К концу 1943 года ситуация с американской программой создания перспективного среднего танка, который должен был сменить Medium Tank M4, кратко характеризовалась словом «бардак». Посудите сами — имелось целых три типа среднего танка, которые развивались параллельно. Это Medium Tank T20 и T22, которых выпустили по две единицы, при этом результаты их испытаний вызвали разочарование. Также имелся Medium Tank T23, который оказался несколько лучше конкурентов — его даже запустили в серийное производство, но быстро выяснилось, что с войсковой эксплуатацией имеется масса проблем. Наконец, в мае 1943 года запустили разработку ещё двух танков. Таким образом, на определённом этапе в США разрабатывалось аж пять типов средних танков. В этой статье речь пойдёт о Medium Tank T25 — боевой машине, которая оказалась в некотором смысле промежуточной.
То же самое, но с пушкой помощнее
По состоянию на весну 1943 года приоритетным направлением с точки зрения разработки нового среднего танка в США стала программа Medium Tank T23. Во-первых, опытные образцы этой машины появились раньше конкурентов. Во-вторых, электромеханическая трансмиссия показала себя не только более удобной с точки зрения управления, но и вполне надёжной, чего нельзя было сказать о планетарной и механической КПП, которые использовались на Medium Tank T20 и Medium Tank T22. Именно это стало причиной того, что уже в мае 1943 года появилось предложение о запуске Medium Tank T23 в серийное производство. На тот момент казалось, что это будет наилучший вариант развития событий.
Вместе с тем, ещё осенью 1942 года американские военные начали задумываться о потенциальной замене 76-мм орудия M1A1. Поначалу это касалось Heavy Tank T1, причём замена была, скорее, «на вырост». Если 76-мм орудие потенциально влезало и в башню среднего танка, то в тяжёлую боевую машину логично было поставить что-то более мощное. Долго искать замену не пришлось — она нашлась среди зенитных орудий. Речь идёт о 90-мм зенитной пушке M1A1, основном американском зенитном орудии среднего калибра. Данная система по всем параметрам превосходила немецкую 88-мм пушку Flak 18. Кроме того, в сентябре 1942 года было отдано указание о создании универсального орудия, получившего обозначение M2 — эта система работала и по наземным целям. Самое же главное, что отсутствовали потенциальные проблемы с превращением M1A1 в танковое орудие.
Танковая версия получила обозначение T7. Первый образец орудия был готов ещё в конце ноября 1942 года, но в башню Heavy Tank T1E1 оно попало существенно позже — в марте 1943 года. Испытания прошли вполне успешно, другой вопрос, что звезда Heavy Tank M6 уже почти закатилась. Ещё в декабре 1942 года последовал отказ от этих боевых машин, а 25 марта 1943 года объём выпуска ограничили всего 40 экземплярами. Таким образом, 90-мм орудие M1 оказалось без базы. Правда, к тому времени уже появилась достойная цель — немецкий тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Бои марта 1943 года показали, что 76-мм орудие вполне уверенно может поражать немецкий тяжёлый танк, но дистанция пробития оказалась невелика. По этой причине взгляды американских военных обратились к Medium Tank T23 — по состоянию на весну 1943 года именно этот танк выглядел наиболее перспективно.
6 мая 1943 года, в тот же день, когда Комитет по вооружениям рекомендовал выпустить партию из 250 Medium Tank T23, было принято ещё одно решение. Предполагалось изготовить 50 дополнительных танков, вооружённых 90-мм пушками. Из них 40 планировалось изготовлять с той же толщиной брони, что и Medium Tank T23. Данные машины первоначально получили обозначение Medium Tank T23 equipped with 90 mm gun. Уже позже обозначение сменили на Medium Tank T25. Ещё 10 танков предполагалось усилить по броневой защите, доведя её в лобовой части до уровня Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Эта машина позже получила обозначение Medium Tank T26. Данный танк достоин отдельного повествования, поэтому его в этой статье касаться не будем. Что же касается T25, то работы по нему активизировались в июле 1943 года. Для проверки решений был изготовлен полноразмерный макет машины — впрочем, делался он не с нуля, а из макета Medium Tank T22.
Согласно первоначальным требованиям, боевая масса Medium Tank T25 составляла 32 659 кг. Впрочем, это было с самого начала нереальным. Даже в исходном виде Medium Tank T23 имел боевую массу 32 885 кг. При этом в требованиях на Medium Tank T25 указывалась торсионная подвеска, которая была тяжелее штатной VVSS. Не учитывался и тот факт, что башня требовала переделки. Теоретически пушка влезала в башню, однако без переделки работа с ней превратилась бы в кошмар для расчёта. В результате осенью 1943 года Комитет по вооружениям начал что-то подозревать. К тому моменту был готов первый образец серийного Medium Tank T23, который имел боевую массу уже 33 566 кг. В случае же с Medium Tank T25 подсчёт роста массы оказывался куда менее радужным: с учётом всех пожеланий получалось 36 741 кг. Это означало, что пределы нагрузки трансмиссии уже пройдены, причём пройдены уверенно.
В связи со сложившейся ситуацией Комитету по вооружениям пришлось вносить изменения в планы. Первоначальный заказ на 40 танков оставался, но теперь они оснащались планетарной коробкой передач Alisson Torqmatic с гидротрансформатором. Вместе с тем, было принято решение о выпуске двух танков, которые изготовлялись из Medium Tank T23. Именно они и сохранили обозначение Medium Tank T25. Что же касается машин с гидромеханической трансмиссией, то им присвоили индекс Medium Tank T25E1.
Причины, по которым было решено сделать дополнительные два танка, прозаичны. Во-первых, с Torqmatic по состоянию на осень 1943 года продолжали упорно «воевать», причём не только на Medium Tank T20, но и на GMC T70. Последнюю запустили в серийное производство, но параллельно шёл процесс доводки элементов трансмиссии. «Победить» трансмиссию на лёгкой САУ удалось только к весне 1944 года. В ситуации, сложившейся осенью-зимой 1943 года, Департамент вооружений хотел иметь запасной вариант на случай, если с гидромеханической трансмиссией дело зайдёт в тупик. Во-вторых, с торсионной подвеской по состоянию на то же время дела также шли неважно. Оснащённый такой подвеской Medium Tank T20E3 получился не только тяжелее обычного T20, но и менее надёжным с точки зрения подвески. Поэтому требовался запасной вариант.
Между тем, штатная подвеска Medium Tank T23 тоже не являлась панацеей. На этом танке использовались элементы ходовой части Medium Tank M4, которые оказались не рассчитанными на столь большую массу, поэтому в случае с Medium Tank T25 решили пойти на эксперимент. Ещё с весны 1943 года шли экспериментальные работы над подвеской HVSS. Она представляла собой вариацию Гарри Нокса на тему подвески Хортсманна, упругие элементы у неё располагались параллельно земле. Параллельно шли эксперименты над улучшенным траком, поскольку масса Medium Tank M4 росла, а вместе с ней увеличивалось и удельное давление на грунт. Одним из результатов этих работ стал цельнометаллический трак T66, имевший ширину 584 мм. Именно такую комбинацию (подвеску HVSS и трак T66) решили использовать на Medium Tank M4, а также использовать её на Medium Tank T25.
Корпуса для пилотных образцов Medium Tank T25 изготовили на Midland Steel Corporation. Сварной корпус первого пилотного образца, в целом, был идентичен T23, но при этом его переделали под установку подвески HVSS и траков T66. Также изменились люки механика-водителя и его помощника, а также некоторое внутреннее оборудование. Параллельно на General Steel Casting Company изготовили корпус башни, собиралась она на Chevrolet. В отличие от шасси, башню пришлось существенно переделывать. Она стала крупнее, причём выросли и высота башни, и кормовая ниша. В связи с установкой 90-мм орудия T7 существенно переделали орудийную установку, которая получила обозначение T99. Изменилась конструкция подвижной бронировки — она получила округлую форму. Нельзя сказать, что данное решение было полностью верным: дело в том, что при рикошете от нижней части бронировки возникал высокий риск попадания снарядов в крышу отделения управления.
Первый образец Medium Tank T25 с регистрационным номером U.S.A. 30103053 был изготовлен в Детройтском танковом арсенале в январе 1944 года. Для начала был проведён пробег на дистанцию 400 км, после чего 21 января машина отправилась на Абердинский полигон. Она получилась чуть тяжелее расчётной массы — 37 426 кг. Как показали испытания, машина получилась практически столь же подвижной, как и Medium Tank T23. Максимальная скорость составила 55 км/ч. Интересно, что эту машину летом 1944 года видели на Абердинском полигоне представители советской военной комиссии. Из-за ошибки с определением её в отчете назвали T25E1, хотя на самом деле речь шла о T25. Крайне интересно мнение самих американских военных относительно подвески HVSS. Как сообщалось в отчёте, офицеры полигона ставили подвеску HVSS выше торсионной. По их словам, надёжность подвески HVSS была куда выше, и вообще бытовало мнение перейти, в случае со средними танками нового поколения, именно на неё.
Несмотря на подобные заявления, к подвеске HVSS также имелись претензии. Это легко понять по тому, что изготовление второго образца Medium Tank T25 задержали на несколько месяцев. На Абердинский полигон танк с регистрационным номером U.S.A. 30103054 прибыл значительно позже — 29 апреля 1944 года. Танк стал тяжелее — боевая масса составила 38 197 кг. Существенная доля (416 кг) из дополнительных 771 кг массы пришлась как раз на ходовую часть. Увеличилась масса траков, была пересмотрена его конструкция, также увеличили диаметр бандажей опорных катков. Некоторые отличия получила и башня. С правой стороны появилось крепление для ЗИП, а слева поставили лючок для выброса гильз. Данная башня была утверждена для установки на Medium Tank T25E1, впрочем, часть танков имела такую же башню, как на первом образце T25.
28 сентября 1944 года вторая опытная машина направилась в Форт-Нокс, где прошли дополнительные испытания. При этом второй образец в ходе испытаний подвергся дополнительным переделкам. В частности, вместо траков T66 на него установили траки T80. Эти испытания представляли, скорее, академический интерес, поскольку к осени 1944 года приоритет отдали торсионной подвеске. Тем не менее, как раз после тестов второго образца Medium Tank T25 подвеску HVSS и траки T80 поставили на несколько Medium Tank T23.
Серия для опытов
Как уже говорилось, решение о выпуске двух образцов Medium Tank T25 совпало с заданием на изготовление 40 Medium Tank T25E1. Подрядчиком на изготовление стал завод Fisher Body, который во время войны переименовали в Fisher Tank Division. Выбор именно этого завода оказался совсем не случаен: именно здесь были изготовлены опытные образцы Medium Tank T20 и T20E3, которые оснащались гидромеханической трансмиссией. Кроме того, завод уже имел опыт изготовления танка с торсионной подвеской. Этот опыт оказался крайне неоднозначным: если на GMC T70 и Light Tank T24 торсионная подвеска более-менее работала, то у среднего танка вылезала масса «болячек», которые ещё следовало исправить.
Работы по Medium Tank T25E1 продолжались параллельно с изготовлением Medium Tank T25 — неудивительно, что появились они одновременно. Первый серийный Medium Tank T25E1 был показан представителям Департамента вооружений 13 января 1944 года. Демонстрация проводилась в Гранд-Блан (штат Мичиган), где располагался Fisher Tank Division. Сразу стоит отметить, что на самом деле T25E1 был ближе не к Medium Tank T25, а к Medium Tank T20. Впрочем, это сходство следует считать условным, поскольку даже по конструкции корпуса T25E1 отличался от всех предшественников. Если у T20/T22/T23/T25 корпуса имели сварную конструкцию, то на T25E1 использовалось литьё. Фактически это был первый американский серийный танк, который имел практически полностью литой корпус (Medium Tank M3A1 и M4A1 всё же имели частично литые корпуса, ванна у них оставалась сварной). Весьма существенно изменилось отделение управления (особенно это касалось люков механика-водителя и его помощника). Общая длина корпуса немного выросла, существенно изменилось моторно-трансмиссионное отделение и выхлопная система.
Подобно корпусу, изменениям подверглась и ходовая часть. Модернизации подверглись опорные катки и ленивцы, весьма существенно изменились и ведущие колёса. Самым же главным изменением стали новые траки цельнометаллической конструкции. Конструкция трака T81 существенно отличалась от T23E3 и больше напоминала немецкие траки. При этом ширина трака выросла до 483 мм. Уширение трака являлась насущной необходимостью: боевая масса выросла до 34 745 кг, при этом уже имелся далеко не лучший опыт эксплуатации Medium Tank T23. Удельное давление на грунт, по сравнению с T20E3, выросло, но совсем немного. Что же касается моторно-трансмиссионной группы, то она, в основном, повторяла Medium Tank T20. Небольшие изменения в трансмиссионной группе были произведены в связи с ростом массы танка.
Существенный рост боевой массы по сравнению с Medium Tank T25 был связан как с более мощным вооружением и новой башней, так и с усилением броневой защиты. Лоб корпуса усилили до 76 мм — правда, надо учитывать тот факт, что речь идёт о литой броне, которая примерно на 10-15% менее стойкая, чем катаная. Максимальную скорость ограничили 48 км/ч, что, впрочем, всё равно являлось очень приличным показателем. Что же касается башни, то она полностью повторяла конструкцию, разработанную для Medium Tank T25. Боекомплект по сравнению с T25 снизился до 42 патронов к 90-мм орудию.
Выпуск Medium Tank T25E1 шёл без изготовления опытного образца. Танки получили регистрационные номера в пределах U.S.A. 30103252-30103291. Официально выпуск был закончен Fisher Tank Division в мае 1944 года, но насколько это соответствует действительности, вопрос интересный. В этом смысле пищу для размышлений даёт отчёт советских специалистов, которые в конце мая 1944 года побывали на Fisher Tank Division. При том, что в апреле 1944 года завод планировал сдать 14 танков, а в мае последние 10, на самом деле к 1 июня 1944 года окончательно сдали всего 22 машины. Согласно отчёту, на сборочной линии специалисты увидели 15 корпусов T25E1, причём работ по ним почти не велось. Объяснялось это целым рядом причин. Во-первых, заводы-смежники плохо справлялись со своей работой. Во-вторых, танки дорабатывали по результатам испытаний. Собственно говоря, серийные T25E1 и так отличались друг от друга даже по времени выпуска. Отличались они крыльями, да и башня, в ходе выпуска немного видоизменилась. Наиболее существенной метаморфозой стало появление лючка для выброса гильз с левой стороны башни — как раз такая башня была на втором образце Medium Tank T25.
О том, что боевая машина будет довольно проблемной, подозревали с самого начала. По этой причине первый серийный T25E1 к 10 февраля 1944 года направили на Абердинский полигон. Спустя короткое время к испытаниям присоединились ещё два танка. Ещё четыре танка направили на различные полигоны, включая полигон GM в Милфорде, а также полигон Buick. Наконец, сразу пять машин данного типа направили в Форт-Нокс для войсковых испытаний.
Можно сказать, что предчувствия Департамента вооружений танк не обманул. В ходе испытаний на Абердинском полигоне выявился целый ряд проблем, часть из которых была хорошо известна ещё по Medium Tank T20E3. Это выход из строя телескопических амортизаторов и проблемы с поддерживающими катками. Неоднократно давали о себе знать элементы трансмиссии, а срок эксплуатации тормозов оказался недолгим. Никуда не делась и «визитная карточка» T20/T22 — перегрев двигателя и дифференциала. Также выявились проблемы с электрикой. На полигоне Феникс в штате Аризона, где проводились тесты в условиях, максимально приближённых к африканским, также проявились проблемы с охлаждением двигателя, а также поломки подвески передних опорных катков. Также говорилось о том, что удельное давление на грунт слишком высокое.
Аналогичные результаты были получены и в других местах. Это касалось и полигонов General Motors, и тестов в Форт-Нокс. В ходе испытаний выяснилось, что средняя продолжительность эксплуатация траков T81 не превышает 1400 км — по американским меркам это очень мало. Естественно, в ходе испытаний вносились различные улучшения, тем не менее, становилось понятно, что машина требует доработки. Между тем, параллельно шли испытания Medium Tank T26E1 — в связи с ростом броневой защиты и, соответственно, боевой массы эта машина имела усиленную ходовую часть. Выяснилось, что у этой ходовой части поломок существенно меньше. Неудивительно, что американские военные всё больше склонялись к запуску в серию более защищённого, хоть и менее подвижного варианта.
Процесс испытаний Medium Tank T25E1 на Абердинском полигоне застали и советские специалисты. Происходило это летом 1944 года. Надо сказать, что о проблемах с подвеской советские специалисты не знали. Зато они заметили сильно изношенные бандажи опорных катков на танке, прошедшем 3200 км, кроме того, у него стоял новых комплект амортизаторов. Из этого советские специалисты сделали выводы, что данные элементы недолговечны.
Несмотря на трудности с доводкой ходовой части, отмечались и её положительные качества — прежде всего, плавность хода. На испытаниях танк, двигавшийся со скоростью 40 км/ч, проехал через полосу препятствий, при этом сидевший в танке специалист ничего не почувствовал. Наблюдавшие со стороны специалисты отметили, что при прохождении препятствия корпус танка не претерпел никаких колебаний.
Летом 1944 года судьба Medium Tank T25E1 решилась окончательно. Стало очевидно, что танк в его текущем виде не годится на роль сменщика Medium Tank M4 — слишком много недостатков выявилось в ходе испытаний, а, главное, машина выглядела потенциально устаревшей. Прежде всего, это касалось броневой защиты. Более перспективным было развитие Medium Tank T26E1. Впрочем, и он ещё не был готов к производству, требовалась доработка. В результате Medium Tank T25E1 стали испытательными лабораториями. На них обкатывались узлы и агрегаты, которые далее пошли на основной вариант танка — T26E3. Уже летом 1944 года T26E3 и T26E1 стали танками тяжёлого класса, поскольку их боевая масса перевалила за 40 т.
В ходе дальнейших работ ранее выпущенные танки прошли модернизацию, направленную на повышение их надёжности. Вместе с тем, мыслей о том, чтобы направить эти машины на фронт, даже не возникало — слишком уж проблематичной оказалась бы их эксплуатация. Вместе с тем, имелась мысль об установке на шасси T25E1 башни Heavy Tank T29. На самом деле это не та башня, о которой многие подумали. В реальности речь идёт о башне, которая устанавливалась на Heavy Tank M6A2E1. Дальше эскизных проработок дело в этом направлении не продвинулось — причин тому было немало, в том числе риск возникновения дополнительных проблем с шасси и системой охлаждения.
Уделом Medium Tank T25E1 стали испытания различных систем, включая вооружение. Например, пятый серийный танк модернизировали, доведя его оборудование, в том числе и вооружение, до уровня T26E3. Ещё один, первый серийный танк, получил опытную 90-мм пушку T14 с оригинальной системой отката, отличавшейся большей компактностью. На машину также установили аж два спаренных крупнокалиберных пулемёта Browning M2HB.
Использование Medium Tank T25E1 как тестовых лабораторий продолжалось и после войны, последний такой случай был зафиксирован весной 1948 года. 13-й серийный танк переоборудовали для использования новой системы управления. Она включала в себя и дальномер, ввиду чего пришлось переделывать башню, наращивая её крышу. Данная система испытывалась в той же программе, что и Heavy Tank T29E3. Эта работа не прошла зря — позже дальномер, не столь «ушастый», прописался на Medium Tank T42, принятом на вооружение как Medium Tank M47.
Несмотря на то, что серия Medium Tank T25, по сравнению с теми же Medum Tank T23, оказалась в шесть с лишним раз меньше, сохранилось этих танков столько же – 2 штуки (повезло машинам с серийными номерами 18 и 40). Этому танку не повезло попасть на фронт, но он стал предпоследней ступенькой к боевой машине, которая всё-таки пришла на смену Medium Tank M4.
Источники и литература:
- NARA
- ЦАМО РФ
- Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996
Комментарии к данной статье отключены.