В середине ХХ века колониальная империя Португалии в Африке затрещала по швам. В разных её уголках одно за другим появлялись национально-освободительные движения. Не стала исключением и заморская провинция Мозамбик. В 1962 году в соседней Танзании был создан Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), который через два года развязал партизанскую войну против португальских колониальных властей. Борьба с переменным успехом продолжалась десять лет, пока пришедшее к власти в результате Революции гвоздик новое португальское правительство не решило предоставить независимость африканским владениям. В 1975 году на политической карте Африки появились новые государства: Острова Зелёного Мыса, Гвинея-Бисау, Ангола и Мозамбик.
Мозамбикские революционеры боролись не только с европейскими угнетателями, но и между собой. В 1969 году погиб руководитель ФРЕЛИМО Эдуардо Мондлане, получивший посылку с замаскированной под книгу взрывчаткой. Во главе организации встали гораздо более радикально настроенные Марселину душ Сантуш, Самора Машел и Урия Симанго. Сначала первые два отстранили от власти третьего, а в 1970 году единоличным руководителем ФРЕЛИМО стал Самора Машел — выходец из крестьянской семьи, до начала войны за независимость работавший медбратом в больнице. Через пять лет Машел, приверженец марксистско-ленинских идей, стал первым президентом Мозамбика. Он взял курс на союзнические отношения с социалистическими странами, национализировал землю и промышленные предприятия, поддерживал родезийских партизан и создал сеть «центров перевоспитания», куда заключались мелкие преступники и политические противники ФРЕЛИМО.
Курс президента нашёл понимание не у всех жителей страны. Уже в 1977 году в Мозамбике вспыхнула гражданская война, в которой правительственным силам противостояла партия правого толка — Мозамбикское национальное сопротивление (РЕНАМО), пользовавшееся поддержкой Южной Родезии и ЮАР. Боевики РЕНАМО устраивали многочисленные диверсии, стремясь подорвать экономику страны. С 1980 года пришедший к власти в Зимбабве Роберт Мугабе стал оказывать помощь правительству Мозамбика в борьбе с оппозицией. Вскоре гражданская война охватила все провинции Мозамбика.
В 1980 году, в разгар конфликта, в стране поменялась валюта: на смену мозамбикскому эскудо пришёл мозамбикский метикал. Нет ничего удивительного в том, что некоторые банкноты украсил портрет первого президента. На аверсе банкноты достоинством 50 метикалов Самора Машел во время парада принимает государственный флаг из рук солдата, а на более крупной купюре президент изображён в окружении детей.
19 октября 1986 года произошло событие, переломившее ход истории страны: в авиационной катастрофе погиб Самора Машел. По официальной версии, причиной стала ошибка пилотов, однако многие видят в этом инциденте вмешательство ЮАР. Новым главой государства стал Жоаким Алберту Чиссано, взявший курс на либерализацию политической и экономической жизни.
В 1991 году в связи с растущей инфляцией была напечатана новая серия купюр. На этот раз место бывшему президенту нашлось только на одной банкноте — достоинством в 5000 метикалов. В 2006 году банк Мозамбика провёл деноминацию, «отрезав» от всех номиналов три ноля. В это время у власти находился уже третий президент, Арманду Эмилиу Гебуза. Как и предыдущие два лидера государства, он был выходцем из ФРЕЛИМО, поэтому вполне логично, что на лицевой стороне всех купюр был изображён портрет первого президента, при жизни занимавшего пост руководителя этой организации. С 2011 года самые ходовые бумажные купюры достоинством 20, 50 и 100 метикалов постепенно заменяются пластиковыми.
Комментарии к данной статье отключены.