От времён правления королевы Изабеллы II (1833-1868) Испании достался большой, но порядком устаревший паровой флот. Если корабельный состав этого флота всё ещё подчинялся некой изначальной логике, то его артиллерийское вооружение состояло из пёстрого набора испанских и купленных по случаю иностранных образцов.
Гладкоствольные пушки против нарезных
Опыт Первой Тихоокеанской войны показал, что испанские дульнозарядные гладкоствольные пушки систем Барриоса и Ривера устарели и требуют замены на более точные и дальнобойные нарезные орудия. Испанская корабельная артиллерия показала себя плохо против береговых батарей с нарезными пушками. Чтобы обеспечить приемлемую точность ведения огня хотя бы в 2-3% от всех выстрелянных снарядов, испанские фрегаты подходили к берегу на такое расстояние, при котором перуанские нарезные пушки уверенно выдавали точность в 5-7%.
2 мая 1866 года во время бомбардировки испанской эскадрой крупнейшего перуанского порта Кальяо деревянный винтовой фрегат Almansa (3980 т, 50 пушек) под командованием Викториано Санчеса Баркастеги уже к полудню получил 60 попаданий от береговых батарей. В 14:30 на орудийной палубе взорвался 300-фунтовый (136-кг) разрывной снаряд нарезной пушки Армстронга — пороховые заряды испанских пушек мгновенно вспыхнули, и начался пожар. Пороховые погреба корабля оказались под угрозой, и офицеры запросили у капитана разрешение на затопление погребов, чтобы таким образом избежать взрыва фрегата. Баркастеги невозмутимо заявил: «Сегодня не тот день, чтобы мочить порох». Был отдан приказ поднять сигнал о пожаре на борту и выйти из строя. Если бы Almansa взлетел на воздух, то находившийся рядом флагманский броненосец Numancia тоже пострадал бы. Уйдя с линии огня вражеских береговых батарей, весь экипаж бросился тушить огонь и ремонтировать текущий во многих местах фрегат. В 15:00 капитан Баркастеги вернул свой корабль на исходную позицию и продолжил бой с фортом Санта-Роза.
Фрегат Villa de Madrid был поражён нарезным 450-фунтовым снарядом пушки Блэкли. Сразу погибло 27 человек, был перебит паропровод. Канонерка Vencedora отбуксировала обездвиженный корабль из зоны поражения.
Итоги сражения можно оценить как стратегическую победу перуанцев, так как испанская эскадра потеряла способность проводить какие-либо операции. Вернувшиеся на родину испанские офицеры были резко недовольны состоянием материальной части своей артиллерии. Специальный совет флота рекомендовал принять на вооружение пушки немецкого фабриканта Круппа, но традиционное безденежье требовало других решений.
Пушки Армстронга
Тихоокеанская война 1867-1868 годов закончилась до того, как новые перуанские броненосцы пришли из Великобритании к театру боевых действий. Сражение между испанским флагманским батарейным броненосцем Vitoria и будущими героями Второй Тихоокеанской войны монитором Huascar и броненосным фрегатом Independencia не состоялось. Впрочем, и без этого было понятно, что пушки, состоящие на вооружении испанского броненосца, не годятся для пробития брони. При весе ядра 30 кг и 9-кг заряде чёрного дымного пороха бронебойность испанской восьмидюймовой гладкоствольной пушки у среза ствола составляла 100-150 мм железа, а на 500 м — не более 70 мм (из 114 мм стандартной толщины брони броненосцев середины 1860-х годов).
По окончании войны в 1868 году для нужд испанского флота в Великобритании срочно купили большую партию из 50 нарезных дульнозарядных пушек системы Армстронга. На тот момент это были вполне современные пушки. В Королевском флоте они появились в 1864-1867 годах и к 1881 году стояли на большинстве британских броненосцев.
Бомбардировка Александрии в 1882 году показала, что больше половины снарядов пушек Армстронга или не взорвались, или взорвались преждевременно. Другая проблема заключалась в точности попадания в цель на средней и дальней дистанции. Всё это не помешало пушкам Армстронга чилийских броненосцев Blanco Encalada и Almirante Cochrane одержать убедительную победу над перуанским монитором Huascar в битве у мыса Ангамос в 1879 году.
Десять 300-фунтовых орудий калибром 254 мм использовали для перевооружения броненосцев Numancia (8 пушек на орудийной палубе) и Arapiles (2 пушки на верхней палубе). Ещё двадцать четыре 250-фунтовых орудия калибром 228 мм этого типа стали в батареях броненосцев Vitoria (8), Sagunto (8), Zaragosa (4), Mendez Nunez (4). Ещё 12 пушек предполагалось для вооружения строившихся корветов типа Aragón, и, наконец, шестнадцать 180-фунтовых пушек калибром 203 мм усилили вооружение броненосцев Numancia (7), Vitoria (2), Araplies (5) и Mendez Nunez (2).
Начальная бронебойность по железной кованой броне британской выделки для 180-фунтового орудия составляла 240 мм, для 250-фунтового орудия — 287 мм, а для самого крупного 300-фунтового — 328 мм. Фактически 228-мм и 254-мм дульнозарядные нарезные пушки Армстронга при наличии в боекомплекте специального бронебойного снаряда конструкции Палисьера могли уверенно противостоять всем иностранным броненосцам постройки 1860-1870-х годов.
Пушки Паррота
В США после окончания гражданской войны 1861-1865 годов осталось немало крупнокалиберных нарезных пушек системы Паррота. Собранная американцами статистика боевого применения 6- и 8-дюймовых «парротов» указывала, что вероятность пушки взорваться при выстреле составляет 3%. Генерал-майор Куинси Гиллмор в своём официальном докладе, опубликованном в 1865 году, отметил, что шесть 8-дюймовых и семнадцать 6,4-дюймовых пушек Паррота взорвались во время летней кампании на острове Моррис.
Именно эти пушки поспешили по дешёвке скупить испанские флотоводцы. Всего в 1869 году купили двадцать две 100-фунтовых (калибр — 162 мм) и тридцать 60-фунтовых (калибр — 134 мм) орудий. В процессе ремонта на верхних палубах винтовых фрегатов для «парротов» делались специальные выступы-спонсоны. Кроме того, американские пушки ставились на колониальные канонерки и прослужили на Филиппинах аж до испано-американской войны 1898 года.
Согласно испанским данным, морская пушка Паррота калибром 162 мм выстреливала 45-кг сплошной чугунный снаряд с начальной скоростью 386 м/с. При увеличении заряда пороха с 4,5 до 6,35 кг тот же снаряд разгонялся уже до 633 м/с, но пушка могла разорваться.
Пушки Палисьера
Американские пушки рассматривались как временная мера, пока национальная промышленность не наладит производство современных орудий. Под национальной промышленностью подразумевался устаревший государственный оружейный завод в городе Трубия. С 1870 года здесь переделывали гладкоствольные пушки в нарезные по так называемому методу Палисьера, когда в старую пушку вставляли железный или стальной нарезной ствол меньшего калибра. Такая пушка не требовала нового станка, а цена переделки была значительно ниже, чем производство новой пушки, при вполне удовлетворительных характеристиках. Например, гладкоствольные 22-см пушки системы Барриоса были превращены в 18-см нарезные дульнозарядные и установлены на броненосцах Sagunto и Zaragosa.
Декретом от 28 ноября 1871 года была принята на вооружение система, полученная в результате конвертирования старых 130-мм гладкоствольных дульнозарядных орудий. Тело орудия сверлилось насквозь, после чего в стволе выполнялись нарезы. Небольшая партия первых орудий имела клиновой затвор, но основная их часть получила винтовой затвор французской системы. Начальная скорость 200-мм стального бронебойного снаряда весом 71,4 кг для конвертированной методом Палисьера пушки составляла 380 м/с — это был наилучший показатель для подобного типа орудий. Конечно, для боя с защищённым бронёй кораблём такие пушки не годились, но против небронированных целей на реальных боевых дистанциях — вполне.
Система Онториа 1879 года
С 1869 по 1879 год талантливый молодой ученый и конструктор Хосе Гонсалес Онториа анализировал мировой опыт и тенденции развития морской артиллерии. К 1879 году он закончил работу над целой линейкой вполне современных орудий, но производственные возможности оружейного завода нуждались в модернизации, поэтому первыми пушками этой системы стали радикальные переделки старых дульнозарядных пушек. Ствол таких орудий просверливался насквозь, казённая часть укреплялась несколькими стальными кольцами, и врезался замок. 38 нарезов глубиной 1,5 и шириной 3,5 мм наносились с постоянным шагом 9080 мм. Получившиеся 160-мм и 180-мм пушки использовались для перевооружения корветов, фрегатов и броненосцев.
Один из новейших испанских кораблей — деревянный парусно-паровой корвет Aragon — был вооружён двумя 160-мм пушками системы Онториа 1879 года. При массе заряда 10 кг призматического пороха такое орудие выстреливало 37-кг разрывной снаряд со скоростью 406 м/с.
Переделанные орудия рассматривались как временная мера. Уже в 1883 году новым регламентом не предусматривалось продолжение производства таких пушек, а уже изготовленные единицы постепенно передавались для нужд береговой обороны.
Самая важная часть орудия
Каковы бы ни были полигонные характеристики пушек эпохи брони, паруса и пара, их эффективность ограничивалась человеческим фактором. Любое орудие наводилось по горизонтали и вертикали артиллеристом, после чего он же осуществлял выстрел в тот момент, когда линия прицеливания благодаря качке корабля совпадала с мишенью. Нужно было выстрелить именно в этот момент, а не мгновением раньше или позже. Ошибка в десятую долю секунды на корабле, раскачивающемся с амплитудой 10 градусов, означала, что на расстоянии 1000 м снаряд пройдёт на 10 м выше или ниже вражеского корабля. Скорость реакции стрелка составляла от 0,4 до 0,8 секунды и зависела от их физического состояния и возбуждённости.
Каждый артиллерист должен был тренироваться в осуществлении выстрела в тот момент, когда три точки (прорезь целика, мушка и мишень) окажутся на одной линии. Некоторые могли достичь приемлемого уровня после упорных тренировок, но также существовало мнение, что хорошими артиллеристами рождаются, а не становятся. Даже после всех возможных поправок погрешности были настолько велики, что в среднем считалось невозможным вести бой на дистанции более 1000 м.
Заключение
По состоянию на 1881 год артиллерия испанского флота позволяла самым крупным кораблям Армады вести бой с батарейными броненосцами 1860-х годов, а также барбетными и казематными броненосцами середины 1870-х годов. Для борьбы против новейших башенных броненосцев она уже устарела. Для сражений с небронированными кораблями вроде крейсеров или канонерских лодок подходили любые из имевшихся у испанцев пушек.
Общепринятая система управления огнём времён наполеоновских войн пока компенсировала отставание Испании в материальной части, поэтому ситуацию с огневой мощью флота нельзя было назвать критической. В то же время, наличие на одном корабле трёх-четырёх типов орудий осложняло работу служб снабжения — приходилось хранить излишний боезапас и отслеживать необходимость пополнения артиллерийских погребов теми или иными типами снарядов. Надо признать, что отсутствие единой логичной системы морской артиллерии осознавалось испанскими адмиралами как насущная проблема, и над решением этой проблемы уже шла работа.
Источники и литература:
- Blanco Núñez, José María.: La construcción naval en Ferrol, 1726-2011. Navantia S.A., 2011
- Bordejé y Morencos, Fernando de.: Crónica de la Marina española en el siglo XIX, 1868-1898. Tomo II. Ministerio de Defensa. Madrid, 1995
- González, Marcelino.: 50 Barcos españoles. Fundación Alvargonzález. Gijón, 2009
- Lledó Calabuig, José.: Buques de vapor de la Armada española. Del vapor de ruedas a la fragata acorazada, 1834-1885. Aqualarga Editores. Madrid, 1997
- Piñera y Rivas, Álvaro de la.: “El almirante Juan Bautista Antequera y Bobadilla y su vinculación con la región murciana”. Revista Murgetana. Año 1990, nº 82
- Rodríguez González, Agustín Ramón.: La Armada española, la campaña del Pacífico, 1862-1871. España frente a Chile y Perú. Aqualarga Editores. Madrid, 1999
- Rodríguez González, Agustín Ramón y Coello Lillo, José Luis.: La fragata en la Armada española. 500 años de historia. IZAR. Construcciones Navales, S.A. 2003
- El buque en la Armada Española (Grandes libros)
- Enrique Manera: El Buque en la Armada española. Editorial Sílex. Madrid, 1999
- Juan Escrigas Rodríguez: Las operaciones conjuntas en Mindanao en 1887, 2015
- Manuel Ramírez Gabarrús: Construcción Naval Militar Española 1730-1980, Empresa Nacional Bazán de Construcciones Navales Militares, S. A., 1980
- José María Gutiérrez de la Cámara Señán: Marina española contra la piratería, NAVANTIA, S.A., 2005
- todoavante.es
- revistanaval.com
- vidamaritima.com
Комментарии к данной статье отключены.