Мировой экономический кризис начала 1930-х годов затронул среди прочих и небольшое государство Сальвадор в Центральной Америке. Основой его экономики были выращивание и экспорт кофе, цены на который на мировом рынке упали в 3,6 раза — с 44 до 12 колонов за кинталь (46 кг). Население беднело, труженики всё громче заявляли о своих требованиях.
На волне подъёма рабочего движения победу на президентских выборах одержал Артуро Араухо. Новоизбранный лидер государства не угодил никому. С его санкции армия жестоко подавляла крестьянские выступления на западе страны, где была сконцентрирована основная масса кофейных плантаций. С другой стороны, Араухо попытался умерить финансовые аппетиты военных. В ответ те в декабре 1931 года свергли нечуткого к их нуждам президента. К власти пришёл генерал Максимилиано Эрнандес Мартинес, не питавший к рабочим и крестьянам особой симпатии. Чувства были взаимными. Активисты недавно созданной коммунистической партии наметили на середину января восстание, которое должно было положить конец правлению генерала. Возглавил мятежников коммунист Фарабундо Марти, участник национально-освободительной войны в Никарагуа.
Восстание началось 22 января 1932 года. Несмотря на то что за несколько дней до выступления Марти и его сподвижники были арестованы, повстанцы в короткий срок сумели овладеть западными регионами страны и захватить несколько городов. Однако радость от успехов быстро сменилась горечью поражения. Национальной гвардии и полиции понадобилось всего три дня, чтобы выбить мятежников — преимущественно крестьян-индейцев, вооружённых мачете, — из всех населённых пунктов. За этот короткий срок от рук повстанцев погибло менее ста человек. Силовики же наводили порядок столь рьяно, что их жертвами стали 10 000–15 000 человек, а по другим данным — до 30 000 сальвадорцев, по большей части представителей коренных народов. Эти события известны не только как Сальвадорское восстание, но и как Ла Матанца, что в переводе с испанского означает «резня».
Комментарии к данной статье отключены.