Американская самоходная артиллерия развивалась своим, весьма нестандартным путём. Особенно это касается боевых машин, которые предназначались для борьбы с танками. После ряда экспериментов американские истребители танков стали очень похожи на сами танки. Как правило, они базировались на танковых шасси, но при этом обладали менее толстой бронёй, что компенсировалось лучшей подвижностью. Первенцем стала GMC M10, чей дебют состоялся в марте 1943 года. Полтора года спустя на поле боя появилась её сменщица — GMC M36. Эта машина стала наиболее совершенной среди американских истребителей танков. Как и у советской СУ-100, боевая карьера GMC M36 продолжалась не одно десятилетие: последним конфликтом с её участием стала гражданская война в Югославии в 90-х.
Попытка улучшения
Так сложилось, что разработка GMC M10 в какой-то момент стала пересекаться с программой разработки Medium Tank T20 — перспективной боевой машины, которая должна была сменить Medium Tank M4. Это касалось, прежде всего, вооружения. Обе машины разрабатывались с упором на установку 76-мм пушки, имевшей баллистику зенитного орудия. Более того, этих орудий для Medium Tank T20 предлагалось несколько штук, в том числе пушка T12, которую позже стандартизировали под индексом M7.
Процессы, происходившие вокруг вооружения GMC M10 и Medium Tank T20, объяснялись просто. Над этими двумя машинами работал коллектив Танково-автомобильного центра, который в 1942 году организовали в Детройте. Возглавил Танково-автомобильный центр Джозеф Колби, под его начало попало немало конструкторов, которые ранее работали в Департаменте вооружений. К слову, бо́льшая часть этих конструкторов носила погоны, да и сам Колби дослужился до бригадного генерала.
Так сложилось, что в определённый момент пути вооружения GMC M10 и Medium Tank T20 разошлись. В то время как на самоходной артиллерийской установке реализовали орудие M7, основные элементы которого были созданы капитаном Квентином Бергом, на T20 «прописалась» пушка T9, позже принятая на вооружение как M1. Оба орудия имели свои достоинства и недостатки. Орудие T9/M1 было легче, но при этом орудийная установка T79, созданная на базе установки M34 для 75-мм пушки M3, имела ряд недостатков. Прежде всего, это касалось обеспечения защиты бронировки от вражеских снарядов. T79 крепилась к башне на болтах, которые красовались в лобовой части, подставляясь под вражеский огонь. Кроме того, сама по себе бронировка, расположенная под прямым углом, могла защитить разве что от снарядов калибра 37 мм. Главными недостатками орудийной установки M7 и орудия M7 являлись слишком большие габариты и бо́льшая, чем у M1/T79, общая масса. Зато с точки зрения броневой защиты орудие для самоходной установки имело преимущества: во-первых, подвижная бронировка прикрывала всю орудийную установку; во-вторых, никаких болтов в лобовой части не торчало; в-третьих, подвижная бронировка имела рациональные углы наклона.
Обе системы имели одинаковую проблему, которая выявилась осенью 1942 года уже в ходе эксплуатации GMC M10. Позже она же обнаружилась и на испытаниях Medium Tank T23, который являлся одной из вариаций на тему Medium Tank T20. Называлась она «уравновешенность башни». В обоих случаях наблюдался сильный «перекос» вперёд, что существенно усложняло работу наводчика. На GMC M10 проблему решили установкой противовесов, в случае же с T23 началось проектирование изменённой башни — точнее, башен.
Параллельно с этим стал прорабатываться вопрос переработки орудийной установки. Тогда же аналогичные работы начались и по линии GMC M10. Здесь существует два противоположных мнения. Согласно первой теории, первоначально новую башню разработали для Medium Tank T23, и уже потом, в марте 1943 года, начались работы по её версии для GMC M10. Это не согласуется документами, поскольку работы по данной башне датированы как минимум 22 февраля 1943 года. Вторая теория гласит, что изначально башня всё же создавалась для установки на GMC M10. Поскольку работы шли параллельно, обе теории имеют право на существование. Отчасти такая неопределённость связана с тем, что в более поздних исторических формулярах по этой машине датой начала работ называется 18 марта 1943 года.
Башня, которую разработали в Танково-автомобильном центре, по конфигурации здорово напоминала сварную башню E6194, которую установили на первом опытном образце Medium Tank T23. Подобная унификация удивлять не должна, поскольку обе башни проектировали одни и те же люди, а в таком случае схожие решения вполне логичны. К тому же сама по себе идея новой башни наталкивала именно на подобное развитие конструкции. Согласно концепции, смена орудия и его установки, а также новая башня должны были сократить общую массу GMC M10 на 2722 кг. При этом данная масса учитывала не только саму башню GMC M10, но и противовес, который пришлось установить для компенсации перегруженной носовой части. Столь существенное снижение массы выглядело чересчур смело, но на самом деле подсчёт вполне реалистичен. Во-первых, орудийная установка имела меньшую массу, чем M7, во-вторых, по сравнению с башней E6194 снижалась толщина брони, а также ликвидировалась крыша.
GMC M10 с новой башней и орудийной установкой получила обозначение Gun Motor Carriage T72. В качестве базы использовались серийные шасси Gun Motor Carriage M10A1, оснащённые двигателями Ford GAA. Работы по изготовлению новой башни с вооружением шли очень быстро. Уже в марте 1943 года первый опытный образец GMC T72 был готов и отправился на Абердинский полигон. На практике выигрыш в массе оказался не столь большим — 1973 кг. Впрочем, всё относительно: боевая масса снизилась до 27 955 кг. Это было всего на полтонны больше боевой массы GMC T35, которая задавалась изначально, и чуть менее чем на 300 кг больше, чем у изначальной GMC M10.
Как и планировалось первоначально, башня GMC T72 была очень похожа на сварную башню E6194. Впрочем, при дальнейшей разработке появилось больше отличий. Во-первых, из орудийной установки, получившей обозначение T2, убрали спаренный пулемёт (по мнению американских военных, самоходке он был не положен). Во-вторых, в кормовой части башни появился выступ — помимо функции противовеса, он использовался для размещения боекомплекта. В новой укладке разместились 27 патронов к орудию M1. При этом общий боекомплект вырос до 97 патронов калибра 76 мм. Таким образом, конструкторское бюро Танково-автомобильного центра избавилось от одного из крупных недостатков САУ с вращающейся башней — малого боекомплекта.
Испытания Gun Motor Carriage T72 начались в марте 1943 года, в апреле к ним присоединилась вторая опытная машина. Изменения явно пошли на пользу: для начала, «танковая» орудийная установка имела преимущества как по прицельным приспособлениям, так и по удобству работы с точки зрения механизмов наведения. Правда, при этом были высказаны претензии к уровню броневой защиты. Толщина подвижной бронировки орудийной маски составляла 38 мм, при этом она, в отличие от бронировки GMC M10, не имела рациональных углов наклона. Толщина бортов башни составляла 28,5 мм, но и они располагались не под рациональными углами наклона. Вообще претензии к броневой защите выглядят несколько надуманными, поскольку к весне 1943 года даже подвижная бронировка GMC M10 спокойно пробивалась теми системами, которые находились на вооружении буксируемой и самоходной артиллерии противника.
Несомненным плюсом стало размещение расчёта башни. За счёт того, что орудийная укладка переместилась в кормовую нишу, а орудийная установка стала более компактной, внутри боевого отделения оказалось просторнее, чем в GMC M10. И это при том, что башня GMC T72 была уже, чем GMC M10. Снижение массы положительно сказалось на нагрузке ходовой части. Казалось бы, при такой ситуации логичным решением было устранение немногочисленных недостатков и запуск GMC T72 в серию. Шасси, по сравнению с GMC M10/M10A1, не менялось, а у башни имелось немало преимуществ. Как ни странно, у американских военных (прежде всего, генерала Эндрю Брюса) имелось иное мнение на этот счёт. Дело в том, что как раз весной 1943 года на испытания вышел опытный образец GMC T70. Он показался американским военным более перспективным, поскольку данная машина оказалась ниже и быстрее, а торсионная подвеска — более плавной. В результате GMC T70 была рекомендована к серийному производству, а T72 отодвинули на обочину истории. Официально работы по машине прекратили 17 февраля 1944 года, фактически же это произошло раньше.
В дальнейшем одна из GMC T72 использовалась как тестовая лаборатория для испытания безоткатной орудийной установки T116. Эти работы начались ещё в декабре 1943 года — их целью являлось создание системы, которая занимала бы меньше места в боевом отделении. В качестве базы послужил ствол 75-мм орудия M3. Поскольку на башню возрастала нагрузка ввиду отсутствия отката, её усилили. Работы продолжались в течение 1944-1945 годов, но особых результатов не принесли. Тупиковым оказался и вариант установки башни GMC M18 на шасси GMC M10. К броневой защите GMC M18 и так имелась масса нареканий, да и в целом такая переделка не имела никакого смысла. Приоритетом к тому моменту было усиление вооружения, а не повышение подвижности. При этом работы начались параллельно с GMC T72, отчасти используя наработки по данному проекту. Таким образом, пустой тратой времени программа GMC T72 не стала.
Перестройка под больший калибр
Орудие с баллистикой 76-мм зенитного орудия хоть и являлось приоритетной разработкой, но уже в 1942 году у него появился конкурент. Дело в том, что американцы познакомились с немецкой 88-мм зенитной пушкой Flak 18. Зенитная 3-дюймовая пушка M3 была к ней очень близка, но всё же становилось очевидным, что немецкая система обладает большим могуществом. Впрочем, у американцев имелась близкая по ТТХ система, которая несколько превосходила немецкого конкурента — речь идёт о 90-мм орудии M1A1. О том, чтобы поставить это орудие на самоходное шасси, американские военные задумались ещё в апреле 1942 года. Вместе с тем, практическое воплощение данных идей началось позже — в октябре 1942 года.
Обычно американские самоходные артиллерийские установки, с точки зрения орудий, выступали в роли догоняющих, но не в этот раз. Первоначально предполагалось, что танковая версия орудия, получившего индекс T7, попадёт в башню Heavy Tank T1E1, но тому пришлось ждать. Зато имелась вполне реальная альтернатива в виде GMC M10. С точки зрения возможностей установки 90-мм орудия особых проблем не возникало, фактически требовалось лишь немного переделать орудийную установку.
Первенец, на котором решили испытать новое орудие, стал первый серийный образец Gun Motor Carriage M10 с регистрационным номером U.S.A. W-4040705. Машина как раз находилась на Абердинском полигоне, где проходила испытания. Уже тогда испытания показали, что башня не уравновешена, тем не менее, сама по себе установка 90-мм орудия не создавала серьёзных проблем. Уже к концу ноября 1942 года модифицированная GMC M10 поступила на испытания. Боекомплект при этом, разумеется, снизился, но не так уж и сильно. 42 патрона, из них 6 в башне — это весьма прилично для башенной САУ, да и для такой боевой машины в целом. Для сравнения, у СУ-100 боекомплект составлял всего 33 патрона калибра 100 мм.
Результаты огневых испытаний в целом оказались успешными. Разумеется, проблемы с уравновешенностью башни усилились, поскольку масса 90-мм орудия T7 была на 132 кг больше, чем у 76-мм орудия M7. Тем не менее, теоретически переделка под более мощную систему не представляла больших трудностей. К тому же проблему уравновешенности башни можно было решить проверенным способом — установкой противовеса. Учитывая этот факт, Абердинский полигон дал положительную оценку перевооружению на 90-мм орудие, рекомендовав запустить процесс переделки серийных машин. Ввиду небольшого объёма переделок их можно было производить даже в условиях полевых мастерских.
Впрочем, эти работы запускать не стали. Дело в том, что к GMC M10 имелся целый букет претензий, часть из которых так и не стали устранять после запуска в серию. Это и неудобство работы наводчика, и отсутствие иного, кроме как ручного, механизма поворота башни, и претензии к прицелам и приборам наблюдения. Как раз именно это реализовывалось в новой башне для GMC M10, которую позже установили на GMC T72. Одним словом, вместо простого перевооружения Комитет по вооружениям избрал более долгий, но более правильный путь — создание новой башни для 90-мм орудия.
Официально работы по новой САУ стартовали в начале марта 1943 года. Машина получила обозначение Gun Motor Carriage T71. Не стоит удивляться, что цифровой индекс оказался ниже, чем у GMC T72: фактически 76-мм башню разрабатывать начали раньше, но при этом официальное решение по GMC T72 приняли позже — 18 марта 1943 года. В любом случае, фактически работы по башням T71 и T72 начались примерно в одно и то же время, что хорошо видно по общей концепции. Как и в случае с GMC T72, базой для разработки башни послужила общая конструкция E6194. Наибольшие отличия наблюдались в носовой части башни, а также в корме. Это оказалось напрямую связано с установкой более мощного орудия. Кормовую нишу пришлось увеличивать, а также полностью перерабатывать орудийную установку. Впрочем, для начала требовалось башню изготовить. Поначалу подрядчиком являлась Chevrolet, но позже контракт перетёк к Ford, поскольку базой планировалось шасси GMC M10A1.
Опытный образец GMC T71, оснащённый башней из конструкционной стали, был готов в сентябре 1943 года. Аналогично T72, башня была, в основном, сварной конструкции, правда, при этом имела более сложную форму. Это оказалось связано с массивным противовесом, который одновременно служил укладкой первой очереди. Надо сказать, что на конструкцию GMC T71 оказывала влияние ещё одна самоходка — GMC T70 (как раз у неё была массивная кормовая ниша, одновременно служившая противовесом). Также у GMC T70 позаимствовали кольцевую турель, которая была более удобной, чем вертлюг в корме башни.
Существенным образом переработали орудийную установку. Ввиду того, что к GMC T72 имелись претензии по броневой защите носовой части, особенно подвижной бронировки, её изготовили заново. Новая деталь, имевшая скруглённую форму, имела толщину 76 мм. Впрочем, это была не самая толстая деталь. Для компенсации увеличившейся массы орудия и его установки толщину задней стенки кормовой ниши увеличили до 102 мм. Позже она стала ещё толще — 127 мм. Что же касается орудийной установки, то она, в основном, не сильно отличалась от GMC M10. Конструкция, получившая обозначение T8, получилась достаточно компактной — впрочем, она была ближе к орудийной установке M5 от GMC M7. При создании установки учли ошибки, в том числе и с точки зрения механизмов наведения. В частности, башня получила гидравлический привод, благодаря чему максимальная скорость её поворота составляла 24 градуса в секунду. Поработали и над прицельными приспособлениями, хотя дополнительных смотровых приборов так и не появилось.
Испытания шли непросто, в том числе из-за бюрократических проволочек. Отчасти тормозило процесс командования AGF (Army Ground Forces, армейские сухопутные войска), которые отдавали приоритет танкам. Только под нажимом генерала Барнса в октябре 1943 года испытания, наконец, начались. Опытные образцы (всего построили два опытных экземпляра) тестировали на Абердинском полигоне, а далее в Форт-Ноксе. По итогам испытаний был составлен список замечаний, которые устранили на втором опытном экземпляре. Кольцевая турель оказалась не лучшим решением, поэтому от неё отказались, убрав также выступ на левом борту башни. Также улучшения внесли в конструкцию укладок в надгусеничных полках.
Немного комичным фактом стало то, что между несколькими ведомствами шёл спор насчёт других улучшений. Например, речь шла о дульном тормозе, который снижал отдачу, но при этом демаскировал машину при выстреле. Так или иначе, но и AGF, и Истребительное командование, и Департамент вооружений оказались едины во мнении — машина удалась. Уже в начале 1944 года вопрос стоял лишь в одном — когда начнётся производство, и какой будет объём. В итоге выпуск начался в апреле 1944 года, но лишь 1 июня, спустя два месяца после начала производства, машину стандартизировали как Gun Motor Carriage M36.
Выпуск в условиях смены шасси
Пока шли испытания GMC T71, ситуация с её производственной базой постепенно начала меняться. Дело в том, что в сентябре 1943 года Ford свернул выпуск GMC M10A1. Да и не только M10A1 — на заводе Ford прекратился и выпуск Medium Tank M4A3. Таким образом, изначальный смежник «отвалился» сам по себе. При этом автомобилестроительный гигант в танковой программе остался, но как поставщик двигателей. При этом выпуск GMC M10A1 продолжился на заводе Fisher Tank Division, правда, ненадолго — до ноября 1943 года.
В январе 1944 года, когда стало ясно, что GMC T71 в целом удалась, но требуется небольшая доработка, случился, можно сказать, ход конём. Fisher Tank Division получила заказ на изготовление 300 шасси GMC M10A1, которые, впрочем, именно такими самоходками делать не планировалось. Фактически речь шла о заделе на дальнейший выпуск GMC T71, которые имели то же самое шасси. Ещё раньше, 9 декабря 1943 года, Комитет по вооружениям разделил GMC T71 на два типа шасси. Первое, собственно GMC T71, базировалось на шасси GMC M10A1, а второе, GMC T71E1, базировалось на шасси GMC M10. Таким образом, Комитет по вооружениям подстраховался на случай проблем с производством. Это разделение пригодилось, но уже потом.
Фактически полноценного производства с нуля в случае с GMC T71/GMC M36 не было. Вместо постройки новых машин было решено заняться переделкой уже выпущенных. Прежде всего, речь шла о GMC M10A1, которые фактически на фронт не отправлялись, а поступали в учебные части. Именно эти машины являлись приоритетом для дальнейшего выпуска GMC M36. Сама по себе данная идея выглядела выигрышно во всех отношениях. Во-первых, решался вопрос, что делать с GMC M10A1, которые фактически не использовались в боевых действиях. Во-вторых, снимался вопрос с производством шасси для новых истребителей танков. В-третьих, в случае необходимости появлялась возможность подключать к выпуску предприятия, которые ранее занимались максимум лёгкими танками и машинами на их базе.
Fisher Tank Division приступила к производству GMC T71 с апреля 1944 года. Поначалу никаких работ именно по переделке не требовалось, поскольку, как уже говорилось, имелся запас из 300 шасси GMC M10A1. Фактически менялись укладки в боевом отделении, и ставилась новая башня с вооружением. К тому моменту заказ под нажимом AGF вырос до 500 машин, и это было лишь начало. 15 мая 1944 года заказ расширили до 600 экземпляров, из них 300 уже делались из прошедших капитальный ремонт GMC M10A1. Впрочем, даже с учётом конверсии, а не постройки с нуля, темпы производства GMC T71/M36 выглядели отнюдь не выдающимися. В апреле сдали 25 машин, в мае — 100, в июне — 120, в июле — 155, а в августе объём сократился до 100 единиц.
Причины столь неспешных темпов лежали в производственной плоскости. Fisher Tank Division буквально задыхалась от заказов, которые сваливались на неё один за другим. Во-первых, начался выпуск Medium Tank M4A2(76)W, во-вторых, с февраля 1944 года стартовал выпуск Medium Tank M4A3(75)W, плюс на завод «свалился» заказ на 254 M4A3E2. В-третьих, этот же завод получил заказ на выпуск Medium Tank T25E1 и Heavy Tank T26, а позже и Heavy Tank T26E3. Неудивительно, что в таких условиях завод попросту не мог осуществлять переделку GMC M10A1 в GMC M36 с положенными темпами. Между тем, 29 июля 1944 года заказ резко вырос — до 1400 машин. Причиной тому стало изучение боевого применения GMC M10 в Нормандии, а также информация о применении немцами новых образцов бронетанковой техники. Прежде всего, это касалось тяжёлых танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B и истребителей танков Jagdpanther.
Прекрасно понимая, что происходит, американское командование ещё в начале лета 1944 года начало поиск альтернативных площадок для изготовления GMC M36. То, что машина не строилась с нуля, в данном случае было большим плюсом. Первым из смежников стала Massey-Harris Co. К началу лета 1944 года там разворачивался выпуск Light Tank M24, вместе с тем, возможности предприятия вполне позволяли заниматься конверсией GMC M10A1 в GMC M36. Уже с июня 1944 года предприятие из Брантфорда (Канада) начало выпуск самоходных установок. Всего с июня по декабрь 1944 года Massey-Harris Co сдала 500 машин данного типа. Следующим заводом-смежником стал American Locomotive Company (ALCo), который к тому моменту как раз остался без заказов по производству танков. С октября по декабрь 1944 года на ALCo переделали ещё 413 машин. Таким образом, за 1944 год было сдано 1213 GMC M36, из которых непосредственно на долю Fisher Tank Division пришлось 300 штук.
Пул на первоначальный заказ Fisher Tank Division закончил ещё в июле 1944 года, после чего случилась пауза. Причём эта пауза продолжалась несколько месяцев, в сентябре 1944 года ни один завод не сдали ни одной GMC M36. Это оказалось связано не только с большой нагрузкой заводов. Дело в том, что из учебных частей удалось получить всего 913 GMC M36. Новых шасси уже не делали, возникла угроза срыва выпуска. И вот тут было решено пойти на производственную хитрость. Как уже говорилось, одним из изделий, которые выпускались силами Fisher Tank Division, являлся средний танк M4A3(75)W. Возникла логичная мысль поставить башню GMC M36 на шасси Medium Tank M4A3(75)W. Диаметр погона был идентичен, более того, и боекомплект у конверсии оставался тем же — 47 патронов калибра 90 мм. Боевая масса выросла до 30 844 кг (против 28 576 кг у GMC M36), но фактически подвижность оказалась примерно той же.
Получившуюся конверсию в октябре 1944 года стандартизировали как Gun Motor Carriage M36B1. Производство данного варианта организовали только на Fisher Tank Division. В октябре 1944 года завод сдал 50 таких машин, ещё 93 — в ноябре, и 44 — в декабре. За это же время ALCo и Massey-Harris Co сдали, соответственно, 75, 290 и 348 машин. На этом заказ в 1400 истребителей танков по плану 1944 года был завершён. Следует отметить, что башни для всех этих машин поступали с Fisher Tank Division.
Как ни странно, на этом выпуск GMC M36 не окончился. Уже весной 1945 года был заключён контракт на изготовление ещё 200 машин данного типа — на них пошли шасси, которые удалось «добыть» за прошедший период. Производителем стала канадская Montreal Locomotive Works. В мае 1945 года там было сдано 10 машин данного типа, окончательно контракт на 200 машин закончили выполнять в июле 1945 года.
Отдельно стоит сказать о том, как выглядели M36 выпуска 1944 года. В связи с тем, что на изготовление машин шли шасси GMC M10A1, прошедшие капитальный ремонт, наблюдалось некоторое многообразие внешнего вида. Прежде всего, это касалось вооружения и корпуса. Дело в том, что с июля 1943 года с корпусов исчезли бонки для крепления экранов, которые и так не использовались. Поэтому выпускавшиеся Fisher Tank Division машины, которые переделывались из шасси выпуска января 1944 года, бонок не имели. Совсем иная ситуация была с GMC M36 от других производителей — часть самоходных установок имели на корпусах эти бонки.
Ещё один момент связан с орудиями. Согласно заказу от 15 мая 1944 года, 600 самоходок оснащалось орудиями M3, которые не имели дульный тормоз. Ввели дульный тормоз с октября 1944 года, при этом часть GMC M36B1 всё ещё не имела дульных тормозов. Кроме того, к концу 1944 года стали вводить соединители-гребни 7055614, благодаря которым удалось немного снизить удельное давление на грунт.
Уже к концу войны было принято решение о «допечатке» дополнительных GMC M36. Впрочем, шасси GMC M10A1 уже закончились, поэтому вспомнили о GMC T71E1. Данный вариант (с использованием шасси GMC M10) получил обозначение GMC M36B2. Машина получилась немного тяжелее GMC M36 — боевая масса составила 29 937 кг. Кроме того, она получилась менее подвижной — максимальную скорость ограничили 40 км/ч. Тем не менее, в январе 1945 году была утверждена программа выпуска данных машин. Производителями стали ALCo и Montreal Locomotive Works. Первые 50 машин данного типа сдали в мае 1945 года, а окончательно их прекратили делать в сентябре того же года. За это время сдали 724 GMC M36B2, из них на долю Montreal Locomotive Works пришлось 52 штуки, а ALCo изготовила 672 штуки.
В случае с машинами выпуска 1945 года также имелось некоторое многообразие. Как и в 1944 году, на изготовление новых машин шли ремонтные шасси, часть из которых имела бонки для крепления экранов. Кроме того, по опыту боевых действий была разработана лёгкая крыша боевого отделения. Создавалась она ещё для GMC M10, но наиболее массово применялась на M36. Крыша добавила еще 363 кг массы, зато она во многом решила проблему поражения расчётов боевого отделения осколками снарядов и пулями, летящими сверху.
Крупнокалиберный долгожитель
В случае с GMC M36 сложилась вполне традиционная схема, когда между началом выпуска и боевым дебютом прошло 4-5 месяцев. Фактически крупносерийное производство машины началось в мае 1944 года, так что по логике на фронте она могла появиться никак не раньше сентября. Собственно говоря, именно так оно и получилось. За то время, что шёл серийный выпуск, и обучались экипажи, произошло немало событий — прежде всего, речь идёт о высадке в Нормандии. Не то, чтобы союзники по антигитлеровской коалиции были к ней не готовы, но как раз летом 1944 года перевес по бронетанковой технике был, скорее, на стороне немцев. Разумеется, надо учитывать специфичность размещавшихся в Нормандии немецких частей, многие из которых были укомплектованы устаревшей техникой. Тем не менее, далеко не все части комплектовались по остаточному признаку. Очень быстро союзные танкисты и самоходчики столкнулись с массовым боевым применением новой немецкой бронетанковой техники. Часть из нее уже встречалась в Италии, но там ее использование носило крайне ограниченный характер, к тому же итальянский ТВД был весьма специфичен. В Нормандии же хватало мест, где новые немецкие боевые машины могли полностью реализовать свой потенциал.
Выводы, сделанные по итогам первых двух месяцев боёв в Нормандии, оказались неутешительными. 75-мм орудия M3, установленные на Medium Tank M4, не могли пробить некоторые новинки немецкой танковой промышленности даже в упор. Лучше справлялись 76-мм орудия M7 и M1, но и их возможности были ограничены. Даже броню толщиной 60 мм, установленную под наклоном (таковая была у немецких истребителей танков Jagdpanzer IV), эти орудия поражали на дистанции не более полукилометра (по немецким схемам эта дистанция составляла 100 м, но на самом деле немцы польстили себе).
Ещё хуже выглядела ситуация с Pz.Kpfw.Panther. С лобовой проекции данная машина поражалась либо в нижний лобовой лист корпуса, либо в подвижную бронировку орудийной маски. Это не говоря о том, что в июле 1944 года состоялся дебют немецких истребителей Jagdpanther, а также новых тяжёлых танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Дебют оказался скомканным, да и воевали против новинок англичане, тем не менее, информацию американское командование получало. Неудивительно, что 29 июля 1944 года заказ на GMC M36 резко вырос — с 600 до 1400 машин. Данная самоходка оказывалась единственной, способной поражать большинство немецких боевых машин на средних дистанциях. Иных альтернатив попросту не было: Medium Tank T25E1, оснащенный такой же пушкой M3, оказался неудачным, а Heavy Tank T26 еще требовал доработки.
Насколько критичной была ситуация, говорит тот факт, что в сентябре 1944 года командование 12-й группы армий потребовало срочно перевооружить 20 из 52 дивизионов истребителей танков на GMC M36. Другой вопрос, что это оказалось невозможно сделать быстро. Около 40 самоходных установок нового типа, прибывших в начале сентября 1944 года, хватало максимум на один полнокровный дивизион. По этой причине было решено поступить иначе: после программы тренировок машины свели в батареи, которыми усилили дивизионы истребителей танков, оснащённых GMC M10. Таким образом, сложилась временная структура, по которой имелось 24 GMC M10 и 12 GMC M36. По иронии судьбы, очень похожая ситуация в то же самое время сложилась у немцев: ограниченность выпуска истребителей танков Jagdpanther привела к тому, что в дивизионы попадала батарея таких машин.
В бой первые дивизионы, вооружённые GMC M36, пошли с октября 1944 года. Несмотря на то, что трёх батарей всё же маловато для существенного изменения ситуации на фронте, немцы вполне заметили новинку, причём не столько саму машину, сколько её бронебойные снаряды. В отличие от 76-мм орудия GMC M10, снаряды калибра 90 мм могли поражать лоб Pz.Kpfw.Panther и Jagdpanther на дистанции до полукилометра. Одними из тех, кто попал под огонь новых американских машин, стал 654-й истребительный противотанковый дивизион, единственный, кто имел полный состав Jagdpanther. В период с 20 ноября по 11 декабря 1944 года дивизион безвозвратно потерял 20 самоходок. При этом командир дивизиона гауптман Карл-Хайнц Ноак указывал в донесении, что часть машин была потеряна от фронтального огня с дистанции 200-500 м. Единственными, кто мог это сделать, были GMC M36.
Надо сказать, что боестолкновения Jagdpanther и GMC M36 происходили с завидным постоянством. При этом за счёт поступления новых машин вскоре за американскими самоходками закрепилось численное преимущество. Кроме того, если сравнивать эти две машины, то потенциальное преимущество Jagdpanther выглядит не столь и очевидным. Да, по огневой мощи и толщине брони немецкая машина имела явное превосходство, но при этом и масса оказалась в полтора раза выше. А вот по удельной мощности немецкая машина проигрывала — 13,2 л.с. на тонну против 17,5 л.с. на тонну у GMC M36. К тому же надо учитывать, что 42 км/ч — это лимитированная максимальная скорость. В ходе испытаний более тяжелой GMC M10, оснащённой менее мощным двигателем, советские испытатели разогнали её до 50 км/ч. Крайне сомнительно, что GMC M36 не могла делать то же самое. По боезапасу американская машина несколько проигрывала немецкой, зато укладка первой очереди располагалась куда удобнее. Минусом являлось отсутствие спаренного или курсового пулемета, зато имелся зенитный пулемет, который у Jagdpanther отсутствовал. Наконец, даже с учетом того, что GMC M36 по высоте почти сравнялась с Medium Tank M4, она оказалась на 10 см ниже Jagdpanther. И это не считая того факта, что маневренность огня и обзорность M36 была куда выше.
К началу немецкого контрнаступления в Арденнах GMC M36 имелись уже в 6 дивизионах. Боевые действия показали, что новая самоходка имеет очевидное преимущество над предшественниками, не говоря уже о буксируемой артиллерии. Кроме того, к началу 1945 году был внедрён 90-мм бронебойный снаряд с бронебойным наконечником T33, который увеличил дистанцию поражения лба Panther и Jagdpanther до 1000 м. Также с января 1945 года появился подкалиберный снаряд T30E16. Впрочем, большее могущество огня сочеталось ещё и с его манёвренностью. В этом отношении по сумме характеристик GMC M36 превзошла и GMC M18. Уже с начала 1945 года GMC M36 стала наносить ощутимый урон немецкой бронетехнике. Например, именно эти машина стали первыми обидчиками новейших тяжёлых истребителей танков Jagdtiger. 5 января 1945 года самоходки из состава 77-го дивизиона истребителей танков записали на свой счет первую уничтоженную машину данного типа. Да, в лоб ее было уничтожить нереально, зато в борт — вполне.
Успехи не заставили долго ждать реакции со стороны американского командования — «больше M36!» Благодаря высоким темпам выпуска уже в начале 1945 года произошло резкое изменение соотношения GMC M10 и их сменщиков. Если в январе 1945 года в войсках имелось 365 GMC M36, то уже в феврале их число выросло до 826. С этого момента M36 стала наиболее массовым американским истребителем танков первой линии. При этом их всё чаще использовали не как самоходки, а в роли танков. Мера во многом вынужденная: Heavy Tank T26E3 использовались крайне ограниченно, а других носителей 90-мм орудий не было. И дело не только в противотанковых функциях: могущество осколочно-фугасного снаряда было куда выше, чем у 75-мм орудия M3, не говоря уже о 76-мм орудии M1/M7. Самое интересное, что при этом потери GMC M36 были довольно низкими. Лишь в апреле 1945 года они превысили отметку в 30 машин, и это при том, что на тот момент числилось уже 1054 самоходки данного типа. GMC M10 в тех же условиях гибли гораздо чаще.
Не менее интересным оказался и обобщённый опыт применения американских истребителей танков в целом и GMC M36 в частности. Получалось, что фактически их применяли как танки. Более того, как раз на GMC M36 шасси Medium Tank M4 окончательно подошло к пределу возможностей дальнейшего роста огневой мощи. Собственно, всё то же самое можно было видеть и в случае со средними истребителями танков и в других странах. В случае с шасси Pz.Kpfw.Panther расчёты показывали, что более мощное вооружение увеличивает массу до неприличных 51 т. Такой перегруз означал бы огромные проблемы с шасси. Очень похожая ситуация сложилась с советскими средними САУ. История «Уралмаша-1» наглядно показала, что рост огневой мощи и бронезащиты однозначно приводит к существенному росту массы, а вместе с ней и к резкому снижению надёжности. При этом средние танки получали очень похожее вооружение. Собственно говоря, именно по этой причине в 1946 году работы по новым истребителями танков в США прекратились. Лучшим истребителем танков стал сам танк.
Несмотря на прекращение работ по истребителям танков, в американской армии GMC M36 задержались надолго. Причиной тому была унификация по двигателю с Medium Tank M4A3 и частично с Medium Tank M26. Кроме того, сложилась ситуация, аналогичная СУ-100. Эксплуатация Medium Tank M26 отчасти была сопряжена с проблемами, которые удалось устранить уже на M46. Между тем, имелась боевая машина, которая обладала едва ли не большей подвижностью, но при этом большей надёжностью. В результате M36 задержались в американской армии до 50-х годов, когда их сменили «Паттоны».
Несмотря на то, что официальных поставок этих машин по ленд-лизу не было, именно за рубежом карьера GMC M36 продлилась больше всего. Одними из первыми стали вооружённые силы Южной Кореи. Они получили 110 машин данного типа, которые активно применялись во время войны 1950-1953 годов. В дальнейшем поставки шли во Францию, в Пакистан, 222 машин ушло в Турцию, немалое число M36 оказалось в Югославии. В первую очередь американцы избавлялись от GMC M36B2. Уже от французов эти машины получил Тайвань, оказались они в Иране и Ираке. Применялись M36 и другими европейскими государствами — Италией и Бельгией.
Так сложилось, что боевая карьера GMC M36 продлилась существенно дольше, чем у других американских САУ военного периода. Если у большинства из них послевоенная карьера дальше Кореи не продлилась, то с GMC M36 сложилась иная ситуация. Следующей войной стал Вьетнам, где машина применялась французскими войсками. Далее были индо-пакистанские войны, где M36 также приняли активное участие. Стоит отметить, что в ходе этих войн нередко использовались машины, прошедшие дополнительную модернизацию. Вместо орудия M3 применялись новые орудия — M3A1 с дульным тормозом и эжектором. У пакистанцев часть самоходок имела ещё более совершенное орудие — M41. Последней же войной для этой машины стала гражданская война в Югославии, случившаяся в 90-е годы. Что же касается службы в других армиях, то окончательно GMC M36 списали только в самом начале 2000-х.
В целом Gun Motor Carriage M36 можно назвать большим успехом американского танкостроения. Минимальными усилиями удалось создать современную боевую единицу, способную бороться с большинством танков противника. Не менее важно, что в случае с GMC M36 речь шла не о выпуске машин с нуля, а модернизации ранее выпущенных. Такая «оптимизация» позволила не загружать промышленность лишними заказами и частично сняла проблему, куда девать устаревшие машины, выпущенные ранее. Ну, а долгая карьера говорит сама за себя. Характеристик GMC M36 вполне хватало, чтобы выполнять возложенные на неё задачи.
Источники и литература:
- NARA
- ЦАМО РФ
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- https://www.tankdestroyer.net
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.