Последние два года Второй мировой войны оказались очень тяжёлыми для американского танкостроения. После нескольких удачных танков, которые следовали один за другим, американцы догнали и даже немного обогнали ведущие танкостроительные державы того времени. Но затем началась череда неудач, приведшая к чувствительному отставанию. Серийное производство танка, которому было суждено стать реальным сменщиком среднего танка Medium Tank M4, началось только в ноябре 1944 года — и официально это был тяжёлый танк. Эта статья рассказывает о танках M26 Pershing, имевших непростую, но всё же удачную судьбу.
Курс на усиление
Весна 1943 года стала для американского танкостроения крайне непростым временем. Во-первых, 25 марта 1943 года окончательно закатилась звезда программы разработки тяжёлых танков Heavy Tank M6. Во-вторых, программа разработки средних танков семейства Medium Tank T20 сильно затянулась. Затянулась настолько, что вариант с электромеханической трансмиссией, получивший обозначение Medium Tank T23, неожиданно вырвался вперёд. По этой причине именно Medium Tank T23 стал приоритетным в программе разработки перспективного среднего танка, которому предстояло сменить Medium Tank M4. С другой стороны, после фактического прекращения работ по Heavy Tank M6 образовалась брешь, поэтому в Департаменте вооружений решили действовать в соответствии с формулой «зачем делать один танк, если можно делать три».
6 мая Комитет по вооружениям рекомендовал изготовить партию из 250 Medium Tank T23. Параллельно изготовлялось 40 танков, которые вооружались 90-мм орудиями T7, имевшими баллистику 90-мм зенитки M1/M2. Это орудие разрабатывалось ещё с 1942 года и первоначально предназначалось для Heavy Tank M6, но после прекращения работ над этим танком стало как будто ненужным. Впрочем, ещё в конце 1942 года Heavy Tank M6 не был единственным носителем данного орудия. В ноябре 1942 года орудие поставили в GMC M10 — выяснилось, что оно вполне помещается в боевом отделении этой машины. Примерно тогда и появилась идея поставить ту же пушку в средний танк. Позже установку 90-мм орудия в Medium Tank T23 обозначили как Medium Tank T25. Кроме того, ещё 10 танков изготовлялось по типу Medium Tank T25, но при этом броневая защита усиливалась до уровня Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Таким образом, американские военные захотели получить средний танк с защитой машины тяжёлого класса. «Толстокожую» версию Medium Tank T25 обозначили как Medium Tank T26.
Согласно первоначальной спецификации, предполагалось, что боевая масса Medium Tank T26 составит 36 287 кг. Эта масса была предельной для электромеханической трансмиссии. Поскольку было очевидно, что при столь существенном росте массы штатная ходовая часть Medium Tank T23 попросту будет «рассыпаться», предполагалось использовать торсионную подвеску, которую обкатывали на Medium Tank T20E3. Впрочем, вышеуказанная оценка боевой массы оказалась явно оптимистичной. Уже в ходе дальнейших работ стало ясно, что данные по массе ряда агрегатов явно недооценены. Торсионная подвеска получилась гораздо тяжелее блокированной, а конструкция, которую сделали на T20E3 — крайне ненадёжной. Более массивной стала и башня, да и сам Medium Tank T23 получился тяжелее, чем изначально планировалось. В результате осенью 1943 года выяснилось, что боевая масса Medium Tank T26 выросла до 39 916 кг. При этом сохранилась тенденция к дальнейшему росту массы.
В связи с тем, что рост массы оказался критическим, 23 декабря 1943 года Комитет по вооружениям принял решение о пересмотре заказа на Medium Tank T26. Вместо 10 танков заказывалось всего 2, параллельно появлялся заказ на 10 единиц, которые получали индекс Medium Tank T26E1. Аналогично Medium Tank T25E1, эти машины получали планетарную коробку передач Alisson Torqmatic с гидротрансформатором. Впрочем, работы по Medium Tank T26 затянулись, поэтому 6 мая 1944 года заказ сократили до одного танка — даже он строился столь долго, что появился существенно позже, чем Medium Tank T26E1. При этом средним он уже не был: 25 июля 1944 года Medium Tank T26 и Medium Tank T26E1 перевели в класс тяжёлых танков (в случае с T26 такое обозначение ввели 1 августа 1944 года). Решение вполне обоснованное, поскольку оба танка уверенно перешагнули планку в 40 т. Вместе с тем, от смены класса ничего толком не поменялось. Фактически танк был тяжёлым только по массе, в остальном же он получился средним.
По ряду причин пилотный образец Heavy Tank T26, получивший регистрационный номер U.S.A. W-30128307, был сдан только 26 октября 1944 года. Фактически к тому моменту необходимость в данном танке отсутствовала, но раз бюрократическая машина завертелась, то её уже было не остановить. Боевая масса танка составила 43 141 кг, что оказалось существенно больше, чем у Heavy Tank T26E1. Корпус этого танка должен был быть таким же, как у Medium Tank T25, но на практике получилось иначе. Например, лобовая деталь корпуса, толщину которой увеличили до 102 мм, была не литой, а из катаной брони с вваркой литых элементов. Ходовую часть, по большей части, позаимствовали у Heavy Tank T26E1 (точнее, у одного из танков, который испытывали на Абердинском полигоне), включая цельнометаллический трак T81, имевший ширину 610 мм. Также у Heavy Tank T26E1 позаимствовали башню, имевшую толщину брони 102 мм в лобовой части и 76 мм — по бортам. При этом надо иметь в виду, что речь идёт о поздней башне, уже имевшей в правом борту лючок для выброса гильз.
28 октября 1944 года Heavy Tank T26 отправили в Форт-Нокс, а 30 ноября начались ходовые испытания. Их целью было сопоставить, как работает танк с электромеханической трансмиссией по сравнению с аналогичными машинами, имеющими планетарную коробку передач с гидротрансформатором. В общей сложности танк преодолел 2560 км, а мотор отработал 279 часов. Надо сказать, что результаты тестов оказались не столь уж однозначными. С одной стороны, в очередной раз электромеханическая трансмиссия показала себя как сложная система, особенно с точки зрения обслуживания. Другой вопрос, что в очередной раз были показаны и аналогичные T23 преимущества. С точки зрения езды по пересечённой местности электромеханическая трансмиссия явно превосходила Torqmatic, которая стояла на Heavy Tank T26E1 и T26E3.
По итогам испытаний ситуация получилась во многом патовой. Каждый вариант трансмиссии имел свои достоинства и недостатки. Кроме того, опасения относительно того, что перегрузка скажется на надёжности электромеханической трансмиссии, оказались напрасными. Танк оказался вполне надёжным. Фактическую точку в споре поставили механики. Сложность обслуживания электромеханической трансмиссии являлась ключевым фактором, поэтому от неё отказались.
«Допилить и принять на вооружение»
Странная ситуация с Medium Tank T26, который строили крайне неспешно, не должна сильно удивлять. Дело совсем не в том, что американские военные расслабились, как это может показаться. Причины надо искать в некотором разочаровании по результатам войсковых испытаний Medium Tank T23, который и должен был служить базой для T26. Между тем, ситуация вокруг Medium Tank T26E1 развивалась куда быстрее. Аналогично Medium Tank T25E1, подрядчиком по выпуску T26E1 был выбран завод Fisher Tank Division. Решение вполне логичное, учитывая то, что именно здесь производили танки, оснащённые гидромеханической трансмиссией. При этом на заводе не стали придумывать себе лишних проблем и вполне логично построили сначала первый опытный T25E1, а уже потом, с учётом выявленных недостатков, стали строить более тяжёлую машину.
Первый образец Medium Tank T26E1 был готов в самом конце февраля 1944 года, после чего отправился на Абердинский полигон. В первоначальной конфигурации боевая масса составила 38 873 кг — с учётом того, насколько выросла броневая защита (а уж тем более в сравнении с боевой массой Heavy Tank T26), это вполне терпимо. Корпус, аналогично Medium Tank T25E1, имел литую конструкцию и практически полностью повторял собрата. Разница заключалась в толщине брони. Как и требовалось, лобовой лист усилили до 102 мм, а борта — с 51 до 76 мм. Впрочем, достаточно просто посмотреть на ходовую часть, чтобы понять, какой перед вами танк. В связи с ростом боевой массы Medium Tank T26E1 получил более широкие траки T81. Их ширина составила 610 мм — в результате более тяжёлая машина имела даже меньшее удельное давление на грунт. Помимо более широких траков, были поставлены усиленные опорные катки — их ширина выросла с 102 до 152 мм. В связи с уширением траков пришлось вносить изменения и в крылья — они стали шире, причём на первом образце Medium Tank T26E1 крылья собирались из двух частей.
С башней наблюдалась та же ситуация, что и с корпусом. Внешне она выглядела ровно так же, но толщина лобовой части выросла до 102 мм, а бортов — до 76 мм. Впрочем, кое-какие изменения всё же пришлось вносить. Поскольку толщина подвижной бронировки орудийной маски выросла, конструкцию орудийной установки T99 пришлось несколько переделать, поэтому её обозначение поменяли на T99E1. Боекомплект же остался прежним — 42 патрона к 90-мм орудию M3.
Силовая установка осталась прежняя — Ford GAF, имевшая максимальную мощность 500 л.с. В связи с ростом массы удельная мощность снизилась до 12,86 л.с. на тонну. При этом максимальная скорость уменьшилась до 40 км/ч. По сравнению с исходными танками это негусто, но для среднего танка — вполне достаточно (основные противники новой машины были ненамного более быстрыми). К тому же, предшественники наряду с большей подвижностью имели меньшую надёжность.
Как только первые танки данного типа были построены, их немедленно стали распределять по испытательным полигонам. Как уже говорилось, первая машина была отправлена на Абердинский полигон, туда же отослали и второй танк. В дальнейшем несколько танков отправилось на полигоны General Motors, одну машину послали в Форт-Нокс. Судя по переписке, Абердинский полигон стал местом наибольшего скопления Medium Tank T26E1 — в разное время там находилось до 5 образцов этого танка.
Стоит отметить, что данные о времени выпуска Medium Tank T26E1 несколько разнятся. Официально считается, что 10 танков с регистрационными номерами U.S.A. W-30103292-30103301 были сданы Fisher Tank Division в период с февраля по май 1944 года. По планам, действительно, в апреле и мае выпускалось по 3 танка, после чего контракт T-8244 на выпуск 10 танков завершался. Между тем, отчёт советской комиссии, побывавшей на Fisher Tank Division в 1944 году, позволяет усомниться в крайней дате выпуска. По состоянию на 1 июня 1944 года Fisher Tank Division сдал лишь 6 танков. На 11 июля число сданных машин выросло до 7 — одним словом, выпуск существенно затянулся.
Помимо проблем с поставками узлов и агрегатов смежниками, существовал ещё один сдерживающий фактор. В ходе испытаний выявлялись различные дефекты, которые исправляли на танках, параллельно внося изменения в те машины, которые ещё находились в стадии сборки. Поэтому выпуск затянулся, причём сложилась комичная ситуация, когда первые выпущенные T26E1 были средними, а последние — уже официально тяжёлыми. Кстати, советских специалистов запутал тот факт, что машин семейства T26 было два типа. О том, что Детройтский танковый арсенал выпускает другой танк, советская сторона не знала. При этом T26 всё ещё именовался средним танком, а на Абердинском полигоне T26E1 ещё в июне 1944 года стали называть тяжёлым.
Особого внимания испытаниям Medium Tank T26E1 советские специалисты не уделяли, поскольку с технической точки зрения он мало чем отличался от T25E1. Вместе с тем, из бесед с офицерами Департамента вооружений становилось понятно, что именно T26E1 имеет наибольшие шансы к серийному выпуску. Да и комиссия посчитала, что из трёх танков (T23, T25E1 и T26E1) последний является лучшим. Помимо более крепкой брони, имелись и другие преимущества — например, меньшее удельное давление на грунт, что улучшало проходимость на пересечённой местности. Имелся и ещё один пункт — надёжность. Поскольку создатели машины перестраховались и сделали ходовую часть, что называется, с запасом, она получилась самой надёжной. Именно это отмечалось в вердикте Абердинского полигона. Естественно, у танка имелись свои «болячки», но такой драмы с надёжностью ходовой части, как у предшественников, у T26E1 не наблюдалось.
По итогам испытаний на Абердинском полигоне, которые закончились 21мая 1944 года, однозначным лидером стал Medium Tank T26E1. Впрочем, имелись и проблемы — в частности, плохое охлаждение дифференциала и ряд других «болячек», связанных с моторно-трансмиссионной группой. Также критике подверглась укладка основного боекомплекта. Параллельно аналогичный танк испытывался в Форт-Ноксе, при этом он несколько отличался от предшественников. Возможно, с этим связана и разница по массе. Согласно данным Форт-Нокса, боевая масса четвёртого экземпляра составляла 39 621 кг. Список претензий к этой машине был куда больше. По мнению тамошних специалистов, требовалось увеличить боекомплект до 70 патронов к 90-мм орудию, а также переработать защиту люков от попадания в них пуль и осколков. Кроме того, вентиляцию башни признали недостаточной.
Список доработок получился относительно большим, но на фоне тех проблем, которые имелись у других танков, он казался не столь и внушительным. Понимали это и в Департаменте вооружений. 25 июля 1944 года начальник Департамента вооружений генерал-майор Левин Кэмпбелл-младший издал приказ о переименовании Medium Tank T26E1 в Heavy Tank T26E1. Впрочем, даже в переписке июня 1944 года T26E1 часто называли Medium-Heavy Tank. Одновременно с этим были запущены работы по улучшению танка, чтобы к моменту запуска в серию отработать его конструкцию. В любом случае, мучительная история создания сменщика Medium Tank M4, которая к тому моменту длилась уже больше двух лет, вышла на финишную прямую. При этом американцы во многом повторили путь немцев, вместо среднего танка создав боевую машину почти тяжёлого класса. Более того, почти два года этот танк формально являлся тяжёлым.
Судьба выпущенных десяти Heavy Tank T26E1 сложилась по-разному. Большинство из них участвовало в различных испытаниях, связанных с доводкой серийной машины. Один танк послужил донором запчастей для опытного экземпляра Heavy Tank T26. Наконец, первый экземпляр Heavy Tank T26E1 стал первым же образцом Heavy Tank T26E4. В результате он оказался единственным американским опытным танком, который по массе уже точно был тяжёлым, оказавшимся на фронте. Ни одного танка данного типа до наших дней не сохранилось, но они стали прародителями наиболее совершенного американского танка военного периода.
Долгожданная серия
Впервые о том, что Heavy Tank T26E1 пойдёт в крупную серию, американские военные задумались ещё в январе 1944 года. Первоначально контракт T-8244 с Fisher Tank Division подразумевал изготовление не 10, а 250 танков, но фиаско с Medium Tank T23 заставило Департамент вооружений лишний раз подумать, прежде чем совершать ещё одну ошибку. По этой причине вновь к вопросу крупносерийного выпуска вернулись летом 1944 года. Контракт T-8244 переиграли: согласно новой редакции, Fisher Tank Division сдавал 260 танков (из них 10 — это T26E1), а далее начинался выпуск машин основной серии. Для начала их следовало доработать — как уже говорилось, в текущем виде Heavy Tank T26E1 военных не устраивал, поскольку имелось немало недостатков.
На планы по организации серийного производства улучшенного Heavy Tank T26E1 не повлияла даже ситуация в Нормандии. В своих мемуарах Белтон Купер, автор нашумевших «Смертельных ловушек», обрушился с критикой на американское командование — мол, оно специально задержало выпуск танков. На самом деле причины задержки оказались вполне прозаичными. Пустить в войска «сырые» танки являлось ничуть не лучшей идеей. С учётом двух с половиной сотен Medium Tank T23, которые фактически не могли использоваться в боях, нежелание форсировать события вполне понятно. По этой причине планы о сдаче первых 10 танков в ноябре 1944 года выглядят логичными. В дальнейшем предполагалось, что Fisher Tank Division будет планомерно увеличивать объём выпуска. В декабре 1944 года выпуск возрастал до 20 машин, а в январе 1945 года их ожидалось уже 50 штук. При этом в документах за 1944 год танк всё ещё именовался как Heavy Tank T26E1.
Как и ранее, выпуск улучшенного варианта Heavy Tank T26E1 начался без изготовления опытного экземпляра. Первый же танк с регистрационным номером U.S.A. 30119821 и серийным номером 11 являлся серийным. Машину, сданную в ноябре 1944 года, уже переименовали — она называлась Heavy Tank T26E3. При этом военным не терпелось стандартизировать её как Heavy Tank M26. Это обозначение появлялось в документах ещё летом 1944 года, но форсировать события не стали. Надо сказать, что существенных изменений Heavy Tank T26E3, по сравнению с предшественником, не получил — это связано с тем, что их и не требовалось. Самые заметные изменения претерпели башня и вооружение. Серийное орудие M3 получило двухкамерный дульный тормоз, также доработали орудийную установку, которая получила обозначение T99E2. На крыше башни появился вентилятор, изменился люк заряжающего, перед ним также поставили перископический смотровой прибор.
Шасси Heavy Tank T26E3 внешне изменилось не так сильно, но переделок всё же хватало. Они оказались связаны и с боевым отделением. Как и требовалось, боекомплект увеличили до 70 патронов калибра 90 мм. Хватало и других переделок, направленных на увеличение надёжности танка и улучшение его боевой эффективности. В итоге Heavy Tank T26E3 сильно потяжелел — его боевая масса достигла 41 497 кг. При этом ожидалось снижение максимальной скорости до 32 км/ч. Впрочем, как выяснилось, даже при рабочей мощности 450 л.с. максимальная скорость составила всё те же 40 км/ч. При увеличении мощности до 500 л.с. (оно было кратковременным) танк мог разогнаться и до 48 км/ч.
Первые изготовленные танки немедленно отправили на испытания, в том числе в Форт-Нокс. Результаты этих испытаний оказались совсем иными, нежели в случае с Heavy Tank T26E1. Танк был признан боеготовым, и требовалось направить его на фронт как можно быстрее. Наконец-то американская промышленность дала армии тот танк, который однозначно мог стать сменщиком Medium Tank M4.
Итог этого вердикта прямым образом повлиял на объёмы выпуска Heavy Tank T26E3. Уже в декабре вместо 20 танков сдали 30 штук, а в январе — 70. В феврале сдали 132 танка, оставшиеся 8 машин по контракту T-8244 сдали в марте. Сразу же после этого началась сдача танков по новому контракту T-14674/1, подразумевавшему выпуск 1300 машин. Уже в марте по этому контракту сдали 172 танка, а суммарно за март 1945 года Fisher Tank Division сдал 180 единиц. И это было лишь начало: за апрель 1945 года завод в Гранд-Блан сдал 225 танков, 243 — в июле, и 300 — в августе.
Острая необходимость в новых танках, которые существенно превосходили Medium Tank M4, заставила наращивать объёмы выпуска. Поначалу Fisher Tank Division являлся единственным производителем Heavy Tank T26E3, но в марте 1945 года добавился второй завод — Детройтский танковый арсенал. С арсеналом заключили контракт T-14673, первые 14 машин по нему сдали в марте 1945 года. Под конец месяца произошло важное событие: 29 марта 1945 года Heavy Tank T26E3 стандартизировали как Heavy Tank M26. Аналогично Fisher Tank Division, на заводе Chrysler постепенно наращивался выпуск. Уже в апреле 1945 года сдали 44 танка, а в мае — 118. В июне 1945 года было сдано 70 машин, в июле — 102, а в августе — 125. Всего же Детройтский арсенал сдал 473 танка с серийными номерами 1761-2233 и регистрационными номерами U.S.A. 30128307- 30128779.
Окончание Второй мировой войны стало сигналом к сворачиванию выпуска Heavy Tank M26. В сентябре 1945 года Fisher Tank Division сдал 106 танков, из них 46 — по контракту T-14674/2. Наконец, в октябре 1945 года были сданы 134 танка. Таким образом, с ноября 1944 по октябрь 1945 года завод в Гранд-Блан сдал 1729 танков с серийными номерами 11-1739 и регистрационными номерами U.S.A. 30119821- 30129485. В общей же сложности этих танков сдали 2202 штуки. В ходе серийного производства танк практически не менялся. Наиболее ярким изменением стала замена трака. Дело в том, что к траку T81 имелись претензии, связанные с долговечностью, поэтому позже танки получали более узкий (584-мм) трак T80E1 — такой же, как у Medium Tank M4A3E8. Фактически это было едва ли не самое заметное изменение в ходе выпуска.
Лучше поздно, чем никогда
Увеличение программы выпуска Heavy Tank T26E3 в 1944 году до 40 танков произошло неслучайно. Дело в том, что генерал Гладеон Барнс, начальник технического отдела Департамента вооружений, распорядился в кратчайшие сроки изготовить 40 танков. Из них половина (все танки ноябрьского выпуска и часть декабрьского) немедленно отгружалась в Форт-Нокс, где начинались войсковые испытания, вторая половина немедленно отправлялась в Европу. Случилось это до немецкого контрнаступления в Арденнах, но оно наверняка ускорило процесс внедрения новых танков в войска и повлияло на объёмы выпуска. Сам же Барнс во главе «миссии Зебра» направился во Францию. Там он оказался 9 февраля 1945 года, при этом его сопровождали ключевые фигуры в программе разработки новых американских танков, включая представителей Абердинского полигона и Танково-автомобильного центра. Оказался тут и полковник Джозеф Колби, один из ключевых людей в программе Heavy Tank T26E3.
«Миссия Зебра» немедленно приступила к подготовке к боевому применению новых танков. Машины распределили между 32-м и 33-м танковыми полками 3-й бронетанковой дивизии, а также 14-м и 19-м танковыми батальонами 9-й бронетанковой дивизии. В каждое из указанных подразделений было направлено по 5 танков, при этом в районе Аахена организовали обучение экипажей. Одновременно была организована служба снабжения и обслуживания данных подразделений. Столь энергичные действия дали положительный результат: уже 23 февраля подразделения, оснащённые Heavy Tank T26E3, достигли боеготовности.
Боевое крещение новых танков состоялось 26 февраля 1945 года в ходе боя за Эльсдорф в Германии. Дебютантами стали танки 3-й бронетанковой дивизии — как обычно бывает, дебют пошёл не совсем по плану. Танк с серийным номером 38 и именем собственным Fireball, входивший в роту «F» 33-го танкового полка (номер F23) был расстрелян почти в упор немецким тяжёлым танком Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Тремя попаданиями в башню были убиты наводчик и заряжающий. При этом сам немецкий танк, пятясь, умудрился застрять, а его экипаж сбежал. Fireball был подбит, но не уничтожен: спустя две недели танк вернулся в строй, при этом на него поставили орудие от GMC M36. Зато для танка E-12 из роты «E» того же полка Эльсдорф стал местом большой удачи. Экипаж этого T26E3 уничтожил в одном бою Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E и два Pz.Kpfw.IV.
Результаты боя оценило не только командование, но и экипажи танков. Стало понятно, что тяжёлым данный танк можно считать только по массе. Сам ли это решил сделать экипаж E-12, или ремонтники из 3-й бронетанковой дивизии надоумили, но спустя несколько дней танк «забетонировали» — на лобовом листе корпуса появился железобетонный экран. Это сделали люди из рембата, где служил уже упоминавшийся Белтон Купер. Впрочем, случай был единичный, как и полевые испытания траков T80E1 — куда больше времени ремонтникам приходилось тратить на восстановление подбитых машин. Надо сказать, что T26E3 оказался очень живучей машиной — за всё время был списан только один танк (с серийным номером 25). Машина получила прямое попадание в нижнюю лобовую деталь корпуса — при этом весь экипаж, включая механика-водителя, у которого снаряд пролетел между ног, остался жив. Танк частично выгорел и теоретически подлежал восстановлению, но в итоге его решили пустить на запчасти.
Несмотря на то, что танков данного типа было мало, они сыграли весьма важную роль в боевых действиях. Особенно это касалось сражения за Кёльн, где состоялся самый известный бой Heavy Tank T26E3. Машина E-3 с серийным номером 26 и регистрационным номером 30119836 из состава роты «E» 32-го танкового полка 3-й бронетанковой дивизии уничтожила Pz.Kpfw.Panther Ausf.G, стоявший в засаде возле Кёльнского собора. Бой стал известен благодаря тому, что его снимали на кинокамеру. Отличились эти танки и в бою за мост Людендорфа в Ремагене. Одним словом, мартовские бои наглядно показали, что танк удался. Правда, при этом наблюдались проблемы с силовой установкой. Ещё одна проблема заключалась в износе венцов ведущих колёс и бандажей опорных катков. В последнем случае виной были цельнометаллические траки, аналогичная проблема встречалась и на Medium Tank M4.
Результатом применения танков 3-й и 9-й бронетанковыми дивизиями стала не только стандартизация T26E3 как Heavy Tank M26, но и срочная переброска танков новым частям. Уже в конце марта прибыло 40 танков, всего же до конца боевых действий армия успела получить 310 машин данного типа, из которых 200 поступили в боевые части. Появись эти танки на полгода раньше, они могли бы внести куда более существенный вклад в победу. Впрочем, история не терпит сослагательных наклонений — как уже говорилось, для задержки имелись веские основания. В Европу эти танки хотя бы успели, чего не скажешь про тихоокеанский ТВД. Новые машины собирались использовать во время сражения за Окинаву, но прибыли они уже в тот момент, когда боевые действия закончились. Также стоит упомянуть тот факт, что 12 танков направили в Англию — именно они и назывались Pershing. Один из этих танков ныне стоит в Бовингтонском танковом музее. Что же касается танков, которые находились в «первой волне», то минимум один из них уцелел — это машина с серийным номером 35, которая входила в роту «А» 14-го танкового батальона 9-й бронетанковой дивизии. Ныне этот танк стоит в музее города Вулфборо, штат Нью-Гэмпшир, причём с родными маркировками.
Окончание Второй мировой войны сильно ударило по финансированию оборонных программ — касалось это и танкостроения. По этой причине Heavy Tank M26 на пять лет стал самым совершенным танком американской армии. Уже в 1946 году машину переименовали в Medium Tank M26, что вполне логично — на фоне Pz.Kpfw.Panther и Centurion I она была не столь и тяжела. В дальнейшем началась работа по модернизации имевшихся танков. Во-первых, вместо цельнометаллических траков T81 и T80E1 появился резинометаллический трак T84E1. Эти траки оказались гораздо более удачными и не «жевали» бандажи опорных катков. Следующим этапом стала модернизация вооружения. В 1948 году появилась модернизированная 90-мм пушка M3A1, имевшая однокамерный дульный тормоз и эжектор. Эти орудия стали монтировать в M26, при этом ставилась орудийная установка M67A1. Модернизированные подобным образом танки получили обозначение Medium Tank M26A1.
В таком виде данные танки использовались во время боёв в Корее, хотя хватало там и простых M26. В 1950 году «Першинги» сыграли важную роль в отражении наступления северокорейской армии. Всего в 1950 году на территории Кореи использовалось чуть более 300 танков данного типа. Вместе с тем, танк критиковали за недостаточную надёжность и низкую подвижность. По этой причине M26 довольно быстро заменили на его прямое развитие — Medium Tank M46, он же Patton. Эта машина имела более мощный двигатель, благодаря чему оказалась более подвижной. Стоит отметить, что броневая защита этих танков была недостаточно надёжной, и потери оказались очень высокими.
По мере появление новых типов танков M26 постепенно выводились из состава американской армии. Впрочем, это совсем не означало, что их карьера закончилась — стран, готовых взять эти танки на вооружение, хватало. Например, M26 заинтересовал французов, которые безуспешно пытали создать собственный средний танк AMX 50. В 1952 году были получены первые танки данного типа, которые прослужили довольно долго. То же самое касается бельгийцев, которые получили первые M26 в 1951 году. Наконец, крупнейшим зарубежным «пользователем» M26 стала Италия. Первые танки данного типа итальянцы стали получать в 1951 году, всего же их поставили 270 штук. Прослужили они до начала 60-х годов. Следует отметить, что во все перечисленные страны поставлялись как M26, так и M26A1.
Несмотря на все «болячки», M26 стал настоящей удачей американского танкостроения. Машина создавалась тяжело, но, надо сказать, что и в других странах с этим было не намного лучше. При этом, в отличие от Centurion I и Т-44, данный танк всё же успел на поля сражений Второй мировой войны, где хорошо себя проявил. Кроме того, более чем на тридцать лет концепция, заложенная в M26, стала основополагающей в американском танкостроении. Не это ли является лучшим доказательством успеха создателей «Першинга»?
Источники и литература:
- NARA
- ЦАМО РФ
- Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996
- https://usautoindustryworldwartwo.com/Serial%20Numbers/m26-production%20records.htm
Комментарии к данной статье отключены.