожаром. В 1962 году он был отбуксирован в Бомбей и продан на слом, часть вещей с него передали в Морской музей Бомбея.
Капитуляция португальских сил
К вечеру 19 декабря в руках португальских войск генерал-губернатора Васалу-и-Силва оставалась лишь часть полуострова Мормугао с портом Васко-да-Гама и военной базой Алпаркейруш. Понимая, что дальнейшее сопротивление не имеет смысла, губернатор решился на капитуляцию, которая была официально подписана в 20:30.
В плен сдались 3412 защитников Гоа, а во всей Португальской Индии было взято 4668 пленных. Всего за два дня боевых действий португальские войска потеряли 31 человека убитыми и 57 ранеными. Потери индийских войск были примерно такими же: 34 убитых и 51 раненый.
Переговоры о репатриации пленных длились очень долго из-за упрямства Салазара, требовавшего вывозить их на португальских самолётах. Вдобавок для давления на Индию Салазар приказал арестовать в португальском Мозамбике 1200 гражданских индийцев, что лишь испортило ему репутацию жертвы индийской агрессии. В мае 1962 года пленные наконец были вывезены на французских транспортных самолётах в Карачи, а оттуда отправлены на родину морем.
По прибытии в Португалию пленные вновь оказались в лагерях: Салазар обвинил их в трусости и невыполнении приказа, приказав начать расследование обстоятельств пленения. В итоге 22 марта 1963 года генерал-губернатор Гоа Мануэл Антониу Вассалу-и-Силва, командующий войсками, начальник его штаба, главный военный капеллан, шесть майоров, сублейтенант и сержант по приказу совета министров были уволены с военной службы за трусость; ещё один подполковник, четыре капитана, четыре лейтенанта и подполковник были отстранены от службы на полгода.
В то же время командир фрегата «Афонсу ди Албукерке» Антониу да Кунья Арагао был объявлен героем: за бой в заливе Мормугао он получил от Салазара Золотую медаль за воинскую доблесть с пальмой, а от испанского каудильо Франсиско Франко — Большой Крест Ордена за военно-морские заслуги 2-го класса. 21 марта 1963 года Арагао произвели в коммодоры, а в 1965 году он вышел в отставку.
Губернатор Васалу-и-Силва эмигрировал и вернулся в Португалию лишь после «Революции гвоздик» 1974 года, ему были возвращены все звания и награды. В том же году были восстановлены дипломатические отношения между Индией и Португалией.
Сразу после захвата земли бывшей Португальской Индии были объявлены союзной территорией под прямым управлением президента Индии, их общим военным губернатором назначили командира 17-й пехотной дивизии генерал-майора К.П. Кандета. Самостоятельным штатом Гоа стал лишь в 1987 году.
Литература:
- Dr. B.C. Chakravorty. Stories of Heroism: PVC & MVC Winners. History Division, Ministry of Defence, Government of India. Allied Publishers Limited, 1995
- Col Y Udaya Chandar (Retd). Independent India's All the Seven Wars. Chennai: Notion Press, 2018
- Lieutenant Commander V.S. Kore. Liberation of Goa: Role of the Indian Navy http://www.bharat-rakshak.com/IAF/History/1960s/Goa01.html
- Anil Shorey, «The forgotten battles of Daman and Diu» // The Tribune. Sunday Reading. Sunday, February 21, 1999
- Gabriel de Figueiredo. Dabolim and TAIP. A tale of a Goan Airport and Airline (https://web.archive.org/web/20091225141528/http://www.colaco.net/1/GdeFdabolim3.htm)
- A invasão do antigo Estado Português da Índia > 47 Anos depois (https://osmeusolhares09.blogs.sapo.pt/tag/prisioneiros+da+%C3%adndia)
- 1961 Indo-Portuguese War (https://defence.pk/pdf/threads/1961-indo-portuguese-war.80396)
Комментарии к данной статье отключены.