Для американского танкостроения военного периода весьма характерной деталью стало использование различных вариантов силовых установок, а для перспективных танков — подвески и элементов трансмиссии. Так было и при разработке нового среднего танка, который должен был сменить Medium Tank M4. Использование трёх типов трансмиссии и нескольких вариантов подвески теоретически позволяло выбрать наиболее надёжную схему, которая и должна была пойти в серийное производство. На практике же всё пошло не так. Выбранный по итогам испытаний Medium Tank T23 так и не стал полноценной заменой Medium Tank M4, хотя некоторые элементы этой машины всё же пригодились.
Многоплановая альтернатива
Работы по проектированию нового среднего танка, который должен был сменить Medium Tank M4, начались весной 1942 года. В конце мая проект, получивший обозначение Medium Tank T20, был утверждён Департаментом вооружений и Комитетом по вооружениям. Тогда же утвердили и полноразмерный макет данной машины. Новый танк предполагалось оставить в той же весовой категории, что и Medium Tank M4, при этом повышалась огневая мощь, броневая защита и подвижность. Элементы трансмиссии переносились в кормовую часть корпуса, при этом КПП, дифференциал и двигатель объединялись в силовой блок, что упрощало их монтаж и демонтаж. На танк ставились переработанный двигатель Ford GAA, а также планетарная КПП и гидротрансформатор.
В таком виде программа Medium Tank T20 просуществовала недолго. Дело в том, что имелись различные идеи с точки зрения вооружения. Помимо двух орудий калибра 76 мм продумывалась идея установки 75-мм пушки M3 с магазинным питанием. 26 августа 1942 года Комитет по вооружениям утвердил разработку трёх вариантов машины — T20 с 76-мм пушкой M1, T20E1 с 75-мм пушкой M3 и магазинным питанием, а также T20E2 с 76-мм пушкой M7.
Позже, 2 октября 1942 года, появился ещё и четвёртый вариант, позже получивший обозначение Medium Tank T20E3, с 76-мм пушкой M1 и торсионной подвеской. Это стало лишь началом «почкования». 3 сентября 1942 года Комитет по вооружениям рекомендовал запустить разработку ещё одного варианта — Medium Tank T22. Эта машина отличалась тем, что на ней ставилась механическая коробка передач. На практике же отличий оказалось больше, поскольку и подрядчик был другим. Как и в случае с Medium Tank T20, данная машина «разрослась» на три варианта, отличавшихся по вооружению.
Это был не конец разрастания модификаций. В середине сентября 1942 года появилась идея о дальнейшем расширении линейки разрабатываемых танков. На сей раз речь шла о том, чтобы вместо планетарной или механической КПП использовать электромеханическую трансмиссию. Данная идея появилась на волне успеха в разработке Heavy Tank T1E1, которым занималась General Electric. В течение мая-июня 1942 года опытный образец танка испытывался на Абердинском полигоне, причём его лично обкатывал и Гладеон Барнс, начальник технического отдела Департамента вооружений. По итогам испытаний, продолжавшихся до осени 1942 года, именно Heavy Tank T1E1 собирались сделать основным в семействе. Существенным плюсом машины являлась лёгкость управления, правда, за счёт более громоздкой и тяжёлой электромеханической трансмиссии. В сложившейся ситуации вполне логичным решением было создать с аналогичной трансмиссией и средний танк, тем более что на испытаниях тяжёлых танков семейства T1 с другими типами КПП наблюдались некоторые проблемы с надёжностью.
Вариант с электромеханической трансмиссией получил обозначение Medium Tank T23. Подобно T20 и T22 предполагалось, что и T23 изготовят в трёх вариантах, отличающихся вооружением. Получили они, соответственно, обозначения Medium Tank T23, T23E1 и T23E2. Впрочем, от вариантов с 76-мм пушкой M7 и 75-мм пушкой M3, имеющей кассетное заряжание, отказались довольно быстро. Вместо этого было решено изготовить два пилотных образца Medium Tank T23 в «штатном» исполнении, то есть с 76-мм орудием M1. Подрядчиком, как и в случае с Heavy Tank T1E1, выступил концерн General Electric. Не стоит удивляться такому выбору: General Electric являлся многопрофильным концерном, в сферу его деятельности входило и вагоностроение. Непосредственно танками занимался вагоностроительный завод в Эри, штат Пенсильвания. С учётом того, что там же производились и локомотивы, завод в Эри был вполне приспособлен к переходу на военные рельсы. Собственно говоря, опыт постройки Heavy Tank T1E1 это прекрасно показал.
Самое интересное заключалось в том, что будущий Heavy Tank T23 не являлся всего лишь T20 с электромеханической трансмиссией. По неизвестным причинам была пересмотрена подвеска машины. Вместо блокированной подвески с горизонтальными упругими элементами на T23 решили использовать стандартную подвеску Medium Tank M4. Также, с точки зрения общей конфигурации корпуса, T23 оказался больше похож не на Medium Tank T20, а на его конкурента — T22. Это касалось и крыльев, и ящиков ЗИП. Впрочем, при общей схожести шасси Medium Tank T23 всё равно отличалось. Это касалось, прежде всего, конфигурации кормовой части корпуса, включая надмоторную плиту, и мелких элементов (таких как буксирные крюки). Такая ситуация была относительно нормальной в случае, когда работы по похожим темам выдавались трём разным заводам. Даже тот факт, что общее руководство осуществлялось Танково-автомобильным центром в Детройте, не особо влиял на эту особенность. Определённая унификация имела место, но не более того. Единой для танков являлась башня, да и то, в изначальной конфигурации Medium Tank T23.
Главным отличием являлось внутреннее оснащение Medium Tank T23. Двигатель Ford GAN работал в паре с главным генератором типа .5 T563A1, при этом образовавшийся силовой блок получался меньшим, чем у T20 или T22 (правда, эта компактность была мнимой). Далее генератор передавал ток на два тяговых электродвигателя 84 E745A2. Весьма массивные двигатели потребовали переделки кормовой части корпуса, так что отличить сзади T23 от других танков-конкурентов несложно. Не меньшие перемены ждали отделение управления. Как и у T20/T22, управление делалось сдвоенным, но вместо системы рычагов имелось два пульта управления. Это существенно упрощало работу. Кроме того, имелся и третий, вспомогательный пульт управления — обычно он перевозился в одном из инструментальных ящиков танка и ставился в случае необходимости. С помощью третьего пульта можно было управлять танком из башни. Благодаря системе рычагов имелась возможность переключиться с одного пульта на другой. Вспомогательный пульт управления использовался для обучения, либо в случае, если отделение управления вышло из строя. Простота управления и возможность управлять танком из разных мест являлись ключевыми преимуществами Medium Tank T23. Впрочем, имелся и существенный минус. При той же толщине брони и вооружении боевая масса Medium Tank T23 составляла 32 885 кг — на 3 т больше Medium Tank T20 и почти на 1,5 т больше Medium Tank T22.
Приоритетное направление
В случае с Medium Tank T23 сложилась несколько комичная ситуация. По всем правилам первый танк, который заказали американские военные, должен был стать и первым изготовленным — то есть первым изготовлялся Medium Tank T20. Но сложилась парадоксальная ситуация, когда первый образец Medium Tank T20 сдали в мае 1943 года, а вот первый образец Medium Tank T23 с регистрационным номером U.S.A. W-3098787 вышел на заводские испытания уже в январе 1943 года.
Ввиду того, что электромеханическая трансмиссия являлась новинкой, требовавшей обкатки, первый опытный образец Medium Tank T23 стал фактически заводским образцом General Electric. На полигоне в Эри шли форсированные ходовые испытания, в ходе которых первый опытный образец накатал в общей сложности 3680 км. О таких дистанциях танки-конкуренты, появившиеся существенно позже, могли только мечтать. При этом максимальная скорость оказалась той же, что и у Medium Tank T20 — 56 км/ч. При этом, правда, опускаются какие-либо подробности насчёт теплового режима моторно-трансмиссионного отделения, одной из главных проблем T20 и T22. В любом случае, даже первый опытный образец Medium Tank T23 показал себя существенно лучше, чем его конкуренты. К тому же, как уже говорилось, испытания начались существенно раньше, а время здесь играло одну из ключевых ролей.
Как и многие «подопытные» образцы, первый экземпляр Medium Tank T23 существенно менялся в ходе испытаний. Самым главным изменением стала башня. О том, случилось это изменение ещё на стадии постройки, либо же башню поменяли уже в ходе испытаний, точной информации нет. Так или иначе, на всех известных фотографиях пилотный образец имеет совсем иную «голову». История этой башни началась летом 1942 года в ходе проектирования установки 76-мм пушки M1 в башню Medium Tank M4A1. Башня оказалась слишком маленькой: нет, орудие в неё влезало, но работать оказалось неудобно. Кроме того, выявилась неуравновешенность башни, поэтому требовалось поставить 800-кг противовес. Всё это происходило уже после того, как утвердили башню для Medium Tank T20. Есть серьёзные подозрения, что аналогичные проблемы выявились на огневых испытаниях танков семейства T20/T22/T23.
Решение проблемы нашли довольно быстро. Для начала орудие M1 подвергалось переработке, которое заключалось в укорачивании ствола на 381 мм. На характеристики это почти не повлияло, зато с точки зрения балансировки ситуация значительно улучшилась. После серии испытаний пушку приняли на вооружение как 76-мм орудие M1A1. Данное орудие, которое ставилось в спаренную установку T79, позже поставили в башню второго опытного образца Medium Tank T23. Сама башня при этом не отличалась от тех, что ставились на T20 и T22.
В случае же с первым опытным образцом работы пошли дальше. Как раз в начале 1943 года начались работы по созданию новой башни для истребителя танков GMC M10. Эта башня сварной конструкции имела орудийную установку T80, куда ставилась всё та же 76-мм пушка M1A1. Разница заключалась в том, что на сей раз подвижная бронировка охватывала орудийную установку во всю её ширину, тем самым повышался уровень защиты. Позже эту башню поставили на опытную САУ Gun Motor Carriage T72. Более интересно то, что данная конструкция башни легла в основу сварной башни E6194 для Medium Tank T20. В отличие от башни для GMC T72, танковая башня имела крышу боевого отделения, слева появился лючок для выброса гильз, а толщина листов существенно выросла. Согласно пояснительной записке, броня башни должна была обеспечивать защиту от снарядов калибра 37-75 мм.
Всего таких башен изготовили две. Первую башню поставили на первый опытный образец Medium Tank T23, а вторую направили на испытания обстрелом. Правда, обстреливалась эта башня явно не теми снарядами, на защиту от которых рассчитывалась. Обстрел вёлся 76-мм бронебойными снарядами M62, а также 90-мм снарядами M82. Результат был вполне предсказуем. Несмотря на вполне ожидаемые результаты обстрелом, башня вполне неплохо показала себя. Впрочем, дальнейшего развития сварная башня не получила. Во-первых, общая конфигурация башни E6194 почти не отличалась от типовой башни для Medium Tank T20/T22/T23. Во-вторых, переход с литых башен на сварные являлся весьма болезненным с производственной точки зрения. Всё, что дали данные испытания, да и программа сварной башни в целом — это новая орудийная установка, которая получилась явно лучше, чем T79.
О том, что сварная башня является, скорее, альтернативным вариантом, подозревали и так. Дело в том, что параллельно разработали другую башню — литой конструкции. В этой башне учитывался ряд замечаний, в том числе по удобству работы расчёта. Аналогично E6194 башня получала орудийную установку T80, но при этом кормовая ниша получилась более развитой. Кроме того, существенно менялись люки. Люк командира переносился влево, становясь люком заряжающего, а также ставилась новая командирская башенка, по периметру которой имелось 6 перископических приборов. Данная конструкция обеспечивала больший обзор без необходимости высовывать голову из люка. Весной 1943 года был изготовлен макет башни, а позже и опытный образец. В итоге именно эту башню выбрали для последующих образцов Medium Tank T23.
Ранние сроки запуска ходовых испытаний первого опытного образца Medium Tank T23 прямым образом повлияло на вторую опытную машину. Изготовили её в марте 1943 года, при этом танк имел ряд отличий. Для начала был несколько переработан корпус — в частности, люки отделения управления немного увеличили. Также отличались башни — на втором образце, как уже говорилось, поставили типовую башню, как на T20/T22. Отличались и траки — вместо типовых для Medium Tank траков T51 на вторую машину поставили «шевронные» траки T48.
В отличие от первой опытной машины, вторая предназначалась для войсковых и полигонных испытаний. Уже позже к ним присоединился и первый опытный образец. Разумеется, уже не в тепличных заводских условиях стали выявляться некоторые «болячки» электромеханической трансмиссии. В частности, стали возникать проблемы, связанные с работой элементов электромеханической трансмиссии в условиях запылённой местности. В частности, выявился повышенный износ щёток генератора в условиях запылённой местности. По итогам испытаний, проводившихся на Абердинском полигоне, в Форт-Ноксе и тренировочном центре Сидли (Калифорния) был составлен список требований по улучшению конструкции танка. Особенно это касалось надёжности работы элементов электромеханической трансмиссии в экстремальных условиях.
Несмотря на выявившиеся проблемы, ситуация оказалась явно на стороне детища General Electric. Безусловно, определённые проблемы у танка имелись, но при этом отмечалась лёгкость управления. К тому же на фоне Medium Tank T20 и T22 у машины с электромеханической трансмиссией дела обстояли хорошо. Таких нештатных ситуаций, как «вылетающий» мотор или перегрев моторно-трансмиссионного отделения, у T23 не наблюдалось. На этом фоне не стоит удивляться, что Департамент вооружений и Комитет по вооружениям стали всерьёз рассматривать T23 как лучшего из кандидатов на роль сменщика Medium Tank M4. Уже 6 мая 1943 года Комитет по вооружениям рекомендовал изготовить серию из 250 танков, это решение утвердили месяц спустя — 3 июня.
«Сложно!»
Решение о запуске в серию Medium Tank T23 совсем не означало, что конструкция танка окончательно утверждена. В течение лета-осени 1943 года выросли требования по броневой защите. По этой причине толщину верхнего лобового листа корпуса усилили до 76 мм. Также были внесены различные изменения, учтённые по итогам войсковых испытаний двух опытных образцов. Различные переделки привели к тому, что окончательно конструкция Medium Tank T23 сформировалась уже осенью 1943 года. Изменения привели к тому, что боевая масса танка достигла 33 566 кг. Разумеется, такой рост имел самые неприятные последствия, которые выявились уже позже.
По итогам работы над литой башней с орудийной установкой T80 появилась конструкция, которая получила чертёжный номер D82081. В отличие от сварной башни, D82081 сразу же запустили в серийное производство, минуя этап изготовления тестового образца. Финальный вариант башни получил установку 2-дюймового казнозарядного миномёта, смещённого в передний левый угол крыши. Использовал миномёт заряжающий. Доработанную версию орудийной установки T80 стандартизировали под индексом M62. Толщину подвижной бронировки орудийной маски довели до 89 мм. В кормовой части появилось крепление для установки зенитного пулемёта в походном положении.
В отличие от башни, шасси серийного Medium Tank T23 не претерпело столь серьёзных изменений. Несколько изменилась технология сборки, в частности, верхний лобовой лист состоял из нескольких частей, имевших сварную и литую конструкцию. Это и немудрено — серийный выпуск Medium Tank T23 осуществлялся Детройтским танковым арсеналом. Несколько перетрясли комплектацию машины — в частности, запасные траки перенесли на верхнюю лобовую плиту корпуса, а на кормовом листе корпуса добавили стопор орудия по-походному. В целом же, по сравнению со вторым опытным образцом, объём переделок шасси оказался невелик.
Согласно планам, Детройтский танковый арсенал изготовлял 250 танков с регистрационными номерами U.S.A. W-30103052-30103301. Позже контракт несколько раз переигрывали, но по итогу он остался практически тем же. Разница заключалась в том, что танки с регистрационными номерами U.S.A. W-30103053 и U.S.A. W-30103054 построили как два пилотных экземпляра Medium Tank T25, которые достойны отдельного повествования. Что же касается первого серийного образца Medium Tank T23, то он был готов 19 октября 1943 года. Машина отправилась на Абердинский полигон. Ещё 5 серийных танков направили на испытания в Форт-Нокс.
За время испытаний на Абердинском полигоне первый серийный экземпляр Medium Tank T23 прошёл 7040 км. Отчасти свидетелями этих испытаний стали советские военные представители, оказавшиеся на Абердинском полигоне. В разговоре с американскими военными последние подчёркивали, что существует мнение о стандартизации Medium Tank T23 — настолько оптимистичным был настрой. Впрочем, советские представители подметили один факт, который являлся причиной для беспокойства. Дело в том, что ходовая часть нового среднего танка осталась той же, что и у Medium Tank M4. При этом выросла боевая масса, а вместе с ней и удельное давление на грунт. Так вот, резиновые бандажи опорных катков на осмотренном танке находилась в последней стадии разрушения. Более того, это был уже второй комплект опорных катков (первый к тому времени уже полностью износился, и его заменили).
Более ярко проходили войсковые испытания пяти танков в Форт-Ноксе (позже туда попало ещё столько же машин). Судя по дальнейшим событиям, на испытаниях возникли аналогичные проблемы с опорными катками, да и в целом становилось ясно, что идея использования штатной ходовой части Medium Tank M4 является чересчур смелой затеей. Кроме того, возникли проблемы с карбюраторами двигателей Ford GAN, а также очередные неприятности с электромеханической трансмиссией. На войсковых испытаниях машины не жалели, а потому ездили они в экстремальных условиях. И вот тут выяснилось, что электромеханическая трансмиссия нуждается в защите от воды. В результате пришлось срочно вносить изменения не только в машины установочной партии, но и в другие танки данного типа.
Впрочем, проблемы с электрическими системами были лишь «цветочками». Более существенные неприятности ждали военных с точки зрения эксплуатации танка. Не секрет, что танк воюет не просто сам по себе — его сопровождают различные службы, отвечающие, в том числе, за обслуживание и ремонт. Так вот, обслуживание электромеханической трансмиссии и других мудреных электрических систем признали слишком сложным. Простота управления машиной обернулась существенным усложнением жизни на других направлениях. С учётом уже имевшихся проблем с ходовой частью и другими компонентами шансы Medium Tank T23 на боевое применение стремительно улетучивались.
Критическая ситуация с эксплуатацией танков, как ни странно, мало повлияла на планы по их выпуску. К 1 июня 1944 года Детройтский танковый арсенал сдал 57 Medium Tank T23, причём завод сильно отставал от графика. По планам ежемесячно должно было сдаваться 35 танков данного типа. Одной из причин задержек являлись проблемы с поставкой генераторов и электродвигателей General Electric. Впрочем, в Департаменте вооружений ещё к концу весны 1944 года примерно понимали, к чему всё идет. Согласно отчёту представителей ГБТУ КА, офицеры департамента считали, что серия из 250 танков станет первой и последней для T23. Примерно так же считали на Абердинском полигоне. Фактически дальнейший выпуск T23 шёл по инерции, особенно на фоне того, что программа Medium Tank T25 и T26 немного буксовала. К слову, эти машины создавались уже с более мощным вооружением и более солидной броневой защитой. Выпуск Medium Tank T23 завершился к концу 1944 года.
К лету 1944 года в Департаменте вооружений не особо скрывали, что Medium Tank T23 фактически выпускается как образец для обкатки различных технических решений. То есть машина являлась промежуточной и не предназначавшейся для боевого применения. Определённый резон в таком решении был: откровенно говоря, даже при условии нормальной работы всех агрегатов Medium Tank T23 к лету 1944 года смотрелся устаревшим. С другой стороны, для тренировки и обкатки решений для более совершенных собратьев машина вполне годилась. Получился своеобразный аналог Covenanter по-американски — правда, не в таких огромных объёмах.
Одним из ответвлений программы Medium Tank T23 стала машина, получившая обозначение Medium Tank T23E3. Её разработку Комитет по вооружениям рекомендовал 15 апреля 1943 года, а 6 мая утвердили работы по этой теме. Впрочем, на практике разработка варианта Medium Tank T23 с торсионной подвеской существенно задержалась. На работы повлияла не только медленное развёртывание производства Medium Tank T23, но и далеко не благополучно развивавшиеся ходовые испытания Medium Tank T20E3. Выяснилось, что торсионная подвеска получилась не только тяжелее, но и с низкой надёжностью, в текущем виде она не годилась. При этом в Департаменте вооружений поначалу торсионную подвеску встретили с большим энтузиазмом и даже предлагали сразу же стандартизировать T23E3 как Medium Tank M27. Правда, на фоне результатов испытаний Medium Tank T20E3, который предлагали стандартизировать под индексом Medium Tank M27B1, от подобных идей отказались.
Фактически работы по Medium Tank T23E3 начались в декабре 1943 года. За основу был взят танк с серийным номером 19 и регистрационным номером U.S.A. 30103068. Машина изначально требовала доработок, поскольку её изготовили до того, как на испытаниях в Форт-Ноксе выявилась масса проблем с надёжностью работы агрегатов электрической трансмиссии. По этой причине пришлось переделывать не только ходовую часть, но и моторно-трансмиссионную группу. Кроме того, было решено отказаться от полика под башней, что позволило увеличить боекомплект до 84 патронов к 76-мм пушке M1A1. К слову, первоначально речь шла о постройке двух опытных танков, но в мае 1944 года заказ сократили до одной единицы.
Впрочем, главной задачей стала переделка ходовой части. Аналогично Medium Tank T20E3, танк получил торсионную подвеску с шестью опорными катками на борт. Первый, второй, пятый и шестой катки также получали телескопические амортизаторы. Не особо удачные итоги испытаний Medium Tank T20E3 заставили усилить ходовую часть. Опорные катки были переделаны, кроме того, цельнометаллический трак типа Sheldrick расширили до 483 мм. При этом масса машины выросла до 35 834 кг.
Судьба модернизированного Medium Tank T23 оказалась незавидной. Собрали (точнее, перестроили) его в июле 1944 года, когда от дальнейших работ по данной теме уже отказались. Единственной причиной, по которой T23E3 ещё оставался нужен, было то, что по массе и ходовой части этот танк примерно соответствовал Medium Tank T25E1. Поэтому после 100-мильной обкатки, которая выявила небольшие огрехи по подвеске, машину направили сначала на Абердинский полигон, а затем в Форт-Нокс.
Ещё одним направлением работ стали попытки исправить ситуацию с подвеской серийных T23. То, что ходовая часть слабовата для столь большой массы, было очевидно, поэтому предлагалось разработать танк с новой подвеской — Medium Tank T23E4. Отличаться он должен был подвеской HVSS (впрочем, эти работы так и не утвердили). Вместе с тем, в 1944 году прошла модернизация трёх серийных танков — на них поставили ту самую подвеску HVSS, а также трак T80, имевший ширину 584 мм.
В декабре 1944 года три модернизированных танка с серийными номерами 624, 625 и 626 прибыли на испытания в Форт-Нокс. Ходовые испытания проходил танк с серийным номером 624, прошедший 1107 км. Несмотря на то, что боевая масса выросла до 37 195 кг, испытания, проводившиеся в максимально сложных дорожных условиях, показали правильность идеи. Согласно отчёту, на бездорожье танки с подвеской HVSS и траками T80 вели себя явно лучше, чем обычные T23. Также модернизированный танк оказался лучше с точки зрения орудийной платформы. Проблема в том, что в начале 1945 года и так всё было ясно, да и торсионная подвеска, которая поначалу разочаровала, постепенно проходила реабилитацию в глазах американских военных. Ещё летом 1944 года она окончательно стала главным приоритетом, а HVSS решили использовать на семействе Medium Tank M4.
Об отношении к Medium Tank T23 со стороны военных говорит тот факт, что даже в начале 1945 года, когда возникла критическая ситуация в Арденнах, идея отправить эти машины в Европу не нашла поддержки. Более того, эти танки в определённом смысле и так уже воевали, причём ещё с июня 1944 года. Тому, кто в своё время дал указание делать башню для Medium Tank M4 с диаметром погона 1750 мм, надо было вручать Медаль Почёта. Дело в том, что столь большой диаметр погона, заданный с самого начала, перекочевал на танки семейства Medium Tank T20/T22/T23. Так вот, в конце 1943 года прозвучала здравая мысль поставить башню D82081 на шасси Medium Tank M4. Уже в январе 1944 года завод Pressed Steel Car сдал первую сотню Medium Tank M4A1(76)W, оснащённых «мокрой» укладкой и башнями D82081. Таким образом, уже к июню 1944 года американская армия высаживалась в Нормандии, имея сотни танков с 76-мм пушками и новыми башнями. Проблема стремительного устаревания Medium Tank M4 отчасти разрешилась — на этом фоне отпадала потребность в ещё одном танке с такой же башней и орудием, более быстром, но более сложном в эксплуатации. В то же время работы по сменщику Medium Tank M4 продолжались.
Источники и литература:
- NARA
- ЦАМО РФ
- Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996
Комментарии к данной статье отключены.