В конце XVIII столетия ряды Королевского полка артиллерии пополнил новый английский офицер — уроженец графства Уилтшир Генри Шрапнэл, чья фамилия более привычно для нас звучит как Шрапнель. К началу его службы полевая артиллерия использовала два вида снарядов: картечь и ядра. Каждый из них имел свои достоинства и недостатки. Картечь обладала отличной убойной силой, но была эффективна против живой силы противника на небольшом расстоянии — около 300–400 м. Ядра летели куда дальше, однако могли поразить не так много вражеских пехотинцев и кавалеристов, как того хотелось командирам. Лейтенант Шрапнель предложил идею, объединявшую сильные стороны применявшихся до сих пор снарядов.
Его детище представляло собой полую металлическую сферу, начинённую пулями и пороховым зарядом. Через отверстие в оболочку вставлялась запальная трубка, также содержавшая порох. При выстреле он воспламенялся, горел в полёте, а сгорев, поджигал порох, находившийся внутри снаряда. Если артиллерист правильно рассчитывал расстояние до цели и необходимое количество пороха в запальной трубке, снаряд взрывался в нужное время и в нужном месте, поражая противника пулями и осколками корпуса. Поначалу снаряд Шрапнеля страдал от преждевременной детонации пороха, что приводило к взрыву либо в стволе орудия, либо поблизости от него. Со временем изобретатель сумел справиться с этой проблемой.
Гораздо сложнее оказалось преодолеть бюрократические препоны. Плод своих трудов Генри Шрапнель впервые продемонстрировал в 1787 году, а на вооружение британская армия приняла его только через 16 лет. За это время Шрапнель успел послужить на Гибралтаре, повоевать во Фландрии, получив при этом ранение, перевестись в Вест-Индию и получить звание капитана. В том же 1803 году, когда его снаряд добился признания, Шрапнель был произведён в майоры. Боевое крещение новинки состоялось в апреле 1804 года, когда британские войска атаковали форт Новый Амстердам в Голландской Гвиане (современный Суринам). Снаряд показал отличные результаты и прочно вошёл в обиход сначала британской, а затем и других армий. Его изобретатель не только продвинулся по карьерной лестнице, дослужившись до звания генерал-лейтенанта в 1837 году, но и существенно поправил своё материальное положение. В 1814 году правительство Великобритании назначило Генри Шрапнелю пожизненную пенсию в размере 1200 фунтов стерлингов ежегодно, что составляет более 76 000 фунтов стерлингов по современному курсу.

en.wikipedia.org
Т.к. свинец тяжелее пороховой мякоти - гранаты тоже стали изрядно тяжелее и старые гаубицы их либо плохо метали на старых зарядах, либо новыми усиленными зарядами быстро разбивали лафеты. Поэтому стрелять стали из пушек уменьшенным (относительно старых пушечных) зарядом и конструировать новые гаубицы с зарядом увеличенным (относительно старых гаубичных).
Пушечные картечные гранаты пришлось делать по особому -- они имели 2 очка; в одно из них вставлялась железная трубка — центральная камора, упиравшаяся в противоположную стенку, в которой для этого был сделан особый кольцеобразный выступ. Для лучшего удержания каморы у очка делался прилив. В камору насыпался порох; в очко вставлялась или деревянная втулка для трубки (узкий канал ее, для первоначальных бумажных трубок, закрывался простым гвоздем). Через другое очко всыпались свинцовые пули (от 6 лн. кавалерийских пистолетов), после чего она завинчивалась железною втулкою. Пустота была концентрическая.
При стрельбе ядрами предполагалась рикошетная стрельба.
При стрельбе гранатой рикошетная стрельба считалась багом - граната должна взорваться в месте падения (хотя у Шувалова есть тезис, который можно понять как стрельбу гранатой на рикошет). Стрелять с расчётом, что граната взорвётся в нужном месте на траектории не изначально не позволяло качество тогдашних трубок.
Стали доводить до ума дистанционные трубки и стали применять укороченные пушки.
И в итоге очень быстро пришли к укороченной 12 фунтовой пушке-гаубице. Укороченные пушки перестали стрелять ядрами. Шрапнель стала основным беприпасом.
К концу XVII-го века заметили уже, что трубка может быть зажжена газами заряда и перешли к стрельбе одним огнем, хотя прибегали иногда и к двойному. Иногда все-таки вкладывали бомбу очком к заряду
Нет, гонют пургу. Никакого междисплинарного взгляда на проблему (
Или бронебойно-фугасный снаряд по современному))