Одним из самых известных британских кораблей Второй мировой войны является тяжёлый авианосец Illustrious, первый корабль своего класса с бронированной полётной палубой. Он сыграл главную роль в легендарном авианалёте на Таранто, но «Прославленному» приходилось выступать в роли не только охотника, но и жертвы. В январе 1941 года у берегов Мальты Illustrious вступил в яростную схватку с десятками элитных бомбардировщиков люфтваффе.
Броня на палубе
В 1936 году британское Адмиралтейство сформулировало требования к проекту тяжёлого эскадренного авианосца с бронированной полётной палубой, способного выдерживать попадания авиабомб массой до 500 кг. Подобный корабль разрабатывался с учётом действий в зоне господства неприятельской авиации, что делало его конструкцию особенно актуальной в свете намечавшегося противостояния Великобритании с Германией и Италией в европейских морях. Одним из мотивов создания бронированного авианосца стала также весьма специфичная доктрина использования палубной авиации в британских ВМС, подразумевавшая фактическое отсутствие полноценных палубных истребителей.
Первый авианосец нового типа, получивший название Illustrious («Прославленный»), был заложен на верфи Vickers-Armstrong в Барроу-ин-Фернесс в апреле 1937 года и спущен на воду в апреле 1939 года. Корабль стандартным водоизмещением 23 000 т развивал скорость до 30,5 узла. Бронирование бортов и стенок ангара достигало 114 мм, палубы — 76 мм. Очень сильным для своего времени выглядело зенитное вооружение: 8 спаренных установок 114-мм орудий и 6 восьмиствольных 40-мм «пом-помов», радар ПВО Type 79. Недостатком являлась малая численность авиагруппы, не превышавшая 35 машин.
Авианосец Illustrious ввели в строй в апреле 1940 года, его первым командиром стал кэптен Дэнис Бойд. Корабль подходил подготовку авиагруппы до августа, после чего направился для несения службы на Средиземное море, где началась война с Италией. На борту Illustrious держал флаг контр-адмирал Артур Ламли Листер, командующий авианосцами Средиземноморского флота.
В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года авиагруппа Illustrious по приказу командующего Средиземноморским флотом адмирала Эндрю Каннингхэма провела дерзкую атаку главной итальянской военно-морской базы Таранто. 24 палубных торпедоносца Swordfish, некоторые из которых были вооружены бомбами, тяжело повредили три итальянских линкора: Littorio, Caio Duilio и Conte di Cavour. Более чем наглядная демонстрация возможностей морской авиации сделала Illustrious одним из самых грозных противников Оси на Средиземном море. Корабль и его команду ждали тяжёлые испытания и громкая слава.
Операция «Excess»
Важным элементом стратегии адмирала Каннингхэма в борьбе за Средиземное море являлся контроль над Мальтой. Владение островом обеспечивало защиту собственных морских коммуникаций и постоянную угрозу противнику. Ценность Мальты прекрасно понимало и командование сил Оси. В декабре 1940 года на аэродромы Сицилии был переброшен X воздушный корпус люфтваффе (командующий — генерал авиации Ганс Гейнслер) — мощная ударная группировка, имевшая успешный опыт боевых действий над морем.
Адмирал Каннингхэм не боялся рискнуть и запланировал на январь 1941 года масштабную конвойную операцию «Excess». Планировалась проводка через центральную часть Средиземного моря конвоев МС4 (4 транспорта из Александрии в Гибралтар) и MW5 (2 транспорта из Александрии на Мальту), а также эвакуация с Мальты группы порожних транспортов. В море должны были выйти главные силы Средиземноморского флота (в том числе 3 линкора, 1 линейный крейсер и 2 тяжёлых авианосца), разделённые на ряд оперативных соединений. Операция разворачивалась на всём пространстве Средиземного моря от Гибралтара до Александрии.
Со стороны держав Оси главным противником британского флота выступала авиация — в первую очередь, немецкий Х воздушный корпус. Всего в январе 1941 года на аэродромах Сицилии базировались 80 бомбардировщиков Ju 88 (авиагруппа LG1), 80 пикирующих бомбардировщиков Ju 87 (авиагруппы StG1 и StG2), 27 торпедоносцев He 111 (авиагруппа KG26), 34 тяжёлых истребителя Bf 110 (авиагруппа ZG26) и 12 разведывательных самолётов Ju 88.
По замыслу Каннингхэма главными силами эскорта, осуществлявшими дальнее прикрытие на маршруте от Александрии до Мальты, являлось соединение «А»: тяжёлый авианосец Illustrious, линкоры Warspite (под флагом командующего) и Valiant, 7 эсминцев. Авиагруппа Illustrious насчитывала 15 истребителей Fulmar (805-я и 806-я эскадрильи) и 20 торпедоносцев Swordfish (815-я и 820-я эскадрильи), которые должны были использоваться для разведки и противолодочной обороны. Соединение «А» покинуло Александрию 7 января, и в тот же день было обнаружено итальянским разведывательным самолётом.
Главные события для соединения «А» произошли 10 января, когда оно находилось примерно в 80 милях к западу от Мальты. В 8:35 эсминец Gallant подорвался на мине. Взрывом кораблю оторвало носовую часть, но корпус остался на плаву, и эсминец Mohawk отбуксировал его на Мальту. В 9:30 «Фулмары» воздушного патруля заявили о сбитом итальянском разведывательном самолёте SM.79, в 11:20 — заявили ещё один. Но проблемы для британцев только начинались. Поскольку ключевую роль в дальнейших событиях играла авиация, то можно отметить, что на тот момент боеспособными в составе авиагруппы являлись не более 10 истребителей Fulmar. В воздухе находились четыре патрульных истребителя и три «Свордфиша», осуществлявших противолодочную оборону.
В 12:10 с соединением «А» сблизились два торпедоносца SM.79, которые сбросили торпеды с дистанции около 2 км. Illustrious и Valiant уклонились от «рыбок», итальянские самолёты смогли уйти, несмотря на преследование четвёрки «Фулмаров» истребительного патруля. Невысокая скорость британского самолёта и его вооружение, состоявшее из пулемётов винтовочного калибра, показали себя не с лучшей стороны. Пилот одного из «Фулмаров» позднее докладывал:
«12:10. Видел два S.79, осуществлявших торпедную атаку флота. Спикировал на них и атаковал в пяти милях (8 км) от флота на высоте 50 футов (15 м). Атака продолжалась до исчерпания боеприпасов. Повредил правый мотор ведущего S.79, подавил задние стрелковые точки обоих самолётов. Вернулся для посадки к флоту, но был встречен зенитным огнём и отвернул».
Безоружные истребители вернулись «домой» как раз к началу вражеского авианалёта. В 12:25 операторы РЛС на Illustrious обнаружили большую группу приближавшихся самолётов. По общепринятой точке зрения, это были 43 пикирующих бомбардировщика Ju 87 и 18 торпедоносцев He 111 в сопровождении 10 тяжёлых истребителей Bf 110. Четыре свежих «Фулмара» истребительного патруля взлетели с палубы десятью минутами позже, когда немецкие самолёты уже начинали атаку. Один из британских пилотов вспоминал:
«Мы разместились на полётной палубе и взлетели до того, как Illustrious развернулся по ветру. Не успели мы набрать 200 футов (60 м), как бомба с первого Ju 87 попала в корабль. Она попала точно в открытый самолётоподъёмник и взорвалась в ангаре — было ужасно видеть, когда ты понимал, сколько людей может разорвать на клочки — но для нас это было чудесное спасение. Пока мы набирали высоту для атаки, «Штуки» пикировали. Когда мы достигли высоты, воздух, казалось, был полон самолётов».
В 12:39 не менее 30 «Штук» обрушились на Illustrious. Малочисленные британские истребители оказались в крайне невыгодном положении. У первой четвёрки закончились боеприпасы, и она могла только имитировать атаки. Вторая четвёрка медленно набирала высоту на относительно тихоходных машинах. В итоге британские лётчики заявили о четырёх воздушных победах, ещё два самолёта были заявлены зенитчиками. Немецкая сторона признала сбитыми только три «Штуки». Британцы достоверно потеряли один «Фулмар», сбитый огнём с Ju 87.
Пилоты пикирующих бомбардировщиков под командованием кавалера Рыцарского Креста гауптмана Пауля-Вернера Хоззера из StG1 атаковали с высоты в полкилометра и ниже. Они использовали бомбы массой 500 и 250 кг, использование бомб массой 1000 кг в этом налёте до сих пор остаётся под вопросом. Результаты молниеносного авианалёта оказались впечатляющими: Illustrious получил шесть бомбовых попаданий, в том числе одно с пробитием бронепалубы. В отчёте командира корабля кэптена Бойда приведена следующая информация:
- Бомба №1. Попала в платформу, на которой размещены установки «пом-пом», пробила её и взорвалась у правого борта.
- Бомба №2. Пробила небронированную носовую часть бронепалубы и взорвалась у левого борта, вызвав затопление и возгорание внутренних помещений.
- Бомба №3. Прямое попадание в восьмиствольную установку «пом-пом», уничтожившее её и убившее расчёты двух установок.
- Бомба №4. Прямое попадание в кормовой самолётоподъёмник, выведен из строя лифт и его электрооборудование.
- Бомба №5. Второе попадание в кормовой самолётоподъёмник, усугубившее повреждения.
- Бомба №6. Пробила бронепалубу и взорвалась в ангаре, повредив носовой самолётоподъёмник и вызвав сильный пожар в ангарной палубе с большими человеческими жертвами. Сгорели пять «Фулмаров» и девять «Свордфишей», четыре «Свордфиша» получили повреждения.
От полученных повреждений вышла из строя электрическая рулевая машина, в 12:55 кэптен Бойд приказал поднять сигнал «Я НЕ УПРАВЛЯЮСЬ». Также вышел из строя радар ПВО. В таком состоянии в 13:30 Illustrious атаковали 7 итальянских SM.79, безуспешно сбросивших бомбы с высоты 4 км. Находившиеся в воздухе британские палубные самолёты тем временем направились на Мальту. Известно, что после дозаправки и снаряжения боеприпасами «Фулмары» взлетели с береговой базы и вечером вновь обеспечивали воздушное прикрытие авианосца.
Illustrious спасло то, что он сохранял ход около 15 узлов. Управляясь машинами, корабль следовал на Мальту в сопровождении эсминцев Jaguar и Hasty, но в 45 милях от спасительного острова вновь был атакован. В 16:10 к соединению «А» приблизились 15 итальянских Ju 87 под защитой пяти истребителей, девять бомбардировщиков сбросили бомбы на авианосец. Атакующие добились одного попадания в район многострадального кормового самолётоподъёмника и как минимум одного ближнего разрыва, вызвавшего затопление. Набравший воду авианосец получил крен в 5 градусов на правый борт. В 17:10 с соединением «А» сблизилась последняя за день группа самолётов, но Illustrious они не атаковали.
Поздним вечером 10 января Illustrious достиг гавани Валетты. На борту авианосца погибли 126 человек, 91 получил ранения. Как вспоминал один из моряков, «Illustrious был похож на лавку мясника». Платой за принесённые жертвы стал успех операции «Excess» — все запланированные в её рамках конвои удалось благополучно провести. 11 января авианосец осмотрели специалисты, составившие официальный рапорт в Адмиралтейство:
«Бронированная палуба пробита, несколько возгораний в передней секции ангарной палубы, офицерские каюты выгорели. <…> Кормовой самолётоподъёмник уничтожен, оборудование выведено из строя. Носовой самолётоподъёмник тяжело повреждён. Корабль затоплен до 136 переборки, вероятно, получил подводное повреждение. Корабль небоеспособен как авианосец и требует капитального ремонта. Энергетическая установка не повреждена. Рулевое управление выведено из строя, корабль достиг Мальты, управляясь машинами».
Illustrious Blitz
Несчастья Illustrious не прекратились и на Мальте. Командование Х воздушного корпуса упорно пыталось добить ускользнувшую от них добычу. Немцы оперативно организовали ряд сильнейших с начала войны на Средиземном море воздушных ударов по Мальте, сконцентрировавшись на гавани Валетты. Дальнейшие события получили в британской военной истории название Illustrious Blitz, в котором обыгрываются название авианосца и ставшее популярным у англичан немецкое слово, подразумевающее массированный авианалёт.
С 11 января Illustrious находился на верфи Парлаторио и проходил срочный ремонт. Большинство команды перевели на берег, в строю оставались расчёты средств ПВО. Рядом с авианосцем находился ремонтировавшийся австралийский лёгкий крейсер Perth, зенитные орудия которого обеспечивали дополнительную защиту. Кроме того, три «Фулмара» присоединились к малочисленной импровизированной авиагруппе, действовавшей с берегового аэродрома. Всего корабли с воздуха могли прикрыть около десяти истребителей ВМС и ВВС.
15 января на авианосце начали ремонт рулевого управления. На следующий же день около 14:00 гавань подверглась массированному авианалёту. 44 Ju 87 и 17 Ju 88 сопровождались эскортом из 20 Bf 110 и 20 итальянских истребителей C.200 и CR.42. По имеющимся данным, некоторые немецкие самолёты несли бомбы массой 1000 кг. Один из пилотов Ju 87 вспоминал:
«Мы получили чёткий приказ постараться изо всех сил и потопить корабль. Мы перелетели на авиабазу Катания и загрузились там 1000-кг бомбами. С такими бомбами под брюхом нужно было полтора часа, чтобы набрать высоту 3000 м».
Впрочем, авианосцу Illustrious относительно повезло. Только одна 500-кг бомба (вероятно, сброшенная с Ju 87), пробила небронированную часть палубы и взорвалась в жилых помещениях корабля. Повреждения оказались умеренными, но возникла угроза структурной целостности корпуса. Ещё одна бомба взорвалась у борта, не нанеся заметного урона. «Блиц» продолжился, 17 января Illustrious пострадал от нескольких ближних разрывов, которые не нанесли заметных повреждений. 18 января в воздушном бою погиб один из «Фулмаров» авиагруппы Illustrious, а на следующий день в воздух поднялся только один палубный истребитель — пилот которого лейтенант Роберт Хенли заявил две победы (Ju 87 и Ju 88).
Во время налёта 19 января авианосец серьёзно пострадал от ближних разрывов. 500-кг бомба взорвалась по левому борту, пробив обшивку и вызвав сильное затопление. Пострадало котельное отделение, от потрясений сдвинулись с фундаментов турбины. Несмотря на всё это, в перерывах между бомбёжками мальтийские рабочие упорно трудились над тем, чтобы корабль мог выйти в море. На верфи удалось полностью восстановить управление и отремонтировать корабельные машины. Вечером 23 января Illustrious в обстановке секретности покинул Валетту и под покровом тьмы на скорости 20-25 узлов направился на восток. Немцев и итальянцев удалось обмануть, и днём 25 января авианосец благополучно достиг Александрии.
Illustrious ремонтировался в Александрии до марта, после чего проследовал через Суэцкий канал, обогнул Африканский континент и направился через Атлантический океан в США. Британские верфи были перегружены, да и направлять израненный корабль в Великобританию было крайне опасно. Авианосец ремонтировался на военно-морской верфи Норфолка с мая по октябрь 1941 года и окончательно вернулся в строй только весной 1942 года. Illustrious нёс активную службу в разных морях и океанах до весны 1945 года, когда получил повреждения от тарана камикадзе и направился в ремонт. В строю Королевских ВМС авианосец находился до 1955 года.
События января 1941 года стали одним из самых ярких и драматичных эпизодов в насыщенной «биографии» прославленного корабля. Они ярко продемонстрировали достоинства и недостатки британских авианосцев времён Второй мировой войны. Более чем наглядно проявилась очевидная слабость британской палубной авиации — малочисленность авиагрупп, относительно низкие ТТХ самолётов, консервативная доктрина использования. «Плавучий аэродром» оказался не в состоянии защитить себя с воздуха.
С другой стороны, конструкция бронированного авианосца проявила себя с лучшей стороны. Едва ли другой авианесущий корабль Второй мировой смог бы выдержать столько попаданий в корпус и перенести такие повреждения. Это отмечалось как офицерами Illustrious, так и специалистами-кораблестроителями. Наконец, команда знаменитого авианосца продемонстрировала высокие профессиональные качества, впечатляющую стойкость и массовый героизм.
Источники и литература:
- armouredcarriers.com
- combinedfleet.com
- iwm.org.uk (официальный сайт Имперского военного музея Великобритании)
- H.M. ships, damaged or sunk by enemy action. 3rd September 1939 to 2nd September 1945 https://www.navy.gov.au/sites/default/files/documents/Ships_Damaged_Sunk_Enemy_Action.pdf
- naval-history.net
- Report from Commanding Officer, HMS Illustrious to Rear Admiral, Aircraft Carriers, Mediterranean https://www.armouredcarriers.com/adm26783/2014/10/16/illustrious-report-from-commanding-officer-january-10
- Авианосцы Второй мировой — М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007
- Thomas Andrew «Royal Navy Aces of World War 2» — Oxford: Osprey Publishing, 2007
Комментарии к данной статье отключены.